Вопрос 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК РФ). С объективной стороны соучастие может характеризоваться как действием, так и бездействием соучастников.
К объективным признакам соучастия относится, во-первых, участие в совершении одного и того же преступления двух или более лиц, во-вторых, совместность или общность действий соучастников. Она слагается из трех элементов: а) преступление совершается общими, взаимно обусловленными и взаимно дополняющими усилиями нескольких лиц:
б) преступный результат, достигнутый совместными действиями соучастников, является для них общим, единым;
в) преступный результат (в преступлениях с материальным составом преступления) или сам факт совершения деяния (в преступлениях с формальным составом) находится в причинной связи с действиями каждого из соучастников.
С субъективной стороны соучастие характеризуется наличием у соучастников только умышленной вины (совместность умысла). Умысел при соучастии может быть как прямым, так и косвенным. При этом следует различать психическое отношение лица к последствиям совершаемого в соучастии криминального деяния и психическое отношение соучастника к самому факту своего присоединения к преступной деятельности других лиц. В первом случае вина соучастников может выступать как в виде прямого, так и косвенного умысла. Например, двое из хулиганских побуждений бросают в реку третьего, не желая, но сознательно допуская его смерть. Они отвечают за убийство с косвенным умыслом, совершенное в соучастии. И если кто-то четвертый подстрекал их к этому, тоже не желая смерти, то и он должен отвечать за соучастие в убийстве, совершенном с косвенным умыслом. Во втором случае - лицо желает принять участие в совершении преступления. Без такого желания нет соучастия.
Интеллектуальный момент умысла соучастника включает: а) осознание общественно опасного характера собственного деяния: б) осознание общественной опасности деяния других соучастников (хотя бы еще одного); в) предвидение совместного преступного результата. Волевой момент умысла образует желание совместно достичь преступного результата или сознательное его допущение либо безразличное отношение к нему. Соучастие, таким образом, возможно только в умышленном преступлении (ст. 32 УК). Случаи неосторожного сопричинения вреда УК не относит к соучастию в преступлении.
С. в п. всегда конкретно. Нельзя говорить о С.в п. "вообще", оно возможно лишь в конкретных преступлениях.
Форма С. в п. - это структура связи между двумя или более лицами, совместно совершающими умышленное преступление. По способу объединения совместных усилий соучастников различают две формы С. в п.: а) простое (соисполнительство или совиновничество);
б) сложное (соучастие с разделением ролей).
Простое С. в и. характеризуется тем, что все соучастники являются исполнителями преступления: каждый из них совершает действия, содержащие признаки данного состава преступления. Для простого С. в п. характерен групповой способ совершения преступления. Поскольку каждый из соучастников является здесь исполнителем преступления. простое соучастие называют также соисполнительством (или совиновничеством).
Соисполнительство предполагает соглашение соучастников, их сговор. Он может возникнуть до начала или во время совершения преступления. Субъективная связь между соисполнителями характеризуется: а) знанием соисполнителей о деятельности других соучастников преступления; б) осознанием того, что эта деятельность объединяется с действиями других соучастников и направлена. так же как и последние, на совершение одного и того же преступления. К умыслу обычного одиночного исполнителя добавляется при этом сознание, что преступление он совершает совместно с другим лицом (лицами). При соисполнительстве каждый соучастник самостоятельно отвечает по соответствующей статье Особенной части УК без ссылки на ст. 33 УК.
Сложное С. в п. характеризуется тем. что действия, образующие непосредственно состав конкретного преступления. совершаются не всеми соучастниками, а только некоторыми или одним из них. Наряду с исполнителем в преступлении участвуют или организатор, или подстрекатель, или пособник либо кто-то из них. Эта форма соучастия характеризуется сравнительно сложной структурой взаимоотношений между соучастниками: одни являются исполнителями преступления. другие их организуют, третьи склоняют исполнителя совершить криминальное деяние либо содействуют его совершению.
Что же касается видов соучастия (в литературе по уголовному праву некоторые авторы относят их к формам С. в п.), то среди них следует различать:
а) С. в п. без предварительного соглашения; б) С. в п. по предварительному соглашению; в) совершение преступления организованной группой; г) совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией). Указанные виды С. в п. отличаются друг от друга степенью сплоченности соучастников.
С. в п. без предварительного соглашения — это умышленное совместное участие нескольких лиц в совершении преступления без предварительной о том договоренности. Это простейший и - в ряде случаев - наименее опасный вид С. в п. Присоединение к преступной деятельности других лиц может быть либо в процессе осуществления криминального деяния,либо по договоренности. осуществленной в момент его совершения. Чаще всего С. в п. без предварительного сговора выступает в форме соисполнительства (именно такое С. в п. имеется при совершении преступления группой лиц, ч. 1 ст. 35 УК). Субъективная связь между соучастниками здесь минимальная и ограничивается знанием одного соучастника о присоединяющейся преступной деятельности другого. Совершение преступления группой лиц в качестве квалифицирующего обстоятельства включено, в частности, в составы убийства (ч. 2 ст. 105 УК), умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ч. 3 ст.111, ч. 2 ст. 112УК), изнасилования (ч. 2 ст. 131 УК), насильственных действий сексуального характера (ч. 2 ст. 132 УК), хулиганства (ч. 2 ст.213УК).
Соучастие в преступлении по предварительному соглашению (квалифицированное соучастие) имеет место в тех случаях, когда несколько лиц договариваются о совместном преступлении заранее. Договоренность эта может касаться различных сторон криминальной деятельности: места. времени, способа, средств и орудий преступления, сокрытия его следов и пр. Субъективная связь и организованность здесь выше, чем в предыдущем виде. что говорит, как правило, о более высокой степени общественной опасности указанного вида С. в п. В ч. 2 ст. 35 УК выделяется такой вид группового криминального деяния, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Этот признак в качестве квалифицирующего обстоятельства включен во многие составы преступлении против жизни и здоровья, личной свободы, половой неприкосновенности и половой свободы, собственности, в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности и общественного порядка и др.
Когда УК говорит о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, то он прямо не указывает, какая форма С. в п. ("простая" или "сложная") имеется в виду. Судебная практика исходит из того, что в таком преступлении его участники выступают в роли соисполнителей. Характерные для С. в п. в целом признаки здесь дополняются такими, как: а) непосредственное участие каждого из соучастников в выполнении действий, образующих объективную сторону конкретного состава преступления; б) знание каждым участником группового преступления, что наряду с ним в преступлении участвуют другие исполнители (соисполнители) и что их действия связаны с его собственными, а само преступление совершается совместными усилиями всех участников. Следует, однако, учесть, что при С. в п. с предварительным соглашением может иметь место не только соисполнительство, но и соучастие в тесном смысле слова (с распределением ролей). Однако это уже не будет считаться групповым преступлением.
Совершение преступления организованной группой, под которой понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК), существенно повышает общественную опасность содеянного. Своеобразие организованной группы состоит в наличии признака устойчивости, означающего, что участников такой группы объединяет. как правило.цель систематического совместного совершения как тождественных, однородных.так и разнородных криминальных деяний в течение достаточно продолжительного времени. Такая группа предполагает предварительную сорганизованность своих членов. между которыми в процессе предварительного сговора устанавливаются более или менее прочные связи. Это дает возможность членам группы заранее согласовать основные моменты предполагаемого преступления, договориться о плане его совершения, разделении ролей участников,условиться о месте, времени, способах преступления и сокрытия его следов, предпринять определенные подготовительные действия и т.д. Организованная группа может состоять из соисполнителей, но чаще всего в процессе предварительного сговора между членами такой группы происходит распределение ролей и одни из них могут выступать в роли организаторов, другие - пособников, третьи - непосредственных исполнителей. Однако это техническое распределение ролей не влияет на юридическую оценку их действий. Все участники организованной группы признаются исполнителями и отвечают самостоятельно по соответствующей статье Особенной части УК.
Совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией), под которыми понимаются сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях (ч. 4 ст. 35 УК), - наиболее опасный вид С. в п. Его именуют С. в п. особого рода (лат. sui generis).
Они характеризуются значительно более высокой степенью устойчивости организационных отношений и сплоченности лиц, их составляющих. Гораздо более сложной является и их внутренняя структура. Целью создания таких сообществ является, как правило, занятие длительной криминальной деятельностью (с акцентом на совершение тяжких и особо тяжких преступлений), которая планируется, управляется. В ходе ее подготовки и осуществления происходит распределение ролей, складываются устойчивые формы преступных связей, вырабатываются определенные методы и приемы криминальной деятельности, весьма важную роль играют организаторы (руководители), выполняющие функции управления.
Объединение организованных групп, созданное в целях совершения тяжких и особо тяжких преступлений, - это разновидность преступного сообщества. состоящего из относительно автономных устойчивых групп, которые созданы в качестве его структурных подразделений и объединены под общим руководством. Учитывая повышенную опасность преступных сообществ (преступных организаций), уголовно наказуем сам факт создания такого сообщества (организации), а равно руководство им или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких и особо тяжких преступлений (ч. 1 ст. 210 УК). В соответствии с ч. 5 ст. 35 УК лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (например, по ч. 1 ст. 208, ч. 1 ст. 209. ч. 1 ст. 210), а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Соучастие – это особая форма совершения преступления. Ее выделение объясняется тем, что по сравнению с совершением такого же преступления одним лицом, совершение преступления в соучастии представляет, как правило, большую общественную опасность, так как объединяет усилия нескольких лиц и облегчает достижение преступного результата, создает возможность причинения большего вреда. Анализ практики показывает, что многие тяжкие преступления, в особенности хозяйственные, против общественного порядка и некоторые другие совершаются именно в соучастии. Не случайно совершение преступления в соучастии влечет и более строгую ответственность, выступая в качестве квалифицирующего признака содеянного (п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ, п. "а" ч. 3 ст. 111 УК РФ и др.) либо обстоятельства, отягчающего ответственность (п. "в" ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Определение понятия соучастия дано в ст. 32 УК РФ, в соответствии с которой "соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления". В этом определении имеется указание на количественные и качественные признаки соучастия.
Количественный признак соучастия обязывает устанавливать факт совершения преступления двумя или более лицами. При этом все соучастники должны обладать признаками субъекта совершения преступления, т.е. быть вменяемыми и достигшими возраста уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ). В противном случае соучастия не будет. Если для совершения преступления используются невменяемые или лица, не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность за данное преступное деяние, то это будет так называемое посредственное причинение вреда. В подобных деяниях непосредственным исполнителем будет признан тот, кто, например, уговорил малолетнего проникнуть в чье-либо жилище и похитить там чужие вещи.
Качественные признаки указывают на характер связи между соучастниками. Выделяют объективные и субъективные признаки соучастия.
К объективному признаку относят совместность действий, когда: 1) преступление совершается взаимообусловленными действиями участников; 2) эти действия влекут единый результат (в материальных составах); 3) между действиями каждого соучастника и общим результатом есть причинная связь. Действия соучастников должны быть необходимым условием совершения преступления исполнителем и иметь существенное значение для успешного завершения деяния. Без них либо нельзя было совершить данное преступление, либо хотя и можно, но со значительными трудностями. Поэтому, если действия лица никак не способствовали успешному завершению преступления, то его нельзя признать соучастником. Именно по данному критерию проводится отграничение соучастия от прикосновенности к преступлению.
Субъективный признак соучастия заключается в том, что все соучастники действуют умышленно, совершая умышленное преступление. При соучастии каждый сознает, что действует не в одиночку, а совместно с другими лицами, т.е. сообща. Отдельные соучастники могут и не знать о преступной деятельности других лиц. Однако исполнитель всегда знает, что ему оказывается содействие в осуществлении преступного намерения, а остальные соучастники понимают, что помогают совершать преступление исполнителю и желают действовать подобным образом, т.е. умышленно.
Вопрос, является ли взаимная осведомленность обязательным признаком любого соучастия или нет, до настоящего времени остается дискуссионным. Некоторые авторы утверждают, что возможны случаи, когда исполнитель не знает о содействии других лиц в осуществлении преступного намерения. Такая односторонняя связь, по мнению этих ученых, не исключает соучастия при условии, что пособники, подстрекатели, организаторы всегда знают характер действий исполнителя89. С подобным утверждением трудно согласиться. О каком умышленном совместном совершении преступления со стороны исполнителя можно говорить, если он не знает, что кто-то помогает ему совершить преступление? Обвинить такого субъекта в совершении преступления совместно с другими лицами можно лишь встав на позицию объективного вменения. "Всякая деятельность соучастников всегда отражается каким-то образом в сознании исполнителя, - справедливо подчеркивает М.И. Ковалев, - и только благодаря тому, что она им оценена, используется для достижения результата. Но все те средства, которые предоставляются исполнителю соучастниками, могут быть им использованы лишь тогда, когда исполнитель сознательно направляет их в своих интересах. Если исполнитель не сознает, что его подстрекают к преступлению, то и средства, употребляемые подстрекателем, не окажут на него ровным счетом никакого воздействия. А если он будет подстрекателем введен в заблуждение, то он окажется не самостоятельно действующим участником преступления, а лишь орудием в руках расчетливого и коварного преступника. То же самое следует сказать и о пособниках. Если исполнитель не подозревает о том, что ему кто-то помогает совершить преступление, то нет никаких оснований рассматривать его и пособника участниками одного и того же преступления".
Для соучастия, с субъективной стороны, недостаточно установить просто осознание характера совершаемых действий. Важно также, что исполнитель сознает тот факт, что совершает преступление не один, а по меньшей мере с кем-то вдвоем и желает действовать подобным образом. При совершении преступлений с материальным составом - предвидит наступление совместного (общего) преступного результата и желает либо сознательно его допускает.
Нe может быть соучастия по неосторожности, поскольку в данном случае нет той внутренней согласованности действий, которая является качественной характеристикой любого соучастия.
Таким образом, неосознанное или неосторожное содействие совершению преступления другим лицом не может рассматриваться как соучастие. Оно либо исключает уголовную ответственность субъекта, либо при наличии соответствующих признаков может содержать в себе состав иного самостоятельного преступления (например, халатности).
Общность целей и мотивов не является необходимым признаком соучастия. Объединенные намерением совершить одно преступление, соучастники могут руководствоваться разными мотивами и целями.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 1698;