Технологии средневековья
Технологическое развитие средневековья оценивают более высоко, чем научное, считая, что именно тогда впервые в истории, в результате технической революции, была создана новая "сложная" цивилизация. В такой атмосфере вполне объяснимы пророчества о безграничных возможностях технического творчества, содержащиеся, например, в известных описаниях автомобилей, подводных лодок и самолетов Роджера Бэкона (около 1214 - 1292 гг.).
Основными направлениями средневековой "технологической революции" были:
Преобразование системы агротехники;
Освоение и использование новых энергетических устройств.
К техническим новациям, оказавшим радикальное воздействие на всю культуру средневековья относятся:
· Заимствование пороха, что быстро привело к созданию пороходелательного производства (первый завод);
· Разработка технологии гранулирования пороха, что резко повысило его эффективность;
· Стремительное развитие производства огнестрельного оружия, в корне изменило способы ведения боевых действий и привело к развитию новых технологий в литейном деле, направленных на повышение точности метания;
· Заимствование бумаги, что привело к созданию книгопечатания;
· Создание и внедрение в хозяйственный и культурный оборот различных механических устройств, создавших со временем целую инфраструктуру;
· Развитие часового дела.
· Архитектура.
В XI - XII вв. готика получает наибольшее распространение. Родиной этого стиля становится Франция. Перед строителями возникали совершенно новые задачи по созданию гражданских сооружений типа крытого рынка, биржи, таможни, складов, больниц и т.д., а особенно соборов и ратуш.
Инженеры XV - XVII вв. продолжали, как и в римскую эпоху, назначать размеры элементов сооружений, полагаясь лишь на практический опыт и на интуицию мастера. В этот период в строительной технике вместо готической стрельчатой арки, опирающейся на пучки колонн, начинает применяться полуциркульная арка, покоящаяся на классической колонне, обычной для древнеримской архитектуры.
Средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но в то же время она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для науки Нового времени.
Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека.
Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.
В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему.
В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией. В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.
Стремление найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия четко прослеживается и в тенденции к систематизации и классификации знания - занятии, которое считали своим долгом ученые-схоласты. Очень популярным жанром в научной литературе были сочинения типа энциклопедий. В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.
Ситуация в средневековой науке стала меняться в XII в., когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Тогда наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Разрешением этого противоречия стала концепция двойственной истины, то есть признание права на сосуществование “естественного разума” наряду с верой, основанной на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще очень долгое время все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью.
Не менее важными для становления современной науки были религиозные обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико-дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья, без чего был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных средств научного познания.
В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте — например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях науки и техники.
- Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)
Возникновение и развитие столь сложного явления, каким была культура Возрождения, протекали практическиповсеместно на территории всей Европы.
Однако из-за неравномерности исторического развития различных стран и национальных особенностей культуры, Возрождение условно разделяется на Итальянское, центрами которого были такие города, как Рим, Флоренция, Венеция, Милан, и Северное, охватывающее сразу несколько стран - Нидерланды, Францию, Германию.
В исследованиях по истории науки и техники обычно не выделяют период Возрождения. Это приводит к тому, что при рассмотрении научной революции XVII в. приходится обращаться к ее"предыстории" в XV в. и ранее.
Историческая задача, выпавшая на этот период, - "системное разрушение старого Космоса", механизм разрушения старых представлений, поиск и обновление новых принципов "конструирования" мира, появление нового универсального типа европейского мыслителя.
Специфика Возрождения - наличие универсальных мыслителей и создателей нового художественного, интеллектуального и проектно-инженерного мира, например таких, как Леонардо да Винчи, чье художественное творчество неразрывно связано с его естественнонаучными поисками и инженерными размышлениями.
В литературе нет единого мнения об общих хронологических границах и внутренней периодизации Возрождения. Для истории науки и техники эта проблема вообще не ставилась.
Наиболее распространенной является искусствоведческая периодизацияитальянского Возрождения. Хронология здесь играет не вспомогательную, а смысловую роль - эпоха, век во многом определяют сущность Возрождения и социальный характер его основных деятелей.
Конец XII в. - Дученто - прелюдия Возрождения;
XIV в. - Треченто - начальный период Возрождения;
XV в. - Кватроченто - средний период Возрождения;
XVI в. - Чиквенченто - позднее, высокое Возрождение, ранняя Реформация.
К этому периоду относят такие крупные события, какВеликие географические открытия иизобретение книгопечатания.
Возрождениене принадлежалосредневековью, против которого были направлены все усилия его "титанов", не принадлежало оно и Новому времени, хотя и было переходной, но вполне самостоятельной фазой историко-культурного процесса.
Изменение познавательной ориентации |
Средневековье было ориентированона всеобщность, на Истину в Боге, на процесс ее постижения как приглашение. К концу средневековья "основным механизмом" реализации такой установки сталакатолическая церковь, разросшаяся в мощнейший социальный институт.
Совокупность экономических, политических, социально-психологических факторов повлияла навозникновение гуманизма, главной и абсолютно новой идеей которого была идея "индивидуальности",не сводимая к простой"атомарности"человека, но провозглашающаясамоценность личности.
Мощь этой идеи проявлялась в двух направлениях - в подрывеосновкатолицизмаи утверждениивсемогущества человека.
Мыслитель Возрождения - человек религиозный, но созерцательная "теология разума" сменяется деятельной "теологией воли". Человек и природастановятся актуальнымиреальностями, предметом пристального интереса.
Научное мышление |
Самой яркой отличительной чертой Возрождения являетсясвязь научного мышления с художественным восприятием мира.
Во многих работах проявляются как бы два пластасамовыражения "возрожденческого духа".Первый условно можно назвать социально-психологическим - художники-творцы не хотели больше принадлежать к"ремесленному цеху" средневековой классификации, они активно заявлялио своей свободе и своих претензиях на высокий социальный статус. Художники уходили от плоскостногорелигиозного схематизма, их сюжетами становились реальная жизнь реальных людей и реальный мир. Вся старая художественная техника не годилась для этого.Второй пластсамовыражения- понятие"наука живописи" - стало включать действительно немалую долюнаучного подхода:
- изображение трехмерного мира на плоскости требовало геометрического обоснования перспективы;
- изображение реальной жизни требовало систематических наблюдений иклассификации видимого мира;
- изображение человека в динамике требовало хорошего знания анатомии, механики движений (в это время появляется книга А. Везалия "О строении человеческого тела").
Связь научного и художественного уникальным образом проявилась в творчествеЛеонардо да Винчи. Леонардо да Винчи "шифровал" свои естественнонаучные и технические записи и проекты. Его "записные книжки"содержатболее 7 тысяч страниц. Он не публиковал их. О них стало известно сравнительно недавно. Как сейчас установлено, Леонардо да Винчи был удивительно оригинальным мыслителем, все его идеи - только его, в отличие от других, "грешивших" заимствованиями из античности и более древних времен. Например, сейчас установлено, что Галилей кое-что взял у него.
"Статистическое" мировоззрение стало формироваться вместе с развитием финансовой науки,которая, в свою очередь, была порождена как практической инвентаризацией, так и функционированием возникшей в XII - XV вв. в Европе мощной сетью частных банков.
В этой среде формировались такие понятия, которые стали впоследствии важными и в других отраслях научного знания -"случайность", "шанс", "риск", "страховка", "баланс", "функциональная зависимость", "средняя величина".
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 7135;