Предмет обязательства
Вопрос о предмете обязательства вызвал к жизни две концепции. По одной - предметом (или объектом) обязательства всегда будет вещь, деньги, услуга, о которых достигнуто соглашение. В пользу этой концепции говорит то, что все те «вещи», которые могут быть предметом контракта, распадаются на две категории - вещи, наделенные родовыми признаками (деньги, вино, зерно и т. п.), которые по природе своей «не пропадают» (поскольку могут быть восполнены в соответствии с договором), и вещи, индивидуально определенные (статуя бога, изваянная знаменитыми Скопасом или Праксителем, драгоценная чаша и др.), т. е. незаменимые и потому исключающие исполнение, предусмотренноеДоговором.
Сторонники другой концепции, опираясь на римскую традицию исходят из того, что предметом договора должно считать обязанность что-нибудь дать (dare), что-нибудь сделать (Jacere), что-нибудь предоставить (praestare). Таким образом, на первый план выступает не вещь - объект обязательства, а действие.
Действия (принимая эту характеристику предмета обязательства) могут быть как положительными (когда мы даем, совершаем предоставляем) и отрицательными, когда мы заключаем договор о воздержании от действий (что тоже «действие»): двое или несколько соглашаются о том, что каждый из них будет продавать свой товар в строго определенном месте, воздерживаясь, таким образом, от конкуренции с партнером.
Нам представляется, что обе концепции имеют под собой логическую основу, и самый спор, о котором мы рассказали, есть скорее всего спор неразрешимый.
Примечание. Порой возникают обстоятельства, когда исполнение обязательства связано с выбором (альтернативой). Кредитор выговаривает себе право выбора: то ли он возьмет себе должное в натуре, то ли удовольствуется денежным платежом, то ли остановит свой выбор на рабе Стихе, то ли на рабе Панфиле и т. д. То же вправе выговорить себе и должник: то ли он сам восстановит поврежденный им забор, то ли заплатит стоимость ремонта.
Различают еще обязательства делимые и неделимые. Пример первых дают обязательства, связанные с денежными уплатами. Если четверо кредиторов претендуют на 1000 сестерциев, каждый из них получит свои 250, и на том дело кончится. Сложности неизбежны, если предмет обязательства неделим, как это может случиться с сервитутом (Д. 45.1.2) или, что наглядней, с неоплаченной виллой, когда в качестве должников выступают все наследники, а в качестве кредиторов - строители-компаньоны. В духе времени римское право предоставляло любому из этих последних выступить в качестве истца, избрав себе ответчиком любого из сонаследников.
§ 64. Кауза в обязательстве
Слово «causa» переводится с латыни как «причина», «повод»-В том, что относится к обязательству, кауза - это раньше всего субъ ективный мотив, определяющий содержание обязательства, или, го-
воря иначе, материальный интерес, который побуждает нас вступать в обязательство, принимая на себя связанные с тем тяготы.
Кауза должна быть законной. Можно себе представить дарение имущества одним из супругов другому, произведенное из лучших побуждений. Но поскольку такие дарения запрещены в принципе, кауза остается противоправной, а значит, нет и «контракта».
В той же мере кауза не может быть аморальной (противонрав-ственной), а когда это так, основанные на ней соглашения «не должны быть соблюдаемы» (Д. 2.14.27.4).
То, ради чего мы принимаем на себя обязательство, может состоять в 1) передаче вещи; 2) предоставлении кредита; 3) установлении приданого; 4) предоставлении услуги; 5) новации (обновлении) ранее взятого на себя обязательства и т. д.
Непременным условием возникновения обязательства является некое конкретное действие, тут же указываемое: купля-продажа, аренда, наем и пр. Исключением из правила является стипуляция с ее абстрактным характером: как только на вопрос кредитора «Обязуешься ли уплатить 100?» следовал ответ должника: «Обязуюсь», исполнение становилось безусловно обязательным - даже и тогда, когда деньги не были даны, или даны в меньшей против обещанной сумме, или когда сумма выплаты включала проценты, превышавшие дозволенные.
Реакцией на подобную недобросовестность, опиравшуюся большей частью на социальную неравноправность кредитора й должника, стало предоставление последнему права возражения в виде ссылки на недобросовестность кредитора (истца), после чего стипуляция потеряла свой абстрактный характер, приблизившись ко всем прочим реальным контрактам.
§ 65. Согласие сторон
Что более всего отличает контракт от деликта, так это согласие сторон. Но самого по себе согласия мало. Нужно, чтобы оно было выражено таким образом (способом), который придает согласию значение юридического отношения, юридического акта.
Способы реализации воли на возникновение обязательственного отношения разнообразны. Древние шумерийцы ввели письменные контракты (на глине), снабженные клятвами и печатями. Славяне многие века довольствовались рукобитьем. Римляне, пока господствовала стипуляция, ограничивались порой кивком головы как зна ком согласия, и хотя нельзя считать, что промолчавший согласен о» нако же, как замечает римский юрист, «он и не отрицает» обязатель ства.
Но уже Законы XII таблиц свидетельствуют о разнообразной хозяйственной активности, регулируемой далеко не во всем.
Споры, которые разрешалось завершать миром (на чем договорятся, то пусть истец просит и на суде), касались всяких вещей, т. е. и не манципируемых, но требующих судебного удостоверения. Согласие сторон, о котором толкует ст. 6 табл. I, получило свое новое значение в классическом праве.
Имеется в виду консенсуальный договор, для действительности которого было достаточно простого неформального согласия, хотя стороны, если они не таились, должны были озаботиться доказательствами, удостоверявшими законность сделки и ее действительность. Согласие было необходимым элементом всякого реального договора, но моментом его совершения считалась передача вещи (денег). Литтеральный контракт разъяснений не требует.
Что касается соглашения как такового, его непременными элементами выступают: 1) предложение (оферта) и 2) принятие предложения (а вместе с ними на сцену выходят кредитор и должник). Как и теперь, предложение могло быть как устным, так и письменным.
По общему правилу, обе стороны должны были стремиться к достижению обоюдных выгод, ибо «если чье-либо право умаляется, нужно выяснить, согласен ли он с этим» (Ульпиан, Д. 39.3.8). Имеется в виду главным образом то, что согласие терпящей стороны не вырвано ни насилием, ни принуждением, ибо «одобрить их было бы противно добрым нравам» (Ульпиан, Д. 50.17.116).
Воля сторон
Мы уже говорили об этом, ссылаясь на спор между Сцеволой и Крассом по делу о наследстве Куриона. Нескончаемые споры о действительной воле завещателя, о том, насколько текст договора, его буквальное содержание отвечает действительной воле контрагента, об ошибке в объекте, о незнании закона, об обмане - это и многое другое принадлежит к важнейшим и одновременно труднейшим вопросам юридической науки и практики.
Римская юриспруденция долгое время колебалась между позициями Сцеволы и Красса, но в конечном счете, под пером наиболее авторитетных юристов, и более всего в самой преторской практике, возобладала концепция приоритета действительной воли, истинного намерения, желательного результата. Не исключая, разумеется, внимательного и бережного отношения к «букве», но не абсолютизирующего ее.
Напомним приведенную ранее сентенцию: надо толковать двусмысленное выражение так, чтобы воля скорее имела бы силу, чем была бы уничтожена.
Примечание. Мы уже упоминали о молчании как «знаке согласия». Не будучи общим правилом, оно считалось за согласие при 1) манци-пации и ин юре цессио; 2) том,что отец прямо не запрещает брак своей дочери (с таким-то); 3) продлении срока найма (когда наймодатель не требует вывоза имущества нанимателя) и т. д. В иных случаях в положительном смысле могло толковаться бездействие той или иной стороны.
Пороки соглашения
Прежде всего, это error - ошибка, заблуждение. Сюда относятся: 1) несовпадение действительной воли с ее изъявлением в контракте (контрагент выразил свое намерение не теми словами, как следовало бы, или, напротив, упустил нечто весьма важное); 2) неверное (или не вполне верное) в том или ином юридическом аспекте соглашение.
К числу извинительных в принципе ошибок римское право относило: 1) ошибку в существе сделки (принял договор найма за соседскую услугу или думал, что его одаривают, а на самом деле имело место безвозмездное предоставление вещи на срок); 2) ошибку в предмете сделки (стипулируя, я имел в виду раба Памфила, который мне нужен как кузнец, а мне дают раба Стиха). По общему правилу, ошибка в согласии, будь то фактическая или юридическая, если она значительна, аннулирует договор.
Если по ошибочному суждению продавца и покупателя медная вещь была продана как золотая, а затем это обнаружилось, сделка оставалась действительной, но как сделка о покупке медной, а не золотой, вещи. Так думал Павел. Противоположного мнения держался
Ульпиан: «Если медь продана как золото, продажа недействительна». Это то, что называется «ошибкой в материале вещи». Сюда ж относится ошибка в поле раба (полагал - мужчина, оказалось -жен щина), в девственности рабыни и пр.
Единого учения об «ошибке согласия» римские юристы не создали. Известную роль в их расхождениях по этому поводу играла приверженность той или иной школе, той или иной философии. Недаром сказал знаменитый Цельз: «Право есть искусство оперировать понятиями доброй совести и справедливости».
Примечание. Приведем для примера следующий, чуть реконструированный сюжет, который черпаем у того же Цельза (Ювенция).
Некто Тиберий просил у меня и у моего компаньона Тиция денег в долг. Я приказал моему должнику Аврелию внести очередной взнос в кассу Тиберия. Тот принял эти деньги за деньги Тиция. Держась теории, следует заключить, что ошибка в персоне, как и всякая другая, устраняет обязательство. Но раз оно уже возникло, справедливость требует, чтобы Тиберий возвратил деньги, кому они на самом деле принадлежат (Д. 12.1.32).
Dolus
Обстоятельством, безусловно исключающим договор, является тайный злой умысел - dolus, направленный на совершение выгодной, но противоправной сделки. С развитием преторского права под dolus стали подводить и некоторые действия, допустимые с формальной точки зрения, но находящиеся в явном противоречии с понятиями доброй совести, справедливости, порядочности и честности.
По свидетельству Цицерона, dolus как действие, уничтожающее договор, был введен цивильным претором Аквилием - около 44 г. до н. э. Претор формулировал существо обмана как непременного и главного в dolus: «Когда одно делается для виду, а другое совершается (на самом деле)». Немногим позже Лабеон, пожалуй, самый крупный юрист эпохи Августа, уточнит: «Dolus malus есть всякая хитрость, обман, уловка, для того чтобы обойти, уловить, обмануть другого» (Д. 4.3.1.2).
Спустя столетие другой претор распространит обман и на все сделки, которые так или иначе выдают недобросовестность стороны,
и предоставит потерпевшему соответствующий иск - «actio doli» с годичным сроком исковой давности. Удовлетворение иска влекло за собой либо возмещение ущерба, либо (в зависимости от обстоятельств) восстановление первоначального состояния (реституцию), а обманщик подвергался публичному бесчестию. Кроме того, были запрещены «примирительные сделки», исключавшие ответственность за обман. Такие соглашения не имели силы, ибо по большей части были либо продиктованы, либо куплены.
Примечание. Некий страстный любитель рыбной ловли приценивался к имению близ Неаполя из-за принадлежавшего к нему пруда. В назначенный день хозяин согнал к пруду окрестных крестьян, которые имитировали рыбную ловлю, забрасывая сети и удочки. Сделка была заключена, но обман обнаружился. Цицерон говорит: положение покупателя было не из легких, ибо «мой приятель Аквилий еще не ввел формулы для защиты от обмана», тогда как «разум требует, чтобы ничего не делали злокозненно, притворно, обманно».
Речь идет о преторе Аквилий Галле (? - 44 г. до н. э.), блестящем юристе-практике, которому принадлежит авторство «actio doli» т. е. иска против обманщика, введенного в 66 г. до н. э. Для «actio doli» давался годичный исковой срок, присуждение чаще всего не превышало суммы неосновательного обогащения. С «actio doli» были, видимо, связаны такие стеснения обманщика, которые позволили тому же Цицерону сказать об «actio doli» как о «биче всех вероломств». Не исключено, что толчком, приведшем Аквилия к мысли об иске, названном его именем, послужил случай с неудачливым рыболовом.
Насилие
В I в. до н. э. римская юриспруденция и практика стали считать недействительными и подлежащими расторжению все контракты, заключенные с применением насилия - физического или психического.
Физическое насилие могло доходить до заключения строптивого контрагента в домашнюю тюрьму, да еще с наложением вериг (Па вел, Сентенции, 1.7.7-9). Бичевание, побои, другие бессудные расправы были в большом ходу у римской администрации на местах, когда дело касалось вымогательства взяток, приношений, дарений и т.п. Недаром говорилось, что римские наместники «бедными прибывают в богатые провинции и богатыми возвращаются в Рим из бедных».
-151
Значительно сложнее обстояло дело с психическим насилием, чаще всего выступавшим в форме угроз. Они могли касаться и чести, и свободы, и самой жизни. Нет необходимости, считали римские юристы, разбираться в том, насколько лицо, которому угрожали, должно было проявить смелость и готовность к сопротивлению. Должно исходить из того, что и самый смелый мог склониться к действиям, противоречащим его воле, интересу, моральным принципам. В то же время нельзя подгонять под понятие «угрозы» простое опасение насчет каких-либо неблагоприятных последствий (в том, что относится к видам на наследство, например).
Каждый раз, когда претор сталкивался с жалобой о насилии, его формула предписывала судье: «Если будет доказано... то присуди четырехкратное возмещение понесенного ущерба, а сделку признай недействительной». Первое было предписано преторским эдиктом, второе - цивильным правом.
Примечание. Особый вопрос, если сын или иной подвластный стоит перед выбором - ослушаться отца и жить по собственному усмотрению либо исполнить приказ, приобретая тем самым имущественную выгоду. Этот вопрос в философском плане был поставлен Аристотелем («Никомахова этика»): будет ли действие, совершенное из страха перед большим вредом, чем тот, который наступит при ослушании, добровольным?
Цельз отвечает так: приняв навязанную ему отцом невесту и согласившись на брак с ней, сын, даже если предпочитает другую женщину, действует по доброй воле, ибо без того в брак не вступают (Д. 23.2.22).
Столетием позже Павел придет к тому же: если, вынужденный угрозами, я принял наследство... значит, я этого пожелал, хотя, будь моя воля, отказался бы от него (Д. 4.2.21.5).
Современное буржуазное право (включая англосаксонское) следует за римским, когда признает недействительными договоры, противоречащие морали, а также заключенные с применением угроз, насилия, обмана и даже такого трудно констатируемого фактора, каким является «злоупотребление влиянием». Последнее - это как раз то, о чем толкуют Цельз и Павел.
Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 753;