Лекция 20 Зарубежное искусство XX в. Модернизм.
XX век как новая эпоха в развитии и обострении противоречий капиталистического общества, как эпоха социалистических и колониальных революций. Глубокий кризис буржуазной культуры, рост анархистски- индивидуалистических тенденций. Возникновение в искусстве начала XX в. направлений, выдвигающих на первый план принцип самовыражения и «свободы творчества». Борьба реалистического искусства против модернизма.
Основные направления в живописи.Эстетические позиции «диких». Творчество Матисса. Сочетание в искусстве Матисса принципа условности и жизнеутверждающего, оптимистического начала.
Формалистические течения в европейском искусстве кануна первой мировой войны. Основные принципы кубизма, футуризма, экспрессионизма. Зарождение абстрактного искусства.
Абстракционизм как ведущее формалистическое течение в искусстве XX в. Роль В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана и др. в формировании принципов абстрактного искусства. Близость эстетики абстракционизма в ряде современных капиталистических стран.
Сюрреализм как одно из наиболее реакционных направлений в современном зарубежном искусстве. Антигуманистический характер сюрреализма. (2 часа)
Художественная культура XX столетия — одна из самых сложных для исследования в истории мировой культуры. Это и понятно, ибо ни один век не знал таких величайших социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого широкого национальноосвободительного движения, такого ошеломляющего научнотехнического прогресса. В эпоху социалистических революций и общего кризиса капитализма в идеологии и культуре наблюдается острая борьба направлений. В нее включились страны и народы, ранее не имевшие профессионального искусства. Территориальные границы изменились, и теперь почти невозможно нарисовать картину развития только западноевропейского искусства, не затрагивая искусства стран других континентов.
Центром развития многообразных форм реализма, прежде всего социалистического, стали страны социализма. В утверждении принципов социалистического реализма им помогает опыт Советского государства. В буржуазной же культуре все углубляется кризис этических и эстетических законов и традиций художественного творчества. Сложность характеристики этих процессов состоит в том, что подобная «дифференциация» не исключает существования переходных, промежуточных явлений и очень часто творчество одного художника является полем борьбы разнородных художественных направлений и концепций. В постоянной борьбе искусства реалистического, истоки которого лежат в лучшем, что создало мировое искусство, и которое отражает социальные идеи общества, и искусства модернистского, авангардного, как называют себя его представители, в этой непрекращающейся борьбе каждодневно создается новое, прогрессивное искусство XX в. Оно не всегда имеет ясно выраженную реалистическую форму, но независимо от этого активно вмешивается в жизнь, в острополемической форме решая наболевшие вопросы современности. Оно реалистично по своей сути, по неотторжимости от своей главной задачи — изображения мира человека. Постоянная борьба двух направлений в развитии мирового искусства — того, что мы называем реалистическим, даже если художник отказывается от многого в принципах реалистической формы, и формалистического, выраженного различными направлениями авангардизма, — основная черта художественной культуры нашего столетия.
Искусство XX в. прошло определенные этапы развития. Уже с 90х годов XIX в, со времени вступления капитализма в свою последнюю стадию — империализм, отчетливо прослеживаются черты, которые станут примечательнылш для искусства новейшего времени. Для начала XX в. (1900—1917) характерна острая борьба всех форм антиреалистического искусства за право на существование. Именно в этот период сложились основные авангардистские течения, позже выступавшие лишь в разных модифицированных вариантах.
Время между двумя мировыми войнами характеризуется усилением борьбы между реакционной, буржуазной культурой и реалистической, демократической. Этот период дал мировому искусству крупнейших прогрессивных мастеров изобразительного искусства.
Разгром фашизма во второй мировой войне, возникновение новых социалистических государств, рост антиимпериалистического движения и национальноосвободительной борьбы, крах колониальной системы капитализма — все это дало толчок дальнейшему развитию прогрессивного искусства, необычайно обострило его борьбу со всякого рода формалистическими течениями.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1340;