Посягательства на половую свободу личности
Изнасилование (ст. 131 УК).Непосредственный объект преступления определяется в зависимости от свойств потерпевшей. В случае изнасилования совершеннолетней женщины нарушается ее половая свобода, т. е. право самой, без какого-либо принуждения решать вопрос о выборе полового партнера. Если потерпевшая является несовершеннолетней, то преступлением причиняется вред половой неприкосновенности. В этом случае дополнительным объектом является нормальное физическое и нравственное развитие малолетних и несовершеннолетних. Факультативным объектом может выступать здоровье потерпевшей, т. к. физическое или психическое насилие может причинить ей вред.
Потерпевшей от изнасилования может быть только женщина. Если половое сношение совершается под влиянием насилия или угрозы со стороны женщины, то содеянное образует состав насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК).
Объективная сторона изнасилования состоит в половом сношении с применением насилия или угрозы его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.
Изнасилование с применением насилия, а также с угрозой применения насилия имеет сложную структуру, так как объективная сторона преступления в такой ситуации состоит из двух обязательных действий (насилия и полового сношения).
Под изнасилованием, по смыслу ст. 131 УК, следует понимать лишь совершаемое вопреки воле и согласию потерпевшей с применением насилия или угрозы его применения или с использованием беспомощного состояния потерпевшей естественное половое сношение, т. е. совершение естественного гетеросексуального акта (полового акта, совокупления). Все иные насильственные действия сексуального характера не могут расцениваться как изнасилование. Их следует квалифицировать по ст. 132 УК. Не могут рассматриваться в качестве изнасилования действия лица, склонившего женщину к половому акту путем обмана или злоупотребления доверием, например, заведомо ложного обещания вступить в брак.
При изнасиловании, квалифицируемом по ч. 1 ст. 131 УК, угроза не должна заключаться в угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, так как последняя является квалифицирующим признаком изнасилования (п. «б» ч. 2 ст. 131 УК).
К другим лицам, к которым может быть применено физическое или психическое насилие, относятся граждане, препятствующие или могущие воспрепятствовать изнасилованию. Угроза совершить какие-либо иные действия, например, разгласить позорящие сведения о потерпевшей или ее близких, не образуют признака состава преступления, предусмотренного ст. 131 УК.
Беспомощное состояние потерпевшей характеризуется разными признаками. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» разъясняется, что изнасилование следует признавать совершенным с использованием беспомощного состояния потерпевшей в тех случаях, когда она в силу своего физического или психического состояния (малолетний или престарелый возраст, физические недостатки, слабоумие или другое психическое расстройство, иное болезненное либо бессознательное состояние и т. п.) не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или не могла оказать сопротивления виновному, и последний, вступая в половое сношение, сознавал, что потерпевшая находится в таком состоянии. В условиях беспомощного состояния из-за душевного расстройства, сильного опьянения, малолетства потерпевшая может не оказывать сопротивления, и внешне событие может выглядеть как добровольное половое сношение.
При согласии малолетней девочки на половое сношение ее возраст позволяет говорить о беспомощном состоянии лишь в том случае, если потерпевшая в силу возраста (менее 12 лет) или слабого развития действительно не понимала смысла совершаемых с ней действий. В противном случае, если девочка моложе 16 лет, то содеянное влечет ответственность по ст. 134 УК за половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, если виновный старше 18 лет.
Если потерпевшая страдала душевным расстройством, необходимо заключение психиатрической экспертизы о характере и степени расстройства и способности женщины понимать социальное значение половых отношений. Поэтому нельзя признать изнасилованием любую половую связь с заведомо душевнобольной. Необходимо установить, что женщина в силу психического расстройства не была способна сознавать социальное и нравственное значение совершаемых действий или не могла руководить своими действиями, и, следовательно, была лишена возможности сознательно и по своей воле определять свою половую жизнь.
При оценке обстоятельств изнасилования потерпевшей, находившейся в состоянии опьянения, следует исходить из того, что беспомощным состоянием в этих случаях может быть признана лишь такая степень опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, которая лишала потерпевшую возможности оказать сопротивление виновному или позвать на помощь (см. п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 11).
Для признания изнасилования совершенным с использованием беспомощного состояния потерпевшей не имеет значения, привел ли женщину в такое состояние сам виновный (например, напоил спиртными напитками, дал наркотики, снотворное) или она находилась в беспомощном состоянии независимо от его действий.
В случаях, когда потерпевшая была приведена в беспомощное состояние в результате применения лекарственных препаратов, наркотических средств, сильнодействующих или ядовитых веществ, для установления их действия на организм человека может быть назначена экспертиза.
Преступление сформулировано в законе как имеющее формальный состав. Изнасилование признается оконченным с момента проникновения полового члена мужчины в женские гениталии. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 постановления от 15 июня 2004 г., изнасилование и совершение насильственных действий сексуального характера следует считать оконченными соответственно с момента начала полового акта, акта мужеложства, лесбиянства и иных действий сексуального характера, предусмотренных объективной стороной данных составов преступлений, независимо от их завершения и наступивших последствий.
Покушением на изнасилование являются действия, непосредственно направленные на совершение насильственного полового сношения, если по не зависящим от воли виновного обстоятельствам половой акт начат не был. Если лицо до того, как изнасилование признается оконченным, т. е. до начала полового сношения, сознавая возможность доведения преступления до конца, добровольно отказалось от его совершения, оно в соответствии со ст. 31 УК не подлежит уголовной ответственности. Вместе с тем, уголовная ответственность возможна, если фактически совершенные действия содержат состав иного преступления (причинение вреда здоровью, оскорбление, развратные действия и пр.).
Субъективная сторона изнасилования характеризуется виной в виде прямого умысла, т. е. виновный осознает, что совершает половое сношение против воли потерпевшей, и желает этого. Мотивы преступления могут быть различными: удовлетворение половой страсти, месть, желание заставить потерпевшую выйти замуж и др.
Субъект преступления специальный: лицо мужского пола, достигшее 14-летнего возраста.
По п. «а» ч. 2 ст. 131 УК квалифицируется изнасилование, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Изнасилование, совершенное группой лиц, имеет место, когда виновные, принимавшие участие в этом преступлении, действовали согласовано в отношении потерпевшей. При этом для применения п. «а» ч. 2 ст. 131 УК не имеет значения, совершало ли лицо непосредственно половой акт наряду с другими участниками группы, либо оно лишь содействовало им путем применения насилия к потерпевшей. В последнем случае лицо, действовавшее в составе группы, также признается исполнителем изнасилования. Ввиду того, что такую преступную роль может выполнять при групповом изнасиловании и женщина, она в этом случае является соучастником рассматриваемого преступления. Групповое изнасилование охватывает собой и совершение его организованной группой, под которой следует понимать в соответствии с указаниями ч. 3 ст. 35 УК устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, в том числе и изнасилований.
Изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (п. «б» ч. 2 ст. 131 УК), имеет место, когда налицо реальная возможность осуществления угрозы, и угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью является средством воздействия на сознание и волю потерпевшей с целью добиться ее подчинения. В п. «б» ч. 2 ст. 131 УК речь идет именно об угрозе причинением тяжкого вреда здоровью, а не о реальном его причинении. В случае умышленного причинения тяжкого вреда здоровью требуется квалификация по совокупности со ст. 111 УК.
Под угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью следует понимать не только прямые высказывания, которые выражали намерение немедленно применить физическое насилие к самой потерпевшей, ее детям, близким родственникам или другим лицам, но и такие угрожающие действия виновного, как демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож, бритва, топор и т. п.). При этом нет необходимости доказывать, имел ли виновный намерение осуществить угрозу. Подобные действия охватываются п. «б» ч. 2 ст. 131 УК и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требуют (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г.).
В случае если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью была выражена виновным после совершения изнасилования, с той целью, чтобы потерпевшая никому не сообщила о случившемся, и у нее были основания опасаться осуществления такой угрозы, действия виновного при отсутствии других квалифицирующих обстоятельств необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 131 и ст. 119 УК по совокупности.
По п. «б» ч. 2 ст. 131 УК квалифицируется также изнасилование, совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или другим лицам. Под особой жестокостью следует понимать издевательства и глумление над потерпевшей, истязание ее в процессе изнасилования, а также причинение ей телесных повреждений из садистских побуждений. Особая жестокость в отношении других лиц может выразиться, например, в изнасиловании матери на глазах ее детей или жены в присутствии мужа. При этом причинение особенной боли и страдания самой потерпевшей или другим лицам должно осознаваться виновным.
Изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием, квалифицируется по п. «в» ч. 2 ст. 131 УК. К венерическим болезням относятся сифилис, гонорея, мягкий шанкр, паховый лимфогранулематоз и др. Заражение потерпевшей иными инфекционными заболеваниями, в том числе и полового органа, например грибковой болезнью, рассматриваемого квалифицирующего изнасилование признака не образует. Ответственность за данный вид изнасилования наступает в случаях, когда лицо, заразившее потерпевшую венерическим заболеванием, знало о наличии у него этого заболевания, предвидело возможность или неизбежность заражения и желало или допускало такое заражение. При этом дополнительной квалификации по ст. 121 УК не требуется.
Пункт «а» ч. 3 ст. 131 УК предусматривает ответственность за изнасилование несовершеннолетней, не достигшей 18-летнего возраста, а п. «б» ч. 4 ст. 131 УК – потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста. Виновный должен знать о несовершеннолетии или малолетнем возрасте потерпевшей. Добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что возраст потерпевшего лица приближается к 18-летию либо 14-летию, или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данного квалифицирующего признака[58].
Изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия квалифицируется по п. «б» ч. 3 ст. 131 УК. Закон предусматривает в качестве квалифицирующего признака фактическое заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией. Заведомое поставление потерпевшей в опасность заражения ВИЧ-инфекцией не является квалифицирующим признаком изнасилования, вследствие чего такое преступление должно квалифицироваться по совокупности ч. 1 ст. 131 УК (при отсутствии других квалифицирующих признаков) и ч. 1 ст. 122 УК. К иным тяжким последствиям изнасилования, предусмотренным п. «б» ч. 3 ст. 131 УК, следует относить последствия, которые не связаны с причинением по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшего лица либо заражением его ВИЧ-инфекцией. Таковым может быть признано, например, самоубийство потерпевшей.
Пункт «а» ч. 4 ст. 131 УК предусматривает ответственность за изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей. Смерть может наступить в результате насилия с целью сломить сопротивление потерпевшей (например, сильное сдавливание шеи) или последовать при других обстоятельствах, например при попытке спастись от насильников. С субъективной стороны вина насильника или насильников по отношению к смерти потерпевшей должна быть неосторожной. В случае, когда виновный в изнасиловании причиняет смерть потерпевшей с косвенным умыслом (например, оставляет раздетую и находящуюся в бессознательном состоянии потерпевшую в холодное время на открытом воздухе), его действия должны квалифицироваться как убийство, сопряженное с изнасилованием, по совокупности со ст. 131 УК.
Если же умысел на совершение убийства возник после изнасилования (например, с целью сокрытия преступления или по мотивам мести за сопротивление, оказанное потерпевшей при изнасиловании), то налицо два самостоятельных преступления – изнасилование, которое должно квалифицироваться в зависимости от наличия или отсутствия квалифицирующих признаков по соответствующей части ст. 131 УК, и убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление, по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК.
По ч. 5 ст. 131 УК предусматривается ответственность за изнасилование потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста, лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1340;