Теория единой цивилизации и столкновения цивилизаций
После окончания холодной войны и распада СССР закончилось политическое деление мира на три блока:
– коммунистический (социалистический);
– западный (антикоммунистический);
– блок неприсоединившихся стран.
В настоящее время это деление трансформировалось в деление всех стран мира на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.
Теория единой цивилизации (Фрэнсис Фукуяма). В основе теории лежит идея о постоянном движении всех стран мира к единому политическому, экономическому и социальному строю – либеральной демократии. Сторонники теории утверждают, что этот строй уже достигнут на Западе, а после того как к нему перейдут другие страны по мере их либерализации, наступит «конец истории», то есть весь мир превратится в единое общество.
Теория столкновений цивилизаций (Сэмуэл Хантингтон). С. Хантингтон отмечает, что после холодной войны политический и культурный мир стал более многополярен. Он включает 8 главных цивилизаций:
1) западную;
2) исламскую;
3) индуистскую;
4) китайскую;
5) японскую;
6) православную;
7) африканскую;
8) латиноамериканскую.
Теория утверждает, что в последнее время в мировой экономике уменьшается роль западной цивилизации, а роль азиатских цивилизаций возрастает. В результате будущий мир будет представлять собой набор разных цивилизаций, между которыми есть много общего, но также существуют серьезные различия, которые никогда полностью не сотрутся. В первую очередь теория уделяет внимание не экономическим, а культурным и политическим аспектам формирования будущей цивилизации. В то же время из данной теории следует экономический вывод об уменьшении доминирования западных стран в мировой экономике. Так, если в середине XX века на Западную Европу, Северную Америку, Австралию и Океанию приходилось около ⅔ мирового ВВП, то в конце XX века – менее ½. Одновременно быстро растет удельный вес в мировой экономике азиатских стран – с ⅛ до ⅓.
Внутри каждой цивилизации выделяют ключевые страны (от одной до трех). Исключение составляет исламская цивилизация, где нет четко выраженных ключевых стран.
Из теории также вытекает, что устойчивость экономических связей между странами, а также устойчивость интеграционных группировок зависит от того, к каким цивилизациям принадлежат входящие в них страны и насколько они совместимы.
Например, православная цивилизация больше близка западной, индуистской и китайской, чем исламской или японской. Успешная интеграция внутри ЕС во многом базируется на принадлежности почти всех его участников к двум цивилизациям – западной и православной. Интеграция в рамках НАФТА также базируется на совместимости двух христианских цивилизаций: западной и латиноамериканской.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1549;