Формирование инновационно-предпринимательской

культуры в настоящее время

Становление подобного рода инновационно-предпринимательской культуры
анализируется ныне и в теоретическом, и в организационно-прикладном плане,
причем прикладные исследования зачастую опережают собственно научные разработки в этой области. В итоге корпоративная этика оценивается как главный
актив компании.

Новый тип личности, формируемый в корпорации, — это тип лидера — носите­ля инновационно-предпринимательского духа, способного давать сотрудникам фирмы образцы социально значимого поведения в различных ситуациях, созда­вать новые и закреплять уже наработанные культурно-хозяйственные традиции (выдвижение такого рода лидеров в центр инновационной деятельности связано и с тем, что любое нововведение, ломая установившийся порядок, вызывает до­статочно сильное противодействие).

Говоря об активном становлении хозяйственной культуры прежде всего в круп­ных корпорациях следует отметить и высший уровень формирования хозяйст­венной культуры — общенациональный, общегосударственный. С переходом к это­му уровню расширяется и сама культурная среда, и ее возможности. Государство определяет общенациональные цели, проводит национальную политику, а также осуществляет социализацию экономики. В задачи национальной стратегии сегод­ня обязательно входят поддержка и распространение инновационной культуры, нередко на базе возрождения традиционных культурных ценностей (японская идея о возвращении к традициям, девиз Р, Рейгана «Семья, труд, добрососедство» и т. д.). При этом фигура предпринимателя-новатора пропагандируется как обра­зец для подражания, предпринимательская активность облагораживается; нали­цо попытки возродить на новой основе старую хозяйственную этику, которая спо­собствовала становлению капитализма. Внедрение на государственном уровне установок о ценности предпринимательства происходит практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, причем данный процесс идет тем ус­пешнее, чем выше консолидация общества.

Хозяйственная культура общества как особая специализированная сфера куль­туры всегда связана с деятельностью по производству жизни (жизнеобеспечени­ем) и воплощена в таких своих носителях, как технологии, обычаи, нормы права; она кристаллизована в определенных институциональных структурах. Прежде всего хозяйственная культура представлена в институциональной системе обще­ственного разделения труда.

Деятельность людей по их жизнеобеспечению за пределами этой институцио­нальной системы сопряжена с обыденной хозяйственной культурой (это, например, ведение подсобного хозяйства). Исторически на базе соответствующих стихийно складывавшихся образцов хозяйствования и взаимоотношений постепенно скла­дывалась особая, институционально оформленная и закрепленная, отрефлексированная специализированная хозяйственная культура, имеющая своих конкрет­ных субъектов.

Субъектами специализированной хозяйственной культуры в современном ин­дустриальном (постиндустриальном) обществе выступают, с одной стороны, пред­приниматели — менеджеры, с другой — ученые (экономисты, социологи, юристы, культурологи и т. д.). Первая указанная группа субъектов создает инновации в хо­зяйственной культуре самой своей деятельностью. Вторая — рефлексирует результа­ты этой деятельности, выделяет общее поле соответствующей исследовательской активности, выявляет тенденции и перспективы развития специализированной сферы культуры, предпринимательской культуры, корпоративной культуры — намечает программы усиления в ней динамического элемента и т. п.

Рассматривая пути модернизации ведущих европейских стран, уже находя­щихся на постиндустриальной стадии развития, нетрудно выделить три основ­ные модели развития хозяйственной культуры.

Первая — англо-американская модель модернизации. Она предполагает, в част­ности, развитие фермерства и наличие свободной рабочей силы для потребно­стей промышленности. Различия в формах фермерства (в Англии преоблада­ющим выступал тип фермера-арендатора, а в США — свободного фермера) не меняет общности типа модернизации. Вторая модель, характерная для южно­европейских и среднеевропейских стран, в том числе для Франции и Германии, отличается исторически сложившимся крупным классом мелкого крестьянства. Она характеризуется замедленными темпами модернизации. Так, во Франции лишь после Второй мировой войны городское население стало преобладающим по отношению к сельскому; несмотря на то что французский промышленный переворот развернулся всего лишь на полстолетия позже английского, страна долгое время не могла превратиться в индустриальную державу и оставалась аграрно-индустриальной.

Германия вступила на путь промышленного переворота на столетие позже Анг­лии; когда уже складывались английская и французская фабрично-заводская ин­дустрии, в Германии доминировало средневековое ремесленное производство. Однако более поздняя индустриализация имела и свои преимущества. Если во Франции промышленный переворот строился на основе поставок английских машин, в Германии он был осуществлен на базе собственного машиностроения: здесь сразу создавались крупнейшие для своего времени предприятия этой от­расли. Получив преимущества перед устаревшим машинным парком английской промышленности, германская индустрия стала развиваться небывалыми для XIX в темпами.

Третья модель свойственна развивающимся странам «третьего мира», вступив­шим на путь модернизации почти на столетие позже, чем основные европейские государства. Этот тип модернизации объединяет страны с различной хозяйственной культурой. И конечно, культурно-хозяйственное своеобразие накладывает свой неповторимый отпечаток на вид модернизации в рамках этого типа, хотя общим остается «вторичный» («вдогонку») характер модернизации, попытка быстрого перехода традиционных в своей основе обществ на путь индустриаль­ного развития. Под один из таких видов подходят страны Латинской Америки, имеющие свои специфические черты модернизации и свойства хозяйственной культуры. Особо должны быть выделены также новые юго-восточные «драко­ны» (например Южная Корея), модернизация которых сопрягалась с широким доступом к современной американской технологии, с крупными вложениями американского капитала.

Отечественная модель модернизации заключается в том, что, хотя первичная индустриализация (промышленный переворот и развитие капитализма) была осуществлена в России в основном по второй модели модернизации (европей­ской, во многом подобно немецкой), а в некоторых параметрах подобно, француз­ской, дальнейшее российское экономическое развитие, прерванное мировой вой­ной и революцией, пошло по особому пути, в истории прежде не встречавшемуся

Переходное состояние российской экономики предопределяет взаимосвязь специфических симбиозно взаимодействующих и противоречащих друг другу элементов системы экономических отношений. Здесь еще присутствуют компоненты старой административно-командной системы с присущими ей чертами и особым складом общественного сознания. Становление институтов рыночной экономики, первоначальное накопление капитала проходили в принципиально иных условиях, когда капитал формируется не в процессе длительной эволюции путем капитализации дохода, а в основном путем «присвоения» государственной собственности и по принципу «Больше получает тот, кто ближе к государственной власти», и не в период зарождения и становления нового общественного строя, где преобладает мелкотоварное производство. В индустриальную эпоху, когда концентрация капитала достигла невиданных размеров, а рынок свободной конкуренции уступил место монополистической конкуренции в различных формах ее проявления, наблюдаются бурное развитие научно-технического прогресса, повышение роли человеческого фактора и возникновение новых тенденций развития предпринимательства.

Предпринимательство как особая сфера социальной деятельности со своими нормами, ценностями, правилами, традициями, предрассудками и т. д. формиру­ет и воспроизводит свою особую субкультуру — предпринимательскую. В пред­принимательской культуре присутствуют своя этика и свой этикет, свой язык, свои принципы идентификации, включения и исключения.

Под предпринимательской этикой принято понимать свод неких моральных критериев, норм, нравственных принципов в поведении предпринимателя, тре­бований, предъявляемых культурным сообществом к стилю его работы, характе­ру общения с людьми, социальному облику.

Выросшее на базе властных полномочий российское предпринимательство связывает завоевание конкурентных преимуществ не с реализацией новаторской функции; предпринимательский успех проявляется прежде всего в реализации имеющегося административного ресурса. Достижение своих целевых установок предприниматель связывает с взаимодействиями, покоящимися не на рациональ­ном действии, а на наличии личностных связей и персонифицированном дове­рии. При этом определяющим фактором формирования конкурентной устойчи­вости является не рационализация деятельности, а укрепление монопольного положения за счет получения исключительных прав, привилегий и льгот. Неуди­вительно поэтому, что для российских фирм при найме управляющих высшего звена определяющим моментом является не квалификация, а наличие у кандида­тов личных связей среди участников рынка и в государственных органах.

Предпринимательская культура отличается от других статусно-профессио­нальных субкультур, например журналистской, офицерской или профессиональной культуры государственных служащих и т. д.

Предпринимательская культура часто имеет этнический оттенок, например русское «честное купеческое слово». Предпринимательская культура имеет соб­ственное ядро — предпринимательские ценности, связанные со стремлением к прибыли, готовностью к риску, инновационностью, самостоятельностью и от­ветственностью, основанной на справедливости.

Правда, в отечественной практике произошло наоборот — приспособление са­мих условий хозяйствования к нуждам организации. В этом случае сформирова­лась соответствующая культура предпринимательства, опирающаяся не на рацио­нальность поведения, а на личностные связи и бюрократические механизмы, где главным инструментом конкуренции служила возможность реализации админи­стративного ресурса.

Таким образом, это еще раз подтверждает тот факт, что условия, в которых осу­ществляется предпринимательская деятельность, напрямую воздействуют на предпринимательскую культуру.

Особо следует отметить, что предпринимательская культура должна базиро­ваться на таком важном принципе, как справедливость. Предпринимательская деятельность обязательно должна быть не только эффективной, но и справедли­вой, В данном случае предпринимательская деятельность содействует поддержа­нию жизни тех, кто сам не может производить материальных ценностей, и тех, кто не должен производить такие ценности по роду своей деятельности, важной для общества и государства не в меньшей степени, чем работа, направленная на производство материальных благ.

Предпринимательская культура сохраняет, поддерживает и развивает иннова­ционную культуру, ту часть культуры общества, которая более всего развита именно у предпринимателей. Необходимо отметить, что новаторский тип предпринимательской культуры обусловлен не внутренней эволюцией организации, а был реакцией на изменение внешней среды — рыночных условий осуществле­ния предпринимательской деятельности. Готовность к риску, потребность к ин­новации и активный поиск ее — все это необходимые элементы общечеловече­ской культуры.

 

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. Составьте таблицу различий православной и протестантской хозяйственных культур.

2. Сформулируйте этические принципы предпринимательской деятельности
в какой-либо отрасли.

3. Что понимается под предпринимательской этикой и хозяйственной культурой?

4. Расскажите о внешней и внутренней культурной среде.

5. Какие существуют виды хозяйственных культур?

6. Охарактеризуйте основные модели развития хозяйственной культуры.

 

Литература

1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А.Н.Асаул. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. – 336с. - [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://knigi-uchebniki.com/ekonomika-predpriyatiy-uchebnik/organizatsiya-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

2. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник.— М.: ИНФРА-М, 2008. — 608 с. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2065956/

3. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под ред. О.В. Шеменева, Т. В. Харитонова. – М.: Дашков и К0, 2014. – 296 с. - [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://znanium.com/bookread.php?book=430351#none

4. Этика и культура в предпринимательстве. - [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://geum.ru/finansy/predpriyatiy-ekonomika/etika-kultura-predprinimatelstve.html









Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 800;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.