22 страница

Из опыта мы знаем, что познание осуществляется не само по себе, не ради самого познания, а в интересах вполне конкретных целей. Познание с помощью технических средств направлено на раскрытие внешних вещественных структур мироздания и использование их свойств для развития технологического тела нашей цивилизации. Что касается постижения глубинной структуры бытия, то его раскрытие с помощью души человека имеет космологические цели. Дело в том, что человек не только может их непосредственно познавать, но и непосредственно взаимодействовать с разумной энергетикой Космоса. Именно поэтому миссию человека на Земле следует рассматривать, во-первых, с точки зрения глобального эволюционного процесса, основными звеньями которого являются материальные структуры, жизнь и человек, и, во-вторых, с позиций взаимодействия человека с тонким миром Психической энергии. Такой подход позволяет, исходя из космической природы человека, определить и его космическую миссию, ради которой он делегирован в этот уголок Вселенной, понять то поручение, которое дано ему Высшим Разумом.

Анализ космической природы человека показывает, что вызванный из небытия эфира путем оплодотворения его невещественной психической формой материи поток эволюции вынес на поверхность бытия вещественных форм живое существо, начинающее осознавать замысел Творца и сотрудничать с другими разумными сущностями Вселенной. Сильный антропный принцип указывает, что для устойчивого существования основных структурных элементов вещества (атомов, ядер, звезд, галактик) необходима очень тонкая "подстройка" ряда числовых величин физических постоянных и некоторых других параметров. Даже маленькие изменения физических констант привели бы к разной потере устойчивости Мироздания и к нарушению логики эволюционного процесса в основном его звене, связанном с разумом.

Вопрос о том, для чего существует человек на земле, является одним из самых центральных. Именно из него вытекают проблемы души, загробной жизни, происхождения человека и т.д.

Действительно понять эти вопросы без осознания непрерывного и вечного стремления к совершенствованию своих духовных сил и духовной основы мироздания, т.е. истинной цели и смысла жизни, невозможно.

Интуитивное понимание своего универсального космического предназначения всегда было свойственно гениальным людям. Они не могли допустить мысли о том, что человек живет лишь ради своих эгоистических целей. Это хорошо просматривается во взглядах такого глубокого мыслителя как Л.Н. Толстой. Он писал, что разум человека неудержимо влечет его рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. Разумный человек непременно должен "устанавливать, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному во времени и пространству миру, понимая его как одно целое" (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1950. Т.35. С.161).

Только с позиций соотношения человека со Вселенной люди могут понять свое предназначение. Ответ на этот главный для людей вопрос содержится, по мнению Л.Н. Толстого, в вероучениях и философии.

И это, несомненно, так. Основным предметом интереса вероучений, искусства и философии всегда оставался человек, его свобода, судьба, смысл и цель существования. Особенно тема внутреннего космического опыта личности характерна для русской культуры. Постоянно ощущали свою сопричастность с Высшим Бытием Вселенной Державин, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Герцен, Толстой, Достоевский и другие. Г.Р. Державин так выразил понимание своего места в Иерархии разумных созданий:

Частица целой я Вселенной,

Представлен, Мнится мне,

В почтенной Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал духов Ты небесных И цепь существ связал всех мной.

Космическая тема в русском искусстве была настолько ярко выражена, что мимо нее никак не могла пройти философия России конца ХІХ века - начала ХХ века. Д. Мережковский, В. Иванов, Н. Бердяев, Л. Шестов, В. Розанов - вот далеко не полный перечень тех философов, чье духовное формирование происходило главным образом под влиянием творчества русских писателей и поэтов. Искусство нашей страны, несомненно, оказало влияние и на возникновение такого специфического философского феномена как русский космизм. Ф.М. Достоевский, например, в своем "Дневнике писателя" высказал ряд идей являющихся основополагающими в космизме. Он, в частности, считал, что "высшее слово и высшая мысль" никогда не умирают и никогда не исчезают бесследно, никогда не могут исчезнуть, лишь бы только раз были произнесены. Идея вечности, всесилия духа и идеи универсальной любви к людям поразительные и непостижимые для человеческого ума тем не менее регулируют жизнь, позволяют решать "самые высшие, самые первые" вопросы: "Для чего жить", что может удержать на земле человека, в "высших типах" его, т.е. живущего материальными только интересами, но и владеющего "высшим словом и высшей мыслью?" (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. М., 1982. Т.24. С.47-49).

В русской культуре сложилось весьма уважительное отношение к мыслительной деятельности. В русском космизме это отношение было трансформировано в понимание ноосферы, т.е. особой сферы разума, с оформлением которой начинается новый сознательный этап развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. В ноокосмологии понимание "ноосферы" тесно увязывается с учением о психической энергии.

Психическая энергия есть то, что в обычном понимании значится как Духовность, а развитие Психической Энергии есть, в сущности, развитие духовности, которая состоит в приобщении к Высшему Миру, в раскрытии в себе Высшего, Космического Сознания, в развитии в себе, в овладении и в сознательном использовании той огромной Высшей Силы, которая присуща каждому из нас, для пользы эволюции и для блага всего человечества. Именно с помощью этой силы человек может внести определенный вклад в духовное и физическое развитие Вселенной, т.е. выполнить миссию, возложенную на него Высшим Разумом.

Это хорошо понимали русские мыслители. Выдающийся русский кос- мист В.С. Соловьев считал, что вера в Бога утверждает неумирающую красоту и силу, которые неразделимы с добром. Этот добрый "всемирный смысл жизни или внутренняя связь отдельных единиц с великим целым не может быть выдумана нами, она дана от века" (Соловьев В.С. Оправдание добра. Собр. соч. СПб. 1912-1914. Т.8. С.15).

3.2.3. Истинный путь развития человека, его сознания и возможностей

С точки зрения господствующей ныне научной парадигмы путь развития человека, с одной стороны рассматривается в контексте его телесной организации и взаимосвязи с животным миром, а, с другой, с позиций взаимодействия с другими людьми и обществом в целом. Правомерность такого подхода объясняется биосоциальной сущностью человека, его принадлежностью миру животных и сообществу разумных существ. Несомненно, у такого подхода есть веские основания. Что касается взаимосвязи телесной организации человека с животным миром, то еще Карл Линней, изучая структуру человеческого тела, вынужден был отнести его к отряду приматов. Современный биомолекулярный анализ представителей различных рас показал, что все люди происходят от единого генетического корня, органически связанного с животным миром.

Общность телесной организации человека с животным миром в целом можно объяснить в рамках рассматриваемой антропологической установки. С различием духовной природы человека и психической жизни животных дело обстоит гораздо сложнее. Между ними в этом отношении обнаруживается бездна.

Именно наличие разума стало основой миропонимания, исходным пунктом которого является признание человека сущностью космического масштаба. И, следовательно, путь, пройденный им, необходимо измерять не тем отрезком времени, который отделяет современного человека от примата, а тем, с которого началось первое воплощение, осуществленное творческим актом Высшего Разума. Если телом человек непосредственно связан с миром животных и через них с вещественной стороной мироздания, то душой он обращен к невещественному миру и к Творцу. Древние недаром называли человека микрокосмом, ибо своим телом и духом он не гость во Вселенной, а равноправный ее член, часть, вмещающая в себе целое. Тело сближает человека с видимой частью мира, а душа с трансцендентальным миром идей.

Благодаря душе человек способен подняться над собственной психофизической природой и обрести способности, не имеющие основания в видимом вещественном мире. Именно поэтому все попытки объяснить реинкарнацию, ясновидение, проскопию, телепатию, мыслеобразы и т.д. с помощью физических теорий, отражающих вещественно-энергетическую структуру мира, не дают желаемого результата.

Ноокосмология также утверждает единство физического и психического, усматривая различие между ними в степени тонкости, информационной насыщенности, способности к самоорганизации и развитию.

Основные рубежи эволюции: возникновение материальных структур от эфира, элементарных частиц до галактик; появление жизни от одноклеточных до высших животных и антропогенез являются ярким свидетельством творческих актов возникновения совершенно нового, уникального. Качественные различия между этими актами не могут быть сведены к трансформациям, протекающим в пределах одного творения.

По всей видимости, интеллект лежит не только за пределами психики животного, но и возник как частный аналог всеобщего интеллекта Вселенной. В этом смысле человек как духовный индивидуум относится не к животному, а к индивидууму Творца. Конечно, психическое развитие приматов подготовило почву и предпосылки для возникновения Разума. Однако душа, самосознание человека, мистическое переживание своей принадлежности Высшему Началу настолько шире психики животного, насколько психика животного отличается от информационных процессов в неживом.

При рассмотрении пути развития человека, его сознания и возможностей мы отдаем предпочтение тем подходам, которые учитывают качественное своеобразие человеческого Разума, скачкообразность перехода от психики животного к интеллекту человека.

По современным гипотезам, человек появился недавно и развивался чрезвычайно быстро. Все говорит за то, что какова бы ни была природа сил, вызвавших развитие человеческого мозга, появление у всех народов мира одинаковых умственных характеристик не могло быть просто результатом длительного медленного соревнования между отдельными человеческими группами. Существовал некий другой фактор, ускользнувший от пытливого взора науки. Страшное потрясение, испытанное нашими предками при скачке от животного к человеку все еще гулким эхом раскатывается в глубинах нашего подсознания. Это перевоплощение, вероятно, потребовало от человека быстрого приспособления к среде.

По всей видимости, для того, чтобы обнаружить решающее звено в процессе превращения животного в человека необходимо мировоззрение, лежащее за пределами ортодоксальной научной парадигмы. Роль науки до сих пор сводилась к восстановлению последовательных ступеней в развитии мозга, с возникновением ноокосмологии наука стала непосредственно заниматься природой самого Разума. На этом пути есть возможность проследить истинный путь развития человека, поскольку не его тело, а именно дух оказался на гребне универсального эволюционного потока. С появлением мыслящего человека скорость эволюционного процесса значительно увеличилась. Это означает, что эволюция начинает приобретать сознательно регулируемый характер.

Существует два подхода к решению проблемы пути, пройденного человеком в его развитии. Один подход ограничивает эволюцию человека его жизнью в физическом теле, а путь человечества рассматривает в пределах выделения человека из стада человекообразных обезьян и становления нынешней технической цивилизации. Совершенно очевидно, что здесь игнорируется космическая сущность человека, космологический характер его эволюции, наличие тонких невещественных форм материи, обладающих признаками сознания и в пунктах высокой концентрации образующих уходящую в бесконечность Иерархию разумных существ, непосредственно примыкающих к Творцу Вселенной, жизни и человека. Этот подход возник относительно недавно и приобрел абсолютное, доминирующее значение в странах, в которых господствовала марксистская идеология.

Другой подход своими корнями уходит в мироощущение древних народов и на протяжении всей истории человечества проявлял себя как устойчивое миропонимание во всех без исключения регионах мира. Его суть состоит в признании человека образом и подобием создавшего его Творца. Мистическому опыту высокодуховных людей Высший Разум открывался как Сила, превышающая физические взаимодействия мира, как высшая Свобода, Творчество и Совершенство. В какой-то мере эти качества присущи и человеку и именно они выражают его наиболее фундаментальные признаки. Истинный путь развития человека, его сознания и возможностей сопряжен как раз с совершенствованием этих качеств. Разумеется, этот процесс не может ограничиться тем отрезком времени, который отводится человеку одним воплощением. Залогом движения человеческой души по крутым спиралям эволюции в направлении Высшего Разума является Бессмертие.

Истинный путь развития человека, его сознание и возможности в наиболее концентрированном виде выражен в творчестве. И это не случайно. Ведь и универсальный эволюционный процесс, осуществляемый Высшим Разумом, есть ничто иное, как Творчество, основными вехами которого является Вселенная, жизнь, человек. Духовное начало человека реализуется в постоянном создании нового, через которое он постоянно приобщается к мировому духовному бытию. В творческом порыве интуиции и воли человек наиболее сильно ощущает свою сопричастность Высшему Разуму. Многие выдающиеся художники, писатели, поэты засвидетельствовали этот факт созна- ния. Для нас особую ценность представляют признания, говорящие о том, что многие творческие личности достигали состояния, когда сознание непосредственно "подключалось" к энергоинформационным каналам Вселенной.

Выдающийся русский космист Н.А. Бердяев полагал творчество главной отличительной чертой человека, поскольку оно позволяет "ему прорываться через этот мир к миру иному". Другой наш космист С.Н. Булгаков в книге "О религии Толстого" рассматривал процесс своего творчества как что- то "данное" свыше. По его убеждению, "направляет художественное внимание стихия таланта ... « Л.Н. Толстому также было присуще это чувство. В своем Завещании он пишет: "У меня были времена, когда я чувствовал, что я становлюсь проводником воли Божией". Великий итальянский художник Микеланджело, создавая свои бесценные фрески, ощущал в своем творчестве присутствие Божественных Сил. Гениальный немецкий композитор Л. Бетховен отмечал, что в моменты музыкальных озарений "Сам Бог говорил над его ухом". Наш замечательный поэт В. А. Жуковский считал, что красота, которую воспроизводит представитель искусства, есть "ощущение и слышание душою Бога в созидании". Подвести итог этим примерам хочется словами французского писателя Г. Флобера, который пришел к выводу, что художники являются "органами Бога, посредством которых он Сам открывает Свою сущность".

Ноокосмология рассматривает процесс творчества человека как элемент глобального эволюционного созидания Высшего Разума. В нем сознательное существо, творит свой человеческий мир и тем самым соучаствует в созидании Творца Вселенной. Причем истинный путь развития человека его сознания и возможностей раскрывается не ценностью созданных им вещей, а тем внутренним миром, который развивается в нем Высшей Силой. "Иногда даже сам великий человек, - отмечает французский психолог Г. Жоли - взирая на горизонты, которые открывает перед ним его же собственная идея, повергается в изумление и восхищение перед ней и полагает, что она снизошла к нему свыше от какой-то незримой верховной силы".

Здесь необходимо четко разграничивать мышление и сознание. Сознание есть та часть Психической Энергии бесконечного Космоса, которая в зависимости от уровня духовно-нравственного развития личности приливает в его внутренний невидимый для постороннего наблюдателя мир. Мышление есть лишь часть того широкого потока тонких энергий, которые проникают во все ткани, во все органы нашего тела, устанавливая во всем организме равновесие, способствуя его нормальному и правильному функционированию. Но это та часть, которая концентрируется нашей волей и контролируется вниманием. С одной стороны он "омывается" бессознательной психической энергией, в которую погружен растительный, животный мир и наше телесное естество. С другой стороны, она смыкается с теми глубинами духовного бытия, которые являются границей существования Высших Духовных Сущностей Вселенной. Этим объясняются те громадные возможности человеческого духа, которые мышление не способно понять.

Не в бессознательном, как думают некоторые исследователи проблем информационного обмена, корни ясновидения, телепатии, телекинеза и т.д., а в сверхсознательном. Вернее низшие способности человека, связанные с проявлением его недоброй воли и злых намерений, по всей видимости, сопряжены с Психическими Энергиями более грубого порядка, которые характерны для низших планов бытия. Человек в состоянии транса, экстаза, гипноза и т.д. может подключать эту энергию и проявлять ее в тех или иных способностях. Разумеется, эти скрытые до поры до времени способности не обязательно выражаются в противоречащих закону Добра деяниях. Что касается высшей интуиции, мистической сопричастности с Высшим Разумом и таинственных способностей, проявившихся в Иисусе Христе, апостолах, святых, пророках и т.д., то они проявляются только в интересах эволюции, являющейся основным законом Мироздания и только для блага разумных существ, составляющих высшее достижение Мировой Души.

Не следует думать, что истинный путь развития человека заключается в раскрытии поражающих воображение способностей. Это лишь внешнее выражение процесса, смысл которого в постижении Мировой Души через раскрытие собственного духовного мира. Важнейшим этапом на этом пути является осознание своего внутреннего глубинного Я. Как верно отметил немецкий философ Карл Дюпрель: "В сокровенных недрах нашего существа пребывает недоступный нашему самосознанию трансцендентный наш субъект, корень нашей индивидуальности; он отличается от чувственной половины нашего существа как формой, так и содержанием своего познания, так как находится в других отношениях к природе, т.е. воспринимает от нее другие впечатления, а следовательно, и реагирует на нее иначе, чем наша половина" (Дюпрель К. Философия мистики. С.441).

Исследование внутренних путей самосовершенствования показывает, что между функциональным глубинным "Я" и "Я", лежащим на поверхности нашего сознания существует ряд промежуточных ступеней, которые обеспечивают слаженное функционирование нашего организма. В христианской антропологии эта часть Психической Энергии удачно обозначена понятием "душа". Методы ортодоксальной физиологии и психологии оказались бессильными в познании Психической Энергии. Но это не означает, что путь в глубины духовной реальности закрыт. Духовная практика человечества, в основе которой лежит сосредоточение, самонаблюдение, внутреннее созерцание и т.д. свидетельствует о том, что человек наряду со многими ошибками и заблуждениями, заведшими его в тупик нынешнего экологического кризиса, сумел проложить в дебрях бытия узенькую тропинку истинного пути, ведущему к фантастическим возможностям. С определением путей искусственного ввода людей в энергоинформационные каналы Космоса появилась возможность превратить тропинку духовного совершенствования в широкую, по современному оборудованную, дорогу, ведущую к новой эре человечества.

3.2.4. Взаимосвязь человека с природой, средой обитания и Космосом

В бытии человека есть связи, роднящие его с любой преходящей вещью природы. В этом смысле, оправдан подход философов и ученых, который рассматривает человека как тело среди тел -как вещь среди вещей. Тело человека, как и любое тело природы, подчинено законам вещественного мира и активно участвует в четырех типах взаимодействий - сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном.

Благодаря системе вещественных связей тела со средой обитания и Космосом оно существует как живая, конкретная биологическая система. Данный факт стал причиной утверждения приоритета телесной формы человеческого существования над духовной. Между тем без духовных связей тело человека, действительно превращается в вещь природы, поскольку вместе с уходом души исчезает сознание и все атрибуты личности. Не случайно все выдающиеся мыслители неизменно подчеркивали определяющую роль духовного начала в жизни человека.

Развивая ведущую философскую традицию, ноокосмология раскрывает систему невещественных связей человека с различными структурами мироздания, с различными биообъектами и живыми разумными существами, а также функциональную зависимость от вышестоящих звеньев духовной Иерархии. Речь идет о целенаправленном экспериментальном изучении связей, лежащих в основе глобального эволюционного процесса. В ноофизике эти связи рассматриваются с точки зрения Психической Энергии. Очевидно, такой термин необходим для перевода философско-религиозных представлений о животворящей духовной силе Мироздания на язык современной науки. Представляется, что антология Психической Энергии с энергией вещества оправдана. С помощью электрической, химической, атомной и т.д. энергии человек непосредственно преобразует среду. Что касается мысленной энергии, то она в ортодоксальной науке рассматривалась как некий духовный субстрат, применяемый опосредовано, путем воплощения в физические действия, материализации в каких-то орудиях. Однако развитие ноокосмологии научно опровергает подобный взгляд и подтверждает извечное убеждение людей в способности непосредственного образно-волевого и вербального воздействия сознания на объекты и предметы мира.

Древние народы - египтяне, халдеи, евреи и другие знали об этом свойстве сознания и пользовались им для разных целей. Так, например, Психическая Энергия наслаивалась на предметы, которые назывались терафима- ми, или заклятыми предметами, для того, чтобы с помощью определенной формы или заклятия производить желаемое действие на других. Недаром народная пословица гласит: в здоровом теле здоровый дух. Хорошо известна роль человеческой души в поддержании жизни тела, в ведении способа существования, соответствующего интересам эволюции. Одним из примеров тому

- жизнь И. Канта. Родившийся слабым ребенком с хилым телом философ прожил 80 лет благодаря мощи души. Кант гармонично сочетал свой образ жизни со своими идеями, был всегда верен проповедуемым в трудах высочайшим ценностям духа и гуманизма.

В данном разделе рассмотрим некоторые аспекты тонких информационных связей человека с внешней природой и своим телом. Прежде всего, необходимо выяснить смысл невещественных связей и их раскрытие в экспериментах современной науки.

Смысл невещественных связей человека

Последние достижения в области ноокосмологии, включающие в себя проблемы информационного обмена людей с внешней средой обитания и Космосом, влекут за собой радикальные преобразования во взглядах на систему взаимосвязей человека с миром. С изучением необычных феноменов человек все больше предстает как элемент полифундаментального многомерного мира, где наряду с вещественными структурами материи объективно существуют различные уровни духовной реальности.

Тонкие невещественные формы материи в виде Психической Энергии пронизывают все природные и социальные сферы бытия человека.

В формируемой ноокосмологией картине многомерного мира параллельные друг другу пространства включают в себя наряду с вещественными структурами материи и невещественные формы. Сегодня уже точно установлено, что изучение и подчинение Психической Энергии воле человека всегда вело к свершению того, что называется "чудесами". Все великие деяния, о которых повествуют Библия и другие священные тексты, совершены с помощью Психической Энергии. Раскрытие ее свойств в ноокосмологии неизбежно ведет к возрождению истинного смысла ключевых категорий человеческого бытия: "цель жизни", "добро", "зло", "душа", "дух", "смерть" и др. А разработка эффективных методик использования Психической Энергии на первый план выдвигает такие способности людей как ясновидение, телепатия, психометрия, биолокация, реинкарнация и т.д. При этом по-новому осмысливается пространство и время, топология человека и Вселенной.

Многомерность связей человека и Вселенной выражается в сложных отношениях между различными сферами, уровнями, планами, ступенями бытия, каждый из которых охватывает определенное человеческое и природное пространство, вычленяя свой срез, отражая те или иные причинно-следственные связи. При многомерном подходе понятие "пространство" уже не сводится к форме существования только вещественных структур, но включает в свое содержание слои, заполненные различными видами Психической Энергии, способ существования которой качественно отличается от пространства вещественных форм материи. Мысль есть особая субстанция, специфическое состояние материи, поэтому можно говорить о том, что Психическая Энергия не имеет обычных пространственных координат. То же самое можно сказать и о ее существовании во времени. Для мысли не существует вектора времени, направленного от прошлого через настоящее к будущему. Согласно современным научным воззрениям, весь пространственно-временной космос возник несколько миллиардов лет назад. Это не означает, что Вселенной вообще не существовало. Она была в особом состоянии, в том числе и в мысли. Актуально ее не было, но потенциально она существовала в Его сознании. И нужны были только условия, чтобы идея материализовалась в творческой деятельности людей.

Очевидно, также нужны были какие-то предпосылки, чтобы из бесча- стичной формы материи - эфира началось формирование частиц, из которых построены все объекты Вселенной. Версия такой модели начала эволюционного процесса изначально выдвинута еще в Древней Греции Анаксагором. Согласно его учению, Ум ("Нус"), прикоснувшись к бесформенной смеси неразличимых частиц, сообщил ей вращательное движение, и в итоге усиливающейся дифференциации беспорядок - хаос стал превращаться в порядок- космос (Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1969).

Идея эфира активно разрабатывалась Ньютоном, Максвеллом, Томпсоном, Поль Дираком, Расселом и другими. В ноокосмологии она рассматривается в контексте учения о невещественных формах материи.

Проводимые эксперименты убеждают в том, что невещественные формы материи предрасположены к самоорганизации и упорядочению. Чем более тонка структура материи, тем сложнее и гармоничнее она может быть организована. По всей видимости, эфир занимает среднее положение между вещественной формой материи и духовной реальностью.

Мыслителей всегда интересовал вопрос не только, из чего состоит то или иное образование, но и что спроектировало, создало его. В этом плане распространение представлений о моделировании мира сегодня протекает в русле учения выдающегося немецкого философа Лейбница. Автор оригинального философского исследования активности материи Л.Н. Лехова пишет: "К активному отстаиванию своей целостности тела неживой природы оказываются способными потому, что их структуры несут в себе какие-то аналоги существенных для них факторов среды. Они тоже суть "зеркало и эхо Вселенной", той Вселенной, которая их сформировала и образ которой они несут в себе в форме, обусловленной их природой" (Ляхова Л.Н. Отражение и активность материи. Саратов. Из-во Саратов. ун-та, 1979. С.146).

Конечно от признания отражения до признания реального существования Психической Энергии, которая является проявлением Духовной реальности, дистанция огромного масштаба.

Сделать такой шаг в период господства марксистской идеологии было небезопасно. Хотя в самой марксистской литературе никаких запретов на этот счет не существовало. Более того, известный биохимик Дж. Холдейн, редактор первого английского перевода увидел в книге Ф. Энгельса "Диалектика природы" основание для вывода о наличии "во всей Вселенной" рудиментов жизни и мышления. Как известно труды Холдейна послужили теоретическим ориентиром для выдающегося ученого и гуманиста П. Тейяр де Шардена. Вывод, сделанный П. Тейяр де Шарденом о том, что "для внутреннего сознания ... невозможно ... установить абсолютное начало" (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. С. 55) , имеет огромное ме- тодологическое значение для ноокосмологического учения о Психической Энергии. Оно указывает на необходимость включить факт человеческого существования в научную картину мира и свидетельствует о том, что человеческому сознанию предшествовало сознание более емкое и полное.

По всей видимости, возбудив эфир и придав ему определенную активность, Высший Разум определяет направленность и характер глобального эволюционного процесса. Его орудие духовная реальность не выражается в пространственно-временных категориях, поскольку находится за их пределами. О том, что пространство и время не являются вечными как духовная реальность, а возникли вместе с видимой Вселенной говорил еще выдающийся богослов и философ Августин (. Августин. Исповедь. XI. М., 1914. С.313).

Сегодня уже наука, вслед за вероучением утверждает: "Время возникло вместе с миром, оно, стало быть, принадлежит миру, и поэтому в то время, когда не существовало Вселенной, не было никакого времени" (Гейзенберг








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 446;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.