Механизмы фагоцитоза
Взаимодействие чужеродных частиц (опсонизированных бактерий, латекса) с поверхностью фагоцита вызывает его активацию, выражающуюся в перестройке метаболизма клетки – увеличивается ионная проницаемость клеточной мембраны; в десятки раз увеличивается потребление клеткой глюкозы и кислорода, что сопровождается образованием О2-. Это явление называют «дыхательным взрывом» или «респираторным взрывом» в его основе лежит повышение образования НАДФН в клетке в результате активации гексозомонофосфатного шунта и окисления НАДФН ферментным комплексом НАДФН – оксидазой (реакция (9)).
О2- , в свою очередь превращается в другие АФК - *ОН; Н2О2.
Именно генерация О2-. объясняется не только микробоцидное и цитотоксическое, но также, в немалой степени, и иммунорегуляторное действие активированных фагоцитов. О2-. участвует в выработке хемотоксических пептидов и индуцирует синтез интерлейкин-1-подобного фактора. О2-. взаимодействует с эндотелиоцитами, ингибирует эндотелиальный фактор релаксации сосудов, и, как следствие, увеличивает адгезию циркулирующих гранулоцитов к эндотелиоцитам.
В обеспечении биоцидности полиморфноядерных лейкоцитов важная роль принадлежит миелопероксидазе, которая содержится в азурофильных гранулах. Фермент начинает действовать уже в фагосоме при её слиянии с лизосомой. Благодаря катализируемой ферментом реакции, происходит образование мощных биоцидных соединений гипогалоидов – НОСl. Ионы гипоиодида непосредственно разрушают мембранные белки за счет реакции прямого иодирования. Гипохлорид реагирует с аминогруппами структур мембраны микробов с образованием хлораминов, а также может действовать опосредованно через образование синглетного кислорода.
Активация фагоцитов способствует выбросу свободных протеиназ, разрушительная активность которых сдерживается а1- антитрипсином. Однако, под влиянием АФК, продуцируемых фагоцитами, (особенно HСlO), возникает дефицит а1- антитрипсина. В результате проксиназы могут разрушать ткани окисление же липидов мембран приводит к появлению хемотрактантов. Таким образом, активация фагоцитов является «автокаталитическим» процессом, что может привести к образованию порочного «круга» в очагах воспаления. В организме существуют естественные механизмы торможения воспалительных реакций. Так, нейтрофилы выделяют лактоферрин, который связывает свободное железо, переводя его тем самым в каталитически неактивную форму, а также высокие концентрации таурина, который реагирует с гипохлоритом и защищает тем самым нейтрофилы от поражения.
АФК влияют на образование токсичного для бактерии оксида азота NO (10) О2+L-аргинин® NO+ цитруллин.
Фермент – индуцибельная синтаза оксида азота в результате взаимодействия NO с АФК образуются ещё более токсичные пероксинитриты.
Итак, образование АФК и гипохлоридов является кислород зависимым механизмом уничтожения микробов.
Существуют и кислород – независимые бактерицидные механизмы к ним относится, например, секреция в фагосому веществ, находящихся в специфических гранулах нейтрофилов. Секретируются катапсин, эластаза, протеиназа, дефензины, катионные белки, лизоцим, лактоферрин.
Дефензины – природные антибиотики полипептидной природы. Формируют порог в мембранах микробных клеток. Дефензины богаты остатками цистеина и аргинина.
Другим антимикробным механизмом является снижение рН. Н+ - зависимая АТФ – аза «закачивает» в фаглизосому ионы Н+.
При патологиях выполнения фагоцитами своих функций может существенно снижаться например, при наследственном дефиците миелопероксидазы. У больных хроническим гранулематозом фагоцитарные клетки не образуют АФК и не способны уничтожать фагоцитированные микроорганизмы. Это заболевание характеризуется очагами хронического воспаления, которое вызывают возбудители гнойных инфекций.
Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 1353;