Понятие государства и теории возникновения государства
Государство выступает в качестве основного средства осуществления
политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального
института политической системы. В качестве такового государство само
обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические
функции, характеризуется определенными формами устройства и
типологическими чертами.
Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:
в узком значении — как институт господства, как носитель государственной
власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;
в широком — как государственно оформленная всеобщность, союз граждан,
как община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в
узком смысле) и «общество».
Отправной пункт политологического анализа государства — оп-
ределение его основным элементом, сердцевиной политической системы.
Заслуга введения понятия государства принадлежит Н.Макиавелли,
использовавшего для обозначения государства термин «stato» (лат. Status —
положение, статус), которым он объединил такие понятия, как «республика»
и «единовластное правление».
Существует несколько концепций происхождения, природы и
социального назначения государства.
1. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий
промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей
воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в
обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная
концепция имела под собой реальные исторические факты: первые
государственные образования имели религиозные формы (правление
жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям
государства — обязательность. Современный католицизм также
предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти.
2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как
опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в
племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в
которой отношения монарха и его подданных отождествляются с
отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил
патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он призывал
правителей строить отношения с подданными на началах добродетели.
Государство — это развитая форма патриархальной власти,
осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу
средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря
/ государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с
другими — чужаками.
3. В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории
происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо). С точки
зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате
сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде
пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для
того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать
государственные институты. Как отмечал французский мыслитель
Д.Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно поступаться
частью своей естественной независимости и покориться воле, которая
представляла бы собой волю всего общества и была бы… общим центром
и пунктом единения всех их воль и всех их сил».
4. В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и
государстве, согласно которому государство представляет собой
политическую машину для подавления господствующими классами
трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества
на классы и ростом классовых антагонизмов. В.И. Ленин подчеркивал:
«Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного
класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и
упрочивает это угнетение, умеряя столкновении классов». Марксизм
предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в
прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и
государство — таков конечный вывод марксистской теории.
5. В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией
завоевания (насилия). Ее сторонники (Л. Гумплович, К. Каутский)
полагали, что первые государства возникли в результате воздействия
внешнего фактора — завоевания воинственными кочевниками или
викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями. Не
божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а
столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие —
«вот родители и повивальная бабка государства», — полагал Л.
Гумплович. В целом, как показали сравнительно-исторические
исследования последних десятилетий, не существует единой причины
возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые
разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного
продукта, совершенствование технологий, географические условия,
этнические отношения, рост народо-населения, экология, война и
завоевание, внешнее влияние и торговля идеологический и фактор и т.д.
Так, причиной появления первого в истории славян государства
Карантании (территория нынешней Словении) стали не классовые
антагонизмы, а сильное влияние Рима. Абсолютная монархия на Руси
складывалась в силу необходимости национальной обороны. И в то же
время процесс централизации государственной власти был процессом
насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому
центру, Москве.
В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности,
воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов
свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы
государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и
имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные,
ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе
разделения властей.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 420;