Традиции классики и современная российская геополитика

Геополитика — это наука, связывающая пространственно-геогра­фические факторы и политику государств, объясняющая политиче­ские решения уровнем развития общества, ростом могущества и влия­ния государств, это научная дисциплина о разделе и переделе сфер влияния, об изменении государственных границ, о союзах и войнах между державами.

Геополитика — метод познания изменений в мире через геополи­тические процессы, за каковые принимаются войны и последующие за ними изменения границ, географические открытия и освоение не­заселенных участков суши, колонизация заселенных земель и построе­ние колониальных империй, процесс деколонизации и образования национальных государств и т. д. Геополитические процессы генери­руют территориальные, этнические, национальные, религиозные, де­мографические изменения и трансформируют картину мира. Корен­ная трансформация картины мира, которая происходит, как правило, в результате всеобщей, мировой войны, дает начало новой геополи­тической эпохе.

Геополитика как наука возникла в конце XIX в. Ее основатели — немецкие географы — исходили из представлений своего времени и своего места. Германии тогда действительно не хватало жизненного пространства и колоний для расширения товарных и финансовых рынков, размещения быстро увеличивающего населения. Отсюда та­кая популярность учения Ратцеля о государстве как живом орга­низме и границах как органах этого организма и учения Науманна о Срединной Европе, под которой понималось объединение Германии и Австрии, а по большому счету — союз всех этнических немцев.

Немецким геополитикам вторили британские сторонники коло­ниальной империи, французские апологеты культурно-историческо­го влияния, американские и английские основатели морской мо­щи, русские приверженцы «могущественного территориального вла­дения».

Все это идеи, составляющие основу классической парадигмы гео­политики, действовавшей со времен Фукидида (который истинную причину войн выводил из растущего могущества какого-либо госу­дарства и создания таким образом угрозы для других государств1) до окончания Второй мировой войны. После 1945 г. наступила пора не только новой перекройки госу­дарственных границ, но и переосмысления устоявшихся геополити­ческих истин. Геополитики начали понимать, что после изобретения ракетно-термоядерного оружия на Земле не осталось недостижимых зон типа Хартленда1, дававших односторонние преимущества круп­ным сухопутным державам. Отсюда — выравнивание мощи больших и сравнительно небольших государств, разумеется, если они воору­жены атомным оружием. Кроме того, система ООН, международное право, мировое общественное мнение также служили осознанию своих прав всеми народами мира.

Вторым «китом» классической геополитики со времен Фукидида, который писал о преимуществе Афин над персами за счет мощного флота, было извечное, предопределенное природой противостояние государств Суши и Моря. Отсюда вообще вытекает двоичность клас­сической геополитики, хорошо выраженная К. Шмиттом по схеме: «друг или враг», «свой или чужой», «суша или море», «Запад или Восток».

В начале XX в. началось освоение воздушной среды гражданской и военной авиацией. Затем была освоена подводная океанская среда, потом началась космическая эра. Деятельность человека перенеслась в виртуальное пространство теле- и радиоэфира, Интернета, идеоло­гической борьбы. Так незаметно умер второй «кит» классической па­радигмы геополитики.

В конце XX в. наступила очередь третьего «кита» геополитики — концепции государства как живого организма и его границ как орга­нов этого организма (Ратцель, Хаусхофер). Государства больше не ведут себя как «колонии мхов» (Ратцель), начиная поглощать сосед­ние колонии, как только их «щупальца» — границы почувствуют слабину. Государства |СХ и XXI в. стремятся усилить свое влияние в мире, но с помощью Других методов: потоков товаров и рабочей си­лы, финансовых источников, борьбой в радио- и телеэфире, экономи­ческим давлением, влиянием через СМИ, международные организа­ции и мировое общественное мнение.

Таким образом, геополитика зародилась, развивалась институ­ционализировалась как научная дисциплина в три этапа. На первом этапе существовали Лишь отдельные представления о зависимости политики от географии и истории народа и появились идеи противостояния Суши и Моря, мировой или региональной гегемонии. Этот этап начался в V в. до н. э. с работ Геродота и Фукидида, Аристотеля и Полибия, Страбона и Цицерона и продолжался в Средние века и особенно интенсивно — в Новое время и Индустриальную эпоху (ра­боты Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Г. Гегеля, И. Канта, К. Клаузевица, Г. Бокля, О. Шпенглера, Г. Спенсера, К. Риттера, Л. И. Мечнико­ва, Н. Я. Данилевского). В конце XIX в. геополитика выделилась в от­носительно самостоятельную отрасль знания. С этого времени начи­нается классический период ее развития. Геополитики-классики оп­ределили область исследования и дефиницию геополитики, развили научный аппарат, создали новые концепции и теории. Их имена (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер, К. Шмитт, Дж. Дуэ, X. Мак­киндер, А. Мэхэн, Н. Спикмен, Н. Боумен, П. Видаль де ла Блаш) во­шли в историю этой науки, стали символом ее расцвета. Характерной чертой классической геополитики стало образование националь­ных школ — немецкой, французской, английской, американской, япон­ской, итальянской, русской, имевших не только общие черты, харак­терные для классической геополитики в целом, но и приобретших особенные национальные характеристики.

В середине XX в. ввиду действия сразу многих факторов (опыт и итоги войны, новая международная система, военно-техническая и технологическая революция, освоение океана и космоса и т. д.) ме­няется парадигма классической геополитики и она вступает в тре­тий, современный этап своего развития. На этом этапе:

- она постепенно теряет свой европоцентристский вид, все более учитывая точку зрения неевропейских акторов, приобретает уни­версальные характеристики;

- сама геополитика становится всемирной в том смысле, что охва­тывает весь земной шар и подразделяется на глобальную, конти­нентальную (региональную) и локальную;

- после процессов деколонизации и образования новых независи­мых государств число стран в мире резко возросло, и хотя влия­ние новых государств на международные дела до сих пор невели­ко, все это повышает роль мирового общественного мнения;

- биполярность мира в первой половине XX в., во времена холод­ной войны, не была полным аналогом биполярности перед Пер­вой и Второй мировыми войнами, так как существовало движе­ние неприсоединения. Поэтому более адекватно политическую картину того времени отображала не биполярная картина, а кон­цепция трех миров;

- в современном мире постоянно растет роль поднимающихся ре­гиональных центров силы (Китая в Юго-Восточной Азии, Индии в Южной Азии, Бразилии в Южной Америке, ЮАР в Южной Африке, Австралии в Южных морях);

- основная борьба между акторами геополитики идет теперь не за захват и удержание определённых территорий, а за контроль над ними. Контроль гео-, гидро- и атмосферы при помощи наземной, морской, воздушной и, главное, космической техники становится решающим условием влияния и власти. Перефразируя X. Мак-киндера, теперь можно сказать: «Кто владеет ракетной техникой, тот контролирует ближний космос, тот контролирует Землю»;

- контролю подвергаются не только территории национальных го­сударств, но и потоки: товаров, финансов, рабочей силы, мигран­тов, вооружений и т. д.;

- субъектами геополитики теперь являются не только националь­ные государства, но и международные и региональные организа­ции, транснациональные корпорации.

Российская геополитика развивалась в русле общеевропейской традиции. Русь, изначально, т. е. с момента образования Киевского государства в IX в., имела контакты с известными европейскими акторами: Византией, Священной Римской империей германской нации, Польшей, Венгрией, норманнами (варягами), Волжской Бол­гарией, Хазарией. Последние два государства европейскими не счи­тались, но и западноевропейцы (Испания, Португалия), и даже Фран­ция, тоже воевали с арабами и маврами.

Геополитические концепции и теории, рождавшиеся на россий­ской почве, вначале, как и везде, были россиецентристскими. Филофей Псковский («Москва — третий Рим»), Н. Я. Данилевский («Всеславянская федерация»), В. П. Семенов-Тян-Шанский («Мо­гущественное территориальное владение») ставили в центр своих размышлений свою родину — Россию.

Современные российские геополитики тоже озабочены статусом и ролью России в мировых делах, но склонны видеть ее в мировом сообществе соблюдающей, как и все, международное право и выпол­няющей решения ООН.

Они развивают теории классической русской и европейской гео­политики, применяя их к обстановке и реалиям новой картины ми­ра, возникшей после распада СССР, трансформации границ и инте­грационных процессов в Европе, выхода на мировую арену новых акторов.









Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 594;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.