Блоки и составные операторы

Любая последовательность операторов, заключенная в фигурные скоб­ки, является составным оператором (бло­ком). Составной оператор мо­жет использоваться везде, где синтаксис языка допускает обычный оператор. Идентификатор, объявленный в блоке, имеет область действия от точки объявления до конца блока.

6.2.10.2. Оператор возврата из функции ‑ return

return [<выражение>];

Оператор предназначен для выход из функции со значением указан­ного выражения. Если выражение отсутствует, то в объявлении функции это указывается параметром void перед именем функции.

 

6.2.10.3. Условный оператор ‑ if

if (<условие>) <оператор-1 >[else <оператор-2>]

Если условие истинно, то выполня­ется <оператор-1>, в противном случае - <оператор-2>. Синтаксис предписывает, что else всегда относится к ближайшему оператору if.

Примервложенногооператораif:

int main(int argc, char **argv) { int i = 4, j = 6, k = 8; if (i < k) if (i > j)

printf ( «оператор 1\n» ); else printf ( «оператор 2\n»);getch(); return 0; }

6.2.10.4. Условная операция ‑ ?

<результат>= (<условие>) ?< выражение-1>:< выражение-2 >

Если условие истинно, то результату присваивается значение <выражение-1>, иначе ‑ < выражение-1>.

Пример: main ( ) {int i = 6, j= 4; int result = ( i < j ) ? i : j; }

 

6.2.10.5. Оператор выбора варианта ‑ switch

switch (< выражение >)

{case <константное выражение_1> : <операторы> [<break;>]

...

case <константное выражение_n > : <операторы> [<break;>]

[default: <операторы>]

}

После вычисления выражения в заголовке оператора его результат последовательно сравнивается с констант­ными выражениями, начиная с самого верхнего, пока не будет установлено их соответствие. Тогда вы­пол­няют­ся операторы внутри соответствующего case, управление пе­рехо­дит на следующее константное выражение, и проверки продолжаются. Именно поэтому в конце каждой последова­тельности операторов должен присутствовать оператор break. После выполнения последовательности операторов внутри одной ветки case, завершающейся оператором break, происходит выход из оператора switch. Обычно оператор switch исполь­зуется тогда, когда программист хочет, чтобы была выполнена только од­на последователь­ность операторов из нескольких возможных. Каждая последовательность операторов может содер­жать нуль или бо­лее от­дельных операторов. Фигурные скобки в этом случае не требуются.

Если ветка, называемая default (умолчание) есть, то пос­ле­до­ва­тель­ность опе­раторов, стоящая непосредственно за словом de­fault и дво­е­­­точием, выполняется только тогда, когда сравнение ни с од­ним из стоя­щих выше константных выражений не ис­тинно.

6.2.10.6. Оператор безусловного перехода ‑ goto

Оператор goto используется для передачи управления внутри функции от одного оператора к другому. Синтаксис оператора такой:

goto <идентификатор>.Управление передается безусловно на оператор, помеченный указанным идентификатором.

Пример: goto backend; ... backend: x+= 3; ...

Рекомендуется минимизировать число операторов goto и не вхо­дить извне внутрь бло­ка операторов if, else, switch или операто­ров цикла.

6.2.10.7. Цикл с предусловием ‑ while

while (<условие>) <оператор>.

Проверка условия про­изводится перед выполнением тела цикла. Если результат вычисления условного выражения ‑ истина, то выпол­няется оператор (или группа операторов). Перед входом в цикл while в первый раз обычно инициализируют одну или несколько переменных для то­го, чтобы условное выражение имело какое-либо значение. Оператор или группа операто­ров, составляющих тело цикла, должны, как правило, из­­менять значения одной или нескольких переменных, входя­щих в ус­лов­ное выражение, с тем, чтобы в конце концов выражение обратилось в нуль, и цикл завершился. Оператор continueпередает управ­ле­ния на начало следующего повторения цикла. Цикл while завершается, если условие ста­ло ложным или в теле цикла встретился оператор breakили return.

Примерпрограммы поиска элемента в массиве:

int main(int argc, char **argv) // основная функция

{ int scores[100];extern int search(int data[ ],int size,int key);// объявл.функции

int i; for (i = 0; i < 100; i++) scores [ i ] = i; // заполнение массива

printf( «\nИндекс числа 107 в массиве = %d\n»,search (scores, 100, 107 ) );

getch(); return 0;

} // конец основной функции

int search (int data [],int size,int key) // функция поиска элемента массива

{ int index = 0; while ( index < size && data [ index ] != key ) index++;

return ( data [index]==key )?index : -1;}

6.2.10.8. Цикл с постусловием ‑ do while

В цикле do while проверка условия осуществляется после выпол­нения тела цикла. Синтаксис цикла: do <оператор>while (<условие>);

Оператор continue передает управление на начало следующего пов­то­рения цикла. Цикл прекращает выполняться, когда условие становится ложным или внутри цикла встретился оператор break или return.

Пример функции сравнения двух строк (str1, str2):

int main(int argc, char **argv) // основная функция

{extern int compare ( char str1 [ ], char str2 [ ] ); char str1 [ 80 ], str2 [ 80 ];

printf («\nВведите первую строку: «); scanf( «%s», str1); // ввод строки 1

printf («\nВведите вторую строку: « ); scanf ( «%s», str2); // ввод строки 2

if ( compare (str1,str2 )< 0) printf ( «\nПервая строка меньше второй «);

else if (compare (str1,str2 )==0) printf ( «\n\nПервая строка равна второй»);

else printf («\n\nПервая строка больше второй»); getch();

} // конец основной функции

int length (char str [ ]) // функция вычисления длины строки

{int index=0; while (str [index++]!= 0 ); return -index;}

int compare (char str1 [ ], char str2 [ ] ) // функция сравнения строк

{extern int length(char str[ ]); int len1 = length(str1); int len2=length( str2 );

int index=-1; int minlength=(len1<len2)?len1:len2; // длина короткой строки

do index++; while (index < minlength && str1[index] ==str2[index]);

if (len1== len2 && str1[index] == str2[index]) return 0; // строки равны

if ( str1[index]==str2[index] &&len1 < len2)return -1; // строка 1 < строки 2

if (str1[index]==str2[index] &&len2 > len1) return 1; // строка 1 > строки 2

if (str1[index ]<str2[index]) return -1; else return 1; // строка 1 > строки 2

}

6.2.10.9. Итерационный цикл ‑ For

for ([<выражение-1>];[<выражение-2>];[< выражение-3>]) <оператор>

Формально правила выполнения этого оператора можно описать так:

1. Если первое выражение присутствует, то оно вычисляется.

2. Вычисляется второе выражение (если оно присутству­ет). Если вы­ра­­ба­ты­вается значение 0 (false), то цикл пре­кращается, в противном случае цикл будет продолжен.

3. Исполняется тело цикла (<оператор>).

4. Вычисляется третье выражение (если оно присутствует).

5. Переход к пункту 2.

Появление в любом месте тела цикла оператора continue или break при­во­дит к переходу к шагу 4 или к выходу из цикла соответственно.

Пример программы подсчета суммы ряда 1+1/2+1/3+1/4+...1/1000:

int main(int argc, char **argv) {

float s, i; for (s=0,i=1;i<=1000; s+=1/i++); printf ( «\n%20.8f», s); getch(); }

Пример программы подсчета среднего числа массива чисел 1,2,..,100:

# define size 100 // макроподстановка размерности массива - 100

int main(int argc, char **argv) { // основная функция

int data [size]; extern float average (int a[ ], int s ); int i;

for (i=0; i<size; i++) data [i]= i; // заполнение массива числами от 0 до 99

printf( «\nСреднее значение массива data=%f\n»,average(data,size));getch(); }

float average( int a [ ], int s ) // функция подсчета среднего числа массива

{ float sum = 0.0; int i; for (i = 0; i < s; i++) sum += a [ i ]; return sum / s; }

Пример программы вычисление максимальных и минимальных зна­чений элементов массива случайных чисел:

# define size 100 // макроподстановка size=100 ‑ размерность массива

int main(int argc, char **argv) { // основная функция

float scores [size]; // объявление массива из ста вещественных чисел

float max(float data[ ],int s), min(float data[ ],int s); // объявление функций

int i; randomize(); // включение счетчика случайных чисел

for (i =0; i < size; i++ ) scores[ i ]= rand(); // заполнение массива случ.чисел

printf (« \nМаксимальное значение = %f», max( scores, size ));

printf («\nМинимальное значение = %f\n», min( scores, size )); getch(); } float max(float data [ ], int s ) { // функция поиска максимального числа

float maximum = data [ 0 ]; int i; for(i=1;i <s; i++)

if (data[i]>maximum ) maximum=data[i]; return maximum; }

float min( float data [ ], int s ) { // функция поиска минимального числа

float minimum = data [0]; int i; for (i = 1; i < s; i++)

if ( data [1] < minimum ) minimum = data [i]; return minimum; }

Пример программы сортировки «методом пузырька» массива из десяти случайных чисел. В основной функции в массив data заносится size (десять) вещественных чисел, затем вызывается функция сортировки bubble_sort, после чего от­сортированный массив распечатывается.

На первом проходе алгоритма сортировки все элементы массива, начиная с последнего, сравниваются попарно, и если элемент а[j] оказы­вает­ся меньше, чем элемент а[j-l], то элементы меняются мес­тами. После завершения первого прохода наименьший элемент массива будет помещен в a[0]. На втором проходе выполняются те же действия, однако про­ход заканчивается на элементе a[1]. После второго прохода второй по значе­нию элемент будет в a[1] и т.д. Название «метод пузырька» дано алго­рит­му потому, что при каждом просмотре наименьшие элементы как бы мед­ленно всплывают «наверх», подобно пузырьку воздуха в воде.

# define size 10 // макроподстановка size=10 ‑ размерность массива

int main(int argc, char **argv) { // основная функция

float data [size]; // объявление массива

extern void bubble_sort(float a[ ], int s); // объявление функции сортировки

int index; randomize(); // включение счетчика случайных чисел

for (index=0;index<size;index++) data[index]=rand(); // заполнение массива

bubble_sort ( data, size ); // обращение к функции сортировки массива

for (index=0;index<size; index++)// цикл вывода отсортированного массива

printf( «\ndata [ %d ] = %f», index, data [ index ]); getch(); }

void bubble_sort( float a [ ], int s ) { // функция сортировки массива

int i, j; float temp; // объявление переменных

for ( i=0;i<s-1;i++) // внешний цикл

for(j=s-1;j>1;j--) // внутренний цикл

if (a[j]<a[j-1]) {temp=a[j]; a[j]=a[j-1];a[j-1]=temp;} }

 

Пустой оператор

Пустой оператор представляется символом «;», перед которым нет вы­ра­жения. Пустой оператор используют там, где синтаксис языка тре­бует присутствия в данном месте программы оператора, однако по логике прог­раммы оператор должен отсутство­вать.

Необходимость в использовании пустого оператора часто возника­ет при программировании циклов, когда дей­ствия, которые могут быть вы­пол­нены в теле цикла, цели­ком помещаются в заголовок цикла.

 

Указатели

Указатель- это адрес памяти. Значение указателя сообщает, где раз­­ме­щен объект, но не говорит о самом объекте. Пере­мен­­ная типа ука­за­­тель описывается так: <тип> *<переменная-указатель>. Данная запись означает, что переменная-указатель является указателем на любую переменную указанного типа.

Символ операции «(звез­дочка) используется для задания указателя на объект.

Пример: int *х; // указатель на любую переменную типа int. Указатель на тип void совместим с любым указателем.

Пример: void *х; int *y; // допустимо присваивание: y = x.

Двумя наиболее важными операциями, связанными с указателями, являются операция обращения по адресу (разадре­сации) и операция опре­де­ления адреса. Операция обращения по адресу (*) служит для прис­ваива­ния или счи­тывания значения переменной, размещенной по адресу «переменная‑ ука­затель» (*ptr_var = value).

Пример. Предложение *х=16 означает, что по адресу, зада­ваемому в х, помещается значение 16.

Операция определения адреса возвращает адрес памяти своего опе­ранда. Операндом должна быть переменная. Операция определения ад­реса выполняется следующим образом:

<указатель-переменная>=&<переменная>;

Пример. Запись a=*&b равносильна записи a=b.

Для определения адреса массива операцию & можно не указывать перед его именем.

Если переменная, например, ptr определена как указатель на струк­ту­ру, то для дос­тупа к полю структуры (field); можно ис­пользовать опера­цию -> в виде: ptr->field, которая эквивалентна выражению (*ptr).field.

Существует четыре способа задать переменной-указателю начальное значение:

• описать указатель вне любой функции или снабдить его предписанием static. Начальным значением явля­ется нулевой адрес памяти ‑ 0;

• присвоить указателю адрес переменной;

• присвоить указателю значение другого указателя;

• использовать операторы распределения памяти newи delete.

Операция динамического выделения памяти имеет вид:

<указатель-переменная>=new[<имя переменной>] [<тип переменной>];

Операция возвращает нулевое значение, если не может выделить па­мять.

Операция освобождения выделенной памяти имеет вид:

delete <указатель-переменная>.

Примеры:

ptr=new int [3];// выделение памяти для массива из трех элементов типа int

ptrf=new float[3][5];// выделение памяти для массива 3 на 5 чисел типа float

ptrstack=new stack; //выделение памяти для структуры (записи) stack

delete ptrstack; // освобождается память выделенная ранее по адресу ptrstack

Пример динамического формирования и вывода стека (п. 1.9.3):

int main(int argc, char **argv) { // создание и вывод стека из чисел 1,2,3,4,5

struct stack { int inf; stack* next;}; // объявление структуры (записи) stack

stack *top=0,*kon,*del;//объявление переменных-указателей на запись stack

for (int i=1;i<=5;i++) // цикл формирования стека из пяти записей

{ kon=new stack; // выделение памяти для новой записи

kon->next=top; kon->inf=i; //запоминание адреса предыдущей записи

top=kon; // запоминание адреса последней записи (вершины стека)

} // конец цикла формирования стека

kon=top; // установка адреса вершины стека (последней записи стека)

while (kon!=0) // цикл вывода записей стека на экран (cout << ) (п. 6.5.2)

{cout<<kon->inf<<endl;del=kon;kon=kon->next;delete del;}//вывод 5,4,3,2,1

getch(); return 0; } // задержка и завершение работы функции








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 963;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.036 сек.