Глава 20. ВЗРОСЛЫЙ КАК ЧИТАТЕЛЬ
Образование и самообразование взрослого невозможно представить без чтения разнообразной литературы. Восприятие и интерпретация печатного слова на протяжении веков остается одним из основных источников информации, необходимой человеку. С помощью чтения происходит его вхождение в культуру, открываются возможности для развития личности. На основе чтения строится обучение на всех его ступенях, начиная с дошкольного образования. Будучи совершенно особым культурным феноменом, чтение является универсальным средством развития как общей, так и профессиональной культуры личности.
В рамках андрагогики чтение как образовательный источник интересно в контексте личной судьбы человека. Взрослый как субъект образовательного процесса активно участвует в выборе источников информации и построении индивидуального образования. Поэтому одной из типично андрагогических задач является развитие взрослого как читателя, умеющего ориентироваться в море литературы, владеющего необходимыми умениями и навыками работы с научными, техническими, художественными текстами.
Конкуренция других источников с печатной информацией во второй половине XX в. стала почвой для прогноза о смерти чтения, кризисе книжной культуры и замене ее аудиовизуальными источниками. Однако этот прогноз не подтверждается многочисленными исследованиями социологов, психологов, библиотековедов, педагогов. Данные проведенного ВЦИОМом в 1998 г. международного сравнительного исследования в европейских странах и США свидетельствуют о высоком удельном весе чтения в жизни человека как в сфере профессионального образования, так и в сфере досуга.
Сегодня существуют две тенденции, связанные с чтением. С одной стороны, наблюдается некоторое сужение прежнего поля книжной культуры, превращение его в один из информационных источников наряду со СМИ, видео, компьютерными сетями. С другой стороны, происходит значительное углубление самого понятия «чтение» в связи с философским отношением к «миру как тексту», который прочитывается, познается с помощью «языков культуры».
В связи с усложнением сферы производства, увеличением числа наукоемких технологий у специалистов возрастает потребность в постоянном профессиональном чтении. Особую роль профессиональное чтение играет в период до 29—30 лет, когда идет активное включение человека во все виды социальной жизни. Это находит отражение не только в поиске книг по специальности, но и в формировании интереса к юридической, экономической литературе, работам по менеджменту и деловой коммуникации, практическим руководствам типа «Как организовать свое дело», «Как не разориться на рынке», «Как организовать продуктивное общение» и др.
В профессиональном чтении, особенно научном, основное значение имеет его целенаправленность. Она предполагает умение пользоваться каталогами, рекомендательными списками, справочной литературой, готовность к использованию компьютерных технологий в поиске нужных источников. Отбор литературы, первостепенно необходимой для решения возникающих проблем, умение отсеивать второстепенную или ненужную (вообще или сейчас) — непреложное условие продуктивности профессионального чтения. Конечно, часть этой работы может выполнить библиограф, но большая доля ее падает на самого читателя. Поэтому обучение поиску и оценке информации, которая действительно востребована и окажет искомую помощь, составляет немаловажную часть общей и профессиональной культуры взрослого как читателя и специалиста.
Особую роль в повышении эффективности профессионального чтения играет знание рациональных приемов, методов работы с текстом, как предваряющих чтение, так и использующихся во время чтения и после него. Методы до чтения направлены на отбор читателем из уже известного ему перечня литературы наиболее важных, существенных работ и беглый просмотр менее значимых. Методы во время чтения ориентированы на развитие способов скорочтения, применение специальной маркировки текста, приемов мысленного структурирования и «свертки» информации и т. д. Методы после чтения связаны с системой интерпретации и осмысления на основе пересмотра прочитанного, обращения к сделанным выпискам, работы с конспектом.
Источниками чтения являются как домашние, так и муниципальные и научные библиотеки. Число читателей в последних не только не уменьшается, но в ряде случаев растет. Доля нечитающих в России вдвое меньше читающих, хотя довольно значительна. В разных регионах она составляет от '/4 Д° 7з взрослых. В основном это пожилые люди из сельской местности, не приобщенные ни к каким культурным коммуникациям. В 90-ые годы доля нечитающих не росла, оставаясь стабильной.
По имеющимся данным, в контрольный день сплошного учета в течение трех лет в 53 обследуемых библиотеках России было 6 тыс. посетителей, взявших 12 тыс. книг. Удельный вес отраслевой литературы составил в книговыдаче более 27%, художественной — более 64%, в том числе отечественной — 34 %, зарубежной — 28 %, периодики — 7 %.
Даже в трудных современных условиях люди приобретают книги для домашних библиотек: из 1000 опрошенных покупают в год от 1 до 5 книг 30%, от 6 до 10 — 9%, от 11 до 20-5%, более 20 —2%. Домашние библиотеки с объемом до 100 книг имеют не менее 30 % жителей всех типов поселений (Москва, С.-Петербург, крупные и малые города, села); от 100 до 300 — не менее 20 % в городах и 15 % в селе; от 300 до 500 книг — от 7 до 14 % в городах разных типов и 1 % в селе; от 500 до 1000 книг — от 3 до 9 % в городах и 1 % в селе. Свыше 1000 книг — от 0,9 % в селе, до 8 % в Москве и С.-Петербурге.
В еще большей степени, чем в профессиональном чтении, личная ориентация проявляется в чтении взрослыми художественной литературы. Мотивы и методы ее чтения как части общей культуры личности отличаются от мотивов и методов профессионального чтения, подчиняясь другим закономерностям. Выбор книг для домашней библиотеки за последние годы явственно изменился. Полки домашних библиотек, где собраны «серьезные» книги, сегодня пополняются литературой, имеющей компенсаторно-релаксационную (утешительную, исцеляющую, развлекательную) функцию. Это детективы, приключения, любовные романы, фантастика, прежде считавшиеся непрестижной литературой. Читающий взрослый и в ее рамках находит мастеров того или иного жанра.
У читательской элиты (люди с высшим образованием, в том числе библиотекари) более высокие показатели чтения серьезной литературы: классика составляет 43 %; историческая литература — 56 %; поэзия — 31 %; современная русская и зарубежная проза — соответственно 22 и 14 %. Но и здесь чтение фантастики выше средних показателей, выше и чтение детективов — 43 %, чтение оккультной литературы составляет 23 % при средней норме 10%. Доля чтения любовных романов и сборников анекдотов — на уровне средних показателей: соответственно 28 и 18%.
Неверно мнение, что читателями общественных библиотек являются в основном пенсионеры. Доля этих людей в ряде библиотек немного превышает 10 %. Наиболее активная часть читателей — люди в возрасте 20 — 45 лет. По данным РНБ, их 54% (до 20 лет — 31 %). Среди читателей больше женщин, чем мужчин, хотя в отдельных регионах эта разница незначительна (54 и 46 %).
Какие же произведения пользуются спросом у взрослых читателей, какими мотивами они руководствуются при выборе книг? Специалисты отмечают, что смещение мотивов и изменение стандартов высокого читательского вкуса приводят к переосмыслению функциональной и смысловой роли литературы в жизни современного взрослого человека. Ширится своего рода эмансипация читателя во всех сферах чтения. Возрождается мода, особенно у представителей среднего класса, на престижные книги. Сегодня, например, это произведения Б.Акунина, В.Пелевина, Т.Толстой. Нынешний читатель обращает свое внимание на литературу незаслуженно забытых или сознательно отторгнутых в свое время серьезных, больших писателей как дореволюционных лет (например, Н. Г. Гарин-Михайловский, П. И. Мельников-Печерский и др.), так и современных (Ю.Трифонов, Ю.Домбровский, Ф.Абрамов и др.).
Среди мотивов чтения взрослого человека наиболее характерны прагматические и компенсаторные. Прагматические мотивы связаны с чтением, осуществляемым в рамках учебы (подготовка к экзаменам, докладам, выполнение конкретного задания) студентами и специалистами, повышающими квалификацию или занимающимися самообразованием. Компенсаторные мотивы имеют место в тех случаях, когда чтение является средством разрядки, отвлечения от неприятных ситуаций, выполняет своеобразную психотерапевтическую или релаксационную функцию.
Отмеченный в последнее время исследователями интерес к детективам и любовным романам берет на себя помимо компенсаторной функцию познания жизни с «черного хода», удовлетворяет потребность в супергерое или «красивой» жизни. Если последние мотивы раньше были характерными для не самых подготовленных групп читателей, то ныне компенсаторная роль чтения возрастает и в среде высокообразованных читателей, читательской элиты. Отмечается отсутствие прежнего интереса к поэзии. Его место заняло увлечение юмором и анекдотами. Зафиксирована также заинтересованность относительно новыми жанрами — мистикой, жестким фэнтэзи, триллером.
Параллельно с увлечением развлекательно-утешительным чтением у взрослых читателей растет интерес к книгам по философии, религиоведению, культурологии. Лидирующее место в серьезном чтении занимает жанрово-тематическое и историческое чтение. Любовь к нему читателей — давняя традиция, имевшая место в XIX в. и проявившаяся вновь в 80-е годы XX в. Ныне чтение исторических произведений переместилось на первое место, вытеснив дамские романы на второе место (в женском варианте чтения). Исторические произведения заменяют многим читателям учебники по истории, особенно отечественной, в интерпретации которой многое изменилось с тех времен, когда они учились в школе. Следует отметить, что более всего взрослых читателей интересует российская история до 1917 г., особенно произведения, рассказывающие о жизни великих людей, о судьбе царских особ, чьи имена они заново открывают для себя. Из зарубежной исторической беллетристики часть взрослых, особенно женщины старше 35 лет, обращаются к тем книгам, которые не были прочитаны ими в юности, например романы А.Дюма.
Нельзя не отметить такую специфическую функцию взрослых, как библиотечное сопровождение обучения своих детей — школьников или студентов. Взрослые не только помогают своим детям найти нужные источники, но просматривают или читают книги вместе с ними (иногда вместо них), помогают в реферировании.
Ведущую роль в удовлетворении читательских запросов взрослых играет библиотекарь как посредник между миром книжной культуры и читателем. Отказ взрослого от роли , руководителя чтения в пользу проводника в мире литературы делает библиотекаря одной из разновидностей андрагога. При этом на первый план в его работе выступает функция помощника в образовании или самообразовании взрослых. Адаптация взрослых к иным, более глубоким и содержательным сферам чтения должна проходить не запретительно-революционным путем, а путем постепенного и мягкого реформирования реальной картины чтения. Наличие или отсутствие высоких мотивов чтения не всегда отчетливо осознается самим читателем. Действенны мягкие формы расширения читательских потребностей и развития читательского вкуса. Они должны вестись с той позиции, на которой стоит сам читатель. При этом необходимо расширение нового в содержательном отношении читательского опыта.
Критерии профессионализма библиотекарей: эрудированность, принадлежность к читательской элите, знание потребностей и вкусов читателей, коммуникативная культура, образцовое речевое поведение, понимание и психологии конкретного читателя, и своей просветительской миссии. Работа библиотекаря как андрагога, повышение его профессиональной квалификации в этом плане — особая область применения принципов андрагогики.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 1333;