Что такое информатика 12 страница
Задать дополнительные параметры документа можно всего несколькими нажатиями мыши, можно добавить верхние и нижние колонтитулы, сноски и закладки. Можно вставить раздел, макет и разрыв страницы из раскрывающегося меню. А внизу страницы показана статистика по словам - нажмите на общую сумму слов, чтобы получить подробные сведения: количество символов, строк, абзацев. Когда же дело доходит до обработки текста, в качестве нового стандарта работы Pages предлагает только самые передовые и интеллектуальные методы.
Набрать текст можно в любой программе. А в Pages его можно значительно улучшить. Теперь вы сможете увидеть документ в полноэкранном режиме. Одно нажатие - и ненужные элементы исчезают, вы концентрируетесь на том, что пишете, и редактируете, не отвлекаясь. Организуйте свои идеи с помощью режима структуры. Создавайте структуры с несколькими уровнями, разворачивайте или сворачивайте темы, перетаскивайте элементы, чтобы переместить их на более высокий или низкий уровень. Функция автоматической рассылки писем позволяет взять данные или контактную информацию из Адресной книги для создания личных писем, счетов и факсов.
Если вы хотите получить комментарии и обеспечить обратную связь, функция отслеживания изменений сделает взаимодействие простым, понятным и точным. Найти нужное место в документе всегда легко: рядом с документом показаны миниатюры всех страниц и разделов, включая сделанные изменения. Можно быстро копировать, перемещать или удалять разделы. Для предварительного просмотра документа можно пролистать миниатюры или увеличить их, чтобы просмотреть внимательнее.
Pages позволяет легко обмениваться документами с коллегами. Вы можете открывать файлы Microsoft Word в Pages и сохранять документы Pages как файлы Word. Благодаря мощным графическим инструментам и средствам форматирования документы Word отлично выглядят в Pages. Документы Pages можно также сохранять как файлы RTF или в формате простого текста. Или экспортировать их в формат ePub или PDF. Оба этих формата совместимы с приложением iBooks на iPad, iPhone и iPod touch. Документы Pages, Word или PDF можно также отправлять по электронной почте прямо из Pages, используя приложение Mail, встроенное в Mac OS X.
Используя iBooks, вы можете сохранять и читать документы, созданные в приложении Pages на iPhone, iPad и iPod touch. Отчёты и книги с большим количеством текста можно экспортировать в формат ePub - это открытый стандарт, поддерживаемый почти любыми устройствами для чтения электронных книг. Вы можете отправлять документы ePub в приложение iBooks через iTunes, публиковать их в iBookstore или отправлять по электронной почте коллегам. В iBooks можно выбрать подходящую гарнитуру и размер шрифта. Внешний вид текста будет автоматически преобразован в зависимости от размера экрана и ориентации iPhone, iPad или iPod touch. Документы, насыщенные графикой и имеющие более сложное форматирование, например новости или брошюры, можно экспортировать как файлы PDF. Файлы в формате PDF всегда выглядят точно так же, как оригинал, вне зависимости от устройства, на котором вы их просматриваете.
6.8 Adobe Acrobat
Adobe Acrobat - пакет программ, выпускаемый компанией Adobe Systems для создания и просмотра электронных публикаций в формате PDF. Существует несколько версий пакета, отличающихся возможностями: Adobe Acrobat Standard, Adobe Acrobat Professional, Adobe Acrobat Professional Extended (бывший Adobe Acrobat 3D) и Adobe Acrobat Elements. Разработка Adobe Acrobat Professional Extended прекращена, поддержка для Acrobat 9 Pro Extended продлится до 26 июня 2013 года.
Десятая версия пакета программ Acrobat X вышла в 3-х редакциях: Acrobat X Standard, Acrobat X Pro и Acrobat X Suite. Acrobat Professional, начиная с версии 7.0, содержит в себе Adobe LiveCycle Designer. Acrobat Suite дополнительно содержит: Captivate (включая Media Encoder), Photoshop и Presenter. В версии XI Adobe LiveCycle Designer заменён более упрощённой программой - Adobe FormsCentral.
С версии XI в линейке Acrobat прекращается дальнейшее развитие Acrobat Suite. Пользователям, которым нужны мультимедийные и коммуникационные функции, предлагается приобрести Adobe eLearning Suite, который содержит в себе все программы, входившие ранее в Acrobat Suite.
Для КПК и коммуникаторов существует версия Adobe Reader for Pocket PC.
6.9 Издательская система LaTeX
Система компьютерной верстки TeX (произносится «тех») была создана выдающимся американским математиком и программистом Дональдом Кнутом в конце 70-х годов XX века; издательские системы на ее базе до сих пор широко используются и сдавать позиции не собираются. LaTeX (произносится «латех» или «лэйтех», пишется также «LaTeX») - это созданная Лесли Лэмпортом (Leslie Lamport) издательская система на базе TeX-а.
Чем объясняется столь редкое в компьютерном мире долголетие? На первый взгляд, все свидетельствует против TeX^. В самом деле, в отличие, допустим, от популярного ныне Microsoft Word^, TeX не является системой типа WYSIWYG (What You See Is What You Get): чтобы посмотреть, как будет выглядеть на печати набираемый текст, надо запустить отдельную программу. И по структуре файлов TeX несовместим с Word^ (что не удивительно: эта структура мало изменилась с начала 1980-х годов). Наконец, чтобы работать в TeX^, надо потратить определенное время на его изучение: трудно представить себе книгу под названием "TeX for dummies" («TeX для болванов»).
Краткий перечень TeX'овских достоинств:
• Никакая другая из существующих в настоящее время издательских систем не может сравниться с TeX^ в полиграфическом качестве текстов с математическими формулами.
• Система TeX реализована на всех современных компьютерных платформах, и все эти реализации действительно работают одинаково.
• Благодаря этому TeX стал международным языком для обмена математическими и физическими статьями: набрав свою статью в TeX^, математик может послать ее по электронной почте своему коллеге, даже если отправитель работает под Windows, а получатель - с UNIX^ или, допустим, на Макинтоше.
• В Интернете существуют обширные «архивы препринтов», в которые каждый может послать (и из которых каждый может получить) статью; все эти статьи набраны опять-таки в TeX^.
• Наконец, основные реализации TeX^ для всех платформ распространяются бесплатно.
Разумеется, у TeX^ есть и недостатки. Главный из них - в том, что с помощью TeX^ тяжело (хотя в принципе и возможно) готовить тексты со сложным расположением материала на странице (наподобие рекламных буклетов). Для таких приложений, практически не встречающихся в научно-технической литературе, TeX не предназначен.
Наряду с LaTeX^ распространены также макропакеты Plain-TeX и AMS-TeX. Макропакет Plain-TeX был разработан самим Дональдом Кнутом, рассматривавшим его в качестве платформы для построения более сложных систем; на практике он используется и как средство для обмена текстами (текст, подготовленный для Plain TeX^, сравнительно несложно переделать в исходный текст для того же LaTeX^). Что касается AMS-TeX^, то эта издательская система сориентирована на важный, но узкий круг приложений: верстку статей для математических журналов и книг, издаваемых Американским математическим обществом. Соответственно, в AMS-TeX^ предусмотрено большое количество весьма изощренных возможностей для создания сложных математических формул, но при этом нет многих вещей, которые естественно было бы ожидать в издательских системах общего назначения (например, автоматической нумерации частей документа). Современные версии LaTeX^ включают в себя AMS-TeX'овские возможности для набора формул (и используются Американским математическим обществом).
6.10 QuarkXPress
QuarkXPress - мощная издательская система, обладающая интуитивным интерфейсом и расширенным набором инструментов для обработки текста, управления цветом и графическими элементами и проектирования веб-страниц. Программа широко используется в книжных, газетных и журнальных издательствах, рекламных и маркетинговых агентствах, дизайнерских фирмах и типографиях. Содержит более 160 новых функций и усовершенствований, позволяющих объединить процессы макетирования, проектирования и создания информационного наполнения. Благодаря новым функциям, таким как инструменты управления прозрачностью объектов и технология Composition Zones, а также улучшенным функциям печати и создания документов в формате PDF, приложение обеспечивает полную свободу в процессе проектирования и возможность совместной работы с документами.
Язык интерфейса: Многоязычный (в т.ч. Русский). Тип лицензии: Shareware. Цена: 799.00 USD.
Лекция 7. Алгоритмизация задач
7.1 Типовые решения практических задач
Типовое решение практических задач с привлечением компьютера включает в себя следующие основные этапы:
1. Корректная постановка практической задачи (сбор информации о задаче; точная формулировка условия задачи; определение конечных целей решения; поиск возможных аналогов решения).
2. Формализация задачи (построение математической модели задачи; разработка ее структур данных).
3. Разработка алгоритма решения задачи (выбор метода проектирования алгоритма, составление алгоритма).
4. Программирование (выбор рабочей среды программирования, программная реализация алгоритма).
5. Совершенствование программного решения (отладка компьютерных программ, их проверка на тестовых примерах, уточнение при необходимости математической модели с повторением этапов 2-5).
6. Передача разработанного решения в постоянную эксплуатацию (документирование всех этапов решения, составление инструкций пользователю, сопровождение задачи в процессе опытной эксплуатации заказчиком).
Важным этапом освоения технологии решения задач на компьютере является развитие навыков разработки алгоритмов, их правильного представления в соответствии с общепринятыми стандартами, знание базовых алгоритмических структур.
Для повышения эффективности применения компьютера как инструмента решения задач необходимо освоение основной фундаментальной концепции подхода к использованию цифровых вычислительных средств. В информатике таким фундаментом является алгоритмизация возникающих задач. Алгоритмический стиль мышления позволяет связать воедино функционирование информации в конкретной прикладной среде с требованиями обработки информации на компьютере.
Алгоритмическое мышление помогает сформировать следующие основные навыки решения задач:
• умение правильно планировать структуру предстоящих действий для достижения заданной цели при помощи стандартного набора средств;
• строить информационные структуры для описания объектов и процессов в конкретной предметной области;
• правильно организовывать поиск информации, необходимой для решения задачи;
• четко и однозначно формулировать способ решения задачи в общепринятой форме и правильно понимать способ решения, предложенный другим разработчиком;
• формировать навыки анализа имеющейся информации, умения представлять ее в структурировном виде.
Развитие системного, логического мышления, освоение навыков оперирования формальными понятиями и объектами, характерными для используемых информационных технологий - это тот необходимый уровень, который формируется на базе правильного понимания алгоритмов и способов алгоритмизации.
7.2 Понятие алгоритма
Происхождение термина «алгоритм». Слово произошло от имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми (8-9 вв., Хорезм - историческая область на территории современного Узбекистана). В 1857 в библиотеке Кембриджского университета был найден перевод на латинский язык математической работы Аль-Хорезми, в котором имя Аль-Хорезми упоминается как Алгоритми, откуда и появилось слово «алгоритм». Оно стало особенно употребительным с появлением компьютеров для обозначения совокупности действий, составляющих какой-либо вычислительный процесс.
Термин «алгоритм» в бытовом понимании. В повседневной жизни выполнение каждой, даже простой задачи обычно осуществляется в несколько последовательных этапов (шагов). Например, такую цепочку шагов описывает инструкция для получения наличных денег со счета по банковской карте. Подобную инструкцию - четкую последовательность шагов в решении какой-либо жизненной задачи - принято называть алгоритмом. Каждое отдельное действие - это шаг алгоритма.
Формализация понятия алгоритма, теория алгоритмов. Приведенное выше общее описание понятия алгоритма не всегда позволяет сравнить какие-либо две таким образом определенные инструкции. Можно, например, сравнивать два алгоритма решения системы уравнений и выбрать из них более подходящий, но невозможно сравнить алгоритм перехода через улицу с алгоритмом извлечения квадратного корня. С этой целью нужно формализовать понятие алгоритма, т.е. отвлечься от существа решаемой алгоритмом задачи и выделить свойства алгоритмов, привлекая к рассмотрению только форму их записи.
Задача нахождения единообразной формы записи алгоритмов, решающих различные задачи, является одной из важнейших в теории алгоритмов. В этой теории предполагается, что каждый шаг алгоритма должен быть таков, что его может выполнить достаточно простое устройство (например, машина). Так, для уточнения понятия «алгоритм» и получения возможности математического исследования алгоритмов в 30-х гг. ХХ века были предложены абстрактные вычислительные машины - машина Поста и машина Тьюринга. Эти механизмы, обладающие свойствами универсальности и простоты своей логической структуры, позволили решить проблему существования алгоритма решения любой практической задачи. В частности, было доказано, что если для решения задачи можно построить машину Поста-Тьюринга, то такая задача алгоритмически разрешима. Также была доказана возможность существования математических задач, для решения которых вообще не может существовать никакой алгоритм.
Вычислительный алгоритм. Это упорядоченный набор основных математических и логический действий, однозначно определяющий процесс перехода от допустимых исходных данных задачи к конечному результату ее решения и обладающий свойствами массовости, конечности, определенности, детерминированности. Основные особенности вычислительных алгоритмов состоят в следующем.
Массовость - это возможность применять многократно один и тот же алгоритм к различным вариантам его исходных данных. Алгоритм служит, как правило, для решения не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач. Так алгоритм сложения столбиком применим к любому конечному набору натуральных чисел. Для каждого алгоритма есть некоторое множество объектов, допустимых в качестве исходных данных. Например, в алгоритме деления вещественных чисел делимое может быть любым, а делитель - тоже любым, но за исключением нуля.
Конечность - это обязательное наличие искомого результата после завершения алгоритма либо четкая фиксация причины, по которой результат не мог быть получен. Следует отметить, что на практике встречаются примеры формально бесконечных алгоритмов, например алгоритм обработки данных системы абонентских пунктов банка. Этот алгоритм состоит в непрерывном повторении цепочки действий («идентифицировать клиента», «зафиксировать запрос клиента на транзакцию», «проверить допустимость транзакции», «выполнить транзакцию» и т.д.), выполняемых с определенной частотой (через каждую секунду, минуту, час) во все время функционирования данной банковской системы.
Определенность - это наличие на каждом шаге алгоритма у исполнителя достаточной информации для того, чтобы его можно было выполнить. Исполнителю также нужно четко знать, каким именно образом этот шаг выполняется. Сами шаги инструкции должны быть достаточно простыми, а исполнитель должен однозначно понимать смысл каждого из действий, составляющих алгоритм (например, при вычислении корней квадратного уравнения он должен понимать смысл вычисления дискриминанта).
Детерминированность - это отсутствие элементов случайности при выполнении алгоритма. При многократном применении алгоритма к одним и тем же исходным данным должен получаться всегда один и тот же результат. Поэтому, например, процесс преобразования информации, в котором участвует бросание монеты, не может быть назван алгоритмом.
7.3 Формы представления алгоритмов
Для записи алгоритма могут использоваться различные формы его представления.
Вербальная форма представления алгоритма предполагает запись алгоритма на русском языке (или любом другом естественном языке) в виде последовательности пронумерованных инструкций. Как правило, эта форма записи алгоритма громоздка, неудобна и недостаточно наглядна.
Например, в ней описание алгоритма нахождения НОД (наибольшего общего делителя) двух целых положительных чисел m и n может быть представлено в виде последовательности следующих четырех шагов:
Шаг 1: Сравнить m и n.
Шаг 2: Если m равно n, то m и есть исходный НОД, расчет окончен. Иначе перейти к шагу 3.
Шаг 3: Если m больше n, то уменьшить значение m на величину n и вернуться к шагу 1. Иначе перейти к шагу 4.
Шаг 4: Уменьшить значение n на величину m и вернуться к шагу 1.
7.4 Запись алгоритма
Эта современная запись алгоритма нахождения НОД - весьма упрощенная. Запись, данная первоначально Евклидом, заполняет целую страницу текста, причем последовательность элементарных действий там значительно сложней.
Представление алгоритма в форме блок-схемы реализуется в виде набора геометрических элементов (блоков), соединенных стрелками. Каждый блок - это «шаг» алгоритма, его отдельное действие. Направление стрелок между блоками задает последовательность действий. В табл. 4 представлены основные стандартные элементы блок - схем.
Табл.4
|
Элементы блок-схемы различаются по своему внешнему виду и назначению. Так, элементы, содержащие инструкции по каким-либо преобразованиям величин, обозначаются прямоугольниками, а элементы, содержащие проверку условий, - ромбами. Операции ввода-вывода данных обозначаются параллелограммами. Начало и конец алгоритма обозначаются прямоугольниками с двумя скругленными противоположными сторонами, внутри которых пишут: «начало» или «конец» соответственно.
Из прямоугольника выходит единственная стрелка, входить в него может несколько стрелок. Из обеих острых вершин ромба выходят стрелки: одна из них помечается словом «да», другая - словом «нет», они задают дальнейшее направление вычислений в случае, соответственно, выполнения или невыполнения записанного внутри ромба условия.
Назначение и правила использования всех типов блоков приведены в табл. 4 в графах Название элемента и Пояснение. С использованием приведенных в табл. 4 стандартных элементов вышеуказанный алгоритм нахождения НОД двух положительных целых чисел m и n примет вид блок-схемы на рис. 6. Внутри блоков в ней знаком := обозначена операция присваивания переменной величине, указанной слева от знака, ее значения, вычисляемого по формуле, стоящей справа от знака.
Вывод НОД |
Конец
Рис. 6. Блок-схема алгоритма
нахождения НОД
Представление алгоритма в форме псевдокода основано на описании этапов решения задачи с помощью ограниченного набора стандартных синтаксических конструкций. В псевдокоде, в частности, могут использоваться отдельные инструкции формальных алгоритмических языков программирования. Например, возведение X в степень A обозначается как X**A, извлечение квадратного корня из X обозначается как Sqrt (X).
Так же как в формальных языках программирования, в псевдокоде присутствуют ключевые слова, смысл которых заранее оговорен и фиксирован. В табл. 5 приведен базовый перечень ключевых слов.
В качестве ключевых могут использоваться также соответствующие английские слова-аналоги: else вместо иначе, then вместо то.
В самом общем виде запись алгоритма в форме псевдокода выглядит следующим образом:
алг название алгоритма (аргументы - входные параметры и параметры - результаты работы алгоритма) дано | условия применимости алгоритма надо | цель выполнения алгоритма нач описание промежуточных (внутренних) величин алгоритма команда 1; команда 2;
команда N кон
Здесь часть записи от слова алг до слова нач называется заголовком алгоритма, а часть, заключенная между словами нач и кон, - его телом. Внутри тела также могут встречаться слова нач и кон, группа команд между ними образует свой отдельный блок команд. Команды отделяются друг от друга символом «;».
Сразу после названия алгоритма в круглых скобках указываются характеристики (арг или рез) и тип значения (цел, вещ, сим, лог или таб) всех входных (арг) и выходных (рез) величин. При описании массивов служебное слово таб дополняется граничными парами значений по каждому индексу элементов массива.
В конце любой строки в текст псевдокода после знака «|» можно вставлять комментарий, облегчающий понимание алгоритма.
Разделы «дано» и «надо» в записи алгоритма не являются обязательными.
К числу основных действий, составляющих тело алгоритма, относятся команды ввода-вывода, присваивания, перехода, ветвления и циклов. Для обозначения этих команд используются соответствующие ключевые слова.
Команда ввода: ключевое слово ввод, за которым указываются имена переменных, для которых вводятся значения. Например, команда ввод a,b,c означает ввод значений соответственно для переменных a,b,c.
Команда вывода: ключевое слово вывод, за которым следуют имена выводимых переменных, выводимые выражения и тексты (тексты помещаются в кавычки). Например, команда вывод "S = ", S означает вывод имени переменной S, за которым после знака равенства = следует вывод текущего значения этой переменной.
Команды присваивания используются для вычисления выражений и присваивания их значений переменным. Общий вид команды: "переменная" := "выражение", где знак означает команду замены прежнего значения переменной, стоящей в левой части, на вычисленное значение выражения, стоящего в правой части.
Табл.5
|
Например, команда x := у + z означает присваивание переменной x значения суммы величин у и z, а команда k := k+1 означает увеличение текущего значения переменной k на единицу.
Команда перехода: ключевые слова идти к, после которых указывается номер той строки, команда которой должна выполняться следующей. Таким образом, команда перехода изменяет естественную последовательность выполнения команд по возрастанию номеров строк. Например, записанная в 5-й строке команда идти к 10 означает, что далее должна выполняться команда, записанная в 10-й строке, а не команда, записанная в следующей 6-й строке.
Для организации ветвлений вычислительного процесса применяются команды, начинающиеся с ключевых слов если и выбор, циклические вычисления организуются с помощью команд, начинающихся с ключевых слов пока и для. Подробно эти команды рассмотрены далее при описании базовых структур алгоритмов.
С использованием псевдокода вышеуказанный алгоритм нахождения НОД двух положительных целых чисел m и n примет следующий вид:
1. алг Наибольший Общий Делитель (арг цел m, n, рез цел nod)
2. дано | положительные целые числа m, n
3. надо | nod - наибольший общий делитель чисел m, n
4. нач
5. ввод m, n;
6. если m = n то идти к 9 все;
7. если m > n то m := m - n иначе n := n - m все;
8. идти к 6;
9. nod := m;
10. вывод “Значение НОД равно”, nod
11. кон
Эта форма представления облегчает запись алгоритма на стадии его проектирования и дает возможность в дальнейшем легко перевести алгоритм в более широкий набор команд формального языка программирования.
7.5 Базовые структуры алгоритмов
Алгоритм решения любой вычислительной задачи можно описать, используя комбинации из следующих трех стандартных базовых конструкций алгоритмов:
• последовательного алгоритма - алгоритма линейной структуры;
• ветвящегося алгоритма - алгоритма разветвляющейся структуры;
• циклического алгоритма - алгоритма циклической структуры.
Алгоритм линеинои структуры - это объединение всех действии в единую цепь, в которой каждое последующее действие строго и однозначно следует за предыдущим действием (рис.7). На языке псевдокода соответствующая последовательность команд запишется в виде:
команда 1; команда 2;. . .; команда N
Алгоритм разветвляющейся структуры содержит проверку одного либо нескольких условий, по результатам которых происходит переключение на один из возможных двух либо один из возможных нескольких вариантов дальнейшего развития процесса. Различают четыре вида ветвящегося алгоритма.
Ветвление «если-то-иначе» (рис. 8) встречается на практике наиболее часто. В нем присутствует проверка одного условия, по результатам которой происходит выбор между двумя возможными цепочками дальнейших действий.
Рис. 7. Алгоритм Рис. 8. Алгоритм линейной структуры разветвляющейся структуры (вариант «если-то-иначе») |
На языке псевдокода соответствующая последовательность команд запишется в виде: если Условие
то команда 1;. . .; команда M иначе команда 2;...; команда N все
Ветвление «если-то» (рис. 9) позволяет при соблюдении проверяемого в нем условия выполнить заданную цепочку действий: команды 1...N. При несоблюдении указанного условия команды 1...N пропускаются и сразу начинает выполняться следующая за ветвлением команда N+1.
На языке псевдокода вариант «если-то» запишется в виде: если Условие
то команда 1;. . .; команда N все;
команда N+1;
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 482;