Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. dialektike – искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения «первой философией» или «мудростью». В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.
С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.
Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания.
ДИАЛЕКТИКА – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии. МЕТАФИЗИКА – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития. |
Термин «метафизика»имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга.
Термин «метафизика» (от греч. meta – после, physika – физика) появился в I в. до н. э., когда греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его труды «о первых родах сущего» (по собственно философской проблематике) и поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика». Так термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX в.
С XVII–XVIII вв., когда естествознание стало противопоставляться философии (в первую очередь в методологическом плане), за словом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание». После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической, философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение – «антидиалектический метод познания».
Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.
Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на XVII–XVIII вв., расцвет диалектики – на XIX–XX вв.
Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII–XVIII вв., благодаря ему наука этого периода сделала колоссальный прорыв вперед по сравнению с предыдущими эпохами. Метафизический метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, т. е. движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.
С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки XIX–XX вв., особенно в обществознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разных этапах развития человечества различны.
Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития.Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.
Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.
Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира.Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.
Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая – борьбу противоположных сил и тенденций, т. е. противоречие.
ПРОТИВОРЕЧИЕ – взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений. |
Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян». Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона).
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях.Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории – это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических категорий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в идеалистической интерпретации. В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например в позитивизме или экзистенциализме, проблеме категорий не уделяется внимание. Так, например, позитивизм и неопозитивизм обращаются в первую очередь канализу не категорий, а терминов языка. В экзистенциализме появляется принципиально новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческого существования и сущности человека.
КАТЕГОРИИ – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. |
Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.
Сущность и явление – важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность– это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление– это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление – это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.
Содержание– это то, из чего состоит предмет или явление. Форма– это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура». Система(от греч. systema – составленное из частей, соединенное) – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент(от лат. elemen-tum – первоначальное вещество) – это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура(от лат. structura – строение) – это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура – ее форму.
Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное(частное) – это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного.Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.
Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина– это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие– явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).
ДЕТЕРМИНИЗМ – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. ИНДЕТЕРМИНИЗМ – это учение, отрицающее объективность причинной связи. |
Необходимость и случайность –это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость – это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.
Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что такое диалектика? Что такое метафизика?
2. Почему противоречие является философской проблемой?
3. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?
Картины мира
Процесс познания может осуществляться в различных видах. На разных этапах истории общества возникали и развивались различные способы осознания мира. В рамках религиозно-мифологического мышления возникла первая «картина мира», т. е. система представлений о природе, обществе и человеке. Желание понять и объяснить окружающий мир было проявлением особенностей человека как культурного существа. Мифы объясняли окружающий мир, а мифология стала особым способом духовной жизни. Мифология имела огромное значение для самопознания человечества.
Религиозно-мифологическая картина мира.Уже на достаточно раннем этапе развития мифология была связана с мистическими обрядами и стала существенной частью религиозных верований. Мифология включала в себя зачатки религии, философии, различных форм искусства, знаний. Мифологическое мышление выражалось не только в устном или письменном тексте, но и в действии: обрядах, ритуалах, песнях и танцах.
Изучение широкого круга мифов и различных мифологических и религиозных систем позволило исследователям установить, что у разных народов повторяется ряд тем, образов и мотивов. На этом основании были выделены различные типы мифов. Каждый из них отвечает на один из самых существенных вопросов об устройстве мира. Так, в космогонических мифах, объясняющих происхождение мира – «космоса», присутствуют две основные идеи: идея развития мира и идея его творения. Мир, согласно мифологическому мышлению, сотворен богами. Но как возникли сами боги? На этот вопрос отвечают разнообразные теогонические мифы. Происхождение человека объясняют антропогонические мифы. Человек, согласно мифологии, хотя и творение богов, но существо земное. Боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифология), из различных частей своего тела (индийский миф о Пуруше).
В мифологической картине мира даются ответы на все главные, «вечные» вопросы человека об устройстве мира и о смысле его собственного существования. Данная картина мира обладает целым рядом особенностей, представляя собой систему образно-символического, а не понятийного мышления. Образно-символическое мышление эмоционально, конкретно и тесно связано с искусством. В мифологической картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образцом. Любое явление природы и общественной жизни объясняет образец, случай, миф. Мифологическое мышление предлагает многовариантность объяснения одного и того же явления. Мир природы и общества в мифологической картине мира персонифицируется, на него переносятся человеческие качества. Сами же боги выступают как символы явлений природы, общественной жизни и человеческих качеств (так, например, в греческой мифологии Зевс – бог грома, Афина – богиня политической мудрости, а Афродита – богиня красоты и любви). В мифологической картине мира не выделяются субъект и объект, все отношения понимаются как субъект-субъектные. Мир представлялся единым и неотделимым от человека.
В мифологии перед нами предстает универсальная картина, построенная на совершенно иных основаниях, чем при абстрактно-понятийном мышлении, характерном для современного мышления. Мир был преломлен через систему субъективных образов и оказывался сконструированной реальностью. События в этой реальности интерпретировались через систему мифологических персонажей, именно они, а не мир как таковой обладали реальностью. Мифологическая модель мира основана на собственной логике. Часто создается целая система классификации мира (как некий аналог системы категорий), позволяющая упорядочить бытие.
Вопрос о соотношении мифологии и религии не имеет однозначного решения. Мифология была исходной точкой для возникновения религии. Многие мифы вошли в состав религиозных систем и служат для разъяснения религиозных обрядов. Мифологию и религию объединяет представление о существовании воображаемой реальности. Религиозная модель мира по своему типу сходна с мифологической, хотя и обладает рядом особенностей, характерных в первую очередь для мировых религий. Содержание мифа представлялось абсолютно реальным, в то время как религия удваивает мир, утверждает веру в существование сверхъестественного. Для мифологии характерно было слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирование образного восприятия мира, в религиях же (особенно мировых) возникает развитая теология и создаются церковные организации.
Как уже отмечалось, в мифологии объясняется и оправдывается существующий в мире и обществе порядок, смысл существования человека. Но миф выполнял не только функцию объяснения мира, создания его картины. Он утверждал принятую в обществе систему ценностей, поддерживал определенные образцы поведения, что позволяет говорить о социализирующей функции религиозно-мифологического мышления. Есть и еще одна весьма значимая функция, которую выполняют религии и мифологии, – психотерапевтическая.
Миф как первая историческая форма целостного понимания мира был одним из важнейших источников философского знания. Довольно долго философия существовала в форме предфилософии, тесно связанной с мифологией и религией, что в особенности было характерно для восточной философии (например, для буддизма и даосизма). В западной философии период средневековья также характеризуется нераздельностью религиозного и философского знания. Религиозно-мифологическое мышление и свойственная ему картина мира не исчезают, а сохраняются в сознании людей наряду с элементами философского и научного знания. Об этом свидетельствует сохранение и широкое распространение мифов мировых религий (буддизма, христианства, ислама), а также появление «неомифологии». Сознание современного человека оказывается неомифологическим, поскольку весьма распространены так называемые «новые мифы»: политические, околонаучные, мифы массовой культуры.
Философская картина мираотличается от религиозно-мифологической тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Главное отличие философской картины мира – это попытка рационального объяснения. Особенно это было характерно для античной философии, которая до сих пор рассматривается как начало философского знания. Именно в античной философии проблемы онтологии и гносеологии были отделены от образного восприятия. Философия в ее истинном значении реализовалась именно в Древней Греции. Если для Востока были характерны религиозно-мифологические системы мировоззрения и разработка в первую очередь этической проблематики, то в античности получил развитие доказательный тип мышления, основанный на разработке разнообразных приемов и типов доказательств, что позднее стало предметом такой философской дисциплины, как логика.
Рационалистическое преодоление мифологического сознания привело к тому, что проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием и доказательством утверждений. Рационалистическая традиция, зародившаяся в античности, имела огромное цивилизационное значение. Неслучайно ее появление связывают с «античным чудом»: обществом, где появилась такая политическая форма, как демократия.
Единой философской картины мира не существует. В истории философии предлагались и до сих пор предлагаются различные «модели мира». Монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика идиалектика, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно разные подходы к пониманию реального мира. Философия хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, сохраняет с ним изначальное родство. В философию переходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, принимает некоторые истины на веру, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологии. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (проверяться) действительностью.
Научная картина мирасамая поздняя по времени своего появления. Наука является такой сферой деятельности, функцией которой стала выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Связь между наукой и философией весьма сложна. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов.
Научная картина мира создает целостный образ предмета исследования, формируя его с помощью фундаментальных принципов и понятий науки. Научное познание отличается рядом существенных черт. Важнейшей особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют не в разрозненном, а в обобщенном, систематизированном виде, в виде теорий. Второй особенностью научного познания является его самоконтроль, выражающийся в наличии методологии – обосновании применяемых методов познания.
Третья особенность – стремление к формализации. Оно выражается в первую очередь в строгости языка науки. Научные знания фиксируются в виде точных понятий; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов. Стремление к точности языка науки приводит к ее математизации – замене словесных понятий математическими символами и формулами. Кроме того, процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов. Наука существует и как социальный институт.
Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания происходят сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий. Фактом(от лат. factum – сделанное, совершенное) называют объективно существующее событие или явление. Научный факт – это описание факта на языке науки. Научным фактом называют знание о единичном событии или явлении. Собирая единичные факты, исследователи проводят их первичную систематизацию (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т. п.) и подводят под понятие, т. е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие – это утверждение о существенных признаках объектов.
На теоретическом уровне научного познания понятия систематизируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипотезы и создаются научные теории. Научные утверждения, из которых строятся теории, бывают двух видов: основные (исходные) и выводные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называются научными принципами. Выводные утверждения, которые доказываются данной теорией, называются научными законами.
Научный принцип(от лат. principium – первоначало) – это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции. Научные законы – это отражение в науке существенных, необходимых связей в объективном мире. Научным закономназывается формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий. Высшей формой существования научного знания является теория. С помощью теорий происходят наиболее полное обобщение фактов и выявление основных закономерностей их существования. Теория(от греч. theoria –наблюдение, рассматривание, исследование, рассуждение) – это система обобщенного знания о существенных закономерностях какой-либо отдельной части действительности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека – практики.
Научная картина мира не остается неизменной. Долгое время существовало представление о приращении научного знания как о линейном прогрессе. Детальные исследования истории науки раскрыли иную картину и заставили отказаться от общепринятого взгляда на научный прогресс. Оказалось, что научный прогресс делится на две фазы: длительный период постепенного продвижения в пределах имеющейся парадигмыи короткий период революционных перемен исмены парадигмы. Самым ярким примером из истории физики является смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна.
В научной картине мира результаты исследования приобретают мировоззренческое значение и включаются в культуру.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?
2. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?
3. Охарактеризуйте научную картину мира.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1590;