Творчество П. А. Федотова
В 30-40-е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, появляются и развиваются ростки нового художественного направления — реализма. Демократизация общественного движения и мысли способствовала обращению художников слова и кисти к окружающей их жизни. Соприкосновение с действительностью ставит перед художниками ряд новых сюжетов, усиливает желание писать жизнь без прикрас, привлекать общественное внимание к ее трудностям и противоречиям.
Одним из основоположников реалистического направления в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов, творческий путь которого, исполненный драматизма и борьбы, был недолгим.
Будущий художник родился в 1815 году в Москве в многодетной семье мелкого чиновника. Одиннадцати лет он был определен в Московский кадетский корпус, по окончании которого становится офицером. С полком Федотов в 1834 году переезжает в Петербург. Здесь давно появившаяся страсть к рисованию развивается особенно интенсивно; если раньше Федотов ограничивался зарисовками сценок полковой жизни или портретов товарищей, то теперь он посещает вечерние рисовальные классы Академии художеств, знакомится с Брюлловым. Каким-то образом о рисующем офицере узнал И. А. Крылов, который угадал в Федотове сильный и родственный себе талант. Он написал художнику письмо, в котором советовал отдаться настоящему призванию — изображению народного быта. Совет великого баснописца оказал сильное влияние на Федотова. С течением времени занятия живописью все больше захватывают его. Совмещать это увлечение со службой становится все труднее, и Федотов принимает решение оставить службу. «Поступок этот был не просто рискованным и смелым, — замечает исследователь творчества художника Д. Сарабьянов, — он был героическим». Действительно, прежде всего уход со службы обрекал Федотова, не имевшего других источников дохода, на бедственное состояние. Но кроме материальных трудностей возникали и творческие. Художник, не получивший систематического специального образования, отрицавший многое из рутинного арсенала академизма, желавший идти своим путем, мог лишь огромным, подвижническим трудом утвердить себя в искусстве. И тем не менее Федотов решился посвятить себя целиком живописи. «Обрекая себя на беспрерывный труд, не зная отдыха, постоянно нуждаясь, он шел от одного рубежа к другому, отдавая искусству все — покой, достаток, личное счастье».43
Основой творчества художника стало постоянное наблюдение жизни. Он признавался: «Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза, мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать».44 Подтверждением этому является художественное наследие Федотова, которое наряду с известными полотнами насчитывает колоссальное количество рисунков, сделанных на улице, в магазинах, в гостях и т. п. Эти зарисовки помогали художнику в поисках характерных типажей или деталей для будущих картин. Созданию каждой из них предшествовала такая длительная подготовительная работа. «Чтобы понять, насколько был труд этот велик, — писал один из его знакомых, — нужно вспомнить необыкновенную добросовестность Федотова и его глубокое отвращение к рисовке предметов „из головы”, то есть без натуры перед глазами. Так, например, при отделке „Сватовства” Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличной сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома... высматривал и оставался недовольным... Один раз, проходя около какого-то русского трактира... художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру..., которая так и лезла сама в его картину».45
Реалистический метод Федотова с течением времени все более отчетливо сочетается с «проблесками, —по его выражению, — сатиры и иронии». Делая зарисовки бытовых сцен, художник изображает своих героев в момент столкновения их интересов, противопоставляя бедного — богатому, бесправного — власть имущему. Эпоха Николая I с ее жестокой бюрократической машиной, чинопочитанием, превратившимся в культ «высокопоставленных лиц», почти узаконенным взяточничеством, административным произволом, унижением и нищетой простых честных тружеников, давала наблюдательному художнику богатый материал для сатирического осмысления ее.
Социально-обличительная тенденция ярко проявляется и в живописном творчестве художника. Ею пронизана и первая значительная картина Федотова «Свежий кавалер». Вот как сам художник раскрывал ее содержание: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чуть свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира...».46 Лицо и фигура чиновника в халате, папильотках и с орденом на груди так выразительно раскрывает основные черты его натуры — чванство, преклонение перед начальством и дарованными знаками отличия, душевную черствость и ограниченность, что забавная сценка из чиновничьего быта приобретает обличительный характер. В персоне «свежего кавалера» как бы олицетворяется бюрократическая система самодержавия, со всеми присущими ей пороками.
Еще более заостренно предстают социальные отношения николаевской России в зрелом произведении художника — «Сватовство майора». Федотов, имевший обыкновение сопровождать свои полотна стихотворными «рацеями», как он называл их, писал в подобном сочинении по поводу содержания «Сватовства майора», что картина рассказывает «о том, как люди на свете живут, как иные на чужой счет жуют; сами работать ленятся, так на богатых женятся».47
Однако тема произведения гораздо глубже осмеяния брака по расчету.. Тема брака ведет зрителя к ряду социальных проблем — о положении купечества, взаимоотношении его с привилегированным дворянским сословием, оскудевании дворянства и т.п. И хотя в изображаемых персонажах нет ничего преувеличенного или карикатурного, совершенно очевидно авторское осуждение того устройства жизни, где люди теряют человеческое достоинство и человеческие чувства во имя престижа или обогащения, совершая подобную куплю-продажу. Таким образом, размышляя о существе общественных отношений того времени, художник не ограничивается критикой отдельных негативных явлений, но постоянно стремится к обличению всей политической системы в целом. Показательно, что еще Крамской назвал Федотова «Гоголем в русской живописи».
Обличительные тенденции проявляются и в таких произведениях Федотова, как «Вдовушка», которые не носят сатирического характера. Эта картина, созданная в 1851 году и принадлежащая к последним годам жизни и творчества художника, в отличие от предыдущих полотен исполнена глубокого лирического чувства.
В опустевшей комнате среди вещей, опечатанных за долги, — печальная молодая женщина в траурном платье. На стуле — свеча, едва мерцающая в свете наступающего утра и как бы олицетворяющая судьбу молодой вдовы, потерявшей со смертью мужа не только близкого человека, но и опору в жизни. Так, забытая горящая свеча вторит главной теме — забытой всеми женщины, оставшейся наедине со своими горькими думами. Одиночество, трогательная красота молодой женщины, драматизм ситуации — все это рождает как бы обобщенный образ человеческого страдания, страдания, вызванного не только личной трагедией, но и порожденного общественными пороками своего времени.
Таким образом, мировоззренческая позиция художника, так отчетливо проявившаяся в произведениях зрелого периода, близка в основных своих чертах — неприятии и обличении социальной несправедливости, искреннем демократизме, сочувствии «маленькому человеку» — идеям русских революционных демократов 40—60-х годов XIX века. Эта идейная общность безусловно укреплялась и близостью художника кругу «Современника», что подтверждает, например, его участие в «Иллюстративном альманахе» Некрасова.48 Кроме того, в конце 40-х годов Федотов становится через своих друзей сопричастным кружку Петрашевского. Более того, о сочувствии его идеям кружка было известно петрашевцам, так как имя Федотова было названо во время следствия как человека, могущего оказать содействие организации.49
Политические симпатии художника, о которых стало известно правительству, драматический сарказм его произведений — все это придало Федотову репутацию неблагонадежного. И несмотря на огромный успех прошедшей в Москве выставки — «фурор, оплеванный судьбой», по определению художника, — критика восприняла ее неоднозначно, в журнале «Москвитянин» появились статьи, осуждающие сатирическое направление его картин и в заключение даже делался вывод о том, что в «христианском обществе для него нет места».60
Как следствие травли, резко ухудшается и без того тяжелое материальное положение художника. Произведения его или не находят покупателей, или приобретаются за бесценок. В условиях тягостной общественной изоляции, нескончаемой борьбы за кусок хлеба, Федотов создает свои последние произведения, в том числе «Анкор, еще анкор!» и «Игроки», отличающиеся драматически напряженным мироощущением. Не выдержав гнетущей обстановки, Федотов заболел тяжелым психическим расстройством и в 1852 году в возрасте 37 лет скончался.
Творчество художника трагически и преждевременно оборвалось, но оно не только оставило яркий след в сознании современников, но и заложило основы для развития критически-реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века.
Утверждая новые принципы творчества, Федотов разрушал устаревшие каноны академизма, уводил русскую живопись от безжизненных и отвлеченных тем, рутинных шаблонов, внешней красивости к явлениям современности. Персонажами его картин стали не знаменитые мужи древности, не герои евангельских или древнегерманских легенд, а простые «маленькие люди», живущие скудно и прозаично, с обыденными чувствами и ничем не выдающейся судьбой. Федотов стал первым художником, поднявшим эту тему, ставшую традиционной для передового русского искусства второй половины XIX века.
Но новаторство его творчества этим не исчерпывается. Русская живопись и до Федотова знала примеры обращения художников к окружающей действительности, бытовые темы разрабатывались Венециановым и его учениками. Подлинно новым в творчестве Федотова был дух социального протеста и обличение темных сторон существующего политического строя. Исходя из конкретных жизненных ситуаций, художник сумел в своих произведениях достичь широкого обобщения, осудить политическую систему николаевской России и нравственные пороки, порожденные ею.
Примечания
1 Лисовский Я. Г. Академия художеств. Л., 1982. С. 50.
2 Тимофеев Л. В. В кругу друзей и муз. Дом А. Н. Оленина. Л., 1983. С. 119.
3 Лисовский В. Г. Академия художеств... С. 68.
4 Там же. С.76.
5 Привилегия и устав императорской Академии трех знатнейших художеств Живописи, Скульптуры и Архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем. СПб., 1765. С. 18—18.
6 Там же. С.26.
7 Иордан Ф. И. Записки ректора и профессора Академии художеств Федора Ивановича Иордана. М., 1918. С. 12.
8 Солнцев. Воспоминания // Русская старина. 1876. Янв. С. 127.
9 Врангель Н. И. Бытовая жизнь Академии художеств за 100 лет. // Старые годы. 1908. Прилож. С. 14.
10 Там же.
11 Молева Н. и Белютин Э. Русская художественная школа в первой половине XIX века М., 1963. С. 74.
12 Леонтьева Г. К. Питомцы муз. Книга о русских зодчих, ваятелях и живописцах первой половины XIX века Л., 1968. С. 36.
13 Венецианова А. А. Записки // Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980. С. 218.
14 Мокрицкий А. Н. Воспоминания А. Г. Венецианова и его учеников // Там же. С.247.
15 Леонтьева Г. К. Алексей Гаврилович Венецианов. Л., 1980. С. 21.
16 Записки к В. Г. Анастасевичу // Алексей Гаврилович Венецианов... С. 138. 17 Леонтьева Г. К. Алексей Гаврилович Венецианов... С. 56.
18 Венецианова А. А. Записки... С. 229-230.
19 Там же. С. 229.
20 Письмо Н. П. Милюкову от 5-8 сент. 1847 года // Алексей Гаврилович Венецианов... С. 130.
21 Венецианова А. А. Записки... С. 229.
22 Мокрицкий А. Н. Воспоминания... С. 250.
23 Шевченко Т. Г. Из автобиографической повести «Художник» // Алексей Гаврилович Венецианов... С. 270.
24 Мокрицкий А. Н. Воспоминания... С. 254.
25 Алексей Гаврилович Венецианов... С. 38.
26 К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1952. С. 160.
27 Там же. С.41.
28 Гоголь Н. В. «Последний день Помпеи» (Картина Брюллова) // Гоголь Н. В. Собр. соч. В б т. Т. 6. М., 1953. С. 79.
29 Бенуа А. Карл Брюллов // Живопись, скульптура, графика, архитектура. Книга для чтения. М., 1969. С. 308.
30 К. П. Брюллов в письмах... С. 119.
31 Там же. С.130.
32 Там же. С.112.
33 Алексей Гаврилович Венецианов... С. 218.
34 К. П. Брюллов в письмах... С. 142.
35 Там же. С.160.
36 Кислякова И. Орест Кипренский. Эпоха и герои. М., 1977. С. 7.
37 Ракова М. Русское искусство первой половины XIX века Л., 1975. С. 98.
38 Кислякова А. Указ. соч. С. 8.
39 Там же. С.9.
40 Очерки по истории русского искусства. М., 1954. С. 116.
41 Там же С 152
42 Пушкин А. С. Кипренскому. Собр. соч. В 8 т. Т. 3. Л., 1968. С. 20.
43 Сарабьянов Д. Павел Андреевич Федотов. М., 1969. С. 17.
44 Дружинин А. Воспоминания о русском художнике Павле Андреевиче Федотове. М., 1918. С. 37.
45 Там же. С.48.
46 Лещинский Я. Д. П. А. Федотов, художник и поэт. М.; Л., 1946. С. 176.
47Там же. С.183.
48 Леонтьева Г. Павел Андреевич Федотов. М.,1961. С. 75.
49 Дело петрашевцев. Т. 2. М.; Л., 1941. С. 118.
50 Плотникова Е. Павел Андреевич Федотов. Л., 1970. С. 50.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1967;