Е. НОВАЯ ТЕХНИКА СВЯЗИ
(a) Введение
33. 97. Техника связи, которая возникла с передачей только звука, начала служить интересам общества в значительном масштабе с первых десятилетий этого столетия. В первые тридцать или сорок лет вещание было просто беспроводной передачей электромагнитных сигналов в эфир, которые при их приеме соответствующими устройствами преобразовались в звук и зрительные изображения, сопровождаемые звуком, воспринимаемые человеческим ухом и глазом.
(b) Спутники
33.98. В середине столетия значительный прогресс был достигнут в области вещательной связи. Вместо электромагнитных сигналов, излучаемых вещательным первоисточником и приходящих непосредственно от передатчика к приемнику, без вмешательства других созданных человеком устройств, передаваемые сигналы сначала принимались спутником, размещенным на орбите на высоте 22 500 миль над поверхностью Земли. Спутник движется со скоростью и в направлении, которые позволяют ему находиться практически неподвижно по отношению к Земле, что известно как геостационарная орбита. Со спутника принимаемые сигналы передаются далее на Землю, где они сначала из-за технических причин принимались только наземными станциями, но теперь все в возрастающей степени принимаются частными принимающими устройствами, находящимися во владении и эксплуатации частных лиц. Это означает, что как радио-, так и телевизионные программы, передаваемые в одной стране, могут приниматься во многих других странах. На самом деле диапазон действия некоторых спутников охватывает практически одну треть поверхности Земли.
(i) Типы спутников
33. 99. Традиционно различают три типа спутников связи: спутники, передающие из пункта в пункт, распределительные спутники и спутники прямого вещания. Первые два типа называются спутниками связи или спутниками фиксированного диапазона. Находясь на геостационарной орбите, эти спутники «привязаны» к определенной точке на высоте 36 км над экватором.
33.100. Спутники типа «из пункта в пункт» используются для межконтинентальной связи между одним передающим пунктом и одним или многими принимающими пунктами. Их сигналы охватывают примерно одну треть поверхности Земли, так что с помощью трех таких спутников, размещенных над Атлантическим, Индийским и Тихим океанами, можно передавать сигналы из любой страны мира, при необходимости путем двойной ретрансляции, в любую страну мира, при условии наличия наземных станций. Такие станции должны быть очень мощными и, как следствие, бывают очень дорогими.
33.101. Спутники распределительного типа охватывают небольшие географические районы (например, часть Европы или часть США), и их сигналы в целом предназначены для множества принимающих устройств (таких, как вещательные станции или кабельные системы), расположенных над этой определенной территорией. Излучаемый сигнал является более концентрированным и более мощным, чем со спутника типа «из пункта в пункт» и, как следствие, наземные станции, необходимые для приема сигналов с таких спутников, значительно меньше и дешевле, чем станции, необходимые для системы связи, работающей на основе спутника типа «из пункта в пункт».
33.102. Спутники прямого вещания — это устройства, предназначенные для прямого приема программ населением. Это «обычные передатчики, подвешенные в космосе» со всеми преимуществами такого обзора с птичьего полета.
(ii) Авторское право и спутники
33.103. Спутниковое вещание поднимает много вопросов, представляющих значительный интерес в области авторского права. Согласно Бернской конвенции (статья 11bis (1)) вещание является основной формой беспроводного способа публичного сообщения (доведения до всеобщего сведения). Вполне очевидно, что данная статья Бернской конвенции охватывает также прямое спутниковое вещание. Однако мы должны спросить себя, какое же действие следует рассматривать в качестве акта вещания: является ли актом вещания просто передача сигнала к спутнику или это двойная передача сигнала сначала по восходящей (когда сигнал передается с места излучения к спутнику), а затем по нисходящей (когда сигнал идет от спутника к тому, что известно как «отпечаток спутника», то есть области, в пределах которой сигналы могут нормально приниматься)? Термин «нормально приниматься» означает, что сигналы могут быть приняты антенной-тарелкой, доступной для населения. Мы все видели такие тарелки, установленные над жилыми домами и используемые жильцами одного и того же здания или группы зданий. В настоящее время появилась тенденция интерпретировать вещание не только как передачу, но и как доведение до всеобщего сведения, что, по-видимому, подпадает под статью 11bis (1).
33.104. Важно также знать, что составляет акт вещания в случае непрямого вещания с помощью спутника, так как часто программы, передаваемые из одной страны (или международных вод или прочих мест вне юрисдикции любой страны), затем передаются на другие страны. Имеются также случаи, когда законодательство той или иной страны вещания разрешает выдачу принудительных лицензий, в то время как такие лицензии не разрешены в тех странах, в которых сигналы будут приниматься населением. В дополнение к этому ответ на вопрос, откуда ведется вещание, также связан с установлением лица, которое имеет право разрешать вещание, в тех случаях, когда соответствующее лицо не является одним и тем же в стране вещания и в стране или странах, в которых сигналы могут приниматься.
33.105. Поскольку авторское право согласно Бернской конвенции является территориальным правом, которое поддерживается в каждой стране однозначно и самостоятельно, то именно правообладатель в данной стране является тем лицом, которое правомочно вос пользоваться авторскими правами в этой стране. В самом деле, согласно статье 5 (2) Бернской конвенции «объем охраны, равно как и средства защиты, обеспечиваемые автору для ограждения его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана». Это означает, что в случае прямого спутникового вещания, когда программа передается из одной страны и транслируется на одну или более страну, положения по крайней мере двух законодательств должны быть согласованы, т. е. законодательство страны вещания и законодательства стран, в которых сигналы принимаются. При этом возникает вопрос: что произойдет в случае, если владелец в каждой из этих стран не является одним и тем же лицом?
33.106. В настоящее время нет единства взглядов в отношении выбора законодательства, подлежащего применению, а также осуществления прав, имеющихся у различных право-обладателей в стране вещания и в странах приема. Надо надеяться, что удастся преодолеть эти разногласия с помощью подписания возможного Протокола к Бернской конвенции. На второй сессии Комитета экспертов, посвященной будущему Протоколу, большое число стран высказалось за применение единого законодательства, которое в случае выбора между законодательством страны вещания и законодательством страны приема было бы, как правило, законодательством страны вещания. Проект Директив Европейского сообщества по кабельной трансляции и спутниковому вещанию придерживается аналогичной точки зрения. Однако данный проект не содержит положений о принудительных лицензиях в отношении спутникового вещания. Таким образом, учреждение исключительного права во всех странах Сообщества позволяет решить проблему расхождений между законом страны вещания и страны приема.
33.107. Другая возможность, поддержанная несколькими делегациями и наблюдателями из неправительственных организаций на второй сессии Комитета экспертов, заключается в принятии в качестве основного закона страны вещания, но с важной оговоркой. В тех случаях, когда правообладатель в стране вещания и в стране приема не является одним и тем же лицом, необходимо получение дополнительного разрешения от других органов коллективного управления или, в определенных случаях, путем заключения договора, распространяющегося на страны приема.
33.108. По всей видимости, общепризнано, что спутниковое вещание представляет собой акт вещания в смысле Бернской конвенции, поскольку передаваемая программа может приниматься непосредственно широкой публикой. К тому же идея упразднения принудительных лицензий в отношении спутникового вещания получила широкую поддержку на вышеупомянутой сессии. Наконец, в отношении определения закона, подлежащего применению к данному типу вещания, несколько государств, по-видимому, предпочитают применение единого законодательства, а большая часть из них склоняется к применению закона страны вещания, несмотря на тот факт, что значительная часть государств признает необходимость учета существующей ситуации в странах приема (диапазона вещания) либо посредством коллективного администрирования, либо каким-либо другим путем.
(с) Распространение по кабелю
33.109. Одновременно с прогрессом в использовании спутников для целей вещания получило развитие распространение вещательных программ по кабелю. Эта технология зародилась в США в основном в горных районах, в которых прямой прием домашними радио- и телеприемниками был очень плохим, и это привело к использованию так называемых «коллективных антенн». Это было кооперативным мероприятием соседствующих домовладельцев, которые вскладчину приобретали большую антенну или другое прини мающее устройство, устанавливаемое на высокой точке, где условия приема были хорошими, откуда принимаемые сигналы распределялись по проводной связи участникам проекта. Позже это мероприятие получило также экологическую поддержку, поскольку оно устраняло необходимость для каждого индивидуального хозяйства иметь антенну. Так, в настоящее время в ряде стран Европы муниципалитеты местных общин запрещают использование индивидуальных антенн и разрешают прием радио- и телесигналов только через коллективные антенны.
33.110. Таким образом, зародившись в виде чисто кооперативной коммунальной службы местного значения, кабельная трансляция быстро разрослась, превратившись в дело для крупных коммерческих предприятий как в Северной Америке, так и в Европе. Кабельные компании устанавливают наземные станции, которые могут принимать не только национальные вещательные службы, но также большое число вещательных программ из других стран, принимаемых наземными станциями через спутник. Затем кабельная компания-оператор распределяет принятые программы, которые могут составлять до 60 разных каналов, по подписчикам на услуги кабельной трансляции. Таким образом, семья-подписчик, вместо ограниченного выбора одной или двух или, может быть, полудюжины национальных телевизионных программ, может пользоваться широким спектром программ из многих стран мира.
33.111. С учетом происшедшего технического прогресса страны — участницы Бернского союза признали необходимым провести несколько пересмотров Бернской конвенции, исходный текст которой был подписан в 1886 году, с тем чтобы отразить изменения и новые правоотношения, которые он вызвал к жизни. Принятие права ретрансляции произошло в 1928 году при пересмотре конвенции в Риме, при котором в Конвенцию была внесена новая статья 11bis, предусматривающая для авторов исключительное право давать разрешение на вещание на общественность. Это право обусловлено рядом условий, изложенных в параграфе 2 данной статьи. Эта статья была затем пересмотрена на Брюссельской конференции в 1948 г., на которой было добавлено большое число других актов в дополнение к вещанию как таковому с целью предусмотреть положения в отношении того, что известно как эфирные записи, производимые вещательными организациями для последующей трансляции произведения, которое временно записано. Именно версия статьи 11bis, принятая в 1948 г. в Брюсселе, вошла почти слово в слово в Парижский акт от 1971 г., т. е. в самый последний акт Бернской конвенции.
33.112. Что касается кабельного вещания, статья 11bis (1) (ii) содержит ссылку на вещание по проводной связи, «когда эта связь осуществляется иной организацией, нежели исходная». Хотя Конвенция не определяет термин «проводная связь», в общем признано, что этот термин фактически означает «кабельная связь». Кабельная связь имеет значительные преимущества над другими формами распространения информации, особенно поскольку оно позволяет покончить с огромными антеннами и тарелками, которые во все больших количествах можно видеть на жилых домах и гостиницах. Кроме этого, кабельная связь предоставляет пользователю доступ ко все большему числу программ. Наконец, если кабель обеспечивает необходимое качество, например, если это стекловолоконная оптика, качество вещания значительно повышается по сравнению с вещанием с помощью электромагнитных волн и, как будет видно в конце главы, позволяет даже вести вещание в цифровой форме.
33.113. С правовой точки зрения Бернская конвенция не рассматривает все программы, передаваемые по кабелю, одинаковым образом. При кабельном распространении, когда первоначально сигнал передается в виде электромагнитных волн или в виде прямого спутникового вещания, оно может рассматриваться как вторичное. Таким образом, веща тельная организация, которая получила разрешение осуществлять передачу произведения с помощью беспроводных средств, не будет нуждаться в дополнительном разрешении для трансляции той же передачи по кабелю, так как статья 11bis (1) (ii) Бернской конвенции предоставляет исключительное право, только если кабельная трансляция осуществляется «организацией иной, нежели исходная». Однако кабельное распространение осуществляется оператором, который не является исходной организацией, при этом автор данного произведения будет согласно данной статье пользоваться исключительным правом.
33.114. Можно также отметить, что Бернская конвенция позволяет выносить решение о принудительных лицензиях при кабельной передаче, за исключением программ, которые передаются по кабельной связи впервые, т. е. когда эти программы не представляют собой ретрансляцию. Однако на международном уровне в настоящее время существует тенденция к упразднению принудительных лицензий на вещание. Так, на второй сессии Комитета экспертов по возможному Протоколу к Бернской конвенции, которая состоялась в Женеве в феврале 1992 г., значительная часть стран поддержала предложение об упразднении лицензий этого типа. Поэтому можно считать, что недобровольные лицензии на вещание находятся в стадии исчезновения.
33.115. Ограничение авторских прав посредством выдачи принудительной лицензии на вещание было одобрено в 1928 г., исходя из того, что существует необходимость предоставления произведений в распоряжение вещательных организаций, по утверждению которых они при отсутствии такой возможности стали бы жертвами авторских сообществ, которые воспользуются своим монопольным правом. Однако опыт показал, что те, кто опасался, что они столкнутся с трудностями в использовании произведений для вещания, преувеличивали такую опасность. Там, где возникала проблема подобного типа, она разрешалась путем создания соответствующей системы коллективного управления. Доводы о том, что общества авторов будут злоупотреблять своим положением, оказались необоснованными. В области охраны прав исполнителей никто не сомневается, что нет необходимости прибегать к принудительным лицензиям, чтобы воспрепятствовать обществам коллективного управления злоупотреблять возможным положением монополиста, которым они располагают de facto. Появление новых форм доведения произведений до всеобщего сведения (например, программы, созданные на кабельном телевидении) также заставляют также по-новому взглянуть на проблему недобровольных лицензий в отношении вещания, исходя из статей 11ter(1), 14 (1) и 14bis (1) Бернской конвенции. Владельцы авторских прав имеют исключительное право разрешать кабельную трансляцию своих произведений в рамках специально созданных программ, т. е. таких программ, которые не являются просто синхронной и полной ретрансляцией вещательной программы, что позволяет исключить введение принудительных лицензий. Функция программ, созданных для кабельного вещания, точно такая же, что и у программ, передаваемых в эфир, которые, кстати, часто ретранслируются по кабельной связи вместе с программами, созданными для кабельного вещания. В целом эти два различающихся типа программ конкурируют друг с другом, и нет очевидных причин принимать сторону одного из конкурентов (кабельное вещание или эфирное вещание), предоставляя одному из них преимущества в виде выдачи принудительных лицензий. Поэтому имеются все основания ожидать упразднения подобных недобровольных лицензий для вещания.
33.116. В тех случаях, когда программы, передаваемые вещательными службами в одной стране, принимаются через спутник наземной станцией в другой стране и затем транслируются по кабельной связи для населения такой страны приема, возникает дополнительный аспект в последствиях, вытекающих из авторского права. В таком контексте интересы обладателя авторских прав на произведения, включенные в программы вещания, могут быть нарушены по различным причинам, например:
(1)
в стране, в которой находится фирма-оператор кабельного вещания, может отсутствовать необходимое законодательство об авторском праве или такое законодательство может не давать правообладателю права подавать иск против кабельного телевидения;
(2)
несмотря на существование законодательства, предоставляющего правообладателю необходимые права в отношении кабельной трансляции, законодательство может оказаться неэффективным, так как правообладатель иногда по каким-либо причинам не может защитить свои права.
33.117. В вышеописанной ситуации представляется вполне логичным и целесообразным, чтобы владелец авторского права имел возможность потребовать от первоначального источника вещания защитить его интересы. Это в свою очередь означает, что действия первоначальной вещательной организации при трансляции произведения, охраняемого авторским правом, через спутник в рамках одной из ее программ должны рассматриваться как акт вещания, подпадающий под контроль владельца авторского права; другими словами, владелец авторского права должен быть в состоянии привлечь к ответственности первоначального вещателя. Эта ситуация является предметом многочисленных споров, и вещательные организации высказывают нежелание принимать на себя ответственность. Однако растет признание того факта, что когда вещательные организации передают сигналы, направленные на спутник, с которого путем последующей нисходящей трансляции эти сигналы могут быть приняты в зарубежных странах, то такой акт инициализации трансляций должен находиться под контролем владельца авторского права.
Литература к разделу Е:
Международное бюро ВОИС. Новые телекоммуникационные технологии и авторское право. WIPO/ACAD/E/93/23.
D. de Freitas. Влияние новых технологий (репрография, использование компьютеров и охрана программного обеспечения). WIPO/CNR/ND/86/6.
W. Rumphorst. Вещание и авторское право. WIPO/GIC/CNR/GE/86/13.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1160;