Философское учение о бытии

В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Как возник наш мир, каковы его характеристики, по каким законам он развивается и куда направлено его развитие – все это вопросы онтологии.

Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий. Важно учитывать, что философские категории не являются неизменными, застывшими понятиями, в ходе процесса общественного познания их содержание развивается. Многие философские категории взаимообусловлены.

Самыми общими понятиями онтологии и философии являются категории «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность». Синонимами понятия «небытие» служат понятия «несуществование», «ничто».

Все существующее в мире имеет одну общую черту оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира.

Философия стремится выяснить вопрос о существовании как мира, так и человека. Поэтому она нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека и сознания – категории бытия. Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира лишь по одному признаку – их существованию: природа и общество, люди и их действия, мысли и чувства существуют и образуют целостное единство мира.

 

БЫТИЕ – это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным и духовным.

 

Размышление о бытии не останавливается просто на естественном убеждении человека в существовании мира. Предметом раздумий становятся такие вопросы, как прошлое, настоящее и будущее мира. Человек в повседневной жизни может не обременять себя подобными вопросами, однако они необходимы для философской рефлексии. Философия осмысляет тему бытия в целом ряде категорий.

Понятие субстанция обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений. В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия. Некоторые философы считают равноправными оба начала бытия: и материальное, и идеальное, – их называют дуалистами (от лат. duo — два). В противоположность дуализму позицию признания первичности одного из двух факторов, материального или идеального, называют философским монизмом (от греч. monos –один).

Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей.

Монизм может быть идеалистическим, если в качестве субстанции выбирается идеальное бытие (именно такой позиции придерживался, например, Гегель), и материалистическим, если субстанцией считается материальное бытие (такое понимание представлено в философии Маркса). Позиция дуализма была выражена в философии Декарта.

Содержание категорий «материальное бытие» и «идеальное бытие» конкретизируется в категориях «материя» и «сознание».

 

МАТЕРИЯ – это философская категория, означающая первооснову материального бытия. СОЗНАНИЕ – это философская категория, означающая первооснову идеального бытия.

 

Категории материи и сознания образуют такую пару категорий, на противопоставлении которых основывается расхождение между материализмом и идеализмом. В истории философии синонимами категории «материя» являлись понятия «первовещество», «материал, из которого сделаны все тела», «мельчайшая частица реальности», «неодушевленное вещество» и др.

Исторически первым было определение материи как основы вещественности, телесности. В этом понимании материя еще не противопоставлялась сознанию. Душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц.

После создания Платоном развернутого учения об идеальном мире понятие «материя» в философском знании стало противопоставляться понятию «сознание» (дух). Материей в основном стали называть неодушевленное, мертвое, пассивное вещество, противоположное живому, активному, творческому духу. У Аристотеля, который впервые использует это понятие, материя является первоначалом всего существующего. Именно в качестве такого первоначала древнегреческие натурфилософы предлагали считать воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

В средневековье ставились вопросы о том, вечна ли материя, появилась ли она естественно или сотворена, является ли она субстанцией. Так, Фома Аквинский считал, что материя создана Богом и не имеет самостоятельного бытия, т. е. не является субстанцией.

С началом Нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей. Среди основных признаков материальных объектов выделяли протяженность, подвижность, тяжесть, непроницаемость и др. Особое значение для определения материи имела физическая наблюдаемость, фиксируемость всех этих свойств.

Согласно учению Канта, мир как целое не может быть предметом разумного теоретического познания, он оказывается «вещью в себе». Важнейшей частью философского знания становится уже не онтология, а гносеология. Кант считал, что предметом философии должно быть изучение не природы, а познавательной деятельности субъекта. Учение Канта было шагом к устранению понятия материи из философии и к замене его понятиями пространства и времени как более содержательными.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX–XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX–XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.

В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух – возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Следует ли из этого, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира? Ответ на этот вопрос зависит от позиции философа, которая с необходимостью опирается на обязательный элемент веры. Одни философы исходят из некоей «аксиомы» несотворимости мира и приводят свои доводы, другие же исходят из идеи творения, также отыскивая доводы в защиту своей позиции.

Формами существования материи являются пространство и время. Пространство характеризует сосуществование явлений, а время – их сменяемость.

ПРОСТРАНСТВО – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом.

 

Основными свойствами пространства являются трехмерность, однородность, изотропность (одинаковость свойств по всем направлениям).

 

ВРЕМЯ – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью.

 

Важнейшими свойствами времени являются одномерность, необратимость, однородность.

Философское осмысление категорий пространства и времени предполагает решение проблемы их объективности: являются ли пространство и время объективно существующими реалиями или же представляют собой субъективные способы восприятия мира человеком. В истории философии были сторонники и той и другой позиции.

Если для обыденного восприятия пространство и время являются очевидными и привычными, то при философском их осознании возникают сложные вопросы. Их решение возможно лишь при использовании достижений современных наук как естественных, так и гуманитарных.

Еще одним направлением философского анализа пространства и времени является проблема их абсолютности и относительности. После создания в начале XX в. общей теории относительности современная наука считает пространство и время относительными категориями, зависящими от еще одного фактора существования материи – движения. Пространство и время, как формы существования материи, выводятся из движения как атрибут материи, выражающего способ ее существования.

 

ДВИЖЕНИЕ – свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

 

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам. Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.

Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в связи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе– пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей – электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе– обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.

3. Общественные формы движения материи– многообразие проявлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.

Каждая форма движения материи имеет свою неповторимую специфику. Однако имеются общие закономерности, свойственные всем формам движения материи, они характеризуют связь и взаимодействие между ними. Эта связь проявляется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. То есть закономерности, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биологическому и т. п.), распространяются на высшие уровни, являясь необходимыми, но не выступая в качестве специфических.

В XIX в. Ф. Энгельс назвал вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи основным вопросом философии. В истории философии последователи марксизма старались увидеть в первую очередь борьбу материализма с идеализмом. Развитие философии в XX в. показало, что исчезает прежний интерес к вопросу о первичности материи или сознания. Современные философы уже не претендуют на системотворчество, т. е. рассмотрение всего круга онтологических, гносеологических и социальных проблем в целом. Возникает своего рода «специализация» на тех или иных проблемах. Антропологизация философского знания в XX в. также не способствовала интересу к онтологическим проблемам. (Так, например, основным вопросом философии для экзистенциализма становится вопрос о смысле человеческой жизни.)

В философии XX в. проблема материи осмысляется далеко не всеми философскими течениями. В настоящее время дальнейшее изучение проблем материи и ее качественных характеристик продолжается преимущественно в философии естествознания и в философии науки.

В философском понимании категории «материя»противопоставляется категория «сознание».Сознание является одним из основных понятий классической западной философии. Сознанием называют способность человека к мышлению. Синонимами слова «сознание» в истории философии служили такие понятия, как «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «объективный разум», «мировая воля», «внутренний мир», «осознанное бытие» и т. д.

Сознание как первооснова идеального мира стала впервые осмысляться в философии платонизма. Платон ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», которые противопоставлялись понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независимо от существования человека. В средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек в средневековом представлении обладает лишь слабым отблеском божественного сознания. Начиная с эпохи Возрождения сознание стало восприниматься в первую очередь как атрибут человеческого бытия. Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового (подробнее см.: 3.4. Философия Нового времени, 3.5. Философия Просвещения).

Немецкая классическая философия, раскрыв диалектику индивидуального и социального, показала различные уровни организации сознания, его активность и историзм.

Сущностной характеристикой сознания является его идеальность,которая выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств. Идеальность – это системная характеристика всего человеческого общества в целом. Объективные идеалисты, такие как Платон и Гегель, совершенно верно поняли «объективность сознания» – его «независимость» от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован ими мифически: Платон связывал его с существованием особого «мира идей», а Гегель – с мировым духом.

Представление об объективности сознания,кажущееся абсурдным для обыденного восприятия, на самом деле является философски необыкновенно глубоким. Формы сознания складываются в ходе истории независимо от воли и мышления отдельного человека. Философы открывают существование объективных мыслительных форм, которые определяют индивидуальное сознание. Так, например, хотя язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют независимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Правила языка, религиозные верования, нравственные представления, эстетические идеалы изменяются, но сам процесс изменения носит объективный характер.

Сознание социально,поскольку оно не является физиологической функцией человеческого мозга. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества. Сознание является функцией не мозга, а общества в целом. Объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культур, а отнюдь не к особенностям строения человеческого мозга.

Сознание можно определить как специфически человеческий способ адаптациик среде путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей (существование стадной организации приматов – предков человека облегчало переход к групповому характеру человеческой деятельности), постоянной координации действий, входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

Сознание существует в знаково-символической форме.Способом выражения и сохранения сознания является язык, понятый как система знаков. Поскольку мышление идеально, то передано оно может быть только с помощью знака или символа. В отличие от мышления, оперирующего идеальными объектами, язык материален, так как и знаки, и символы репрезентируют свои значения через материальные носители, без которых они невозможны. Другими словами, язык – это материальное выражение нематериальных (идеальных) построений.

Знаком или символом принято называть чувственный объект (предмет, явление), который является заместителем другого предмета (явления). Сознание существует как символическая деятельность. Мысль (идеальное) «зашифрована» или «закодирована» в знаке или символе. Сознание, таким образом, предстает как деятельность, заключающаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков. Философы называют это процессом «опредмечивания» и «распредмечивания».

Сам термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с совместным знанием. Осознание окружающей действительности выступает прежде всего в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания, представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм общения. Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его самосознания.

Одна из проблем, стоящих перед философией, это проблема происхождения и развития сознания. В истории философии существуют различные точки зрения при ответе на этот вопрос. Одни философы, придерживающиеся материалистической трактовки, связывают появление и развитие сознания с биологической эволюцией и антропосо-циогенезом (т. е. считают сознание «вторичным» по отношению к материи). Другие же предполагают, что сознание развивается по своим собственным законам и может быть понято исключительно из самого себя. Последовательно проведенная такая позиция означает идеалистическое понимание сознания (т. е. его «первичность» по отношению к материи).

Объективные идеалисты считают, что мир существует независимо от сознания человека. Первоосновой существования, по их мнению, является не сознание человека, а объективное до человека и независимо от человека существующее сознание, «абсолютный дух», «мировой разум», «Бог» и т. д. Уже отмечалось, что объективный идеализм абсолютизирует такую характеристику сознания, как его объективность.

Субъективные идеалисты считают, что мир существует в зависимости от человеческого сознания. Они полагают, что мир – это лишь совокупность ощущений мыслящего субъекта, т. е. порождение нашего сознания. В таком понимании также есть реальная основа: наше знание – это не что иное, как идеальная (мыслительная) конструкция, которая во многом определяется особенностями познающего субъекта. Если объективные идеалисты исходят из объективности сознания, то субъективные идеалисты – из его субъективности. Последовательный субъективизм приводит к солипсизму(от лат. solus–один и ipse – сам) – течению, согласно которому мир и остальные люди существуют только в сознании человека.

И материализм, и идеализм существуют со времен зарождения философской мысли. Вопрос о первичности или вторичности сознания по отношению к материи принципиально неразрешим, ответ на него недоказуем и принимается в качестве базисного постулата философских концепций (См. подробнее: 1.3. «Границы» философского знания).

Философия различает индивидуальное сознание(духовный мир одной личности) и общественное сознание(духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философского изучения феномена сознания является определение его структуры. В современной научной литературе выделяют три основных сферы сознания: познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.

Познавательная сферасознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. К области чувственных, сенситивных(от лат. sensus – чувство, ощущение) процессов теория сознания относит ощущения, восприятия и представления, возникающие в результате воздействия на органы внешних чувств человека. К области рационального(от лат. ratio –разум) мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память.

Эмоциональная сферасознания включает в себя все душевные переживания, внутренние чувства человека. Кратковременные переживания называют эмоциями(от фр. emotion –волнение). К ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхищение, страдание. Устойчивые, длительные переживания принято называть чувствами, или внутренними чувствами. К ним относят любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.

Ценностно-волевая сфера сознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей.

Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания иногда выделяют еще две области: область подсознания,в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т. п., и область сверхсознания, к которому относят интуицию, озарение, совесть.

Еще одной важной стороной философского осмысления сознания является проблема источников духовного развития человека, или проблема источников сознания.

Под источниками сознанияпонимают те факторы, которые создают, видоизменяют, направляют процессы сознания. Важнейшим источником сознания является внешний материальный мир, который оказывает основное влияние на развитие сознания. Вторым источником сознания считается социокультурная среда, в которой формируется сознание человека. Третий источник сознания – духовный опыт самого человека, его переживания, осмысления, внутренние усилия (внутренняя работа духа).

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

 

1. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединяет и в чем их различие, какова взаимосвязь между ними?

2. Перечислите основные характеристики сознания.

3. Что такое материальное? Что такое идеальное?

 








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 2106;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.