Историческая логика и сущность социально-культурного проектирования

По сравнению с программированием, планированием и другими технологиями, направленными на изменение социально-культурной сферы, проектирование, по мнению исследователей, обладает целым рядом преимуществ. По самой своей природе оно технологически основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д. Проект не является ни жесткой программой, ни детально проработанным планом - нормативными документами, содержащими перечень мероприятий, намечаемых на перспективу.

Проектирование объектов социально-культурной сферы существенно отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн).

Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

Виды проектных технологий

Как определенный тип деятельности, проектирование обладает характерными признаками, позволяющими осуществить его классификацию, выделить в нем определенные группы.

Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов. Еще Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противодействие ей». Названный принцип выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генеральная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому.

Социально-культурная среда дает обильную пищу для творческого воображения и фантазии. В сфере досуга, искусства, оздоровления, социально-культурной реабилитации непривычное, необычное возникает часто вне правил, казалось бы, неоднократно проверенных на практике.

В практике социально-культурного проектирования принцип антиканонов предполагает формирование у проектировщиков способности к инициированию нестандартных решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

Проективная деятельность в социально-культурной сфере носит универсальный, всеобъемлющий характер. Изначально, как свидетельствует исторический опыт России, содержание и границы этого типа деятельности были заданы культурной традицией, объединявшей армию народных умельцев, мастеров, ремесленников, для которых участие в производстве и реализации своего культурного продукта или услуг обязательно начиналось с разработки своеобразного эскиза или проекта. Практически для всех социально-культурных технологий, бытовавших в разные времена и у разных народов, проектирование было и остается основополагающим, интегрирующим элементом.

Актуальность овладения знаниями, умениями и навыками в области социально-культурного проектирования обусловлена и тем, что проектные технологии имеют широкую область применения для всех профессий педагогической, культурологической, социально-культурной направленности

Комбинация различных способов проектирования в сочетании с теми или иными элементами содержания, отражающими богатство и неповторимое разнообразие социально-культурной сферы, дает нам бесконечное множество вариантов специализированных авторских социально-культурных технологий в области искусства, образования, досуга, спорта. Так, например, результатом синтеза художественного и технического проектирования являются технологии современного дизайна; органическое соединение социального, психолого-педагогического и художественного проектирования служит базой для создания и развития технологий общественных связей («пиар-технологий»); усилиями специалистов в области природоохранного, медико-социального и инженерного

проектирования рождается целостный блок экологонаправлен-ных технологий. То же самое можно сказать об оригинальных творческих проектах в различных областях социально-культурной сферы.

Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.

В качестве базы проектных технологий широко известны разновидности социально-культурных проектов: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты создания новых или развития существующих досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

В рамках регионально ориентированных совместных образовательных, досуговых, художественно-творческих и других проектов и программ координируются усилия государственных (муниципальных) и негосударственных (общественных, предпринимательских и других) субъектов социально-культурной деятельности, практически выстраивается и реализуется последовательная политика протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общностей, групп и отдельных граждан. Особенно актуальна и значима разработка социально обеспеченных проектов для культуроемких областей жизни отдельно взятого региона: дополнительного образования и досуга, эстетического воспитания, развития профессионального искусства и народного творчества, концертно-зрелищного обслуживания.

Объективно необходимой является «привязка» проекта к конкретным социально-экономическим, демографическим, культурным особенностям региона, образу жизни и традициям его населения. Результаты служат основой для процесса реализации проекта и, в первую очередь, разработки таких управленческих документов, как бизнес-план, медиа-план и мастер-план.

Далее в этих документах получают отражение следующие обязательные разделы:

• Анализ собственных возможностей и объективных условий для реализации обучающей технологии.

• Характеристика содержания проекта, сути образовательных услуг, оказание которых является целью проекта.

• Разработка и проведение маркетингового исследования по изучению возможного спроса на специалистов среди:

- государственных, муниципальных учреждений и служб;

- негосударственных общественных формирований;

- коммерческих структур;

- отдельных социальных, профессиональных, возрастных, национальных и других групп и общностей.

• Подготовка рабочего места и необходимой материально-технической базы для организации учебного процесса (помещения, необходимого аудиокомплекса, студий и др.).

• Разработка учебного плана (внесение творческих элементов в процесс моделирования программ); технологий создания информационных, рекламных, игровых, и обучающих программ.

• Разработка организационного и финансового планов реализации образовательного проекта. Подготовка юридической схемы реализации учебного плана.

 








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1035;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.