Сущность и виды инновационных технологий

В реальных социально-культурных явлениях и процессах альтернативные (инновационные) технологии занимают особое место. Именно они обеспечивают прогресс в различных областях культуры, образования, искусства, народных промыслов и ремесел, необратимое, направленное, закономерное изменение, модернизацию тех или иных видов социально-культурной деятельности.

При этом главным условием зарождения и развития инновационных технологий в социально-культурной среде всегда была и остается выработка максимально большого количества творческих идей.

В силу этого любая из общепринятых социально-культурных технологий, если она обладает несомненными новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняет или изменяет в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников, может претендовать на статус инновационной технологии.

Известные в педагогике, психологии, этике культурологические авторские школы на протяжении десятилетий рождались и сегодня рождаются, как правило, на стыке мировоззренческих концепций с инновационными технологиями. Так, например, вальдорфская педагогика и составляющие ее развивающие технологии исходят из философии Р. Штайнера. Широко известны и такие культурологические авторские школы, как «Дидактическая система обучения» Л.В. Занкова, «Система развивающего обучения» Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, программа «Развитие» А.В. Запорожца и Л.А. Венгера, «Деятельностная теория обучения» П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, «Школа диалога культур» B.C. Библера.

Для всех этих и других авторских школ характерно преодоление существовавшего долгие годы научно-практического параллелизма: теория - отдельно, технология - отдельно.

Хотя с социальными инновациями человечество имело дело всегда, социально-культурная инноватика появилась сравнительно недавно, вместе с развитием и расширением социально-культурной сферы. Как и везде, в социально-культурной среде инновациям присуще свойство расширять привычные представления, часто вносить кардинальные изменения в установившийся распорядок, стиль и ритм деятельности. Это неизбежно приводит к тому, что процесс внедрения инновационных технологий в повседневную жизнь школы, клуба, телевизионного канала или театра никогда не является легким и для всех долгожданным.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация - это всегда или почти всегда нововведение, это целенаправленное изменение, которое вносит в социально-культурную среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общепризнанного в общественной практике досуга, образования, искусства.

Применительно к социально-культурной сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.

Инновационные технологии способствуют повышению эффективности социально-культурной деятельности. Их основу неизменно составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуации, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандартного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют кристаллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов социально-культурной деятельности - муниципальных, общественных структур, всего населения.

Нововведения охватывают различные стороны социально-культурной отрасли и поэтому подразделяются на экономические и ма-териалыкнгехнические, правовые и управленческие, педагогические и организационно-методические. Тем не менее, технологически структура любого из инновационных процессов в учреждениях культуры, образования, искусства, досуга обязательно складывается из двух составляющих: 1) воспроизводства того или иного новшества, способа, метода и 2) использования потенциальных возможностей этого новшества.

Суть альтернативных технологий, используемых в социально-культурной сфере, во многих случаях составляет радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социальноч^илософских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов и замену их другими, альтернативными.

Инновационные технологии в социально-культурной сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества инновационных технологий в области культуры, искусства, образования, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завершенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того, в каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию.

Механизм осуществления инновации

Для углубленного понимания сути инновационных технологий в социально-культурной деятельности воспользуемся структурой предложенного специалистами понятия «цикл развития нововведения».

Примерная схема кодировки механизма осуществления инновационной технологии включает в себя следующую последовательность действий.

Появление инновационной идеи, её формализация, предполагающая обозначение её названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социально-культурной среде.

На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложениями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором1.

Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние каждой страны»2.

Для педагогов, режиссеров, менеджеров, технологов, занятых в социально-культурной сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организаторы самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид социально-культурной деятельности. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т. д. Всякий раз их целевая установка в социально-культурной сффе ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых творческих, образовательных, управленческих решений и задач.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложений и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных социально-культурных технологий и авторских школ.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на коллективную выработку творческих идей. В деловой игре участвует несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты-«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участия автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, образования, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты; затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются); после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1722;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.