Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 1381 УК).

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение правил обращения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Предметом преступления являются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации (кино-, видеоаппаратура, лазерные подслушивающие приборы, аппаратура для снятия информации с технически каналов связи и т. д.).

Объективная сторона преступления выражается в незаконных производстве, приобретении и (или) сбыте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Производство означает совершение умышленных действий, направленных на серийное получение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Приобретением указанных средств надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар или во временное пользование.

Под сбытом таких средств следует понимать любые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен и т. д.).

Незаконными признаются производство, сбыт и приобретение специальных технических средств в нарушение правил, установленных «Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность», утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. № 526 (т. е. без лицензии, с просроченной лицензией или с нарушением условий лицензирования).

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения одного из действий, указанных в ст. 138 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность и незаконность производства, сбыта или приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и желает совершить эти действия.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК). Согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Непосредственный объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность жилища.

Потерпевшим от преступления может быть любое лицо, проживающее в данном жилище на законном основании (собственник, наниматель и др.).

Объективная сторона преступления выражается в незаконном проникновении в жилище, совершенном против воли проживающего в нем лица.

Проникновение в жилище – это тайное или открытое вторжение в него против воли проживающего в нем лица.

Согласно примечанию к ст. 139 УК под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилой фонд, но предназначенные для временного проживания (например, квартира, жилой дом, номер в гостинице, комната в общежитии, садовый домик). К жилищу не относятся сараи, гаражи и другие помещения, не предназначенные для проживания людей.

Незаконным является любое вторжение в жилище, временное пользование им в отсутствии владельца против воли проживающего там лица, проникновение в жилище оперативных работников и следователей для производства обыска при отсутствии на то оснований, постановления судьи, санкционировавшего обыск. Проникновение в жилище нельзя считать незаконным, если оно совершено полномочными лицами при наличии к тому оснований и в установленном законом порядке:

1) при необходимости осмотра жилища, обыска и выемки в нем в порядке, установленном ст. 12 и ч. 5 ст. 165 УПК РФ;

2) оперативными работниками при проведении оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением правил, установленных ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

3) сотрудниками полиции в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции»;

4) судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных решений (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»);

4) при обрушениях, пожарах, авариях, взрывах бытового газа, спасательных операциях и других чрезвычайных ситуациях. В этих случаях основания и порядок проникновения в жилище регламентируются ведомственными нормативными актами (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

Незаконным признается вторжение в чужое жилище, если оно совершено против воли проживающего в нем лица или когда его согласия на проникновение в жилище не требуется, но у вторгнувшегося в жилище лица отсутствуют необходимые полномочия либо законные основания для ограничения права гражданина на неприкосновенность жилища, или эти действия совершены с нарушением установленного порядка (например, при отсутствии постановления судьи, санкционирующего обыск). Незаконно как вторжение частного лица в жилище помимо воли проживающего в нем лица, временное пользование им в отсутствии владельца, так и проникновение в него должностных лиц, служащих различных организаций.

Нарушение неприкосновенности жилища для тушения пожара, пресечения преступления, задержания вооруженных преступников и в других, не терпящих отлагательства случаях, оценивается по правилам крайней необходимости или необходимой обороны.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента проникновения в жилище.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность и незаконность проникновения в жилище и желает этого.

Субъект преступления – частное лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 139 УК предусматривает ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения.

Дополнительным объектом этого преступления является здоровье личности. Под насилием понимается физическое насилие, которое выразилось в нанесении побоев или причинении легкого вреда здоровью. Исходя из санкции ч. 2 ст. 139 УК (максимальное наказание – лишение свободы на срок до двух лет), следует признать, что применение физического насилия, которое наказывается равным образом или строже, чем насильственное проникновение в жилище, требует дополнительной квалификации по статьям 111, 112 или 127 УК.

Угроза – это устрашение потерпевшего применением физического насилия (нанесением побоев, причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью, лишением свободы). Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью при нарушении неприкосновенности жилища требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 119 и ч. 2 ст. 139 УК.

Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 139 УК, совершается специальным субъектом – лицом, использующим для проникновения в жилище свое служебное положение.

Отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК).Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Непосредственный объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на предоставление ему информации, касающейся его прав и свобод.

Предмет преступления – информация, документы и материалы, затрагивающие права и свободы гражданина.

Потерпевший от преступления – гражданин, чье право на получение документов, материалов, информации было нарушено.

Объективная сторона состава преступления включает: 1) общественное опасное деяния; 2) общественно опасное последствие; 3) причинную связь между деянием и последствием.

Деяние заключается:

а) в неправомерном отказе должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина;

б) предоставлении гражданину неполной информации;

в) предоставлении гражданину ложной информации.

Отказ – это открытое, ясное выраженное в устной или письменной форме заявление должностного лица о том, что оно не предоставит гражданину требуемую информацию.

Каждый гражданин имеет право на ознакомление с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы. Это право закреплено в ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» и других нормативных актах. Так, в ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» зафиксировано право лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т. е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или состава преступления и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации.

Отказ должен быть неправомерным, т. е. должен противоречить требованиям ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и иных нормативных предписаний, регулирующих предоставление гражданам информации. Отказ в предоставлении гражданину документов и материалов, предоставление гражданину неполной информации могут быть правомерными, если законом установлены ограничения на доступ граждан к информации, составляющей государственную, служебную, профессиональную, коммерческую, налоговую, банковскую, личную, семейную или иную охраняемую законом тайну других лиц.

Общественно опасное последствие выражается в причинении вреда правам и законным интересам гражданина. Вред может быть материальным (например, в случаях недополучения пенсии, заработной платы или неполучения льгот) либо моральным (например, в случаях унижения чести и достоинства личности). При отсутствии указанных последствий лицо может нести ответственность по ст. 5.39 КоАП РФ.

Состав рассматриваемого преступления является материальным. Преступление окончено с момента причинения вреда правам и законным интересам гражданина.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Умысел должен охватывать осознание лицом неправомерности отказа гражданину в предоставлении документов и материалов, а также ложности предоставляемой ему информации. Некоторые авторы ограничивают данное преступление только прямым умыслом[68]. Это приводит к тому, что за рамками данного состава преступления остаются случаи, когда должностное лицо не желает причинения вреда правам и законным интересам гражданина, но сознательно допускает это последствие либо относится к нему безразлично.

В ст. 140 УК прямо указано, что субъектом преступления является только должностное лицо. Его признаки изложены в п. 1 примечаний к ст. 285 УК. Поэтому ошибочно утверждение о том, что субъектом данного преступления может быть и лицо, хотя и не являющееся должностным, но обладающее информацией, затрагивающий права и законные интересы гражданина, и обязанное предоставить ему такую информацию[69].

Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК).Содержащаяся в ст. 148 УК норма основана на положениях ст. 28 Конституции РФ, в которой закреплены гарантии свободы совести, свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие свободу совести, свободу вероисповедания, распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Потерпевшим от преступления может быть физическое лицо (например, в случае, когда гражданину препятствуют исполнить религиозный обряд) или религиозная организация (например, в случае незаконного приостановления деятельности религиозной организации или ее ликвидации).

С объективной стороны преступление выражается в незаконном воспрепятствовании: а) деятельности религиозной организации или б) совершению религиозных обрядов.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация – это добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Деятельность религиозной организации может выразиться: в проведении обрядов и церемоний; производстве, распространении, приобретении религиозной литературы и иных предметов религиозного назначения; осуществлении благотворительной деятельности; создании учреждений религиозного профессионального образования; осуществлении предпринимательской деятельности; осуществлении и поддержании международных связей и других видах деятельности.

Воспрепятствование деятельности религиозной организации может быть совершено путем действия (например, прямой отказ в государственной регистрации религиозного объединения, противодействие производству и распространению религиозной литературы) или бездействия (например, оставление заявления о государственной регистрации религиозной организации без рассмотрения). Способами воспрепятствования деятельности религиозной организации могут быть: 1) незаконное закрытие действующей церкви, синагоги, костела, мечети и пр.; 2) преследование руководителей религиозной организации; 3) уничтожение или повреждение молитвенных зданий и сооружений, предметов культа; 4) применение насилия к служителям церкви и прихожанам и т. д.

Религиозный обряд – это совершение определенного ряда коллективных символических действий, обусловленных конкретным вероучением, чтением молитв и иным ритуальным поведением[70]. Существуют обряды богослужения, крещения, венчания, отпевания, причащения, религиозного почитания (паломничества) и др. Они могут совершаться не только в культовых зданиях, но и в иных местах (например, на кладбище, в больнице, воинской части, исправительной колонии). Воспрепятствование совершению религиозного обряда может выразиться, например, в запрете его проведения или продолжения, прерывании богослужения или иных обрядов путем нападения на прихожан и священнослужителей, совершения хулиганских действий или взрыва в храме.

В случаях, когда воспрепятствование деятельности религиозного объединения или совершению обрядов сопряжено с причинением вреда здоровью, нанесением побоев, угрозами, уничтожением или повреждением церковного имущества по мотиву религиозной ненависти или вражды, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 148 УК и соответствующими статьями УК, предусматривающими ответственность за посягательства на личность или собственность.

Воспрепятствование деятельности религиозной организации или совершению религиозных обрядов должно быть незаконным, то есть противоречащим нормативным актам, регулирующим деятельность религиозных объединений и верующих. Воспрепятствование этому является правомерным в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ и Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозное объединение может быть ликвидировано по решению суда, если его деятельность выразилась, например, в нарушениях общественной безопасности и общественного порядка, осуществлении экстремизма, принуждении к разрушению семьи, посягательстве на личность, права и свободы граждан и в других общественно вредных деяниях, названных в ст. 14 указанного Федерального закона.

Воспрепятствование деятельности религиозных групп не влечет ответственности по ст. 148 УК, за исключением воспрепятствования совершению группой религиозных обрядов.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения действий (бездействия), препятствующих деятельности религиозной организации или совершению религиозных обрядов.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: лицо осознает общественную опасность и незаконность своих действий (бездействия) и желает их совершить.

Субъект преступления – физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Действия должностного лица, незаконно препятствующего деятельности религиозной организации или совершению религиозного обряда путем использования своих служебных полномочий или их превышения, в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан или религиозной организации должны квалифицироваться соответственно по ст.ст. 285 или 286 УК.








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1070;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.