Синтетические опиоиды.
Метадон– является синтетическим опиоидом и, отличаясь от морфина по химической структуре, оказывает на организм человека во многом сходное действие. Изучение метадона началось с 1946 года. Некоторое время его использовали как замену морфина при сильных болях, причем, в отличие от морфина метадон эффективен при пероральном применении.
В последнее десятилетие отмечается резкий рост распространения наркомании, главным образом инъекционной, что в свою очередь привело к росту связанных с этим негативных явлений, увеличению медицинских проблем (заболеваемость наркоманией, смерть от передозировки, суициды, рост случаев заболеваемости ВИЧ/СПИДом, вирусными гепатитами «В» и «С», БППП и другими инфекциями), а также социально-экономических последствий (рост преступности, распад семей и т.п.).
Учитывая современную наркоситуацию, в Кыргызской Республике становится приоритетом проведение комплексных исследований по распространенности ВИЧ/СПИДа, БППП среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) и лиц, предоставляющих сексуальные услуги. Республика располагает государственными и частными специализированными учреждениями, разработана и внедрена программа по заместительной терапии метадоном, а также программы по профилактике ВИЧ/СПИДа, БППП.
Заместительная терапия является методикой, позволяющей минимизировать вред от потребления наркотиков, предупредить распространение опасных болезней, а также профилактикой смертности от передозировок наркотиками. Исследования показали, что метадон в меньшей степени разрушителен для иммунной системы. Продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных пациентов, принимающих метадон, выше, чем у потребителей наркотиков, которые не проходят заместительную терапию метадоном.
Некоторые результаты реализуемой пилотной программы заместительной терапии метадоном выглядят вполне обнадеживающими: после одного года терапии 88% клиентов чувствуют себя лучше, а 93% отметили положительные изменения в том, как они проводят свое свободное время[80].
В соответствии с Положением об условиях и порядке проведения заместительной терапии метадоном в Кыргызской Республике, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 15 февраля 2001 года № 41, заместительная терапия - это лечение больных с зависимостью от опия и опиоидов заместительными опиоидными препаратами. К наиболее известным препаратам, используемым для заместительной терапии, относятся метадон, бупренорфин, ЛААМ, но самым распространенным является метадон. По своей химической структуре и свойствам метадон является производным опия, относится к агонистам опиатов, т.е., веществам, имеющим сходное действие с опием. К признанным преимуществам метадона, позволяющим использовать его в качестве средства для поддерживающей терапии, относится его длительный эффект (24-36 часов) и возможность перорального приема один раз в сутки. Будучи синтетическим опиоидом метадон обладает также слабым седативным и обезболивающим действием, равным по силе действию морфина. При длительном использовании метадона, в качестве средства для поддерживающей терапии, происходит медленное повышение толерантности к нему и формирование зависимости. Эйфорический эффект препарата выражен незначительно и проявляется при высоких дозировках, существенно превышающих терапевтические дозы.
Начало использования метадона относится к 60-70-м годам прошлого столетия. В США он разрешен в 1966 году (неофициально используется с 1964); в Великобритании - в 1968; Дании - в конце 60-х; Голландии - в 1968; Италии - в 1975; Испании - в 1983; Германии - в 1992; Франции - в 1995 (неофициально используется с 1972); Польше - в 1992.
В странах постсоветского пространства заместительная поддерживающая терапия метадоном впервые была внедрена в Литве, Эстонии и Латвии (1996-1997). По данным на май 2003 г. в Литве реализуются 5 программ, Эстонии - 2 программы, Латвии - 1 программа. В Кыргызстане пилотные проекты по поддерживающей терапии метадоном были внедрены в 2002 г. (2 программы).
Впервые обсуждение вопроса о внедрении заместительной терапии метадоном в Кыргызской Республике было инициировано летом 2000 года. Тогда эта идея не встретила достаточного понимания со стороны ответственных лиц системы здравоохранения и правоохранительных органов страны. Однако, уже осенью 2000 года, когда в Ошской области произошла резкая вспышка ВИЧ-инфекции среди инъекционных потребителей наркотиков, обсуждение вопроса о внедрении заместительной терапии приобрело иной, более прагматичный характер. Это обстоятельство явилось решающим толчком для издания Министерством здравоохранения республики приказа «О разработке программы заместительной терапии наркотической зависимости в Кыргызской Республике».
Вскоре после издания приказа в Республиканском центре наркологии был разработан проект программы «Заместительная терапия метадоном в г. Бишкек», представлен в Министерство здравоохранения на утверждение, затем согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами (МВД, Госкомиссия по контролю наркотиков, СНБ).
Ученый медицинский совет Министерства здравоохранения Кыргызской Республики дал заключение, что проект заместительной терапии метадоном в том виде, в котором предлагается для реализации, является «медицинским проектом с научным компонентом».
Скорому внедрению метадонового проекта способствовало также и то обстоятельство, что в Законе Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» (1998) использование наркотических средств в медицинских и научных целях разрешено, а метадон не входит в перечень препаратов, запрещенных к использованию в медицинских целях. Отсутствие юридических препятствий позволило обеспечить подзаконную нормативно-правовую базу для реализации пилотных проектов метадоновой терапии. В частности, Министерством здравоохранения Кыргызской Республики в 2001-2002гг. изданы 2 специальных приказа: «Об условиях и порядке проведения заместительной терапии лицам с наркотической зависимостью в Кыргызской Республике» от 13 марта 2001 г. №71, которым утверждено положение «О правилах и порядке проведения заместительной терапии в наркологических учреждениях Кыргызской Республики» и приказ «О передаче субстанции метадона гидрохлорида в Ошский областной наркологический диспансер для реализации пилотного проекта заместительной терапии метадоном в г. Ош», от 20.02.2002 г. №64.
Заместительная терапия в Кыргызской Республике в настоящее время проводится не только в Бишкеке и Оше, но и в Ошской и Чуйской областях. Ее участниками явлются на 1 января 2012 года 1000 человек.
После утверждения и согласования проектов в ноябре 2001 г. был заключен договор между Республиканским центром наркологии и фирмой «Словакофарма» (Словацкая Республика) о поставке в страну субстанции метадона гидрохлорида в количестве 5000 гр.
В январе 2002 г. субстанция метадона гидрохлорида в количестве 5000 гр. была доставлена в г. Бишкек. В марте того же года проведено обучение персонала проектов в г. Вильнюс (Литва). В апреле 2002 г. в программы были приняты первые участники.
Пилотные проекты, реализуемые в стране, относятся к проектам с высоким порогом доступности, т.е. требуется соблюдение ряда достаточно жестких условий, в частности:
а) заместительная терапия метадоном должна проводиться только в специализированных наркологических лечебных учреждениях, которые имеют разрешение Министерства здравоохранения на ее проведение;
б) запрещается проведение заместительной терапии на условиях анонимности пациентов;
в) отбор пациентов в программы заместительной терапии производится специальной консультативной комиссией (СКК), которая создается в лечебном учреждении приказом главного врача учреждения. При проведении отбора пациентов комиссия обязана соблюдать требование положения «О правилах и порядке проведения заместительной терапии в наркологических учреждениях Кыргызской Республики».
Согласно положению «О правилах и порядке проведения заместительной терапии в наркологических учреждениях Кыргызской Республики» показаниями для заместительной терапии являются:
- зависимость от опиатов/опиоидов с регулярным внутривенным употреблением наркотиков на протяжении более чем 2 лет и несколькими неудачными попытками лечения другими методами;
- наличие серьезных соматических осложнений, связанных с зависимостью от опия и опиоидов (опасные для жизни состояния, гепатиты В и С, трофические язвы, сепсис, нагноения, общее исто-щение организма, ВИЧ и СПИД;
- наличие серьезных сопутствующих заболеваний (онкологические заболевания, психические расстройства, сахарный диабет и др.);
- беременность;
- индивидуальные показания по решению консультативной комиссии.
В период участия в программе заместительной терапии пациенты обязаны проходить периодическое тестирование на употребление других наркотических и психотропных веществ с целью объективной оценки эффективности лечения.
В случае установления факта употребления пациентом иных психоактивных (наркотических, психотропных) веществ, т.е. нарушение им условий договора, заместительная терапия может быть прекращена, а пациент исключен из программы заместительной терапии.
Реализуемые проекты с самого начала были нацелены на использование метадона в качестве средства для поддерживающей терапии. Варианты детаксификации метадоном были оговорены в порядке исключения.
В проектах предусмотрена бесплатная поддержка метадоном в сочетании с психосоциальной поддержкой, т.е. психологическим консультированием и психотерапией, социальным культивированием и помощью. Также предусматривалось консультирование терапевтом и другими специалистами, выдача презервативов и регулярное проведение информационно-образовательных сессий для участников программ, их родственников, а также работников правоохранительных органов.
Медицинскими «мишенями» для метадоновой терапии были определены опиоидная зависимость и синдром отмены.
Социальными «мишенями» являлись:
а) профилактика ВИЧ/СПИДа и болезней, передаваемых через кровь;
б) улучшение качества жизни;
в) профилактика преступности, связанной с наркотиками.
Психологическими «мишенями» воздействия установлены:
а) дезадаптивные формы поведения;
б) сниженная самооценка;
в) тревога, сочетающаяся с другими эмоциональными расстройствами (чувство вины, агрессия, негативизм).
В задачи проекта входили:
а) повышение доступности медико-социальной помощи инъекционным потребителям наркотиков и предоставление возможности для прекращения внутривенного потребления наркотиков;
б) повышение доверия наркозависимых к наркологическим учреждениям, получение доступа к ним и повышение их обращаемости за наркологической помощью;
в) медицинская, психологическая и социальная реабилитация участников программы;
г) приобретение собственного опыта терапии агонистами опиоидов.
Для оценки реализации проектов были выбраны следующие критерии:
а) удержание в программе в течение года не менее 80-85% участников;
б) улучшение качества жизни участников;
в) улучшение соматического состояния;
г) улучшение психоэмоционального состояния;
д) уменьшение риска инфицирования ВИЧ, гепатитами, ИППП среди участников программы (проституция, инъекционное потребление ПАВ);
е) снижение уровня рискованного сексуального поведения;
ж) снижение уровня криминального поведения.
Для осуществления мониторинга программы и изучения динамики психофизического состояния, поведения и социального статуса пациентов в республиканском центре наркологии была разработана компьютерная база данных, по которой в дальнейшем была проведена оценка проекта. Были зарегистрированы следующие показатели:
а) общие сведения (паспортные данные);
б) наркологический анамнез;
в) соматические расстройства;
г) психические расстройства;
д) правонарушения;
е) рискованное поведение (в отношении ВИЧ-инфицирования);
ж) наличие ВИЧ/СПИДа и гепатитов;
з) социальные характеристики и их динамика (занятость, трудоустройство, учеба, семейное положение, наличие или отсутствие документов, удостоверяющих личность, жилищные условия и др.);
и) побочные эффекты метадоновой терапии;
к) динамика дозировок метадона;
л) результаты тестирования на употребление других наркотиков (героин, марихуана) и бензодиазепинов (диазепам и др.);
м) уход из программы (причины ухода).
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 2029;