Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр(1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм,согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.
Выделил четыре самостоятельных закона:
• закон бытия — для пространства и времени;
• закон причинности — для материального мира;
•закон логического основания — для познания;
• закон мотивации для действий человека.
Таким образом, окружающий мир сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.
Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
• непосредственного познания;
• отвлеченного (рефлективного) познания;
• интуиции.
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля:
• лежит в основе сознания;
• является всеобщей сущностью вещей.
Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше(1844 - 1900).
Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:
• "воля к жизни";
• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
• "воля к власти".
Бытие и Небытие
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.
Бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными формами бытияявляются:
• материальное бытие — существование тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеального
• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного
• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие самого общества.
Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие— состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы
Материя. Элементами структуры материи являются:
• неживая природа;
• живая природа;
• социум (общество).
Характерными чертами материиявляются:
• наличие движения;
• самоорганизация;
• размещенность в пространстве и времени;
• способность к отражению.
Движение- неотъемлемое свойство материи. Выделяются:
• механическое движение;
• физическое движение;
• химическое движение;
• биологическое движение;
• социальное движение.
Движение материи:
• возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
• всеобъемлюще - движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов .
• постоянно - существует всегда.
Движение также может быть:
• количественным - перенос материи и энергии впространстве;
• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.
время— форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов впроцессе из развития;
• пространство— форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 1047;