Механизмы и показатели адаптации.

Раскрытию механизмов адаптации способствует анализ адаптивных реакций человека, попавшего в необычные, небла­гоприятные условия существования.

Так, в условиях отрыва от привычного социального окружения при длительной изо­ляции замкнутого экипажа морского судна личность как об­щественное существо начинает претерпевать значительные изменения — нарушаются именно те ее качества, которые яв­ляются продуктами общения и деятельности личности в груп­пах и коллективах и которые более всего отражают ее соци­альную сущность. Отмечены нарушение целесообразности и последовательности мышления, раздвоение личности, появле­ние иллюзий, навязчивых идей; увеличивается мнительность, эгоистичность; происходит утрата общительности, отзывчиво­сти, уживчивости. Ролевая депривация, оторванность от цен­ностей общества, дефицит общения и трудность удовлетво­рения потребности в одиночестве, избыток однообразных раздражителей приводят к росту тревожности, депрессии, нейротизма, эмоциональных переживаний и фрустраций, агрессивности.

Активность личности при адаптации в данных условиях проявляется в создании посредством воображения микрогрупп с инициативными вербальными ситуациями и проигрывании в них привычных ролей (одобрение, порица­ние, подбадривание, утешение и т. д.). В исследовании обна­ружено, что при общей тенденции к уединению наиболее ин­тенсивные и устойчивые взаимоотношения устанавливаются между людьми, объединенными совместными трудовыми функциями. Эти факты подтверждают поло­жение Н. А. Свиридова об обмене деятельностью на основе определенного разделения труда как об объективной основе всех других сторон и функций адаптации.

К показателям адаптации относятся особенности поведе­ния личности, возникающие в условиях психической напря­женности и стрессовых состояний или на основе конфликта личности с самим собой и с окружающими. Наличие таких конфликтов часто обусловлено неудовлетво­ренностью личности ее собственным статусом в коллективе.

Острая форма нарушения адаптационных механизмов и утрата приспособительного смысла поведения, указывает Т. И. Юферова, являются результатом не находящих выхода внутренних конфликтов и проявляются в «аффекте неадек­ватности», т. е. в защитной реакции на неуспех, порожденной столкновением противоречивых тенденций, одну из которых человек не хочет признать у себя.

«Аффект неадекватности» возникает тогда, когда у человека появляются завышенная по сравнению с его реальными возможностями самооценка, за­вышенные притязания в какой-либо важной для него деятель­ности или сфере общения и потребность сохранить их. Из сказанного следует, что одним из показателей адаптированности личности является адекватность его само­оценки действительным способностям и качествам, а также соотношение самооценки с оценкой «значимых других». «Толь­ко правильная самооценка, сознательная или интуитивная, позволяет личности обнаружить единственную соответству­ющую индивидуальности "позу" по отношению к условиямдеятельности, которая является основой любого вида лично­стной адаптации».

Особой легкости и успешности адаптации в различных усло­виях способствуют некоторые характерологические особенно­сти и качества личности. Адаптация личности обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и зависит от сформированности средств (интеллектуальных, волевых, мо­ральных) такой саморегуляции.

И.А.Милославова определя­ет адаптацию человека как активное регулирование процесса взаимодействия со средой.

К показателям адаптированности личности относят следую­щие ее особенности: уверенность в себе, ясность самосознания, ответственность, наличие «своей линии» поведения, умение преодолевать неудачно сложившиеся обстоятельства.

Адаптированность личности прояв­ляется в эмоциональных состояниях и социально, личностно значимых чувствах.

К ним относятся: ощущение духовного комфорта, удовлетворительное самочувствие, ощущение жилищно-бытовой устроенности, положительные отношения с товарищами и высокий уровень удовлетворен­ности этими отношениями.

Несмотря на различие сторон адаптации (профессиональ­ную и социальную), необходимо отметить их тесную взаимо­связь; усвоение профессиональных знаний и приобретение соответствующих навыков обусловлены особенностями про­цесса вхождения новичка в социальную среду предприятия.

По данным М. П. Будякиной и А. А. Русалиновой, успешность овладения специальностью влияет на социальную позицию новичка в производственном коллективе, на его отношение к этому коллективу. Так, молодые работницы, выполняющие и перевыполняющие норму, оценивают качества коллектива выше, чем работницы, не выполняющие норму. И наоборот, полнота включения молодого человека в социальную жизнь коллектива обусловлена его деятельностью на профессиональном поприще. Исследование Р. Д. Бардина и Г. Д. Орешниковой обнаруживает, что при благоприятных условиях социальной адаптации трудности освоения рабочей специальности встречаются в среднем в три раза реже, чем при неблагоприятных (14,2% против 43,6%).

Изучение процесса первичной производственной адаптации личности в производственном коллективе может иметь различные отправные точки. Для юноши или девушки, при­шедших на промышленное предприятие прямо со школьной скамьи (с законченным или незаконченным средним образо­ванием), процесс производственной адаптации можно исчислять, начиная с их первого дня работы.

Для выпускника ПТУ процесс производственной адаптации, несомненно, начинается еще в стенах этого учебного заведения.

К. К. Платонов и Г. Г. Голубев, отмечают, что первый - ознакомительный — этап адаптации «начинается с принятия решения получить определенную квалификацию по избран­ной профессии и продолжается в течение первоначальной те­оретической подготовки к производственному обучению, во время ознакомления с учебными мастерскими, с училищем и базовым предприятием».

Обращаясь к исследованию факторов первичной производственной адаптации, необходимо, прежде всего, определить возрастные границы и минимальный стаж работы индивида на предприятии, в пределах которых изучается этот процесс. Определяются эти границы нашими психологами и социоло­гами по-разному, по возрасту — от 16 до 30 лет, а по стажу ра­боты на данном предприятии — с первых дней до пяти лет. Данный возрастной диапазон соответствует наиболее часто встречающимся в исследованиях советских социологов воз­растным границам понятия «молодежь».

Что касается вопроса о границах стажа работы на предпри­ятии, в пределах которых можно говорить о процессе адапта­ции, то многие исследователи считают диапазоном пер­вичной производственной адаптации период с первых дней работы на предприятии до трех лет. Однако есть и иная точка зрения, согласно которой этот диапазон шире. Так, по данным В. А. Калмык и Т. А. Сильченко, критический год для устой­чивости кадров — пятый год работы по профессии. В. Д. Шадриков, рассматривая этапы вхож­дения новичка в производственный коллектив, считает дости­жение последнего этапа адаптации возможным лишь на основе пяти-шестилетнего стажа работы в данном коллективе.

Ряд социологов на основе конкретных исследо­ваний также приходит к выводу, что адаптация молодых ра­бочих наступает по достижении ими трудового стажа свыше пяти лет. Такой взгляд на срок достижения устойчивой адаптации молодого рабочего, по нашему мнению, является более обоснованным, о чем говорят и некоторые дан­ные упомянутых исследований.

 








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 787;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.