Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) – советский педагог украинского происхождения, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). С 1947 года Сухомлинский до конца своей жизни работал директором Павлышской средней школы. Он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
По убеждению Василия Александровича, семья – это начало всех начал, это тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. По мнению педагога, семья – это та эмоционально значимая сфера жизни и деятельности ребенка, в которой формируются его социально значимые и индивидуально-личностные качества.
Влияние семьи и родительского воспитания на личность, отмечал ученый, не имеет временных границ. Оно продолжается в течение всей жизни человека. Вместе с тем, есть решающий период, определяющий дальнейшую судьбу человека, когда ответственность семьи за будущее ребенка особенно велика. Это период раннего детства.
Подчеркивая ценность детского периода жизни, В.А. Сухомлинский был убежден, что в нем формируются интеллектуальные, нравственные и эмоционально-мотивационные процессы личности. Именно в первые годы ребенок вступает в начальную стадию ценностного ориентирования, связанную с освоением ценностей общества, осознанием ценности себя и других людей.
Цель семейного воспитания педагог-новатор видел в гармоничном развитии личности, основываясь на идеях антропологического подхода и учете ценности каждого возрастного периода. В его педагогических взглядах четко прослеживалось отношение к содержанию семейного воспитания как деятельности по развитию умственных способностей, нравственности, трудолюбия, гражданственности, здоровья, волевых качеств и эстетических чувств.
Формирование нравственных начал личности, считал ученый, в условиях конкретной семьи должно сочетаться с общечеловеческими и индивидуально-личностными ценностями. С одной стороны – это умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца. С другой – богатство духовного мира и интересов ребенка, которое включает потребность в другом человеке как носителе духовных ценностей, чувство человеческого достоинства, чуткость к оценке собственного поведения окружающими, стремление к нравственному совершенству; любовь к труду, открытость сердца радостям и горестям других людей.
Большую роль в интеллектуальном развитии ребенка, по мнению ученого, играла семейная среда: люди нравственные, культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. Семейная библиотека нужна для того, чтобы читали не только дети, но и родители, ведь их интеллектуальные интересы не менее значимы. «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей».
Среди ценностей семейного воспитания В.А. Сухомлинский называл укрепление здоровья ребенка. Педагог-новатор рассматривал во взаимосвязи физическое и психическое здоровье. Вместе с родителями учителя Павлышской школы составляли для детей режим труда, отдыха и питания.
Важным аспектом семейного воспитания педагог считал формирование будущих семьянинов, подготовку их к любви и семейной жизни, будущему материнству и отцовству. При этом он выделял такие важные его направления, как формирование культуры чувств, взаимопомощи и ответственности будущих супругов друг за друга; раскрытие представлений о счастье, которое не только в любви и семейном благополучии, но и в осознании правильно выбранного места в жизни; передача молодому поколению духовной культуры семьи, включающей в себя общечеловеческие и национальные ценности, интеллектуальное богатство, идейные мировоззренческие убеждения. Он отмечал, что личным духовным богатством каждого мальчика и девочки должны стать страстная влюбленность в жизнь, чувство человеческого достоинства, трудолюбие, совестливость, честность и правдивость, дружба, товарищество, коллективизм, доброжелательность, скромность.
Чтобы любить и быть любимым, надо обладать такими качествами, как верность, преданность, сдержанность в своих желаниях и потребностях, богатым духовным миром. Юноши, считал Василий Александрович, должны быть ответственны как за материальное благополучие, так и за моральную атмосферу в семье. Девушкам он внушал, что их женственность есть сильное воспитательное средство мужественности: «Ты женщина, а настоящая женственность – это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. Твоя мудрость, сдержанность, требовательность – могучие воспитатели юношества. Мудрость женщины воспитывает честность мужчины».
По мнению ученого, в становлении личностных качеств будущих семьянинов большую роль играло нравственное воспитание. В результате у них складывались ценностные представления о счастье как осознании правильного выбора жизненного пути; формировалась способность к взаимопомощи, ответственность будущих супругов друг за друга, умение сдерживать свои желания и потребности; происходило осмысление мужественности и женственности в отношениях юноши и девушки, признание необходимости сохранения и приумножения национальных, культурных традиций семьи.
В педагогическом наследии В.А. Сухомлинского отчетливо звучит мысль о том, что целостное развитие личности ребенка, его нравственно-волевых качеств происходит в трудовой деятельности, причем приобщать к ней необходимо как можно раньше. Труд детей должен быть включен в экономическую жизнь семьи. Такое участие должно стать неотъемлемым компонентом жизни каждого ребенка и включать в себя уход за младшими, помощь старшим членам семьи, выполнение посильных домашних обязанностей.
Развитие растущей личности зависит, указывал педагог, и от окружения, в котором она делает первые шаги познания. Речь идет о родителях, они с первых дней его жизни должны обращать внимание на причинно-следственные связи между явлениями и предметами окружающего мира. Именно ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, со старшими братьями и сестрами способствует развитию детского мышления. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными», – утверждал В.А. Сухомлинский.
Родители для ребенка – это еще и источник высоких ценностных морально-нравственных качеств, таких, как идейность, убежденность, принципиальность. Поэтому отношения между отцом и матерью, считал Василий Александрович, должны быть пронизаны гуманностью, основанной на справедливости, нравственных началах, ценности деятельного человеколюбия. «Будьте воспитателями ума своего ребенка, учите его мыслить», – советовал он родителям. Другим ценностным ориентиром семейного воспитания является родительский авторитет или, как писал В.А. Сухомлинский, «родительская власть». Важным условием осуществления родительской власти являются требования родителей, которые должны не противоречить друг другу.
Решительно выступая против противопоставления женского влияния мужскому, Василий Александрович в то же время не отрицал специфичности роли отца и матери в семейном коллективе. Мать для него – источник человеческой жизни и красоты, самое святое и прекрасное в жизни человека. Она должна быть умная, духовно богатая, гордая, умеющая дорожить своим достоинством. Мать – это не только тепло, уют, внимание. Это – мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается – психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Для Сухомлинского культ матери – это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.
Настоящий отец – личность сильная, ярко выраженная, мужчина ответственный, мудрый и мужественный. Он вместе с матерью организует всю жизнедеятельность семьи.
В своих научных трудах Василий Александрович справедливо замечал, что наибольшая результативность в воспитании ценностных ориентаций достигается при тесном сотрудничестве семьи и школы. В практике работы педагогического коллектива Павлышской средней школы, которую более 20 лет возглавлял В.А. Сухомлинский, слились две микросреды – школьная и семейная; учителя становились частью семейной микросреды, как ближайшие советчики родителей в вопросах обучения и воспитания их детей, а родители учеников – частью их школьной микросреды, как участники общего педагогического процесса.
В совместной работе семьи и школы использовались многочисленные этнокультурные традиции, в том числе: почитание памяти предков, уважение родителей, почитание старших в доме, забота о младших, проведение семейных праздников. В воспитании учитывались культурно-исторические особенности развития славянских народов, их обычаи и нравы, формировались национальные чувства как в индивидуально-личностном, так и в коллективном сознании детей. Все это способствовало развитию духовной культуры, эмоциональной и интеллектуальной сферы развивающейся личности, ценностных морально-целевых ориентаций.
В учебном заведении была открыта родительская школа, в которой изучали проблемы педагогики, возрастной психологии, теории физического, умственного и эстетического воспитания. Центральное место в ее работе Василий Александрович отводил познанию психологических закономерностей нравственного становления личности. Он стремился к тому, чтобы теоретические знания, полученные в родительской школе, отец и мать соотносили с духовной жизнью своего ребенка. В школе воспитывался культ матери. Плакат «Дите берегите своих матерей» висел в вестибюле школы. Дети дарили своей матери цветы в «День матери» или то, что сделали своими руками. Проводился и «Праздник отцов».
На занятиях с родителями В.А. Сухомлинский большое внимание уделял проблемам создания эстетической среды в доме. В нем все должно быть пронизано стремлением к красоте. Детей необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, самое главное, творить красоту. Этот процесс должен быть последовательным: от созерцания природы к восприятию искусства и, наконец, подведение ребенка к пониманию высшей красоты – красоты человека, его труда, поступков и жизни.
Деятельность Павлышской школы по повышению педагогической культуры родителей включала в себя коллективные и индивидуальные формы и осуществлялась на принципах целенаправленности, целостности, согласованности, систематичности, причем школа в этом сотрудничестве содействовала правильному воспитанию детей и заботилась о педагогическом просвещении матери и отца.
Таким образом, важными ценностными аспектами семейного воспитания В.А. Сухомлинский считал нравственный – представляющий собой комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо прививать ребенку с детства; интеллектуальный – заключающийся в формировании у ребенка стремления к постижению наук и познанию окружающего мира; психологический – подразумевающий воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка является смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру и любви; социальный – предназначение которого приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения, неукоснительно следовать важным правилам человеческого общежития; физический – задача которого формировать сильного, здорового человека, испытывающего радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит семье и обществу; половой, который предусматривает просвещение ребенка в вопросах пола, разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 2867;