Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. альности. Ее отклик на отца принимает форму фантазии, в которой она видит себя на месте матери
ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ
альности. Ее отклик на отца принимает форму фантазии, в которой она видит себя на месте матери. Однако страх инцеста заставляет ее диссоциироваться с реальностью инфантильного тела и приводит к возникновению иллюзии, что она сексуально неотразима.
Конфликт современного мужчины возникает из-за противопоставленности его эго-ценностей и ценностей тела. Эго думает о достижениях, а тело хочет удовольствия. Эго функционирует с помощью образов, а тело — с помощью чувств. Если образ и чувство совпадают, человек живет нормальной здоровой эмоциональной жизнью. Если же чувство подчинено или подавлено ради эго-представления, возникает иллюзия и наступает отчаяние. Иллюзия противоречит реальности телесного состояния, безнадежность уклоняется от потребностей тела.
За каждой иллюзией скрывается стремление к свободе и любви. Человек в состоянии безнадежности борется за свободу и любовь с помощью иллюзии силы. В его уме сила — ключ к свободе и любви. Хотя эта иллюзия поддерживает его дух в отчаянии и беспомощности, мы увидели, что когда критический период детства остается позади, она же и сохраняет это отчаяние и эту беспомощность. Чтобы преодолеть иллюзию силы, необходимо пережить реальность и любовь как телесное чувствование. Это осуществляется путем концентрации на физических напряжениях тела. Когда человек почувствует ригидность собственного тела, он узнает, что не свободен, несмотря на бунт и неповиновение. Если он почувствует, что его тело «заморожено», то узнает, что скован, независимо от того, какова внешняя ситуация. Если он начинает сознавать, что его дыхание ограничено, а подвижность снижена, он поймет, что неспособен любить.
Эмоциональное значение мышечного напряжения все еще недопонято. Неразрешенные эмоциональные конфликты детства структурируются в теле хроническими мускульными напряжениями, которые порабощают человека, ограничивая его подвижность и способность чувствовать. Необходимо устранить эти напряжения, кото-
рые, захватывая тело, портят, расщепляют и искажают его, и только тогда можно обрести внутреннюю свободу, без которой уверенность в том, что человек может вольно думать, чувствовать и любить, всего лишь иллюзия.
ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ
ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ
Дошедший до отчаяния человек, как правило, не сознает, что приютил в себе демоническую силу. Он рационализирует свое поведение или оправдывается, объясняя его беспомощностью или безнадежностью. Он идентифицирован со своим демоном и неспособен объективно взглянуть на это. Демоническая сила составляет на этой стадии часть структуры характера человека, которую обязано защищать эго. Это напоминает троянского коня внутри города, коварную опасность которого эго увидеть не может. Природа обмана станет очевидной, и город окажется под угрозой бедствия только в тот момент, когда конь извергнет из своих недр вражеских воинов. Когда жизни или рассудку угрожает самодеструктивное поведение, человек может понять, что именно оно повинно в отчужденной пустоте его личности. Если прежде он мог оправдать свои действия как естественный отклик на фрустрацию и непринятие, то теперь он попадает в позицию, из которой они видны как компульсив-ность и даже как симптом заболевания. В этой точке терапевт может распознать за компульсивностью демоническую силу и, анализируя ее элементы, ликвидировать ее активность. Поскольку в каждой шизоидной личности присутствует демонический компонент, если мы хотим исцелить расщепленную личность, совершенно необходимо знать, как этот демон появляется.
Демонизм — это отрицание иллюзии. Демонические силы пытаются разрушить иллюзию и повергнуть человека в отчаяние. Их оружие — цинизм и сомнение. Прикрываясь рациональностью, демон прячет свою иррациональную природу. Когда иллюзия рушится, как и предсказывал демон, он нашептывает: «Покажи им, что тебе все равно». Его совет — самодеструкция, поскольку реально ни-
чего не произошло и на самом деле беспокоится не о чем. Он издевается над эго и расшатывает его стабильность. Фактически он говорит эго: «Так ты думаешь, что сможешь жить без меня? Ты полагаешь, что твои иллюзии могут тебя поддержать? Результат подобен восстанию экономически зависимых рабов. Голос демона — это голос отвергнутого тела, которое пытается взять верх над эго и опровергнуть его. Эго, полагаясь на иллюзию, становится беспомощным, когда эта иллюзия рухнула. Тело, призванное служить иллюзии, реагирует деструкцией, высвободившись из-под власти контролирующих сил. Оно преодолевает беспомощность эго и временно обретает власть над ним. Оно вспыхивает как негативная сила, как ненависть, которая крушит все, чего стремилась достичь иллюзия.
Ребенок рождается без иллюзий и без знания о добре и зле, о боге и дьяволе. Он рождается как животный организм, поведение которого определено удовлетворением физических потребностей и стремлением к удовольствию. «Хорошо» и «плохо» начинают обретать смысл, когда он научается сопротивляться манящему телесному удовольствию и обуздывать агрессию. «Хороший» ребенок слушается и подчиняется, «плохой» — бунтует и не покоряется. Если он преодолевает родительскую авторитарность, то будет отвергать животные инстинкты в интересах выживания. Он «закопает» их под ложечкой в животе и заключит в капсулы мышечных контрактур. Брюшная стенка станет жесткой и тяжелой, ягодицы сожмутся, тазовое дно поднимется, а диафрагма застынет. Изолированные и запертые инстинкты сексуальности и агрессии постепенно превратятся в порочность и ненависть. Отсечение сознательного управления и отвержение телесных проявлений форомирует их собственную «адскую территорию». Как раз во время этого процесса и рождается дьявол.
Демон возникает в человеке путем тех же психологических механизмов, что и его оригинал — Люцифер. Изначально Люцифер был ангелом божьим, который променял небеса на преисподнюю, потому что взбунтовался
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 451;