Марксистская теория происхождения государства
По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит экономические, производственные отношения, составляющие экономический базис общества. Одним из условий развития производства, согласно Энгельсу, является общественное разделение труда, когда отдельные племена стали специализироваться на определенной производственной деятельности. По мнению Энгельса, вначале произошло выделение пастушеских племен. Затем ремесло отделилось от земледелия. Такая специализация привела к резкому повышению производительности труда. В этих условиях род мог производить значительно больше продуктов, чем требовалось для его существования. Избытки были необходимы и для обмена продуктами земледелия, скотоводства и ремесла. Для осуществления обмена появилась новая группа людей - купцы. Повышение производительности труда привело к утрате необходимости работать сообща всем членам рода. Нужную для жизни продукцию могли производить члены общины, которые вначале объединились для производства, а затем и для совместной жизни. Так образовалась семья. Постепенно и собственность , принадлежавшая ранее всему роду, превратилась в семейную собственность, то есть собственность частную. А это привело к неравенству собственности среди отдельных семей. В одних семьях появились достаточно большие излишки, в других таковых оказалось мало. Именно в это время начинается длительный период развития общества, определяемый как «военная демократия». Военная - потому, что это был период непрерывных войн за передел, захват собственности. Ибо путем захвата можно было получить быстрее и больше, нежели в процессе производства. Военная демократия привела к изменениям в отношениях между родами и семьями:
1. Резко увеличилась собственность отдельных, наиболее воинственных племен.
2. Резкое обогащение отдельных семей внутри рода, ибо львиную долю добычи получали военноначальники, воины, старейшина рода.
3. Значительно возросла роль военного руководителя, который при поддержке армии мог диктовать свою волю остальным членам рода, (в т.ч. и старейшине).
Таким образом, возникло имущественное неравенство, породившее расслоение уже не только между родами, но и внутри самого рода. Постепенно это расслоение получило крайние формы - деление на имущих и неимущих. Эти группы людей получили название «классы». Представители имущественного класса стали иметь возможность увеличения доходов и за счет эксплуатации неимущих. Естественно, эксплуатируемый, неимущий класс не мог смириться с таким положением, восставал в целях возвращения социального и имущественного равенства.
Господствующий же класс эксплуататоров в силу значительного количественного меньшинства не мог противостоять восстаниям массы неимущих.
В целях поддержания своего господства и подавления восстаний эксплуатируемых господствующий класс и создал вооруженную силу (армию, полицию, суды). Благо, у господствующего класса было достаточно средств для их содержания. Такой слой людей уже не занимался производством, а только осуществлял насилие. Эта-то вооруженная сила и называется «государством».
Таким образом, государство, по Марксу (Энгельсу) - это аппарат насилия в руках эксплуатируемого экономически имущего меньшинства для подавления сопротивления неимущего большинства.
Чем же государство отличается от организации власти в первобытной общине ?
1. Государственная власть осуществляется не самим обществом, а лишь специально созданным для этого аппаратом насилия;
2. Государство объединяет под своей властью людей не по кровному родству, а по территории, на которую эта власть распространяется.
Эта марксистская концепция была поддержана советской юридической наукой и была господствующей в среди ученых. В последние годы в связи с критикой марксистско-ленинского учения об обществе, государстве и праве большинство положений Маркса оказались забытыми. В действительности же многие положения работы Энгельса, особенно те из них, в которых рассматривался процесс разложения первобытной общины, не потеряли актуальности и сегодня.
Однако если внимательно рассмотреть особенности марксистского учения, можно сделать ряд серьезных замечаний.
Согласно этой теории среди причин образования государства на первом месте лежат экономические условия жизни. Безусловно, с этим следует согласиться. Однако Маркс не учитывает и иных факторов, изменения иных сторон общественной жизни. Это, например, социальные условия. Образование семьи повлекло не только формирование частной собственности, но и иные социальные изменения (переход от матриархата к патриархату, запрет инцеста переход к наследованию по мужской линии и т.д.) Эти изменения повлекли и изменения в организации общественной жизни, их развитию, организации и защите. Значительную роль сыграли и расширение торговли, обмен товарами, образование купечества, городов с их специфической организацией. Наконец, нельзя отрицать роли религии, различных религиозных воззрений и концепций, оказавших влияние на формирование единой государственной власти.
И, наконец, самое главное. Процесс образования государства Энгельс рассматривал на примере формирования государств европейского средиземноморья - Греции и Рима. Однако, как показывает историческая наука, помимо европейского пути образования государства существует и азиатский тип. Если в Риме и Греции государства действительно развивались в условиях классовой борьбы между рабами и рабовладельцами, то, например, на территории Египта государство образовалось в отсутствии классов и классовой борьбы. Здесь государство как единая принудительная власть образовалось из необходимости руководства трудом большого количества людей для осуществления массовых работ (осушения, орошения и т.д.). Как показывает опыт, большинство государств возникло именно по азиатскому пути развития общества. Так что теория Маркса – лишь частный случай образования государства, частный путь разложения общины.
Однако общий вывод, сделанный Энгельсом в своей работе, представляется правильным. Он говорит о том, что государство ни в коей мере не представляет собой силу, извне навязанную обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно не может. Нужна была сила, которая бы смиряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство .
Таким образом, государство - новая, отличная от первобытной, организация власти. А каким же образом отдельные властвующие субъекты получают эту власть?
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 521;