Посеешь привычку, пожнешь характер

(дискуссия)

Цель: Помочь родителям понять процесс формирования личности ребенка и становления его характера. Способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений между поколениями.

Оборудование: В ходе беседы была использована музыка: Л. Ван Бет­ховен, симфония № 5, вступление; Г. Свиридов «Тарантелла» (отры­вок); Д. Шостакович «Ромео и Джульетта» (отрывок «Шествие рыца­рей»); Глюк «Орфей и Эвридика», «Мелодия для флейты».

Ход дискуссии

Ведущий

С тех пор как вертится земля,

С тех пор, как мир летит в сети тысячелетий,

Мы часто задаем вопрос: «А кто же Я?»

И ждем, что кто-то на него ответит.

В водовороте мыслей и идей,

Характеров и помыслов людей

Мы ищем лишь ответ на свой вопрос:

«Зачем же Я на белом свете рос?»

Чтоб принести с собой любовь и доброту,

Чтоб видеть воплощенную мечту

Иль чтоб гранита тверже быть и долететь до звезд?

Мы ищем лишь ответ на свой вопрос:

«Зачем же Я на белом свете рос?»

Как колос вырастает из зерна,

Как тот нектар, что в улей свой несет пчела,

Как капля, что дает начало океану

Есть в личности у каждого из нас

Начало, тот росток, что прорастает в гордости цветок

Или в коварную лиану.

Привычка - вот название тому ростку

Что всем приносит радость иль тоску,

Что прорастает в злой иль добрый час.

Мы приглашаем к разговору вас,

Мы приглашаем мыслить с нами вместе

И возражать, Вы не согласны если,

Ведь истина есть в споре, есть и суть

Мы начинаем над привычкой суд.

Судья. Общество состоит из отдельных личностей и характеров, как мозаичное полотно из кусочков разноцветного стекла. Чем чище и светлее ее составляющие, тем красивее картина. В возникновении негативных черт характера человека мы обвиняем привычку, как на­чальный этап формирования личности.

Мы приглашаем Вас, уважаемые педагоги, быть присяжными в этом необычном процессе. А вас, дорогие родители, свидетелями, так как семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социаль­ное рождение. Родители являются основными исполнителями про­цесса воспитания.

Итак, слушается дело о привычке. И мы предоставляем слово об­винению.

Обвинение. Ваша честь, господа присяжные заседатели! При­вычка - это сложившийся способ поведения, осуществление которо­го в определенных ситуациях приобретает для человека характер по­требности. Привычки - это вредные, закрепленные в личности спо­собы поведения, агрессивные по отношению к самой личности или к обществу. К вредным привычкам чаще всего относят курение, пьян­ство, употребление наркотиков, а также привычки, влияющие на нрав­ственное поведение человека, не соответствующее нормам обществен­ной морали. Перечисленные явления представляют собой различные отклонения от здорового образа жизни. И мы бы хотели представить их основные социальные и личностные последствия. Прежде всего здесь нужно сказать о курении. Людей не убеждают приводимые Все­мирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих. Многие говорят, что они курят пото­му, что хотят, и бросят в любой момент. Но на самом деле вырваться из круга своей пагубной привычки уже не могут. То же можно сказать о других видах зависимости: алкогольной и наркотической.

Судья. Защита, Вам слово.

Защита. Я хотела бы обратить внимание присяжных и свидете­лей на то, что формирование многих ценных качеств личности буду­щего взрослого человека, его характера, поступков включает образо­вание у ребенка уже в раннем возрасте необходимых навыков и при­вычек: нравственного поведения, трудовых, культурно-гигиенических и многих других. Частные привычки приводят к формированию бо­лее общих, дополняющихся убежденностью. И вот уже привычка ста­новится чертой характера. А наша с вами общая забота вырастить ребенка добрым, чутким, вежливым, трудолюбивым, умелым - словом, привить ему лучшие качества. И первой помощницей в этом нелег­ком деле будет привычка. Привычка сопереживать, сочувствовать, окружать себя красотой и добром.

Судья. Так что же такое привычка? Положительная или отрица­тельная сторона в процессе формирования характера наших детей?

Заслушаем свидетелей. Родители, Вам слово.

(Идет обсуждение данного вопроса между родителями и педагогами.)

Судья. Привычка является основоположником как положитель­ных, так и отрицательных черт личности. Но осталось невысказан­ным мнение не менее важных участников нашего процесса. Слово пре­доставляется Привычкам.

(Входят три девочки изображающие привычки: Нехочуха, Жадина, Грубиянка).

Судья. Привычек великое множество, но мы представляем толь­ко трех, и первая из них Нехочуха.

Нехочуха

В доме слышен стук и гром,

В доме все стоит вверх дном.

Плачет бабушка и мать,

Не пора ли дом убрать?

«Не хочу, не буду! - слышится оттуда. -

Не хочу играть в песок!

Не хочу одеть носок!

И не буду есть котлету,

Дайте лучше мне конфету».

Это я все натворила,

В Нехочуху превратила.

Я и вас всех научу:

Ну, скажите: «Не хочу!!!»

Судья. Дорогие свидетели, какой, по-вашему, характер может вы­расти из этой привычки?

(Собравшиеся высказывают предположения.)

Судья. Да, такой сложившийся способ поведения может превра­титься в большое зло.

(Заходит воспитатель, представляющий характер.)

Эгоист

Вопрос о смысле бытия не сложен.

Мне все равно - богат народ мой, иль заброшен

И почему же я; такой хороший, должен

Заботиться ну просто обо всем?

Мне ведь и дела нет до тех, кто голодает,

Кто радуется или, может быть, страдает.

А мне тепло и сытно,

И к тому же,

Зачем мне чье-то горе будет нужно?

Ведь главное на свете - это Я.

И чтобы процветала жизнь моя.

(Подходит к привычке, берет ее за руку и уводит из зала).

Пойдем со мной, моя сестричка, Моя хорошая привычка.

С уд ь я. А теперь следующая привычка - Жадина.

Жадина

Ни за что и никому, даже другу своему Я не дам игрушки, куклы и хлопушки. Ну, а это - спору нету -Очень вкусные конфеты. Но не дам и полкуска я, Мне самой едва хватает. Все мое всегда со мной Хоть зовут все жадиной.

Судья. Как вы думаете, какие черты характера будут у человека, имеющего в детстве такую привычку? Ведь как часто мы, взрослые, шепотом на ушко говорим нашим детям: «Спрячь, съешь потом, у тебя мало, на всех не хватит». Насколько это правильно?

(Идет обсуждение. Заходит воспитатель, представляющий характер).

Скупой

Средь бурь и радостей,

Средь дней тревожных и счастливых

Есть главная деталь.

Она важна сейчас,

Была важна и встарь.

Деньгами мы зовем деталь ту

И наживой.

Ведь будет счастлив лишь тогда народ,

Когда копейку он и рубль бережет.

И смыслом жизни каждого

Должно, бесспорно, быть-

Беречь копейку.

Все копить, копить, копить.

И никому другому не давать,

Пусть даже жадиной тебя

Все будут называть.

(Подходит к привычке, берет ее за руку и уводит из зала).

Суд ья. Сейчас мы послушаем еще одну привычку - Грубиянку.

Грубиянка

Что за глупые слова,

Идет кругом голова!

Мне «спасибо» говорить –

То, что кислый уксус пить.

«Здравствуйте» сказать мне сложно,

Прямо скажем, невозможно.

Вежливых детей, поверьте,

Нет скучней на целом свете.

Судья. Как Вы думаете, чем может быть опасен человек, имею­щий в детстве такую привычку?

(После обсуждения заходит воспитатель, представляющий характер).

Грубиян

Я вам скажу вот что:

Чем здесь сидеть

И сладенько о лучшей жизни петь,

Вы бы пошли и потрудились дружно.

Все то, что говорите вы,

ведь никому не нужно,

А вы тут нежите друг друга похвалой!

Вам думать нужно,

Чаще думать головой.

(Обращаясь к привычке).

Ну, что сидишь,

А ну, пошли со мной!

Судья. Человеческая личность сложна и многогранна. Некото­рые положительные черты характера дают неограниченные возмож­ности в общении.

Обвинение. Но маленький человек неопытен и не может сам сориентироваться в огромном количестве информации. Привычки возникают спонтанно и мы, взрослые, не можем ими управлять.

Защита. А я думаю, что навыки и привычки основываются на чув­ствах и разумном отношении ребенка к окружающей действительно­сти. Ребенок привыкает поступать так, как мы его учим; словом и соб­ственным примером, и наконец испытывает в этом потребность. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, должны решать эту задачу всем миром: детский сад, семья, общество.

Судья. Господа присяжные заседатели, посовещайтесь и реши­те, насколько взрослый, педагог или родитель, может влиять на воз­никновение положительных или отрицательных привычек и, со­ответственно, формирование определенных черт характера. По прошествии указанного времени вы должны будете сообщить нам свое решение.

(Педагоги совещаются.)

Судья. Мы хотим заметить, что только единство требований дет­ского сада и семьи может обеспечить ребенку условия для полноцен­ного развития, наполнить детскую жизнь полезными делами и хоро­шими поступками. Ведь как сказал древний философ: «Счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание». И в нашей жизни хорошего больше, чем плохого.

(В зал заходит ребенок изображающий положительную привычку).

Давайте будем мы добрей,

Прекрасней и мудрее,

Сильнее в щедрости своей,

И будет мир теплее.

Давайте будем говорить

Друг другу комплименты,

Моменты счастья вспоминать,

Прекрасные моменты.

Привычки, правда, могут быть

Грубы и необычны.

И лень, и черствость средь людей

Бывает так привычна.

Но если вместе нам, друзья,

Приходится по жизни плыть;

То и забота, и любовь

Привычкой тоже могут быть.

Судья. Как вы думаете, насколько справедливо это утверждение? Разве забота и любовь могут быть привычкой? Не является ли это сущ­ностью человека, данной ему от рождения?

(Идет дискуссия.)

Судья(подводит итог). «Все мы родом из детства», - эти прекрас­ные слова как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни. Ведь человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человечес­ком - воспитай своих детей. Аккуратность, привычка сопереживать - именно они помогут вырастить ребенка вежливым, добрым, чутким, трудолюбивым. Мы бы хотели видеть его именно таким.

(В зал заходит воспитатель представляющий соответствующий характер).

Пред щедрыми духом

Всегда преклоняюсь.

Мысли и чувства

Жадно ловлю,

В чувстве прекрасного

Я растворяюсь,

Я этот мир бесконечно люблю.

Обвинение. Ваша Честь, у меня вопрос. Альтруизм, щедрость -прекрасные чувства, но так как материальные блага в нашей жизни играют не последнюю роль, излишняя расточительность может иметь и довольно пагубные последствия. Ушинский говорил: «Перед вели­ким умом я преклоняю голову, а перед великим сердцем - колени». Все богатства преходящи, материальное состояние обычно бывает изменчиво. Неизменным остается лишь сила духа, богатство и много­гранность натуры. Это и есть главное сокровище, именно на это надо направлять наших детей.

Судья. Мы выслушали два разных мнения. Добро и зло - растя­жимые понятия, на любой поступок можно посмотреть по-разному.

Какие же именно поступки наших детей следует отвергать, а какие культивировать? Мы просим суд присяжных перейти к тайному голо­сованию и написать, какие привычки вы считаете необходимым вос­питывать в наших детях.

В продолжение темы у меня последний вопрос к свидетелям. Все девочки любят украшать себя, в них как в бутоне будущего цветка со­брано все женственное и прекрасное. Как часто можно слышать: «Мама, я не надену это платье, оно не модное». «Сейчас так делают все», - говорит маленькая дочка, крася глаза и губы. Хорошо это или плохо, как вы, родители к этому относитесь?

Судья. (Подводя итоги голосования, и вынося вердикт). Детство - это цветущий луг, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. Порой нам кажется, что мы знаем о ребенке все, потом понимаем, что не знаем почти ничего. Он - тайна, он - загадка, он - маленькое чудо. А чудеса непостижимы. И единственной тропинкой на пути к разгадке этой тайны будет добро.

(Исполняется песня)

Творите добрые дела.

Творите добрые дела!

Они обратно к Вам вернутся,

И в каждом сердце отзовутся.

Творите добрые дела!

Не по одежке - по уму

Всегда входящего встречайте

И хлебом-солью привечайте,

Наполнив ветхую суму.

Без дел молитва не сильна,

Ее Всевышний не услышит.

Пока жива душа и дышит,

Творите добрые дела.

Без дел молитва не сильна, ее Всевышний не услышит и не смо­жет помочь. Ведь он всегда говорит с нами сначала шепотом любви, и если человек не слышит его, то он говорит с ним голосом совести. Если же он опять глух к этому голосу, то Господь говорит с ним на язы­ке страданий.

Мы желаем, чтобы вас не мучила совесть, чтобы в вашей жизни не было места страданьям, и чтобы лишь шепот любви слышали ваши души.








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 727;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.