Древнееврейская культура и ее роль в истории развития мировых цивилизаций
История еврейского народа, государств Израиль и Иудея от истоков до эпохи диаспоры. Формирование древнееврейской культуры: израильская литература, религия и ее основные культы. Завет Яхве и проповеди пророков. Библия как собрание литературных, исторических, правовых и обрядово-религиозных сочинений. Иерусалим и его историческая судьба. Храм Гроба Господня. Сакральное знание евреев — Каббала. Вклад еврейской культуры в мировую.
Около III тыс. до н. э. на обширной равнине, расположенной в южной части междуречья Тигра и Ефрата, процветала первая цивилизация — Месопотамия* Ее истоки уходят в VII тыс. до н. э. В V тыс. до н. э. здесь появились многочисленные поселения, давшие начало первым городам. Богатство этих областей привлекало кочевые семитские народы — аккадцев, которые, попав в Междуречье, переходили к оседлому образу жизни, и к III тыс. образовалась шумеро-аккадская цивилизация.
* Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. С. 187.
В первой половине XIII в. до н. э. на территории Палестины появилось объединение родственных семитских племен, носившее название Израиль. Коренное население Ханаана в сельских местностях при вторжении израильтян бежало. Захват ханаанейских городов давался с большим трудом, и они еще долго продолжали существовать в окружении израильского населения.
Племя иудеев, которое осело на юге в горной области к западу от Мертвого моря, через некоторое время названной Иудеей, раньше всех обособилось от основного ядра израильских племен. Это племя захватило на севере самую большую и наиболее плодородную часть Палестины.
Израильские племена легко и быстро завоевали Палестину, поскольку ее коренное население — ханаанеи были сильно ослаблены эксплуатацией египтян. Захваченную землю иудеи разделили на наделы. Язык израильтян имел общие корни с ханаанейским, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покоренного населения. В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелию богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать.
«Управление в Израильском государстве почти до начала XI в. до н. э. осуществлялось советами родовой знати и так называемыми „судьями" — выборными должностными лицами» .*
* Бадак А. Н. , Войнич И. В., Волчек Н. М. И др. История Древнего Мира. Древний Восток. Харвест. 1998. С. 576.
В новом израильском обществе создавалось единое и сильное государство, которое должно было держать в подчинении покоренные им ханаанейские народы и сдерживать нападение филистимлян, которые еще на рубеже XIII и XII вв. до н. э. осели вдоль побережья Средиземного моря.
Филистимляне (ранее именовавшиеся пеласгами) были воинами и купцами. Они держали в своих руках торговлю железом; известно, что филистимляне служили наемниками в передовых египетских крепостях. Правили ими серены — местные князья, владевшие пятью крупнейшими городами: Газой, Аскалоном, Ашдодом, Аккароном и Гатой. Во второй половине XI в. до н. э. отряды союза филистимских городов нападают на соседнюю с ними область племени иудеев. Будучи более сильными, филистимляне покорили ряд городов Израиля, в том числе и его главное святилище — город Силом.
В XI в. до н. э. начинаются попытки образования Израильского государства, которые завершаются к концу этого же века.
Существовавшие 12 еврейских племен под воздействием внешней угрозы постепенно объединялись. Развивалось национальное самосознание евреев, которое опиралось на единую монотеистическую религию — культ Яхве, существенно отличавшийся от религиозных представлений соседних нардов. Около 1012 г. до н. э. 12 племен объединились в союз под руководством Саула, началось создание единого государства.
Филистимлянин. С египетского рельефа.
Странствия евреев.
Пленные перед палестинским царьком. С ассирийского рельефа.
«Первым царем всего Израиля стал Саул из племени вениаминитов, которого избрали на народном собрании около 1020 г. до н. э. Царь Саул подчинил все израильские племена, в том числе и иудеев, что позволило ему неоднократно побеждать филистимлян».* Сын и преемник Саула царь Давид окончательно утвердил в 1004 г. до н. э. первое еврейское государство. Оно имело центральное управление, наемное войско и вело обширное строительство. В это время начинает складываться единая древнееврейская культура. Духовные ценности формируются в этот же период в первых частях Ветхого Завета. Они содержат также сведения об истории сынов Израилевых.
* Там же. С. 578.
Большую роль в истории культуры Израиля играл город Иерусалим. Этот старинный город, завоеванный Давидом в 995 г. до н. э. и расположенный в пределах территории племени иудеев, становится столицей. Он был воздвигнут на высокой горе и представлял собой естественную крепость.
Сын Давида царь Соломон (965-926 гг. дон. э.), чья мудрость описана в Библии, продолжал вести политику своего отца. Известно, что Соломон сделал значительные преобразования в организации государства. Он разделил его на 12 провинций, каждая из которых обязана была один месяц в году содержать царский двор и весь государственный аппарат, ввел стабильную систему налогов и повинностей, создал постоянную армию. При раскопках были обнаружены богатые царские конюшни, которые в своем благоустройстве мало отличались от домов населения. Знаменитый храм Соломона был построен на одиннадцатом году его царствования. По описанию в Библии и по тому, что известно об искусстве того времени, можно сказать о нем следующее: «Гладкие снаружи стены из каменных плит были отделаны внутри древесиной кедра, разными фигурами крылатых существ, пальмовых деревьев и орнаментом из цветов, напоминающих розы.
Две большие бронзовые колонны стояли по сторонам инкрустированных золотом дверей, сделанных из оливкового дерева. Бронзовые сосуды, установленные на основаниях с колесами, предназначались для омовения сжигаемых жертвоприношений. Ступеньки в глубине здания вели в „Святая святых" — помещение, где находился ковчег Завета; в нем хранились каменные таблички с записанными на них десятью заповедями» .*
* Олифант М. Дрекние цивилизации. М., 1994. С.43.
К концу царствования Соломона назревавшее в стране недовольство перешло в открытое выступление, которое возглавлял Иеровоам из незнатного рода, служивший какое-то время у Соломона. Иеровоама поддерживало местное жречество города Силома. Несмотря на то, что восстание было значительным, Соломону удалось его подавить. Иеровоам бежал в Египет, так как надеялся при его поддержке отделить Израиль от Иудеи, ибо Египту выгодно было иметь рядом не одно могущественное государство, а два слабых и независимых друг от друга.
После смерти Соломона на народном собрании был избран на царство его сын Ровоам. Вскоре еще одно восстание нарушило спокойствие в стране. Иерусалим был захвачен, а сокровища храма Соломона разграблены. После этих событий Израиль и Иудея, которые в течение более чем 80 лет находились в составе одной державы, около 925 г. до н. э. стали отдельными государствами.
В IX-VII вв. до н. э. Израиль и Иудея развивались уже как отдельные, вполне сложившиеся государства. Однако численность воинов в ополчении Израиля и Иудеи сократилась, и это принимало угрожающий характер перед натиском Ассирии.
В 722 г. до н. э. Израиль вообще перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч израильтян, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы. Новая война с Вавилонией началась в 590 г. до н. э. Разбив все иудейские войска вне Иерусалима, вавилонские войска осадили столицу. После полуторагодичной осады Иерусалима нововавилонский царь Навуходоносор II взял главный город Иудеи и полностью разрушил его. Предлогом для уничтожения Иерусалима было восстание иудеев против вавилонян. Храм и дворец Иерусалима были сожжены, а городские стены разрушены (587 г. до н. э.). Иудейского царя Цидкию (Седекию) ослепили и вместе с большой частью населения угнали в Вавилон. Там евреев расселили по разным городам, но предоставили им довольно большую свободу передвижения. Многие евреи, среди них и пророк Иеремия, бежали в Египет. Иудейское царство прекратило свое существование.
Неемия, новый наместник персидского царя в Иерусалиме, провел далеко идущие реформы. Еврейское население в своих взглядах на религию придерживалось двух ориентации. Одни считали, что следует почитать лишь Яхве (Иегову), другие стояли на той точке зрения, что Яхве можно почитать наряду с иными божествами. Ко второй группе принадлежали широкие слои народа и большинство служителей культа. Неемия, присоединившийся к первой группе, чтобы привлечь на свою сторону народ, приказал снова возвести городские укрепления Иерусалима, отменил дань и простил провинности, назначил в храмы левитов (священников), которые контролировали соблюдение закона чистоты, и запретил евреям браки с язычниками.
Все попытки ввести среди евреев греко-эллинистическую религию вызывали сопротивление, особенно среди жреческого сословия, защищавшего чистоту еврейской веры. В 167 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV Эпифан приказал превратить Иерусалимский храм в святыню Зевса Олимпийского, а храм в Гаризине отдал Зевсу Ксениосу (покровителю путешественников). Он распорядился также, чтобы религиозные обряды во всей Иудее исполнялись по греческому ритуалу, запретил обряды по еврейскому Завету, обрезания и почитания субботы. Эти меры вызвали возмущение еврейского населения, которое, хотя и не было единым в вопросах веры, поднялось на восстание под предводительством Иуды Маккавея. В течение двух лет восставшим удалось в нескольких сражениях нанести поражение сирийским войскам. После этих побед Маккавеи восстановили еврейское вероисповедание в соответствии с Заветом и провели очищение храма. Победа Маккавеев над Селевкидами привела к образованию на небольшой территории независимого, но слабого государства евреев.
В период господства Рима Иерусалим, который восстал против римской власти в Иудее, после многомесячной осады был
Семисвечник из Иерусалимского храма. Деталь рельефа на арке Тита в Риме. I в.
захвачен римскими войсками и полностью разрушен. Большинство жителей погибло, многие попали в плен и были отправлены в Рим.
Когда Тит, сын императора Веспасиана (69-79 гг. правления), подошел к Иерусалиму во время празднования Песаха (Пасхи), иудеи надеялись на помощь Господа. Действительно, выстроенные царем Иродом укрепления оказались надежной защитой. Но в конце концов римляне пробили брешь во внешней стене храма, и хотя внутренний двор им пришлось осаждать не одну неделю, в конце концов Тит приказал поджечь ворота, чтобы взять храм штурмом. Когда храм уже невозможно было защищать, там собрался весь народ. 10 сентября, в тот самый день, когда Навуходоносор приказал сжечь храм (в 587 г. до н. э.), он снова был предан огню (70 г.).
Правление Адриана отмечено серьезным восстанием в Иудее (132-135 гг.). Адриан решил на месте разрушенного в 70 г. Иерусалима основать римскую колонию Элия Капитолина и повелел возвести там главный храм города — храм Юпитера. Это и послужило поводом для восстания. Во главе восставших встал Симон Бар-Косеба, прозванный Бар-Кохба (Сын Звезды) и провозгласивший себя мессией. Восставшие захватили большую часть Иудеи и Иерусалим. За время господства Бар-Кох-бы, признанного иудеями и раввинами, было обновлено ортодоксальное вероучение (соблюдались правила Торы, были восстановлены иудейские жертвоприношения, введена датировка «по освобождении Израиля»). Восстание было жестоко подавлено римскими войсками, Бар-Кохба убит, а евреям запрещено жить в Иудее. Так для евреев началась эпоха диаспоры (греч. «diaspora» —рассеивание).
Культура Израиля имела много общего с ханаанейской. Произведения иудейских и израильских мастеров имеют лишь незначительные отличия от произведений финикийского искусства.
На израильскую литературу оказали сильнейшее влияние египетская, вавилонская и финикийская. К IX в. до н. э. восходят древнейшие еврейские надписи, которые написаны алфавитом, ничем не отличающимся от финикийского. Израильскую и иудейскую литературу мы знаем по Библии. Ее культовые песнопения (псалмы) похожи на вавилонские сочинения. Мифы о сотворении Богом мира также имеют аналогии в вавилонской и шумерской литературе. В литературах более развитых стран Древнего Востока «пророческие» поэтические речи имеют свои прототипы.
Если язык израильской поэзии стилистически родствен поэзии других стран Востока, то художественная проза имеет ряд очень характерных отличий. Это проявляется в легендарных и исторических повествованиях, которые отличаются динамикой и живостью. Произведения литературы дошли до наших времен в религиозной библейской переработке.
В первый период своего расселения на территории Палестины израильтяне были ниже ханаанеев по своему культурному уровню. Поэтому ими был воспринят общий характер ханаанейской культуры. Для ханаанеев и израильтян многие культы были общими. Но есть ряд отличительных особенностей культа, которые были характерны только для израильтян, так как были связаны с их кочевым племенным бытом. Рядом с другими божествами существовал общий бог всего израильского племенного союза — Яхве. Израильтяне не знали храмов, а поклонялись своим божествам на высотах гор или в шатрах.
Древний обычай обрезания, который был связан с распространенным у большинства первобытных племен обрядом посвящения мальчиков в родовую общину, имел место у многих народов Востока. Впоследствии обрезание стало внешним признаком принадлежности к иудейской религиозной общине.
Вражда между израильтянами и ханаанеями привела к тому, что все, свойственное ханаанейским обычаям, со временем стало запрещаться. Роль бога Яхве с образованием израильского царства увеличилась, он стал его покровителем.
Во время правления династии Амвриев в Израиле насаждались культы чужих божеств, в том числе Ваала. Этого бога почитали в древности на всем Ближнем Востоке. Верующие полагали, что ему подвластны солнце и огонь, что он дарует плодородие и военную удачу. Центры культа Ваала существовали в Сирии, Финикии и Ханаане, но переняли его и другие народы. Когда некоторые народы переселялись или захватывали чужие земли, покоренные ими должны были принимать культы божеств своих завоевателей.
Израильские религиозные вожди, особенно пророк Илия, выступали против культа бога Ваала, которому жертвовали прежде всего детей. Их сжигали в ямах или в раскаленных железных жертвенниках — статуях этого божества. Ваал предпочитал сыновей богатых людей, но те старались уклониться от жертвоприношений и покупали детей у бедных родителей, а затем растили их до дня жертвоприношения.
Сжигали и военнопленных, оставляя некоторых в живых для жертвоприношений перед следующей войной, чтобы Ваал даровал победу. Молох, а скорее его жрецы, был ненасытен, и каждый город имел особое место для сожжений (тофет). Человеческие жертвы приносили и при закладке фундаментов жилых домов. Строитель дома погребал своего первенца под порогом, чтобы заручиться благословением Ваала для будущих обитателей. Ваал требовал так называемой первой жертвы: первого зерна жатвы, первого хлеба, первых ягнят и первых детей. Израильские вожди отвергали человеческие жертвоприношения и призывали народ выполнять заветы бога Яхве (Иеговы).
«Пророки» боролись и против некоторых чисто израильских культов, кроме того, «пророки» не были сторонниками единобожия, не считали единственным богом Яхве. Они выдвигали основную идею, которая заключалась в том, что у каждого народа должен быть для поклонения только один свой бог, а Яхве был наиболее могущественным творцом мира.
Известно, что проповедь «пророков» ни в коей мере не исключала существования культов других божеств, которые были связаны с культом Яхве. Наравне с иерусалимским храмом имелись другие места поклонения. Иудеи почитали также и богиню Анат (возможно, как жену Яхве) и ряд других божеств и не знали никакой догмы о допустимости существования только одного «законного» храма Яхве — в Иерусалиме. Тщательный же анализ некоторых наиболее древних культовых текстов в Библии свидетельствует, что в Иудее и Израиле уживались культы самых разных божеств. Те обряды и представления, которые господствовали в период царств, в видоизмененном виде вошли в иудаизм. Израильтяне не были приверженцами единобожия до оформления догматов иудаизма.
Условия исторического развития Израиля и Иудеи способствовали высокому росту значимости племенного бога Яхве. С укреплением монархии был необходим процесс постепенного выделения одного главного бога, причем этот процесс происходил повсеместно в странах Древнего Востока.
Иудеи, которые были переселены вавилонским царем Навуходоносором II, стали не только рабами, некоторые из них осели в городах Вавилонии, где занимались ремесленной и другой деятельностью. Среди них нашло свое отражение религиозно-политическое движение, которое связывало себя с традицией «пророков». В середине VI в. до н. э. значительным и видным деятелем этого движения был Иезекииль (Иехезкиэль) — представитель иерусалимской знати.
Иезекииль пытался выделить основные черты будущего иудейского государства в своем учении. Это государство представлялось ему как крепкое единое царство, которым должны управлять иудейские жрецы во главе с «мессией» — потомком династии Давида. Полноправными в этом государстве должны быть только поклонники культа Яхве в той его форме, которая давно была выработана «пророческим» учением. Центром в этом государстве должен быть обязательно Иерусалим с главным храмом Яхве. Существование всех иных культов исключалось полностью. В такой форме идеи Иезекииля были неосуществимы. Но они получили дальнейшее развитие у части пленных иудеев и были приспособлены к условиям, которые складывались в то время в Передней Азии.
Ко времени Эзры был окончательно установлен текст приписываемого божественному внушению закона (Торы), который считался написанным Моисеем, куда вошли мифы и легенды, признанные жречеством Яхве «.правоверными», а также правовые и обрядовые предписания и указы, объявленные обязательными для общины.
Любое отступление от духа и буквы Торы и поклонение другим богам, кроме Яхве, были объявлены несовместимыми с пребыванием в общине. Отступничество каралось изгнанием из общины, считалось навлечением на общину гнева бога.
Канонические книги Библии под названием «Ветхий Завет» целиком вошли в состав христианского Священного Писания и по сей день являются мощной силой духовного воздействия. Библия является собранием некоторых произведений древнееврейской литературы, правовых, обрядово-религиозных и исторических сочинений.
Библейская ветхозаветная книга Исход сохранила отголоски драматического освобождения древних евреев из египетского плена, согнанных на принудительные работы чиновниками фараона. Исход повествует о том, что якобы в наказание за лишение израильтян свободы Египет волей бога Яхве (Иеговы) постоянно подвергался нашествию змей, жаб и насекомых, там были падеж скота, градобитие, порча воды, чума, солнечное затмение. Но несмотря на это фараон отказался освободить евреев, и их предводитель Моисей предрек новую «казнь египетскую» — смерть всех перворожденных в стране. Подготовка древних евреев к исходу из Египта положила начало празднованию Пасхи.
Ветхий Завет имеет бесчисленные наслоения текстов, которые прояснились вместе с исследованием Библии с исторической точки зрения. Кроме того, с наступлением эпохи великих археологических открытий в середине XIX в. из-под песков пустыни извлекли на поверхность замечательные памятники забытых культур, которые подтвердили догадки историков.
Археологические раскопки в Палестине обнаружили большинство городов, название которых раньше знали только из Библии. Развалины этих городов говорили о подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии. Найдены остатки зданий времен Саула, Давида и Соломона, а также следы опустошительных вторжений арамейцев и ассирийцев.
Израильский народ был молодым по сравнению с окружавшими его древними, богатыми и зрелыми цивилизациями. С ними была установлена тесная связь, поэтому есть общее в обычаях, законодательстве и религии. Десять заповедей и законы Моисея сложились под влиянием месопотамского законодательства. Картины Страшного Суда, загробной жизни, рая и ада, ангелов и сатаны нашли отражение в христианстве в целом.
Калейдоскоп сказаний, полных символики, колорита, человеческих образов из плоти и крови, составляющих Библию, возник в отдаленном прошлом и смог просуществовать до наших дней. Содержание Священного Писания богато, как богата сама жизнь. Библия содержит тщательно отобранные стихотворные сборники речей, произнесенных пророками (VIII-III вв. до н. э.), новеллистические сочинения, афоризмы, сборник разновременных культурных песнопений (Псалмы), религиозно-философские и другие произведения разного времени (наиболее поздние — III в. до н. э.). Не только Библия, но и город Иерусалим имеет историческое и современное мировое значение. Сегодня он — колыбель иудаизма, христианства, ислама. В прошлом это город сложной исторической судьбы, духовный центр мира. Это величайший памятник истории, центр трех религий, один из древнейших городов планеты. Здесь были заложены основы мировых религий. Его история сама по себе играет большую роль в культуре Израиля. Иерусалим располагался на вершине обрывистого плато Офель, южном отроге горы Мория и был обнесен мощными стенами. Историческая судьба города во многом определялась его положением в системе Иудейских гор. Он расположен на скалистых вершинах пяти холмов разной высоты. Горы вокруг Иерусалима извечно служили его охраной, так как затрудняли врагу подход к нему.
У Иерусалима статус святого города. Он — центр культа. Стена на месте нынешнего Старого города заключала в себя горы Сион, Мория, Офель и часть Гионской и Кидронской долин. Стены, как полагают археологи, были построены поверх йевуситских стен. Тогда Иерусалим занимал территорию около десяти километров в окружности, в то время как теперь в Старом городе она имеет протяжение около четырех километров.
Иерусалим — центр мира. Карта 1585 г., на которой мир изображен в виде трилистника с Иерусалимом в центре.
Голгофа.
Нынешняя стена выстроена в 1536-1541 гг., в эпоху турецкого султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Иногда стену называют Турецкой. В строительстве были частично использованы старые стены Ирода. Наверху над стеной проложены широкие пешеходные дорожки (ширина 2,5 метра). В ансамбле строений Старого города стена производит величественное впечатление. С юго-восточного угла стена тянется на юго-запад по горе Сион, оставляя большую ее часть за своими пределами. Во времена Иисуса Христа вершина Сиона была внутри стен Иерусалима.
Стена города в западной части горы поворачивает к северу, где находится огромная башня, называемая Башней Давида. Она была построена во II в. до н. э. и защищала город от вторжения с севера и запада. В XVI в. она была восстановлена и стала называться Башней Давида. В течение сотен лет эта башня была символом Иерусалима.
В стене Старого города восемь ворот, из них семь ворот действующих, открытых: Яффские (или Вифлеемские) на западе, Дамасские (или Шхемские), Цветочные (или Ворота Ирода) и Новые на севере, Львиные на востоке, Сионские и Мусорные (или Навозные) на юге. Ворота Золотые (Милосердия) на востоке заложены камнем. Они сохранились от византийских времен и отличались особым богатством архитектурного оформления. С Золотыми воротами связана легенда, согласно которой через них должен пройти Мессия и освободить город Давида от мусульман, оттого держать ворота открытыми боялись и наглухо заложили их во времена турецкого владычества. Ворота Новые проделаны в стене в 1889 г. Ворота Иерусалима прежде запирались на ночь. Затем их стали оставлять открытыми круглые сутки.
Главная христианская святыня в Иерусалиме — Храм Гроба Господня (иногда — Церковь Гроба Господня). Это Великий Храм Воскресения, самое священное место на Земле для миллионов и миллионов землян — мужчин и женщин, старых и молодых. Это самый прославленный храм во всем христианском мире, по существу целое созвездие храмов, церквей, престолов, соединенных общими стенами под одной крышей. Это храм храмов. История создания этого храма уходит в глубокую древность.
План храма Гроба Господня:1- вход;2- камень помазания;3- ротонда; 4- часовня Гроба Господня; 5- каменная ваза «центр земли»;6- вход в подземный храм Св. Елены; 7- лестница на Голгофу.
Римский император Адриан (119-138) в 136 г. приказал построить на Голгофе храм Венеры, а над местом погребения Христа — храм Юпитера. Сделав это, он точно обозначил место распятия Христа и место его захоронения.
В 326 г. на местах, обозначенных статуями Венеры и Юпитера, то есть над Голгофой и над пещерой, местом погребения Христа, царица Елена начала возведение храма Гроба Господня. В его нынешнем виде храм был построен крестоносцами между 1099 и 1149 гг. и освящен в 1149 г.
Это приземистое здание, которое стоит как сгорбленный, глубокий старик, нагруженный тяжестью десятков веков, его облицовка — как морщинистое лицо старика. Он стеснен соседними строениями, без позолоты и блеска, без внешней помпезности. По виду неказист, снаружи выглядит скорее мечетью, не удивляет, не бросается в глаза. Но его величие — это букет преданий и легенд, дающих ему право называться мемориалом Христа, центром христианского мира.
У еврейского народа была своеобразная система взглядов на мироздание, роль души и духа, их общения с Богом, смысл жизни. Древние евреи, в отличие от других нардов, воспринимали факт смерти реалистично и были способны примириться с мыслью о прекращении индивидуальной жизни. Иудеи полагали, что личность человека раздвоена, поскольку имеет некую тень, представляющую собой бледную и внетелесную копию человека — душу. После смерти эта тень спускается под землю, где в мрачных покоях обретает грустное и мрачное существование. Представление евреев о том, что земная и посмертная жизнь разделены роковой чертой, получило развитие в исламе.
Ротонда. В центре- часовея Гроба Господня.
В каббалистической традиции евреи развили учение о переселении душ. Каббала — это эзотерическое учение еврейской культуры, но существует несколько определений Каббалы. В. Соловьев называет Каббалу «Мистической философией евреев». Папюс ее расценивал как науку о Боге, Вселенной и Душе. Каббала представляет собой «религиозно-философскую систему, рассматривающую сущность Бога, поскольку она доступна человеческому пониманию, — происхождение и строение Вселенной и состав человеческого существа, а равно и эволюцию души как цель жизни человека».* Каббала оперирует буквами еврейского алфавита, которые она рассматривает как активные силы, присваивая каждой, под видом иероглифа, особый атрибут божества и соответствующее этому числовое значение, что позволяет искусному каббалисту проникать в тайны Божества.
*Папюс. Каббала, или наука о Боге, Вселенной и человеке. СПб.,1992. С.5.
Каббала является основой Западного Предания (оккультизма), в частности на ней зиждется вся практическая магия. Она дает ключ к эзотерическому толкованию Пятикнижия Моисея, десять глав которого были дешифрованы французским ученым Фабром д'Оливе. Основу Каббалы составляют два сочинения: «Сефер Иецира», или Книга Творения, и «Зогар», или Книга Колесницы, дополнением к которым являются «Ключи Соломона», излагающие ритуальную (обрядовую) часть магии, включая церемонию изготовления и освящения предметов, служащих для магических операций, и талисманов различного назначения. Основанием всего ощущаемого материального мира является мир астральный (мир сил), отражение мира божественного (мира идей).
Каббала учит, что слово, будучи отражением идеи, есть основа всего сотворенного, как источник всех сил, а так как слова расчленяются на буквы, то и всякой букве, то есть звуку, присуща известная сила (могущество), и алфавит магов — а от него и еврейский — созданы в точности по законам мироздания. Каждая буква еврейского алфавита представляет как идею — Божественное имя, как иероглиф — известную силу, выраженную как число. Отсюда вытекает возможность, комбинируя буквы и составляя слова, влиять на мир астральный как действующей силы, производя желаемые феномены, и, с другой стороны, оперируя буквами, благодаря присущим им числовым значениям, открывать законы эволюции, производить вычисления грядущих событий и делать другие подобного рода изыскания.
В теоретической области Каббала описывает строение и функции человеческого тела, представляющего три основных начала, объясняя взаимоотношения их между собою и с соответствующими им тремя началами природы. Она объясняет коренную причину смерти, сущность ее и детали перехода души в другой мир.
Каббала представляет собой произведение философского характера, а также практическую магию, без гаданий.
Историки считают, что к иудеям Каббала перешла от халдеев, через Даниила и Ездру. К древним израильтянам она перешла от египтян через Моисея. У халдеев, равно как и у египтян, Каббала составляла часть того, что называли мудростью, то есть синтезом наук, религии и искусств, приведенных к своему общему принципу. Этот принцип был Слово, или Глагол. Свидетель древности Иов утверждает, что эта мудрость утрачена и искажена примерно за 3000 лет до Спасителя. Каббала раввинов, относительно недавно составленная, считается, была досконально известна еврейским адептам нашей эры.
В древнееврейской традиции человек трактуется не только как природное, но и как духовное существо, которое находится в трепетном общении с Богом, в постоянном соединении с ним. Христианство сделало смерть нереальной и пыталось освободить несчастного человека от угрозы уничтожения, воскрешая его во вневременной вечности.
Еврейская культура внесла значительный вклад в мировую. Она явилась «землей обетованной» для многих народов, средоточием различных религиозных конфессий, символом необходимости единства человеческой цивилизации. Она сохраняет мистическое воздействие на духовность мира, манит и привлекает своими религиозными тайнами, вечными проблемами смерти и бессмертия, возможностью воскрешения, неразгаданными загадками, непознанными символами, обращенностью к человеку.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 972;