Триумф и трагедия Империи 18 страница

Патриоты не против реформ. Реальные реформы необходимы. Однако хотелось бы напомнить слова Льва Николаевича Толстого: «Россия нуждается в реформах, но это не восточные или западные реформы, а просто меры, нужные народу, и притом именно русскому народу, а не другим народам». Кстати говоря, немалую осторожность и мудрость нужно проявить в вопросе о земле. С одной стороны, вполне очевидно, что земля не должна быть бесхозной. С другой стороны, надо очень ясно и четко себе представлять, что станет с нашей землею в нынешней ситуации. Примерно три четверти сельского населения не получает за свой труд ни копейки (или жалкие гроши). Вместе с тем уже сегодня основная масса земельных паев скуплена 25–30 тысячами человек (преимущественно лицами нерусской национальности). У кого же в итоге окажется Русская Земля?!


Писателъ М.А. Шолохов

 

Поэт В. Хлебников мечтал войско песен повести «с прибоем рынка в поединок». Духовный оплот русской власти должно искать и обязательно находить среди мудрых и героических русских ученых, учителей, инженеров, врачей, военных, священников, предпринимателей, писателей. Алексий II назвал X сьезд русских писателей знаменательным явлением духовной и культурной жизни России, ибо «одухотворенное слово – высший дар Господа». В наше гибельное, осатаневшее время писатель должен словом и делом возрождать Россию. В трудный час очагом духовного сопротивления стал Русский Писатель, заслонивший страну. Хотя многие деятели «за власть отечество забыли, за злато продал брата брат». В информации и культуре царит плутократическо-холопский «демократический Хам». Ему, как сказал глава Союза писателей России В. Ганичев, «не нужна литература совести, литература воспевания Отечества». Нельзя складывать оружия. Но уже не эти иуды определяют тональность настроений на Руси. Тому масса примеров. Недавно прошло празднование 200-летия Пушкина. Важно не то, что Пушкин «стал Богом русской литературы» (Н. Скатов). Важно, что мы осознали глубинную связь между Пушкиным и жизнью. Или, казалось бы, какое отношение имеет «Тихий Дон» Шолохова к действительности? Рукописи имеют не только сугубо литературное, но политическое значение (учитывая то море грязи, которое вылили сионисты на Шолохова). Отвоевана еще одна пядь русской культуры, ибо «русский Бог водил рукой Шолохова». Значит, культура не погибла. В. Бондаренко заметил: «В каком-то смысле мы присутствуем при чуде нового рождения единого русского государства. При рождении всегда много грязи и крови. Но на то и купель, где живительными святыми водами будет омыт ребенок. А купель – это русское искусство. Нужны строители нового русского мифа, в стихах и прозе, в симфониях и красках, в бронзе и архитектурных проектах отражающие героизм непобежденного народа. Будет русский Миф, будет Великая Россия». Бороться надо не за миф, а за реальную русскую мудрую власть, справедливую и непобедимую. Бороться делом, словом и оружием. Чтобы впредь не нашлось в нашей стране сердца, в котором бы не вспыхнул святой огонь!

Поэтому надо срочно создать общину-орден, члены его будут спаяны умом, верой и волей, дисциплиной и жизнью, крестом и мечом. Пусть ими движут знание, вера и русский капитал. Многие из нас уж готовы с оружием прийти на помощь русской армии, вспомнив былую, светлую молодость. Россия – страна серьезная. Все должно было бы стоять на Вере и Правде! Хотя иные патриоты и говорят: «Сама мысль о возможной русской победе вселяет в русофобов ужас. Животный страх их русским понятен: победоносное окончание Кавказской войны значительно оздоровит наше больное общество и вызовет небывалый рост патриотических настроений, еще больше сплотит Армию и превратит ее в могучую политическую силу. Закаленные в боях, окрепшие духом воины вырвутся из челюстей мрака. Сокрушат оковы равнодушия, отчуждения и безысходности. Ревнители воинской славы и отечественных традиций – талантливые волевые личности, озаренные благодатным светом Православной Веры, – увлекут за собой сонмы благородных умов и сердец. Сформируют они и истинную русскую, российскую военно-государственную элиту».[770] Один из лидеров «Отечества» признал, что у народа России сегодня ничуть не меньше оснований, чем это было в 1917 году, «разорвать буквально в клочья власть» (Владиславлев). Он абсолютно прав. Тупость и алчность наших правителей превосходят все мыслимые и немыслимые границы. Нас ждет переходный период – диктатура. Она освободит страну от «масонского ига», а также от нашего собственного раболепия и страха. Союз народа и армии спасет Россию.

Если мы теоретически выступали против диктатуры сталинского типа, то лишь потому, что это не русская диктатура. К тому же, диктаторы плохо кончают… Отравлен покоритель мира Александр Македонский. Триумфальная карьера Наполеона кончилась тем, что он заболел венерической болезнью и был убит мышьяком, как крыса (по версии шведских врачей). Троцкому раскроили череп ледорубом. Гитлер проглотил ампулу с цианистым калием, захватив на тот свет актрису, чтобы показать драматизм сцены. Да и Сталин умер на полу дачи, окруженный страхом и ледяным безмолвием. Пиночет едва избежал виселицы. Но другого выхода, похоже, нет у нашей страны.


В.В. Путин. Друг Народа и надежда России?!

 

И все же, за исключением двух из них, успех сильных властителей не вызывает сомнений. Возможно, чтобы сохранить страну, «этнос и породит чудовище». Но президент Путин не может быть отнесен к ним. Вопрос: как же он сумеет покончить с чудовищами ельцинизма?! Народ озлоблен, потерял веру – и хочет чуда! Аналогий в истории не так уж много, а параллели схожие: это – «феномен российского Наполеона» (Г. Павловский), «маленький-маленький Наполеон» (Г. Зюганов), «новый И. Сталин», «Р. Зорге» (Ю. Харитонов), «внук Петра Первого» (А.Проханов), «Ваше превосходительство» (Михалков). Неужто все повторится? Господа шахназаровы, бурлацкие, яковлевы пели похвалу «Горби», ставя его в один ряд с Христом, Магометом, Буддой, Цезарем, Александром Македонским, Чингисханом, Наполеоном, Петром I, Лениным. И успешно погубили… Горби был глуп и спесив. Ныне гадают, что за фигура президент. Всем хочется верить, что страна не ошиблась, и Путин – некая противоположность Ельцину. Народ надеется, что появился динамичный лидер, за которого не придется краснеть. Привлекают: бойцовский характер, гибкость, риторика, честность, умение видеть задачи России. Если он еще окружит себя профессионалами, людьми чести, ума и дела, друзьями России, цены ему не будет. Они найдут пути решения. Но по плечу ли ему эта историческая задача? По плечу ли «шапка Мономаха»? Его уже сравнивают с Цезарем. Но прежде чем стать им, тому пришлось сокрушить галлов, устрашить германцев, разбить британцев, не говоря о том, что он написал знаменитые «Записки о галльской войне». Он же решительно вернул «старые порядки». Девизом и лозунгом республиканского строя стала формула respublica restituta (восстановленная республика). Поэтому время Августа и считается как своего рода золотой век. В России советские, республиканские традиции живы, несмотря на ненависть скотов плутократии, несмотря на краткое торжество всей сволочи и ее respublica prostituta! Возрождение музыки, гимна СССР тому знак! Но знак – это еще не новый курс!

Кто явится ударной силой четвертой русской революции, которая будет носить мирный и цивилизованный характер? Мы ее назвали… Это – служилый строй, ученые и государевы люди! Те из них, кто верой и правдой служил и служит России, не заработав ни капиталов, ни собственности, ни наград (кроме ратных, трудовых). И таких людей немало. Они яростно ненавидят ельцинистов, воров и прихлебал. Ненавидят не потому, что видят в них каких-то демократов, евреев, чеченов, либералов, но потому, что понимают, что это – грабители России… П. Сорокин в 1922 г. утверждал, правда, что в результате Октябрьской революции не произошло разрушения социальной пирамиды неравенства (имущественного, правового и властного). Он писал, что произошла простая перегруппировка сил, власти и собственности. Из страны выкинули старую буржуазию, аристократию и привилегированно-командующие слои. Однако сама пирамида не исчезла, так как наверх пришли обитатели социальных подвалов. Но в том-то и дело. Смысл революции в том, чтобы и «обитатель социальных подвалов» получил кусочек солнечного луча. Кстати, многие бедняки тогда въехали в квартиры буржуазии. Важнее квартир стало право на знания и образование. Но о той революции мы поговорим позже. Сегодня надо во главе власти поставить людей дела и чести.

Святой огонь идеала пылал и в сердцах сотен людей, собравшихся в Свято-Даниловой обители на V Всемирном Русском Народном Соборе (6–7 декабря 1999 года). Собор сей открылся в День святого благоверного князя Александра Невского, самого преданного вере и народу державника Руси, и посвящен был теме «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть». Власти тут было немало. В этот раз, словно ощутив яростное дыхание народа, впервые Русский Собор почтили присутствием многие сильные мира сего. При Ельцине верховная власть потеряла последние остатки стыда и не желала, подобно жене Лота, обращаться в соляной столп. О той исключительной роли, которая возложена историей на русского писателя, ученого-патриота, сказал в своем выступлении В. Ганичев, сопредседатель Собора. «Однако никто не может лишить Церковь права оценивать происходящее в государстве и в обществе с духовной и нравственной точки зрения». Разрыв меж светской и духовной властью велик. Феофан Затворник говорил: «Будущее России – в безупречной нравственности ее руководства». Но где же они, эти великие государственные мужи-подвижники? Дума величает себя русской, а Закона о русском языке и русской власти так и не приняла. Похоже, что и эта власть более всего на свете боится мыслящего, диктующего ей волю Русского Народа. Как жестко и точно сказал Э. Володин: «Налгались, наворовались, теперь пришли в нашу святыню, в обитель русского патриотизма». Даже В. Крупин, что велел каяться да уповать на милость Божью, заметил: «Наворованное золото к власти приводит ворье» (похоже, набрался гражданской смелости, когда неприятие ельцинизма стало уж всеобщим). Давным-давно известно, что милость Господа нуждается в прямой поддержке трудовых масс, мысли, армии! Архиепископ Волгоградский владыка Герман отмечал в выступлении, что во многом благодаря Русскому Собору власть и пошла навстречу Церкви. Когда он шел к начальству один – это одно дело, а когда с ним шли тысячи людей с лозунгами «Даешь Храм Всех Святых на Мамаевом кургане» – дело иное. Мудро сказал владыка: «Надо идти в народ как сила, выражающая народные чаяния». Скульптор В. М. Клыков выступил с мыслью о необходимости восстановления Земского Народного Собора, сказав о важности духовного начала, создания «Государства Совести и Божьей Правды».

Правительство России должно создать круглосуточный русский канал на ТВ для донесения патриотических идей! К чему нам CNN?! Предлагаемые западные модели либерализма нам не подходят, ибо «либерализм» на Западе давно уже на деле выродился в смердяковщину. Прогресс реален лишь на путях сочетания великой идеи, веры, науки (в развитых странах уже около 90 процентов экономического роста достигается на путях научно-технического прогресса). Вторым важным ресурсом России могло бы стать коллективное и индивидуальное творчество (на базе соборности). Итоги работе Собора подвел Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Русский Собор – прекрасная школа мысли. Надо расширять социальную базу Русского Собора». Нужен постоянно действующий Секретариат и, возможно, собственное правительство Собора. В работе Собора стало меньше враждебной риторики. Нужно постараться помочь политикам в эту пору духовного беспамятства. В рамках Русского Народного Собора необходимо собирать лучших людей России. На Руси ни светский закон, ни физическая сила не играли главной роли. Людям нужны выдающиеся и преданные делу и нашей стране личности-герои.


Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Председатель Союза писателей России Ганичев В.Н.

В России крепнет год от года

Святой порыв мужских сердец —

Низвергнуть иго, наконец!

И вот уж Русская свобода,

Сорвав терновый наш венец,

Вас примет радостно у входа…

Вас примут радостно у входа

Бойцы, духовники, друзья…

Соединится Русь-Семья

Во славу Бога и Народа!

Былую удаль обретя,

Зажжем свечу мы у киота,

Отыщем умного вождя —

И будем крепнуть год от года.

Пройдут века… Иные люди

На землю древнюю придут,

Судеб вершители и судьи.

Кого в них внуки обретут?

Кому на новом перепутье

И меч и плуг свой отдадут!?[771]

Великое пассионарное начало, о котором писал Л. Гумилев, в нас не только не умерло, но обретает более ясные и отчетливые формы. Нужен лишь умный Иван Грозный, новый Иван Калита! В массе русского народа зреет понимание этой истины. Все последние поражения, измены и преступления антиэлиты (предателей России), страшные страдания и муки наших народов не смогут остановить и никогда не остановят неизбежного реванша, великого реванша Русской Истории. Знайте: «Мы не согнемся. Мы вернемся к своим родникам». Победа будет за нами! Но прежде придется сокрушить врагов России! Вопрос стоит, как в годы Великой Отечественной: победа врага или победа патриотов и русской армии. Хватит болтать. Вместо слов России нужен мужественный акт. Вспомните, как деды и отцы шли в бой за святую Русь, за Советский Союз, отдавая жизнь за Родину… Неужели вы, молодые, хуже и трусливее их? Как писал В. Жуковский: «Блажен, кого постигнул бой!» Ужель «уж нет вождей победы»?! Их память «вихорь разметал»!? Ужель их волю и оружье порок бессилия пожрал? Я знаю, близок миг сраженья, и «дух отцов воскрес в сынах», поднимем, други, меч отмщенья, и в бой – с Россией на устах![772]

В будущем Россия (разумеется, при благоприятном развитии) могла бы стать средоточием земной цивилизации. Хотя как раз внешних, порой крайне важных и значимых признаков культуры недостает ее народам (в буржуазно-бытовом смысле слова). Я имею в виду самые житейские, прагматические достижения технических и городских культур, которые необходимы для вполне элементарного обустройства нашей жизни. Все эти недостатки, пробелы нужно ликвидировать в наикратчайшие сроки. Хотя это и очень непросто. Зато у русских есть нечто более весомое. Беспокойство души и ума, готовность вступить в бой во имя идеалов добра и справедливости (как это мы понимаем), во имя блага России и Народа:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Н. А. Некрасов

Скажем сегодня, конечно же, иначе, чем Некрасов: «Приведи ты нас в стан побеждающих за великое дело любви!» Любви к России и к ее Народу! Девизом каждого русского должно стать правило: «Я – Русский, выше чести нет!» Ввести в паспортах графу национальность, ибо ею можно гордиться. Всегда помните и слова Н. В. Гоголя: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский». То, что будет создано новыми поколениями героических сынов и дочерей России, будет подлинной демократией великого народа, а не псевдодемократией плутократа. И вожди патриотического типа уже вызревают в земле великих идей и людей – среди нашего честного и православного народа! Русь – Res sacra (редкая птица), несущая в мир смысл, свет и надежду, несущая грозный меч против агрессора!

Так по ком же звучат колокола справедливости? Они звучат по неправедной системе распределения власти, культуры и собственности в странах (Россия), где власть ныне приняла откровенно преступный, антинародный, чудовищный характер. Революция и эволюция – части великого единства. Они необходимы для жизни на Земле как вода или воздух… Это поистине «обнаженные нервы Земли». Их диалектическая связь понятна. Сигеле писал: «В толпе, благодаря революции, происходит то же, что и в частной жизни – благодаря эволюции». Вода и огонь революции и эволюции должны смыть всю грязь и мерзость, в которые мы погружены изначально, как в греховную купель, а затем обжечь и закалить нужный человеческий материал в «печи новой цивилизации». Конформистская буржуазия закрывает на это глаза. Философ Ортега-и-Гассет не желает видеть, что буржуазное общество переживает кризис. Ему не хочется верить в великие принципы, идеи. Поэтому он глубоко не прав, говоря: «Прощай навеки, революция!».[773] Мы говорим людям: «Да здравствуют революция и эволюция!»


В.И. Ленин – вождь революции

 

Знаменательно, что даже «отец капитализма» А. Смит подчеркивал, что соблюдение справедливости вовсе «не предоставлено на наш произвол» и может быть востребовано народом «насильственно». Если же она поколеблена, то «громадное здание, представляемое человеческим обществом… немедленно рушится и обращается в прах». Он заметил, что «у мошенников и не существует собственно настоящего общества»(1776).[774] Однако потребовались века, чтобы буржуа наконец выдавил из себя признание: «Справедливость есть первая добродетель общественных институтов, подобно истине и системе мышления. Теория, какой бы желательной и краткой она ни была, должна быть отвергнута или пересмотрена, коль скоро она неверна, аналогичным образом законы и институты, какими бы эффективными и хорошо организованными они ни были, должны быть реформированы или упразднены, если они несправедливы».[775] Таково современное общество.

Путь к социальной и культурной справедливости не прост, усеян шипами гласности, колючками критики, терниями мужества, а увенчан цветком Высшего Разума – и, увы, обильно полит народной кровью. Не оставайтесь равнодушными к чаяниям и надеждам Народа. Если же его стон и плач, горе и страдания не доходят до ваших сердец и умов, господа, что ж, и наш Народ вправе обнажить меч возмездия! Он вспомнит фразу Шиллера из «Вильгельма Телля»: «Нет, есть предел насилию тиранов… Но если все испробованы средства, тогда разящий остается меч». Придут новые Робеспьеры, Ленины, князья Владимиры, что покрестят народ в праведную веру. «Робеспьер и Ленин материализовали в истории контуры идеального общества. Без таких предводителей мир страдал бы от ощущения нереальности, вредного для действия, малоблагоприятного для разрешения кризисов» (Московичи). Решением проблем собственности и справедливости не должны заниматься военные суды и гильотины. Но не заставляйте прибегать к крайнему средству как последнему аргументу! Г. Честертон не без иронии сказал: «Гильотина плохая штука, одно в ней хорошо: быстрота. Нож ее – лучший ответ на любимый довод эволюционистов. «Где же именно вы проведете черту?» – спрашивают они, а мятежник ответит им: «Вот здесь, между вашей головой и телом.[776] Вот и не пугайте людей этой штукой, дайте им достойную жизнь. Не оставите выбора, так они пустят ее в ход, как это сделал Ленин. Струве звал его «думающей гильотиной».


Ф.Э. Дзержинскийй. 1919

 

Подведем итоги: 1) борьба народов за Справедливость составляет едва ли не главный нерв и сокровенную тайну общественно-исторического процесса; 2) борьба предполагает одновременно как жесточайшее противостояние, так и мирное сотрудничество классов, слоев общества; 3) характер взаимоотношений «пролетариев» и крупных буржуа в итоге всегда был и остается таков, что, наряду с эволюционными процессами, важнейшим регулятором их «брачных отношений» становится и Революция; 4) революция – крайний способ обуздания несправедливости властей, изменения дурных законов страны, и, как таковой, он, конечно же, неизбежно сопровождается эксцессами и перегибами (однако вина за это возлагается прежде всего на власть имущих, на правящие элиты); 5) поэтому Меч Революции, подобно дамоклову мечу, должен всегда висеть над головами буржуа и плутократов, даже если эта революция пока живет только в наших мыслях; но ведь Эмерсон говорил: «Всякая революция была поначалу мыслью в мозгу одного человека»; 6) в то же время мирный эволюционно-духовный путь развития безусловно более плодотворен и эффективен, хотя и требует от элит и народов гораздо более высокого уровня знаний, образования, культуры, веры и нравственности (последней, пожалуй, втройне); 7) цивилизованность любого времени определяется прежде всего степенью сопричастности высшей власти интересам, горю, страданиям низших и средних классов; 8) поэтому и колокола справедливости должны звучать громко и непрестанно, везде и всюду, ибо в их звуках слышится сама Истина, возмущенный глас Народа, которого элиты часто не ставят ни во грош, вынуждая ждать справедливости «от небес» (практически без малейшей надежды на успех); 9) философия разумно-нравственного бытия и благополучия для большинства людей когда-нибудь станет главным законом страны, правилом повседневной жизни, одним из решающих условий прогресса и цивилизации; 10) для этого нужна серьезная победа Культуры, обогащенной живой верой в величие Человека, как сына Божьего, победа над экономикой, политикой, даже над наукой (сей «инструмент» наряду с духовным воспитанием в состоянии изменить человеческий род); 11) ударным отрядом человечества должна стать Новая Элита, которая будет жить руководствоваться самыми высшими интересами народов и стран; это – духовная аристократия, элита веры, правды и справедливости; 12) сила и воля должны быть умело использованы властью и капиталом для воплощения в жизнь лучших идеалов человечества, памятуя слова Наполеона: «Насилие неспособно что-либо создать. В мире существуют две силы: сила ума и сила меча. Но надолго всегда побеждает ум». Однако без усилий и ребенок не появляется на свет. Ни одному народу не удавалось еще достичь побед и свобод без жертв и битв. Соберем же воедино волю и знания, энергию и опыт для создания лучшего мира, нежели тот, что существует ныне. Мы отвечаем за все! А. Тойнби как-то заметил в одной из работ («Изменение и обычай»), что «наши еще не родившиеся потомки не в силах выступить в свою защиту. Вместо них должны говорить мы сами, ибо ныне живы мы и только мы – а не все те, кто уже почил или еще не появился на свет, – и именно нам вверено попечительство над видом, временными представителями которого мы являемся». Достойны ли мы роли попечителей и спасителей России, не стали ли еще, не понимая того, могильщиками как ее прошлого, так и ее будущего?! Все же полагаю, что Россия в XXI веке (как и предсказывал в XV в. Василий Немчин) сумеет обрести своего величайшего героя – «Великого Горчара», который, верно служа Отечеству, создаст (на диво всем) могучее, процветающее, мудрое и динамичное государство умных и достойных людей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Естественная история Земли с появлением человека (высокоорганизованных форм) заканчивается и начинается человеческая история… В ходе ее умственная жизнь человека проявляет всю мощь, покоряет материю, господствовует над стихиями, превращая «все живое в своих рабов»… «А в последний период, который начинается с периода книгопечатания, она (душевная жизнь человека) собирает все духовное состояние в одно единое целое».[777] Эта победа духа над стихией, невежеством как раз и определяется большей духовной силой тех людей и народов, которые поставили в основу развития человеческой расы, своей нации веру в торжество высших духовных, нравственных начал над материализмом, меркантелизмом, над животной и полуживотной дикостью (в ее современных формах). Знание, подкрепленное верой во всемогущество Духа и Разума, создавших жизнь и мир, и одушевленное идеей, приоткроет нам тайную дверь. Как говорил русский ученый К. Э. фон Бэр: «Вся история природы является только историей, идущей вперед победы духа над материей».[778] Видимо, так в конечном счете и будет.

Словно на златой колеснице лучезарного бога Гелиоса, пронеслись мы над тысячелетиями, веками, народами и многими странами. Взор наш неизбежно вынужден был выхватывать лишь отдельные сюжеты из необозримой картины эволюции человеческой цивилизации. Мы увидели жизнь многих народов и их героев. Египтяне, шумеры, греки, римляне, евреи, китайцы, индийцы, корейцы, арабы, итальянцы, испанцы, латины, британцы, немцы, французы, скандинавы, русские, сербы, японцы, американцы, африканцы и т. п. оставили богатое наследие современникам. Мы обязаны им своими знаниями и деяниями выдающихся умов, талантов, гениев. Они стали истинными героями книг. Мы же с вами, говоря словами Я. Полонского, дружно поклонялись Рафаэлю и Данте, славили гений Шекспира, упивались, внимая музыке Бетховена, Моцарта, наслаждались романами Бальзака и Стендаля, изучали Канта, Гегеля, Гте. Хотелось приоткрыть частицу жизни, мысли и подвига. Если это удалось, то о большем мы не смели и мечтать. А ведь мы не коснулись огромнейшего пласта русской культуры и мысли. Гте во время разговора с художником О. Кипренским, рисовавшим его портрет (разговор шел по-французски), попросил того прочесть и перевести ему хотя бы несколько строф А. Пушкина. Кипренский прочел и перевел стихотворение «К Овидию» по-итальянски… Послушав сей стих Пушкина, немецкий поэт сказал: «Я думаю, ни итальянский, ни французский, ни даже немецкий не в состоянии передать той мощи и музыки, которую я услышал, когда вы читали эти стихи на своем родном языке». Может быть, судьба даст нам шанс поведать историю культурного и духовного развития России, ее триумфа и ее трагедии.

Благодарю учителей

за все немыслимые муки,

за все искусства и науки,

за Царскосельский наш Лицей.

Тебя я славлю, Геттинген,

и Лейден славлю, и Сорбонну

за вольность нашу и свободу!

Сим победита прах и тлен![779]

Пройдут годы, и некие другие люди вновь обратятся к бессмертным творениям веков минувших, к опыту мировых культур и народов, не уставая воздавать должное пантеону наших великих учителей. Vixerunt! («Их уже нет в живых!» – лат.). Не знаю, почувствовал ли читатель умиротворение, прочитав сей труд? Вряд ли. И все же низкий поклон и благодарность друзьям и соратникам за долготерпение. Воздадим должное поэтам и писателям, ученым и художникам, передавшим в своих книгах, картинах, мелодиях и образах мудрость мира, словно волшебные руны Одина… Книга в самом деле поразительнее всех самых наиволшебнейших средств просвещения и воспитания, хотя поэт Майков и заметил: «Гармонии стиха божественные тайны не думай разгадать по книгам мудрецов». И пусть не всем доступны страсти Нимврода, этого «ловца перед Господом» (в Библии так обычно характеризуют человека сильной и исключительной воли), но мы, скорее, познаем ad discendum, non ad docendum (лат. «для изучения, не для поучения»).

Талантливая, неординарная книга не только уловляет чуткие и нежные души. В ней, словно в магическом кристалле, вы обозревать эпохи, события, поступки, мудрые мысли. Я. А. Коменский написал: «Книги – это инструмент насаждения мудрости». Монтень сожалел, что в его время у Франции не нашлось десятка Диогенов Лаэртских, ибо из их трудов он больше бы узнал о судьбе и жизни «великих наставников человечества». Милтон сравнивал книги с волшебными травами, из которых составляются целебные и сильнодействующие снадобья… Что же касается выборки литературы для чтения, то он полагал, что «мудрый и из ничтожной книги извлечет больше полезного, чем дурак из Священного Писания». Дон-Кихот с удовольствием менял свои поля и фермы на книги. Да и раньше за редкие папирусы отдавали целые состояния. Философ Л. Фейербах сравнивал мудрые книги с дивными уединенными капеллами, которые человек воздвигает «в романтических местностях жизни, на самых красивых высотах». Он называл их извлечениями из великих «фолиантов жизни».[780]

В нашу эпоху роль книги не только не уменьшилась, но и повысилась. Хотя в иных странах заметны признаки ее девальвации. Ранее Ч. Лэм даже задавался вопросом: «Почему у нас нет молитв перед книгами – этой духовной пищей? Почему мы не молимся перед Милтоном, перед Шекспиром?» Могущественные правители и умнейшие мужи прошлого сочетали свою деятельность с огромной любовью к книге, не зная более здорового и полезного отдыха… У. Теккерей считал, что «книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления…». Дж. Рескин писал о книгах как о «сокровище королей», а английский эссеист Ли Хант считал даже простое разглядывание книжных корешков неплохим и крайне полезным «учебником гуманности». Драматург А. Н. Островский в «Застольном слове о Пушкине» сказал то, что мы вправе отнести не только к этому поэту, но и вообще к умным книгам: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть». Так же и с книгой: «Она учит тех, кто еще может учиться». Карлейль считал, что с книгой в корне изменились и условия массового образования. Он, правда, излишне опрометчиво утверждал, что «книгопечатание преобразовало все университеты и даже упразднило их». Учителю якобы не надо отныне собирать вокруг себя людей для передачи им знаний. Достаточно просто напечатать все, что необходимо, а обучающиеся получают книгу и могут изучать ее, сидя у очага. Понимая значение живой речи, он отмечал, что пока еще нет университета, который вполне усвоил бы эти условия. «Вдумайтесь – что может предложить нам любой Университет, т. е. завершающая образование высшая школа, – оказывается, то же самое, что делала всегда начальная школа: учить нас читать. Мы учимся читать – на разных языках, в разнообразных отраслях науки; мы учим алфавит и письменность по всевозможным книгам. Но ведь собственно знание, даже умозрительное, припасено для нас в самих книгах! Все дело в том, что мы читаем уже после того, как множество разных профессоров изложили нам все, что им было известно. Подлинный университет нашего времени – это собрание книг». Так думали многие в XIX веке. Так думает и ныне читающая часть людей, несмотря на весь информационно-компьютерный бум.[781]








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 346;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.