Стереотипные формы поведения
Понятие «стереотип» (лат. твердый, отпечаток) – это широко используемое понятие в науках, посвященных изучению поведения живых систем. Понятие стереотип используется в этологии, психофизиологии и социальных науках. В социальных науках стереотип принимает широкое семантическое понятие, как определенный «ритуал» или «традиция». Каждое научное направление дает свое определение понятию стереотип. Этологи, изучающие поведение животных дают следующее определение:
Определение_3
Стереотип – это фиксированный набор наследственно обусловленных двигательных актов (инстинктивных движений)[3]
В целом, стереотип можно рассматривать как результат адаптивного поведения индивида. Однако стереотипное поведение животных в большей степени опирается на генетические программы, в сравнении с динамическим стереотипом человека. Каждое животное обладает своим набором фиксированных движений и очень ограниченной способностью к развитию новых. Этолог Роберт Хайнд указывает на то, что стереотипное поведение животных ограничено возможностями строения тела и физиологическими особенностями нервной системы. Например, голосовой аппарат певчей птицы непригоден для воспроизведения некоторых звуков, а строение тела гиппопотама делает физически невозможным хождение на двух ногах.
Стереотипные последовательности движений у животных являются основным компонентом инстинкта и представляют завершающий акт или набор «эндогенных движений» по концепции инстинкта Конрада Лоренса. Примерами подобных стереотипных форм поведения является плетение сети из паутины, строительство плотин у бобров, гнезд у птиц и т.д. Самка канарейки особыми движениями проталкивает полоски материала в стенки своего гнезда. Если птице не предоставить ни места для гнезда, ни материала, то она все равно делает эти движения, сидя на дне клетки.
Стереотипное поведение можно рассматривать как комплекс фиксированных действий (КФД), представляющий собой набор сложных движений, образующих организованную последовательность[4]. Считается, что комплекс фиксированных действий не связан с индивидуальным опытом, и осуществляются с первого раза. Еще один пример, стереотипное поведение серого гуся (рисунок 3). При выпадении яйца из гнезда гусь вытягивает шею и дотягивается клювом до земли по другую сторону яйца, хотя эффективнее было бы откатывать его от себя, а не к себе. Специфические стимулы, запускающие КФД, получили название «знаковых стимулов».
Рисунок 3 – Серый гусь возвращает яйцо, выкатившееся из гнезда (по Э. Меннингу 1982)
Самцы трехиглой колюшки, защищая свою территорию, реагируют на строго специфический признак самца своего вида – красное брюшко. Если на территорию, занятую этой рыбой, поместить точную модель самца, но с брюшком другого цвета, агрессивного столкновения не произойдет. Модель же с красным брюшком будет подвергнута яростному нападению. Такие стимулы подходят к соответствующим поведенческим реакциям, как ключ к замку, высвобождая весьма сложные акты поведения, без специального обучения. В обычном состоянии КФД находятся под влиянием активного торможения. (В. Детьер и Э. Стеллар, 1967). Эти стимулы снимают блокирующие механизмы в нервной системе самца и тем самым способствуют проявлению соответствующей инстинктивной реакции. Этот механизм снятия блока К. Лоренц назвал «врожденной схемой реагирования». В настоящее время более распространен предложенный английскими этологами термин «врожденный разрешающий механизм» (innate releasing mechanism).
Раздражители, при действии которых происходит срабатывание «врожденного разрешающего механизма», получили название релизерами. Они весьма разнообразны по своей природе и могут быть адресованы любому из анализаторов. Специфические вещества – половые аттрактанты, феромоны, улавливаемые готовыми к размножению половыми партнерами, выступают как ключевые раздражители в половом поведении многих насекомых, амфибий и ряда млекопитающих. У многих животных и птиц в качестве ключевых стимулов полового поведения выступают морфологические признаки – особенности окраски тела, специальные структуры (например, гребни и хохолки у птиц). Видоспецифические звуковые стимулы – пение, крики угрозы или ухаживания – также будут ключевыми раздражителями для фиксированных комплексов инстинктивных действий у животных разных видов. Особую категорию ключевых стимулов составляют видоспецифические комплексы движений. Примером могут служить брачные демонстрации, позы угрозы и подчинения, приветственные ритуалы и т.д. Подробное изложение современных представлений о врожденном разрешающем механизме можно найти в книге Меннинга (1982).
[1] Мотивированный мозга (1987 г)
[2] Вопрос 3
[3] Хайнд Роберт. Поведение животных. М. : Мир, 1975, 856 (с. 28)
[4] Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем СПб. : Питер, 2009 – С.110
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 3314;