Общественное положение аномальных детей и принципы организации системы специальных учреждений
История общественного воспитания и обучения аномальных детей в России по существу начинается со второй половины XIXвека. До Великой Октябрьской социалистической революции организованным обучением и воспитанием абсолютное большинство детей с отклонениями в развитии охвачено не было. Так, к началу 80-х годов XIX века в России было только одно С.Петербургское училище для слепых, три училища для глухих — в Петербурге, Москве и Варшаве и несколько приютов и частных школ для умственно отсталых детей, в которых воспитывалось, обучалось или призревалось не более двух тысяч воспитанников.
К началу XX века только в двух вспомогательных школах оказывалась логопедическая помощь детям. Вместе с тем, по данным конца XIX века, количество слепых в России составляло почти 250 тыс. человек, глухих 150тыс., количество слабоумных в тяжелой степени, т. е. нуждающихся в общественной помощи, достигало 200 тыс.
Проблема обучения и воспитания аномальных детей впервые обсуждалась в 1896 году на 2-м съезде представителей профессионального и технического образования, где была создана секция призрения и обучения слепых, глухонемых и ненормальных детей. Здесь рассматривались вопросы общественного положения аномальных детей в России, привлечения внимания правительства и общественности к воспитанию глухих, слепых и умственно отсталых детей, расширения сети специальных учреждений и улучшения их состояния. Работа этой секции представляла собой по существу первый в России съезд дефектологов. Участники съезда подтвердили, что забота об аномальных детях — долг общества. Они определили не только основные формы помощи этим детям, но и типы, структуру учреждений для них — как школьных, так и дошкольных. При решении этих вопросов был учтен опыт работы зарубежных учреждений для аномальных детей.
Решения съезда по проблемам призрения, лечения и обучения аномальных детей стали программой деятельности всей русской общественности по оказанию столь необходимой им помощи.
Однако в условиях царской России не представлялась возможной реализация этой программы и в деле организации обучения и воспитания аномальных детей, развития системы специальных учреждений для них не произошло каких-либо существенных изменений.
В дальнейшем передовыми представителями врачебной и педагогической общественности России конца XIX — начала XX века на различных форумах не раз ставились вопросы воспитания и обучения аномальных детей. Появилось много замечательных энтузиастов, проявивших немало ценных "пропагандистских инициатив, обогативших теоретические и практические основы специального обучения и воспитания, осуществивших ряд важных организационных мероприятий по оказанию помощи аномальным детям. В этот период был внесен определенный вклад в дело организации специальных учебно-воспитательных учреждений. Однако эти специальные учреждения не входили в государственную систему народного образования и обслуживали лишь малую часть детей из числа нуждающихся в специализированной помощи. Учебно-воспитательные задачи этих учреждений были крайне ограничены. Воспитание и обучение детей с дефектами развития строилось на филантропической основе, а острые проблемы развития системы специальных учреждений оставались нерешенными.
После Октябрьской революции Советское государство взяло на себя заботу об учреждениях для аномальных детей, передав их в ведение Народного комиссариата просвещения. Таким образом, обучение и воспитание детей с недостатками физического и умственного развития стало составной частью единой государственной системы народного образования. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, на их профилактику, на общее оздоровление подрастающего поколения, назывались в те годы «охраной детства». В новом государстве не должно быть обездоленных, «ничьих» детей. В документах того времени, посвященных этой проблеме, подчеркивалась необходимость выделения аномальных детей в особые школы и вспомогательные группы.
Эти детские учреждения строились на трудовых началах, в условиях самообслуживания изживался филантропический инвалидный взгляд на роль специальных заведений для аномальных детей. Социальное воспитание пришло на смену социальному призрению. Против замкнутой системы воспитания этих детей выступил Л. С. Выготский. Сеть учреждений для аномальных интенсивно росла: создавались детские дома, школы, приемники, распределители и другие учреждения.
В 1920 году открылся I Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью, на котором в числе других обсуждались вопросы организации дифференцированной сети специальных учреждений и основные принципы построения в них учебно-воспитательного процесса.
Н. К. Крупская проявляла заботу об аномальных детях, подчеркивала необходимость и важность создания сети учебно-воспитательных заведений для детей с дефектами физического и умственного развития.
Были приняты важные правительственные постановления, направленные на обеспечение школьного всеобуча аномальных детей в единой системе народного образования, к созданию дифференцированной системы специальных учебно-воспитательных учреждений, подготовки для них квалифицированных кадров.
В ходе реализации этих постановлений решались основные вопросы работы специальных школ: классификация аномальных детей, типология специальных учебно-воспитательных учреждений, совершенствование содержания и методов учебно-воспитательной работы, подготовка аномальных детей к общественно полезному труду.
Дифференцированная система специальных учреждений для аномальных детей в данное время включает не только школьные, но и дошкольные, а также различные вечерние учебные заведения для взрослых глухих и слепых.
Большая часть специальных учреждений — школы-интернаты, где дети находятся на полном государственном обеспечении. Учителя-дефектологи получают двадцати процентную надбавку к заработной плате с учетом особой специфики и сложности их труда.
После получения общего среднего образования выпускники с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата могут получить образование в соответствующих их возможностям средних и высших учебных заведениях. В специальных школах обеспечивается подготовка, позволяющая после ее окончания продолжать профессиональное образование без отрыва от трудовой деятельности.
Сеть специальных учреждений соответствует разработанным в советской дефектологии принципам дифференцированного обучения аномальных детей. На эти учреждения распространяются принципы организации учреждений общей системы народного образования в нашем государстве.
Однако, осуществляя обучение и воспитание в специальных учреждениях в соответствии с принципами общей педагогики, дефектология учитывает особенности аномальных детей и конкретизирует общие подходы к организации обучения и воспитания лиц с различными отклонениями в психофизическом развитии.
Важными принципами построения системы специальных учреждений являются ее государственный характер, единство, всеобщность, общедоступность и обязательность обучения. Это означает, что все специальные учебные заведения, входящие в общую государственную систему народного образования, создаются на единых началах, которые обеспечивают общие цели подготовки аномальных детей. Закон о всеобщем и обязательном обучении полностью распространяется на детей с отклонениями в развитии. Сеть специальных школ, обеспеченная соответствующими учебными планами, программами и специальными учебниками, способствует реализации этого закона. Все аномальные дети, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, имеют право поступить в специальные учреждения независимо от пола и социального положения.
Одним из ведущих является принцип дифференцированное системы учреждений для аномальных детей. Все вышеназванные категории детей с дефектами развития существенно отличаются друг от друга, обладают неповторимыми психофизическими особенностями и своеобразием личности. Каждая группа этих детей нуждается в особой организации их воспитания и обучения, в различных методах коррекционно-воспитательной работы.
Для каждой категории аномальных детей созданы специальные учреждения: детские сады и школы для слепых и слабовидящих, дошкольные и школьные учреждения для глухих и слабослышащих, специальные дошкольные учреждения и вспомогательные школы-интернаты для умственно отсталых, детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и др.
Сеть специальных учреждений в нашей стране организуется в соответствии с принципом учета возрастных особенностей аномальных детей. По возрастным данным все учреждения для лиц с аномальным развитием делятся на три типа:
1) дошкольные учреждения (детские сады, детские дома для дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы при массовых детских садах);
2) школы и школы-интернаты для различных категорий аномальных детей;
3) вечерние школы для взрослых, производственно-технические училища, техникумы (или специальные группы при обычных техникумах).
Все учреждения для аномальных детей работают над реализацией задач общеобразовательной и профессиональной подготовки. Принцип сочетания общеобразовательного и профессионально-трудового обучения положен в основу работы специальных школ. Изучение основ наук сочетается в специальных школах с практической трудовой подготовкой и овладением определенной трудовой профессией.
Учебные планы всех специальных школ включают профессионально-трудовое обучение, которому в часах отводится значительное место, а производственная практика на предприятиях способствует совершенствованию трудовой подготовки аномальных детей. Профессионально-технические училища готовят квалифицированных рабочих. Профилирование труда, выбор профессии осуществляется с учетом психофизических особенностей и возможностей детей.
Подготовка детей с отклонениями в развитии к самостоятельной трудовой жизни в обществе ставит перед специальными учреждениями задачу строить учебно-воспитательный процесс по типу массовых школ, но с учетом особенностей воспитанников, обусловленных дефектом. Социальная адаптация и реабилитация аномальных детей, их дальнейшее обучение, совершенствование п развитие во многом зависят от организации работы специальных учреждений на основе принципа учета особенностей обучения этих детей в соответствии с требованиями массовой школы. Руководствуясь этим принципом, специальные учреждения стремятся, исходя из возможностей детей с отклонениями в развитии, приблизить их общеобразовательную подготовку к соответствующим требованиям обучения в массовой школе.
Овладение определенным объемом знаний, умений и навыков аномальными детьми в сравнении с учениками массовой школы занимает по времени более длительный период. Чтобы получить общеобразовательную подготовку в объеме 8 классов массовой школы, глухие дети учатся 12 лет. При этом они в 9 — 12 классах получают производственную подготовку по определенной специальности. Дальнейшее образование (полное среднее, соответствующее 10 классам массовой школы) глухие имеют возможность получить в специальной вечерней школе.
Слепые и слабовидящие дети, обучаясь по программам массовой школы, успешно овладевают общеобразовательной подготовкой в объеме массовой десятилетки за 11 лет обучения в специальной школе.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 584;