Объекты правоотношений 2 страница
Иностранные граждане и лица без гражданства по своему статусу приравниваются к гражданам Республики Беларусь. Они пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст.11 Конституции Республики Беларусь).
При осуществлении своих прав и свобод человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения к правам и свободам других, сохранения суверенитета, безопасности и целостности государства.
Термин «свобода» и термин «право» равнозначны. Вместе с тем при их одновременном употреблении внимание акцентируется на отдельных аспектах их содержания. Одни авторы считают, что первый термин обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии субъекта, внутри которой он вправе действовать по своему собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин «право» используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно-определенное действие и поведение. По мнению других, термин «свобода» используется тогда, когда ей не противостоит соответствующая обязанность другого лица. Праву же такая обязанность всегда корреспондирует.
9.4. Классификация прав личности
Права и свободы человека по сфере и предмету правового регулирования подразделяются на личные, политические, экономические, социальные и культурные.
Личные права и свободы – это права и свободы, признающие и защищающие человека как отдельное природное и духовное существо, как свободную личность. К таким правам и свободам относятся прирожденные неотчуждаемые права человека на жизнь, охраняемое государством достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, право на неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальность, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право свободно передвигаться и др.
Эти личные права по своему содержанию имеют индивидуально-человеческий характер. Они принадлежат человека в силу того, что он человек.
Политические права и свободы – это права и свободы индивида как гражданина на участие в политической жизни общества и осуществлении государственной власти. К этим права относятся: право сохранять свое гражданство или изменять его, право на объединение в политические партии, союзы, право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право не быть высланным за пределы своего государства и др. Данные права, в основном, носят приобретенный, а не прирожденный и неотчуждаемый характер.
Экономические права и свободы – это права индивида (человека и гражданина) как независимого субъекта товарно-денежных, производственных, рыночных отношений. К рассматриваемой группе прав относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности, свобода труда и запрет принудительного труда, право свободного выбора рода деятельности и профессии сообразно своим способностям и уровню образования.
Социальные права – это права человека по обеспечению и защите его потребностей в различных сферах социальной жизни людей. К данной группе прав относятся: право на участие в профсоюзах, право на здоровые и безопасные условия труда, право на достойное вознаграждение за труд, право на семью, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Культурные права и свободы – это права и свободы человека в сфере творческой деятельности, участия в культурной жизни и пользования ее благами. К этим правам относятся: свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавание, право каждого на пользование учреждениями культуры, на свободный доступ к культурным ценностям.
Данный способ классификации нашел свое отражение в Конституции Республики Беларусь, одна из глав которой последовательно перечисляет личные, политические, экономические и социально-культурные права. В завершении даются основные обязанности человека и гражданина.
9.5. Гарантии прав и свобод личности
Полное, всестороннее и эффективное использование субъективных прав и свобод личности невозможно без установления соответствующих гарантий их реализации.
Выделяются внутригосударственные и международно-правовые гарантии.
К первым относятся средства, меры, обеспечивающие использование человеком своих прав и свобод и закрепленные правовой системой данного государства. Ко вторым относятся гарантии, вытекающие из международных соглашений.
По характеру гарантии можно подразделить на:
- конституционные;
- процессуально-правовые;
- судебно-принудительные;
- общественно-демократические;
- договорные.
В соответствии со ст.21 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в ней самой, законах и международных актах. Конституция запрещает любые формы ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или иной принадлежности. Женщины и мужчины имеют равные права и свободы. Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.
Институциональным гарантом прав и свобод по Конституции выступает институт президентства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека.
Процессуально-правовые гарантии предусматриваются процессуальным законодательством и направлены на строгую формализацию процедур защиты прав и свобод человека. К ним относятся:
- презумпция невиновности;
- право на адвоката в процессе;
- право на ознакомление с материалами дела;
- право на рассмотрение дела в своем присутствии;
- право на беспристрастный и объективный суд;
- право на обжалование решений суда;
- обеспечение иска и т.д.
Судебно-принудительные гарантии основываются на статусе судебной власти как самостоятельной ветви власти и на использовании государственного принуждения при исполнении решения суда. Решение (приговор) суда подлежит обязательному исполнению. При нежелании стороны его исполнять в добровольном порядке, оно исполняется принудительно. Сторона, отказывающаяся исполнять решение суда либо создающая препятствия для этого, может привлекаться к ответственности вплоть до уголовной.
Общественно-демократические гарантии разрабатываются и поддерживаются общественными институтами демократического общества: профсоюзами, прессой, общественным мнением и т.д.
Договорные гарантии относятся к сфере частной воли субъектов правоотношений и широко применяются в гражданском, семейном, трудовом праве.
В гражданском праве широко развит институт обеспечения исполнения обязательств, включающий в себя неустойку, залог, удержание, поручительство, гарантию, задаток и др. В семейном праве предусматривается возможность заключения Брачного договора, Соглашения о детях, в трудовом – коллективного договора, где фиксируются гарантии реализации достигнутых договоренностей.
В современных условиях на первый план выдвигается задача формирования и действия системы реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Для практического их осуществления необходимо эффективное, согласованное и целенаправленное взаимодействие структур гражданского общества и правового государства.
ТЕМА 10.
ГОСУДАРСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
1. Основные концепции происхождения и сущности государства
2. Современное понимание государства
3. Функции государства
10.1. Основные концепции происхождения
и сущности государства
Вопрос о возникновении государства имеет несколько аспектов. Во-первых, это первоначальное возникновение государства, т.е. постепенное, на протяжении многих веков вызревание в человеческом сообществе этого политического института. Во-вторых, это производное возникновение государства, когда новое государство создается в государственно-организованном обществе на базе ликвидации прежнего государства в результате революции, разделения государства на другие государства, сецессии (выделения) части государства и образования собственного государства, соединения разных государств в одно. В-третьих, это возникновение государства в безгосударственном колониальном обществе, в зависимой стране, находившейся под управлением государства-метрополии.
Существует множество доктрин, объясняющих первоначальное возникновение государства. Мы рассмотрим основные из них.
В религиозных концепциях государство рассматривалось как явление, дарованное людям свыше. В их основе лежат представления о небесном, божественном первоисточнике происхождения как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей (т.е. общества и государства). Именно в Боге виделось исходное основание возникновения государства.
Согласно патриархальным (от патриарх – родоначальник) и патерналистским (от патер – отец) воззрениям общество и государство возникают из семьи, а общественная и государственная власть – из власти отца семейства. Уже в древних сказаниях власть той или иной родовой общины, племени возводится к власти прародителей, праотцов. Род, племя при этом уподобляются большой семье, а носитель власти – отцу семейства. Так, по Конфуцию, управление государством должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы «старших» о «младших», преданности и почтительности «младших» к «старшим». Для установления в государстве таких семейных взаимоотношений между властью («старшими» во главе с императором-отцом) и подданными («младшими») необходимо утвердить хороший порядок в семье.
В развернутом виде патриархальная концепция теории происхождения государства представлена в произведениях Филмера (XVII в.). Свою теорию он обосновывает ссылкой на положения Библии о божественном сотворении Адама, на библейскую заповедь «почитай отца своего». Первочеловек как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом. Исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций всякое выступление против абсолютной власти монарха расценивалось как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти государства. В патриархальной концепции Филмера просматривается тесная связь с христианской религиозной концепцией.
Патриархальные представления о государственной власти по своей сути носят архаичный характер. В условиях достаточно развитой цивилизации подобные представления, как правило, используются в консервативно-реакционных целях для обоснования и оправдания различных форм абсолютной, авторитарной или тоталитарной власти монарха, вождя (нередко именуемых «царем-батюшкой», «отцом народов» и т.д.).
Согласно органическим концепциям сущности государства оно является живым организмом, совокупностью взаимосвязанных органов. Место, значение и власть каждого сословия и института в иерархической системе организации общественной и государственной жизни определяются функцией и ролью соответствующего органа в жизни организма. В этом смысле более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в системе государства.
Так, в древнеиндийской мифологии говорится, что все в мире произошло из вселенского тысячеглавого, тысячеглазого и тысяченогого тела. Из органов этого тела возникли составные части (сословия) древнеиндийского общества и государства: «брахманом стали его уста, руки – кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра». У Платона соответствие свойств отдельного человека и государства трактовалось следующим образом. «В человеке голова и душа правят телом, а в самой душе разумное начало правит двумя чувственными началами: яростным и вожделеющим. Аналогично обстоит дело и с организацией правления в государстве, где трем началам человеческой души соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим началам – три сословия: правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев)».
Общество и государство в органической теории как часть природы развиваются подобно зародышу животного. Социальный организм растет путем интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций. Сторонники данной концепции считают, что правительство осуществляет функции головного мозга, торговля – функции кровообращения, транспорт – функции ног и т.д.
Концепции общественного договора встречаются уже в древности. Древнекитайский мыслитель Мо-цзы (V в. до н.э.) писал, что между людьми царила вражда, не было управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, сделали его правителем и предоставили ему право управлять собой. Только он может создавать единый образец справедливости, поэтому в государстве воцарился порядок.
Идеи договорного происхождения государства получили широкое распространение в Новое время.
Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.) в своей работе «Об общественном договоре» характеризует догосударственное состояние как строй всеобщей свободы и равенства. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из такого состояния был найден заключении соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут подчиняться все. Благодаря общественному договору каждый, передав в общее достояние и поставив под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Эта публичная персона, образующаяся в результате объединения всех других, именуется Республикою, Политическим организмом, государством. Общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами.
На идеи общественного договора опирались американские мыслители при обосновании суверенных прав народа США на независимость от Великобритании и на формирование своего самостоятельного государства. Эти идеи нашли свое выражение в Декларации независимости США (1776г.), где утверждается, что все люди сотворены равными и одарены от рождения неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Для обеспечения данных прав люди учредили правительства, заимствующие свою власть из согласия управляемых. Если же такая форма правительства становится гибельной, народ имеет право изменить или уничтожить его и установить новое.
Договорные концепции государства сыграли заметную прогрессивную роль в развитии либерально-правовых и демократических представлений о сущности и назначении государства, о правовой сущности и назначении государства, о правовой организации государственной жизни, неотчуждаемых прав и свобод человека.
Концепции насилия. Представители данного направления трактуют возникновение государства как результат насилия (внутреннего или внешнего).
Взгляды о внутреннем насилии в качестве причины возникновения государства развивал Дюринг. Насилие одной части первобытного общества над другой – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильного порабощения одних другими возникают собственность и классы.
Представления о внешнем насилии как определяющем факторе возникновения государства и права развивали Гумплович, Каутский. Они исходили из того, что человек – существо стадное и потому всегда руководствуется мнением своего сообщества. Последнее для самосохранения всегда стремится к расширению своего влияния и могущества, а также увеличению своего благополучия за счет других сообществ. Это лежит в основе войны различных социальных образований, в основе стремления одних племен и сообществ подчинить себе других, поработить, эксплуатировать их. Так возникает государства, так происходят расширение их территорий, возникновение империй. При этом государства всегда основываются меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильным сообществом.
Марксистская концепция опирается на историко-материалистическое учение об обществе, на классовую трактовку государства. Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое, на смену которому – в результате общественного развития – идет феодальное, а затем – буржуазное. Уничтожение путем революции частной собственности как основы классов, государства ведет к бесклассовому, безгосударственному коммунистическому обществу. Коммунистическое общество (без государства) – это определенное повторение на более высокой ступени исторического развития первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.
Родовой строй был разрушен и заменен государством под воздействием экономико-производственных факторов, разделением труда, появлением избыточного продукты, собственности и, как следствия, раздела общества на противоположные классы. Поэтому государство есть продукт общества на известной ступени его развития, государство есть признание того, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Для их разрешения необходима навоя сила, и эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.
10.2. Современное понимание государства
Многие современные школы исходят из того, что государство – это определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории (в государственных границах), а всякая кооперация требует регулирования совместной деятельности, отношений людей и их групп, имеющих различные интересы. В этом коренится характер государства как политического сообщества, которое нельзя отождествлять с обществом в целом. Смешение этих понятий было присуще в исследованиях до XVII в. С тех пор в науке отчетливо различаются общество и государство.
Государство – это организация в обществе данной страны. Государство поэтому определяется «как хорошо организованная машина власти вместе с находящимися в услужении общества чиновниками и вооруженными силами. Особенности такой организации состоят в том, что государство является единственной универсальной организацией в стране. Каждый, находящийся, постоянно или временно, на территории страны, является своеобразным субъектом этой организации, имеет определенные права и несет перед государством пребывания обязанности.
Государству-организации в некоторой мере присущи элементы добровольности (можно выйти из гражданства, свободно покинуть страну), но в основе оно строится на обязательности. Все лица, находящиеся на государственной территории, независимо от их желания, должны подчиниться власти этой организации, соблюдать законы государства. За нарушение последних лицо может быть наказано, вплоть до лишения жизни. Таких санкций не знает ни одна другая легальная организация.
Государство – это политическое регулирующее учреждение, регулятивный политический институт в обществе данной страны. Его государственный аппарат выступает как некая машина, призванная регулировать общественные (но не все) отношения между людьми и их группами. Государство – это некий арбитр, который действует в интересах всего общества, чтобы не допустить социальное противоборство до крайней черты, предотвратить анархию и распад общества, обеспечить определенную степень социальной солидарности общества.
Государство – это публичная, государственная власть. Эта власть универсальна и распространяется на всех членов общества дано страны. Эта власть юридически независима от любой власти внутри и вне страны. Каждое государство обладает государственным суверенитетом, вправе применять особое – государственное принуждение. Принуждение есть в той или иной форме во всяком человеческом коллективе. Государственное принуждение не ограничивается лишением некоторых благ. Оно распространяется на имущество, свободу и даже жизнь человека. Такие возможности государственного воздействия обусловлены тем, что государство – это орган легализованного и легитимного принуждения.
Легализация государственного принуждения осуществляется путем принятия конституции, законов, других актов государства. Легитимация – это признание населением государственного принуждения, осуществляемого в определенных случаях, в качестве обоснованного, справедливого, целесообразного, необходимого.
Между легализацией и легитимацией возможны расхождения. Народ может не одобрять установленную в соответствии с нормами конституции легальную государственную власть, считать ее несправедливой, что может вести к замене мирным или немирным путем. Легитимная государственная власть может некоторое время нелегализованной.
Суммируя сказанное, современная наука в общих чертах определяет государство следующим образом: это универсальная политическая организация, обладающая государственным аппаратом (аппаратом принуждения) и особой публичной, легализованной и легитимной властью, предназначенная для управления обществом с целью обеспечения его прогрессивного, гармоничного развития.
Признаки государства:
1) Наличие территории с четко определенными внешними границами. Территория государства включает в себя всю землю, находящуюся в пределах его границ, а также воздушное пространство над ней и природные ресурсы, прибрежные воды, территории консульских учреждений на территориях других государств, а также иные территории в соответствии с международным законодательством.
2) Наличие населения. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию определенной страны независимо от их принадлежности к какой-либо группе. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами.
3) Наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обладает особым аппаратом управления делами общества, существующим специально для выполнения государственных функций. Публичная власть, реализуемая государственным аппаратом, составляет неотъемлемый признак государства и там, где широко развито местное самоуправление.
4) Наличие обязательных налогов и податей, необходимых на управление делами общества, в том числе на содержание самой государственной власти.
5) Наличие суверенитета. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии ненарушения суверенитета других государств.
6) Наличие правовых норм, по которыми понимаются общеобязательные правила поведения людей, санкционированные государством в виде законов, других актов государства.
10.3. Функции государства
Функции государства – это основные формы (направления) деятельности государства по управлению делами общества, выражающие сущность государства.
Сложная и многообразная деятельность государства по управлению делами общества объективно обусловливает одновременное выполнение не одной, а нескольких функций. Каждая функция осуществляется применительно к определенной сфере общественных отношений, составляющих основу существования общества, – экономике, политике, экологии и т.д.
Система функций государства носит конкретно-исторический характер и меняется не только под воздействием условий, в которых действует государство, но и применительно к задачам, решаемым им в тот или иной исторический период. Поэтому они могут быть неодинаковыми у различных государств или у одного и того же государства на разных этапах его развития.
Все функции государства принято делить на два вида: внутренние и внешние.
В число внутренних функций входят такие направления деятельности государства, которые ориентированы на решение внутренних задач страны. Внешние связываются с деятельностью государства на международной арене, направленной на установление и поддержание отношений с другими государствами.
По сфере осуществления внутренние функции государства подразделяются на:
· экономическую, которая выражает степень участия государства в управлении экономикой, определяет его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических прав населения. Осуществляя экономическую функцию, современное государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности, выступает собственником организаций и имущества. Интенсивность государственного вмешательства в экономику страны ощущается через объем правового регулирования, антимонопольную политику, создание условий добросовестной конкуренции, поддержание стратегически важных, социально значимых производств и др. В экономической сфере государство осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью, устанавливает налоги, распределяет бюджетные средства, совершает иные действия;
· политическую, основное содержание которой связано с регулированием отношений классов и социальных слоев общества, групп влияния с тем, чтобы их противостояние не выходило за определенные рамки, подчинялось установленным законом правилам. Осуществляя политическую функцию, государство должно действовать в интересах всего общества, а не доминирующего класса, оно обязано учитывать интересы всех слоев населения в целях нахождения компромисса;
· социальную, т.е. предоставление социальных услуг обществу в целом, государственная поддержка незащищенных слоев населения. Социальная функция должно обеспечивать реализацию всех социальных прав человека, включая право на достойный уровень жизни, социальное обслуживание в старости и др. Социальная политика государства включает в себя 1) борьбу с безработицей и государственную помощь безработным, 2) государственное регулирование размера минимальной заработной платы, 3) общедоступность и бесплатность общего образования в государственных учреждениях, 4) бесплатную медицинскую помощь, 5) бесплатное пользование библиотечными фондами, 6) социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и др.;
· экологическую. Экологическая функция – сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. Глобальные и необратимые изменения природной среды требуют активного вмешательства государства во все сферы деятельности общества с целью сохранения и приумножения природных ресурсов и недопущению экологических, техногенных катастроф. Основные мероприятия государства по реализации экологической функции проявляются в том, что оно принимает меры по нормированию качества окружающей среды, разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности человека. Особое значение уделяется экологической экспертизе при проектировании, строительстве и реконструкции промышленных объектов, принимается экологическое законодательство, предусматривающее меры ответственности, вплоть до уголовной, за те или иные правонарушения.
Принимая за основу критерий построения государства по принципу разделения властей выделяют:
Законодательную функцию – установление посредством законов обязательных правил общего характера, норм поведения субъектов. Этим правилам должны соответствовать все другие правовые акты, деятельность всех органов, должностных лиц, поведение граждан. Законы, как правило, принимаются парламентом, но могут быть приняты и исполнительной властью. Некоторые авторы выделяют более широкую функцию государства – нормотворческую.
Исполнительно-распорядительную функцию – деятельность государства по претворению в жизнь положений и предписаний законов, иных нормативных правовых актов. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленные в государстве законы постоянно и неуклонно действовали. Она призвана обеспечить все формы реализации права (осуществление, исполнение, соблюдение, применение) как в деятельности самого государства (его государственных органов), так и применительно к поведению людей. Исполнительно-распорядительная функция включает в себя в качестве важного компонента и деятельность государства по обеспечению процесса осуществления прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей.
Судебную функцию. Правосудие осуществляется исключительно судом. Он призван в особой процедурной форме разрешать конфликты в обществе, используя государственную власть. При этом не устанавливаются общие правила поведения, суд не занимается управленческой деятельности. Решения суда, вступившие в силу, должны исполняться всеми государственными органами, иными субъектами, к которым они относятся.
Контрольно-надзорная функция выражается в форме инспектирования, проверки, ревизии соответствия деятельности органов государства, их должностных лиц принимаемых ими решений, деятельности других организаций и поведения граждан конституции, законам и другим нормативным правовым актам. Данную функцию осуществляют как собственно контролирующие органы, не входящие в исполнительную власть (прокуратура, комитет государственного контроля), так и некоторые исполнительные органы (министерство по налогам и сборам), а также иные организации.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 479;