36 страница
Земля - колыбель человеческой жизни и разума. Развивающаяся цивилизация не может до конца оставаться в своей колыбели. Она с необходимостью шагнёт в большой мир планет и звёзд. Важными звеньями на этом пути должны, по мнению К.Э. Циолковского, стать: покорение Океана и покрытие его искусственной поверхностью; метеорологическая регуляция: управление облаками, температурой среды, ростом растений; создание искусственной атмосферы; использование во всё возрастающем объёме энергии Солнца; создание культивируемых домов вначале в тропической зоне, а затем в недостаточно тёплых странах; генетическое регулирование человеческой породы; освоение Солнечной системы и других миров по мере возрастания численности населения; использование искусственных лун и колец планет для промышленных объектов и т.д. (56).
С позиции сегодняшних достижений науки и техники мы можем сказать, что вера К.Э. Циолковского в мощь человеческого разума была не беспочвенна. Сейчас ускоренно развивается новый этап научно-технической революции. он открывает необозримые перспективы развития производительных сил общества, обогащение духовной жизни людей. Микроэлектроника, информатика, робототехника, нанотехнологии, ядерная энергетика, аэрокосмическая промышленность и другие достижения современной человеческой мысли. создают реальные предпосылки для реализации грандиозных проектов великого отечественного учёного. особо больших достижений можно ждать от микроэлектронной революции
Концентрация всевозрастающих объёмов научного знания во всё меньших физических объёмах даёт возможность, с одной стороны, через создание суперкомпьютеров приблизиться к решению проблемы «искусственного интеллекта», а с другой - через совершенствование микропроцессоров построить уникальные орудия труда, с помощью которых можно радикально преобразовать материальную и духовную жизнь общества.
Новый этап научно-технической революции сопряжён с усилением интеллектуальных способностей людей, с появлением уникальных возможностей для всестороннего, целостного развития человека. Проводимые в ноокосмологии исследования убеждают в верности представлений К.Э. Циолковского о том, что человек является сущностью космического порядка. Изучение процесса взаимодействия людей с разумной средой мироздания показывает, что интуитивное ощущение наличия помимо земной иных форм жизни и разума имеет под собой объективное обоснование. С позиций достигнутых в ноокосмологии результатов нельзя скептически относиться к убеждению К.Э. Циолковского в наличии множества сообщающихся между собой миров, которое возникло у него после видения 31 мая 1928 года (57). Информационное взаимодействие человека с разумной духовно-энергетической средой мирового пространства было всегда. Изучение трансперсонального опыта людей, связанного с повышенной чувствительностью, способностью исцелять, предвидеть будущие события и т.д. переводит идею Циолковского о наличии во Вселенной совершенных существ, властителей мироздания, по направлению к которым идёт эволюция человеческой цивилизации из разряда фантазий в область научного предвидения. Прогнозы К.Э. Циолковского, охватывая близлежащую перспективу развития цивилизации, устремляются в необозримые дали будущего. В основе прогресса человечества ему видится духовно-нравственное совершенствование, на базе которого могут улучшаться здоровье, увеличиваться продолжительность жизни, совершенствоваться физическая природа человека, осуществляться его приспособление к жизни в разных условиях, изменяться образ жизни и мышления, вплоть до способности жить лишь солнечными лучами и мыслить расширенно как мудрецы. В соответствии с духовнонравственным и физическим совершенствованием человечества должен идти и технический прогресс. связанный с регуляцией природы, освоением планеты, солнечной системы и иных миров.
Космическое бытиё человечества К.Э. Циолковский видит в последовательной смене эры рождения (несколько миллиардов лет) эрой становления или расселения человечества в Космосе (сотни миллиардов лет); эры расцвета (сотни миллиардов лет) терминальной эрой (десятки миллиардов лет). За этот период человечество из корпускулярного существа превратится в лучистое создание Космоса (58).
С позиций таких умопомрачительных перспектив нынешнее человечество находится во младенческом возрасте. И разумный космос, по мнению Циолковского, относится к сегодняшнему человечеству как мать к неразумному младенцу. Это объясняется иерархичностью безначальной жизни во Вселенной, наличием высокоорганизованных цивилизаций, распоряжающихся судьбой менее совершенных существ. Во Вселенной есть планеты, воля которых почти согласуется с абсолютной волей Космоса, а «их техническое могущество, в связи с их общественной организацией, сделало их владыками мира (59).
Здесь следует сказать, что К.Э. Циолковский признаёт не только безначаль- ность и бесконечность жизни, но и безначальность и бесконечность разума. Жизнь и разум являются, таким образом, необходимыми и вечными атрибутами материи. Бесконечный Космос обладает жизнью и разумом потому, что его создала Причина, составляющая одну и ту же любовь с органическими существами Вселенной. Причина Вселенной и органические разумные существа преобразуют разумный, но равнодушный ко всему Космос в соответствии с высшим благом. Творчески преобразующая деятельность активной неравнодушной разумной жизни не имеет ни начала, ни конца. Это относится и к нашему миру, который будет всегда посередине времени, сколько бы ещё не прожил, так как и спереди, и сзади его всегда бесконечность (60). Вселенная всегда была и будет в том среднем виде, какой мы наблюдаем сейчас. Гибель солнц сменяется их возгоранием. Также и жизнь существа и составляющих их атомов всегда будет возникать без конца (61). Но бытиё мира движется не по замкнутой линии. Материя развивается в бесконечном времени от менее плотных к более плотным формам. Мы не видим предшествующие нам по времени существа потому, что они почти бестелесны по сравнению с нами (62).
Внимательное и вдумчивое размышление над проблемой эволюции жизни и разума с неизбежностью приводит нас к идее Бога - источника жизни и разума, творца Вселенной и всех разумных существ. Логика Его творческого процесса такова, что человечество в бесконечной смене разумных форм жизни движется вперёд к лучезарному состоянию, которого в далёком прошлом достигли предшествующие цивилизации. Получается парадоксальная замкнутая на себе прямая линия эволюции. Высшее по отношению к нам состояние жизни и разума всегда находится по обе стороны настоящего - в прошлом и в будущем. Теоретически нет конца разумным единицам бытия, которые отделены друг от друга необъятной толщей времени и пространства. Но это не мешает высшим разумным формам жизни находиться в постоянной смысловой взаимосвязи.
Изучение духовного наследия К.Э. Циолковского высвечивает совершенно необычную, можно сказать, неземную культуру мышления, оригинальное понимание единства мира и человека, жизни и разума, начала и перспектив развития Вселенной и т. д.
Мысль К.Э. Циолковского выходит за тесные рамки науки и свободно разливается по всему полю духовной культуры. Это кажется недопустимым, абсурдным, достойным критики, поскольку монополией на истину в последней инстанции обладает только наука. Но это позиция сегодняшнего дня, поскольку «будущее знание не станет пренебрегать, - по мнению Циолковского, - как пренебрегаем мы - ещё злостные невежды - данными религии, творениями философов, писателей и учёных древности. Даже вера в Перуна и та пригодится. И она нужна будет для создания истинной картины мира» (63). Вышеприведенное положение - ключ ко всей космической философии калужского мыслителя. Без него невозможно понять, что же он хотел выразить в своём творчестве.
Истинная картина мира, по мнению К.Э. Циолковского, не может быть сформирована одной лишь наукой. Она должна стать детищем всей духовной культуры человечества. Существование человека в мире, описанном наукой, становится бессмысленным и неопределённым. Объяснить единство мира и человека одной лишь наукой нельзя. Знание отображает лишь то, что лежит за пределами человеческой души, но этого недостаточно. надо чтобы и самосознание, то есть знание о внутреннем мире человека, вписалось в модель объективной структуры мира.
Стремление понять это появилось несколько лет назад. Но, к сожалению, многие исследователи сводят духовное наследие К.Э. Циолковского к его грандиозным проектам, прогнозированию, утопизму и тому подобным, побочным, второстепенным аспектам его творчества. Ситуация во многом повторяется, напоминает прошлые оценки, связанные лишь с наукой и конструкторской деятельностью.
Несомненно, для всесторонней характеристики К.Э. Циолковского важно, что его прогностика «сформировала канон для многих последующих футурологических построений» (64), что антропоэкокосмизм Циолковского позволяет рассматривать Космос как возможную среду обитания и деятельности человечества, обеспечение экологической безопасности прогресса (65) и т.д. Однако, гораздо важнее прояснить суть учения калужского мыслителя, основное направление формирования им истинной картины мира. Для этого необходимо обратиться к вопросам, «которые, - по мнению Циолковского, - мы не можем задавать никому другому, ни даже самому себе, но непременно задаём себе в минуты наибольшего понимания мира. Эти вопросы: зачем всё это (66)?
К сожалению, в трудах, посвящённых творчеству К.Э Циолковского мысли, написанные им в периоды интуитивных озарений, раскрыты недостаточно полно и глубоко. Исследователи больше внимания уделяют прикладной стороне его деятельности, в то время как фундаментальные мировоззренческие вопросы остаются в стороне. Мало кто задаётся вопросом: зачем всё это? Зачем такой мир, жизнь, разум, которые невозможно однозначно понять и определить?
Зачем, наряду с чувствами и разумом, отображающими мир в образах и понятиях, существует внелогический интуитивный канал информации, которую человек не столько выражает, сколько переживает? И так далее.
Задавшись вопросами, которые, по-видимому, мучили и К.Э. Циолковского, легче понять, почему он осуществляет синтез диаметрально противоположных подходов, почему его космическая философия является противоречивой, почему в ней легко обнаружить несовместимые подходы и взгляды. Эти «почему» ощущаются в работах исследователей, обративших внимание на противоречивость космической философии К.Э. Циолковского. Одни эту черту духовного наследия русского космиста оставляют без комментариев, другие объясняют непоследовательностью, утопизацией, прожектёрством. Третьи связывают это со сложностью отображаемых реалий.
Изучение противоположных подходов к пониманию жизни и разума убеждает в том, что источником противоречий космической философии является не заблуждение, не субъективизм автора, а наличие противоположных сторон в самом мировом бытии. Нет ничего зазорного и предосудительного в том, что в их познании К.Э. Циолковский одновременно опирается на взгляды столь не схожих друг с другом мыслителей, как Демокрит, Платон, Декарт и др., обращается к Священному Писанию, другим вероучениям, эзотерическим философиям востока, натуралистическим концепциям ХІХ - ХХ веков и т.д.
Космическая философия К.Э. Циолковского обобщает и развивает неординарные идеи мыслителей различных эпох. Она включает в своё содержание метафизику, гносеологию, этику, а также схему будущего общественного устройства.
По ширине охвата и глубине постижения взаимосвязей мира и человека духовное наследие К.Э. Циолковского представляет собой целостную мировоззренческую систему взглядов, приоритетное место в которой занимают нравственные проблемы. Всё это характеризует творческую деятельность К.Э. Циолковского как напряжённый поиск «смысложизненного мировоззрения с яркой этической окраской» (67).
Подобная оценка учения К.Э. Циолковского представляется удачной. Действительно, жизнь и разум он усматривает в самых фундаментальных основаниях бытия. Признавая в качестве первоначала организации мира некую элементарную неизвестную часть Вселенной - атом эфира, он считает его не косной, бессмысленной единицей Космоса, а живым, наполненным творческой энергией первобытным его гражданином. Взгляд великого мыслителя на фундаментальные основы бытия с позиций смысложизненных качеств, присущих самому субъекту познания, символизирует новую эпоху в развитии науки.
Современной физикой открыт разнообразный ансамбль частиц, среди которых как будто нет ничего подобного атому эфира К.Э. Циолковского. Однако, его смысложизненный подход к пониманию фундаментальных оснований любых вещей и процессов не утратил значения и в новейшей квантово-полевой картине мира, развитие которой сулит коренной переворот в наших воззрениях на свойства физической реальности. Речь идёт о специфическом характере квантовых корреляций, которые с предельной ясностью были описаны в знаменитой статье Эйнштейна, Подольского и Розена.
Наличие несиловой и неэнергетической корреляции в поведении квантовых систем - неоспоримый факт науки. Большое значение в его объяснении могут сыграть подходы, основанные на целостном понимании мира. Одним из них является подход И.З. Цехмистро, согласно которому квантовые корреляции являются «следствием конечной необходимости и неразложимости физических систем на множества элементов (68). Иными словами, квантовую систему надо представлять не в виде актуального множества элементов, а понимать как неделимую и неразложимую целостность. Тогда квантовые корреляции в поведении квантовых систем станут закономерным следствием фундаментальной целостности микромира.
Последовательная экстраполяция точки зрения И.З. Цехмистро на исходный пункт метафизики К.Э. Циолковского позволяет с позиций неделимой целостности рассматривать и атом эфира, который может быть не какой-то одной частицей из множества ей подобных, а всем множеством, обладающим целостностью (неделимостью и неразложимостью). Признание квантовой реальности (атома эфира) неделимой целостностью предполагает допущение в микромире потенциальной возможности того, что актуализируется в макромире, а именно, потенциальной возможности проявлений жизни и разума на самом фундаментальном уровне организации материи.
Такой подход даёт возможность современной интерпретации представленного К.Э. Циолковским механизма формирования различных объектов от неорганически простых до неорганически сложных систем, от неорганических простых соединений и бактерий до человека, его будущих потомков и жителей иных миров. Несмотря на то, что разрабатываемый К.Э. Циолковским способ возникновения различных объектов и существ Мироздания по форме напоминает представление Демокрита об образовании различных тел путём механического соединения атомов в пустоте, он вполне соответствует самым оригинальным выводам фундаментальных наук об информационной реальности.
Примером может служить положение Е. Валкера о том, что атомы являются микросистемами, наделёнными квазиментальными способностями. Отсюда и сознание можно ассоциировать со всеми квантовомеханическими процессами. Так как всё, что происходит, является результатом в конечном итоге одного или более квантовомеханических событий, Вселенная «населена» почти неограниченным числом дискретных сознающих, обычным образом немыслящих сущностей, которые обеспечивают детальную работу Вселенной» (69).
У К.Э. Циолковского детальная работа атомов по созданию различных уровней организации Мироздания заключается в сочетании таких, как у Е. Валке- ра полноправных граждан Вселенной, её субъектов, а не механических единиц Демокрита. Мёртвая бессмысленная груда космических тел Демокрита не позволяет объяснить, как из неё возникают живые организмы и наделённые разумом существа. Здесь каждое тело существует само по себе.
Иное дело - у Циолковского, где любой объект Мироздания есть не ничтожная, затерявшаяся в бесконечных пространствах частица, а аспект Вселенной, выражение всех её свойств. Смысложизненный характер Космоса проявляется везде, но не одинаково. Настоящая жизнь атомов эфира начинается только в мозгу мыслящих существ, которые наиболее полно выражают смысл и жизнь первобытных граждан Мироздания атомов эфира. Последовательный ряд сознательных жизней в мозгу повторяется бесчисленное множество раз и сливается в одну жизнь - современную и бесконечную.
Жизненное пространство Мироздания простирается таким образом от первоосновы бытия до всего универсума. Но «.степень чувствительности разных частей Вселенной различная и непрерывно меняется от нуля до неопределённо большой величины (в высших существах, т.е. более совершенных, чем люди) (70).
Разумные существа выполняют в Космосе вполне определённую роль. К.Э. Циолковский и ряд современных исследователей считают, что она имеет вселенский характер. Так, например, Н.Н. Моисеев в гипотезе об универсальном эволюционизме допускает мысль о том, что в процессе естественного совершенствования суперсистема «Вселенная» с помощью человека обретает способность познавать себя и направлять своё развитие так, чтобы компенсировать или ослабить дестабилизирующие факторы (71).
Примерно в таком же духе рассуждает и Г.В. Гивишвили. Он считает, что в вечной и бесконечной Вселенной гибель старой и появление новой Метагалактики осуществляется благодаря человеку - мыслящей субстанции. Явление Большого взрыва, так же как и возникновение жизни и разума, было инициировано «антропогенной деятельностью человека в предшествующей Метагалактике»
(72) .Вся человеческая культура, в том числе и набирающая невероятные возможности наука, исходят из постулата: жизнь и разум во Вселенной вечны и бесконечны. Периодически появляющиеся противоположные взгляды о том, что жизнь есть пасынок Вселенной, что в Космосе нет гарантий для её существования (Н.А. Умов), что жизнь и разум на планете Земля уникальны и, может быть, существуют в единственном числе (М. Харт, И.С. Шкловский, В.П. Алексеев и др.) выражают возможность чуда. Уникальность, единственность земной жизни и разума может быть следствием божественного промысла, т.е. жизни и разума в сверхъестественной форме. Следовательно, куда бы ни повернул разум всепроникающий луч мысли, везде и всюду наталкивается он на свой собственный след.
Диаметрально противоположные взгляды на него, определяемые как истина и заблуждение, часто не исключают, а дополняют друг друга. По мнению К.Э. Циолковского, они есть проявление Вселенной. Наступит время, когда «мы услышим из уст выросшего сознательного существа установившийся голос вселенной. Этот голос давно шумит во всём космосе и есть преобладающий знак истины»
(73) .
Развитие науки делает многие из далеко опередивших время прозрений К.Э. Циолковского элементом истинной картины мира. В ней прямопротивоположные точки зрения на феномен жизни и разума сплавляются в единой формально непротиворечивой системе взглядов, бесконечно малые явления микромира органически увязываются в тугой узел с бесконечно большими пространствами мироздания, физика вещественно-энергетических процессов объединяется с физикой информационных взаимодействий, науки о неорганической природе обретают смысл лишь в единстве с науками о жизни и разуме.
В формируемой К.Э. Циолковским истинной картине мира эволюция жизни и разума имеет гуманистический, смысложизненный характер, то есть развитие Вселенной осуществляется через совершенствование человека, улучшение его духовности. Не случайно поэтому в основе космической философии К.Э. Циолковского преобладают проблемы этического характера. Их приоритет обусловлен общей оценкой положения человечества и перспектив его развития. Человечество относится к младенчески незрелым цивилизациям.
Его усилия направлены на достижение совершенства, характерного для цивилизаций высшего порядка. Наличие страданий и мук препятствует движению мира к гармонии и благу. Поэтому важнейшей задачей является устранение зла. В этом пункте К.Э. Циолковский отходит от общезначимых норм морали, действительных для всех времён, допуская нарушение одного их простейших фундаментальных требований нравственности «не чини насилия».
Для воспитанного на швейцеровской этике с его благоговением перед жизнью человека совершенно неприемлемо устранение зла насилием. К.Э. Циолковский же считает, что движение к совершенству будет осуществляться путём уничтожения несовершенной природы, лишения потомства плохих и дурных форм жизни, распространения во Вселенной зрелых, совершенных существ. Нечеловеческая мораль высших разумных цивилизаций противоречит самим основам космической философии К.Э. Циолковского, где все формы жизни рассматриваются как необходимое и закономерное следствие проявления атома эфира, где жизнь и разум в любой их форме представлены как выражение атрибутов универсума. По-видимому, на формирование основ космической этики К.Э. Циолковского оказала влияние социальная среда с идеологией экспроприации экспроприаторов, уничтожения эксплуататорских классов и т.п., политических требований, где нравственно то, что содействует революции.
В конце ХХ века важнейшей тенденцией становится коренная гуманизация всего общественного миропорядка. Человек и его жизнь наконец-то официально объявлены высшей ценностью. Перед зияющей пропастью возможного всеобщего уничтожения жизнь человека в развитых странах мира стала считаться безусловным правом личности. Связанные с мировыми войнами и социальными революциями нравственные коллизии ХХ века показали опасность иллюзий относительно роли морали в обществе. И даже если речь идёт об отдалённом будущем, не - льзя допускать чтобы нечеловеческий моральный императив предполагался оправданным в совершенном обществе. Поэтому, думается, дружная критика этой части космической философии всеми её исследователями представляется оправданной и справедливой.
Анализ духовного наследия К.Э. Циолковского позволяет рассматривать его в качестве одного из наиболее оригинальных творцов русского космизма, расширившего пределы взаимосвязей человечества со Вселенной до фундаментальных оснований бытия. К.Э. Циолковский первым ощутил необходимость нового космического умонастроения и выразил его в своеобразном философском построении. Основные постулаты его космической философии: беспредельность и вечность материи и её атрибутов жизни и разума; наличие смысложизненной первопричины вселенского бытия - творца мира и разумных существ; совершенствование разума, а, вместе с ним, и всего Космоса в русле любви и добра; восхождение человеческой цивилизации по спиралям совершенствования как повторение пути, пройденного другими цивилизациями; беспредельная экспансия человечества в пространстве-времени мироздания как необходимое условие реализации потенциальных возможностей жизни и разума в их личностной форме и т.д. очерчивают общие контуры основанной на достижениях человеческой культуры истинной картины мира.
Несмотря на фантастически грандиозный характер, картина мира Циолковского имеет основания в мировой философской мысли и выражает космические устремления человечества, его надежды и цели. Взгляды К.Э. Циолковского прокладывают интеллектуально-духовное русло для самой смелой и дерзкой практически преобразующей деятельности человека. Человек имеет право на активно-эволюционную деятельность в масштабах Космоса, так как он есть его необходимое порождение и выражение. Следовательно, мысли и идеи людей не могут выходить за пределы мироздания так же, как и его деятельность. В самой парадоксальной форме человек выражает лишь то, что ощущают его чувства и отображает разум. С этой точки зрения космическая философия К.Э. Циолковского, как и всё его духовное наследие, представляют собой несомненный вклад в сокровищницу духовной культуры человечества.
2.4. Вклад Н.Ф. Фёдорова в сокровищницу русской религиозно-философской мысли
2.4.1. Специфика подхода Н.Ф. Фёдорова к смерти.
Замечательный вклад в становление и развитие русской космической мысли внёс Н.Ф. Фёдоров. В отличие от К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, которые стремились мировоззренческие проблемы философии решать с позиций науки, Н.Ф. Фёдоров предпринимает попытку обосновать возможность и необходимость превращения сакральных догм религии в актуальные научные проблемы, связанные с преодолением смерти, регуляцией природы, обретением человеком вселенского статуса и т.д. В духовном наследии Н.Ф. Фёдорова высокие и благие идеалы христианского вероучения максимально приближаются к образу жизни людей, их практически преобразующей деятельности. Фёдоров искренне верил, что через разум и волю человека природа достигнет полноты сознания и самоуправления, восстановит разрушенное в ходе слепой стихийной эволюции.
Анализ учения Н. Ф. Фёдорова показывает, что преодоление разрушительных тенденций, выступающих в виде незыблемого закона «мира сего», он тесно увязывал с глубокими трансформациями христианства, с превращением Слова в Дела, целенаправленного изменения мира и человека. В соответствии с заповедями Иисуса Христа, Евангелие - Слово Жизни, должно считаться Делом всей жизни; радостная весть о том, что человек может вернуться к Богу и обрести потерянное счастье должно стать Радостным Делом, посредством которого человек пойдёт навстречу с Богом и совместно с Ним будет созидать гармонию мира. Убеждённость Н.Ф. Фёдорова в том, что христианство из молитвы превратится в особую практику, вынесет свою божественную Истину в повседневную жизнь людей, вытекала из реализованных Иисусом Христом способностей управлять силами природы, исцелять людей, воскрешать их из мёртвых и т.д. Следуя путём Христа, усваивая его нравственные проповеди, верующие в него унаследуют и его способности.
Спаситель сам сказал, что «Дела, которые я Творю, и он (верующий в Христа - прим.авт.) сотворит и больше сих сотворит». Следовательно, вызревание Слова, превращение его в Дело воскрешения будет осуществляться при непосредственном участии человека потому, что сам Бог учит его вкладывать собственный труд, весь свой ум и искусство в великое дело воскрешения, додумываться до необходимости активного участия в восстановления всех живших на Земле поколений людей. Осуществляя додумывание, производя рассимволизацию Евангелия, Н.Ф. Фёдоров раскрывает глубинный космический смысл предположенного Иисусом Христом пути. Двигаясь по нему, человечество сможет преобразовать греховное смертное существование в бессмертное, божественное бытиё.
Сопоставляя учение Н.Ф. Фёдорова со взглядами других русских косми- стов, можно без труда обнаружить тождество между ними в пункте, связанном с перспективами развития человечества. Из множества возможных вариантов развития цивилизации космисты отдают предпочтение целенаправленному активному участию человека в творческой эволюции природы и сознательному благотворному изменению оснований общественного бытия. Вместе с тем, процесс созидательной деятельности по переустройству мира и самосовершенствованию представляется каждым мыслителем весьма своеобразно. Но даже на фоне значительных различий, существующих во взглядах на эволюцию, подход Н.Ф. Фёдорова претендует на исключительность.
Он считает, что жизнь и разум надо не только созерцать, описывать и объяснять, но и практически совершенствовать. С этих позиций Н.Ф. Фёдоров подверг справедливой критике Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозу, Лейбница, Канта, Гегеля, Ницше, В. Соловьёва и других философов. Глубокая исследовательская интуиция, колоссальный объём знаний позволили ему обнаружить в живом организме духовной культуры значительный пробел, связанный с недостаточным осмыслением главной неправды жизни-смерти и отсутствием рациональных предложений по её устранению.
Прежде чем приступить к анализу краеугольных оснований философской концепции воскрешения всех поколений живших на земле людей можно постараться доказать, что никто до Н.Ф. Фёдорова так проблему жизни не рассматривал. Конечно, проблема жизни, как и проблема сознания, всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, своеобразие его взаимоотношений с окружающими разумными существами предполагает выяснение пространственно-временных параметров жизни, её смысла, природы рождения и смерти, физических и духовно-нравственных критериев существования человека, возможности бессмертия и т.д. Для исследования философского наследия Н.Ф. Фёдорова важен аспект жизни, связанный с конечностью индивидуального существования. Разумное существо с неизбежностью осознаёт свою смертность и поэтому она стала предметом размышления многих выдающихся людей, нашла отображение во всех вероучениях, философских системах и других сферах духовной культуры.
Характер отношения человека к смерти затрагивает исходные мировоззренческие и методологические установки и с неизбежностью сказывается на поведении и образе жизни людей. Чтобы понять специфику подхода Н.Ф. Фёдорова к смерти необходимо проанализировать, как понимали смерть его предшественники и современники. Поскольку спектр взглядов на смерть весьма обширен, остановимся на наиболее характерных подходах, оставивших наиболее заметный след в истории культуры.
В древневосточных вероучениях и философских системах сформировалось представление, согласно которому смерти не бывает, поскольку не было того времени, когда бы живущий индивид не существовал. Жизнь каждого разумного существа вечна. Смерть подобна переодеванию в новые одежды. От того, что человек снимает изношенные вещи и облекается в новое, его сущность не меняется. Не исчезает она и когда живущий в старом теле сбрасывает его и переходит в новую плоть. Идея бессмертия человеческой души и её последовательных земных воплощений весьма распространена. Не составляет исключения и русский космизм. Например, в своеобразной форме она развивается К.Э. Циолковским. Он считает, что любой организм, в том числе и тело человека, есть лишь союз вечных атомов эфира. «Распадение союза или смерть животного есть только разрушение союза, разброд членов, который не сопровождается смертью граждан, то есть атомов. После расстройства общества атомов каждый из них может жить отдельно или вступить в новый общественный союз» (74).
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 404;