Понятие, природа коллизионной нормы
Коллизионные нормы – это центральный институт МЧП. В отличие от материально-правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей субъектов МЧП и, соответственно, прямо регулирующих их поведение, коллизионная норма указывает, право какого государства подлежит применению к данному отношению.
Главное отличие коллизионных норм от иных юридических предписаний состоит в преодолении коллизионной проблемы путем определения применимого права. Достигается это при помощи обозначаемых в коллизионной норме оснований (принципов), позволяющих определить применимое право.
Коллизионная норма по форме своего внешнего выражения представляет собой норму отсылочную и с чисто внешней точки зрения не осуществляет регулирование отношения как такового, а направляет его в русло соответствующей правовой системы – национального права определенного государства либо международного договора, то есть к материальным нормам. Коллизионная норма по сути связывает различные источники права друг с другом. Но в том и заключается особенность коллизионной нормы, что без ее «направления» отношение не будет урегулировано материальными нормами, ибо только вместе с коллизионной нормой материальные нормы составляют единое правило поведения.
Наименование коллизионной нормы происходит от латинского слова – конфликт, столкновение. Так называемое столкновение между правом различных государств и призваны решить коллизионные нормы, обеспечив выбор применимого права и конечное решение вопроса по-существу, т.е. отыскание, таким образом, необходимой материально-правовой нормы.
В юридической литературе по-прежнему дискуссионным остается вопрос о природе коллизионной нормы.
- Коллизионная норма рассматривается как норма гражданско-правовая (Лунц, Крылов, Перетерский) по объекту регулирования. Объектом же регулирования коллизионной нормы выступают отношения частноправовые между физическими и юридическими лицами различных государств.
- Публично-правовая природа коллизионной нормы: они обращены не к частным лицам, а прямо к судье, обязывают публичную власть различных государств применять их (Брун, Ладыженский). Усенко писал, что нормы, направленные на разрешение коллизий законов различных государств, подлежащих применению к гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом, несомненно, регулируют международные, именно междувластные отношения, но они создаются не путем соглашений между государствами, а внутригосударственными нормативными актами и потому составляют часть национального права каждого данного государства.
Публично-правовой эффект коллизионной нормы усматривается исследователями в том, что определение компетентного правопорядка и в ряде случаев возможность выбора права, заложенные в коллизионной норме, есть одностороннее санкционирование одним государством применения законов других государств на своей территории или же признания юридических последствий этих актов. Коллизионная норма, действительно становится инструментом, благодаря которому законодатель делает действительным иностранное право в пределах действия собственной системы права.
С другой стороны, если полагать, что коллизионные нормы не являются регуляторами гражданско-правовых отношений, а лишь нацелены на обращение к ним органов публичной власти, то их основным содержанием должно быть только разграничение правопорядков – отечественного и иностранного или иностранных между собой. Но коллизионные нормы не просто отсылают к определенной правовой системе, а отыскивают право, наиболее приемлемое для регулирования возникших отношений, участвуют в механизме правового регулирования этого отношения.
В отличие от других норм внутреннего права, выполняющих иногда функцию переадресовки (отсылки) регулирования к другим национально-правовым предписаниям данного государства, коллизионные нормы обладают иными качествами принципиального порядка, не позволяющими квалифицировать их нормами техническими, вспомогательными.
Коллизионные нормы содержатся в национальном законодательстве и представляют в своей совокупности коллизионное право государства. А также коллизионные нормы включаются в международные договоры (как правило, в договоры о правовой помощи).
Коллизионная норма – норма, указывающая право какого государства должно быть применено для регулирования конкретного частноправового отношения, осложненного иностранным элементом.
3 Структура коллизионной нормы
С юридико-технической стороны коллизионные нормы – наиболее сложные в международном частном праве. Назначение коллизионной нормы обусловливает отличия ее структуры от структуры других норм. Коллизионная норма состоит из двух элементов: объема и привязки.
Объемуказывает на круг (вид) общественных отношений, к которым эта норма применима.
Привязка –указывает основания (критерии) определения применимого права, «привязывает» правоотношение к определенному правопорядку.
Например, коллизионная норма: «Отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства» (ст. 1224 ГК).
«К обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие, послужившее основанием для требования о возмещении вреда» (ст. 1219).
Некоторые авторы выделяют еще и третий элемент коллизионной нормы – санкцию как последствия несоблюдения предписаний нормы. Но санкция лежит в сфере гражданского права.
Анализ источников приводит к выводу, что в коллизионной норме МЧП все чаще появляется третий структурный элемент. Таким элементом является не санкция, а указание на условия применения указанной коллизионной нормы. Этот элемент предлагается именовать гипотезой (Садиков). То есть ряд коллизионных норм содержат условия, при наступлении которых они будут применяться. Вообще говоря, гипотеза заложена в каждой коллизионной норме, ибо она юридически и логически необходима для применения любого нормативного предписания. Но во многих случаях такая гипотеза достаточно очевидна или же является составной частью объема данной коллизионной нормы, поэтому в особом словесном выделении нет нужды. Но по мере усложнения гражданско-правовых связей и развития коллизионного права возникает необходимость специально отразить в коллизионной норме третий элемент и тем самым более четко определить сферу действия коллизионной нормы (например, предложение второе п. 1 ст. 1219 ГК). Приведенная коллизионная норма применяется при наличии 2 условий: 1) вред наступил в другой стране; 2) причинитель вреда предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране.
Объем, обозначенный в коллизионной норме (формальный объем) может не совпадать с фактическим объемом, если часть отношений, на которые норма, казалось бы, распространяется, посредством дополнительных коллизионных правил «переподчиняется» другим правовым системам (например, предложение 1 и 2 ст. 1219 ГК, а также п. 2 той же статьи). То есть существует к\н, которая вроде бы устанавливает определенное правовое регулирование какого-то вида отношений. Но наряду с этой нормой, в законодательстве содержатся иные, уточняющие, переподчиняющие нормы.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 5951;
