Цвет в различных областях, смежных с психологией
Основываясь на описанных выше свойствах цвета, нужно сказать, что цвет является мощным средством воздействия на человека, именно поэтому он используется столь огромным множеством дисциплин.
Цвет и оформление производственных объектов, школ и выставок. Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно-пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями [26].
Благоприятный цветовой климат – одно из важнейших условий хорошего самочувствия людей, а значит, одно из условий повышения производительности труда и качества продукции [24]. Это проблема эстетизации производства.
При проектировании цветовой отделки помещения осуществляется анализ различных факторов, в том числе и таких как цветовые предпочтения работников (в зависимости от возраста, пола, культурного уровня, национальности, рода занятий), цветовой климат места постройки, освещение и т.д.
Задачу проектирования цветового климата производственной среды можно вкратце сформулировать следующим образом: обеспечение хорошей различимости всех объектов в поле зрения и комфортного самочувствия человека на рабочем месте.
В процессе анализа факторов, влияющих на выбор гаммы, может оказаться, что требования к цветовому решению противоречат друг другу. Так, например, для обеспечения зрительного комфорта окраску механического цеха следует решать в теплой гамме, на если этот цех ориентирован на юго-запад и находится в районе 45° северной широты, то во второй половине дня он будет подвергаться активной инсоляции и, значит, желательна холодная гамма. Какому же фактору отдать предпочтение? Тому, который имеет наибольшее значение в данных условиях. Такой решающий фактор называется критерием оптимальности цветового решения.
С производственными вредностями можно бороться и другими путями. Так, в нашем примере целесообразнее всего будет ограничить инсоляцию при помощи регулируемых солнцезащитных устройств, а окраску все-таки предпочесть в теплой гамме (или нейтральной).
Нередки случаи, когда решающим критерием при выборе цветовой гаммы следует считать эстетический, даже если он вступает в противоречие с функционально-технологическими. Высокие эстетические качества среды способны дать многосторонний полезный эффект, окупающий все издержки.
Можно выделить принципы гармонизации цвета в производственном интерьере.
Например, количество основных цветов должно быть минимальным (2-3 цвета). На основных поверхностях неприемлемы красный, пурпурный, оранжевый, а также фиолетовый цвета: в насыщенном виде они чрезмерно возбуждают и раздражают, а в разбавленном и ломаном вызывают негативные ассоциации. По психологическому воздействию уместны цвета и сочетания следующего характера: спокойные, мужественные, бодрые, деловые. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов. При окраске оборудования следует согласовывать его размер с «масштабом» цвета. Чем крупнее габариты оборудования, тем менее насыщенным и более светлым должен быть его цвет. При окраске основных поверхностей в помещении поступают наоборот: чем обширнее помещение, тем более насыщенной должна быть окраска его стен, пола.
Всякий производственный комплекс состоит из помещений различного назначения. Помимо цехов, в него входят административные, бытовые и прочие помещения. Их цветовое решение обычно строится по контрасту с цветовой схемой производственного помещения. Это служит эмоциональной зарядкой: насыщенные цвета помогают снять утомление от монотонности труда.
Целый ряд объектов в производственной среде окрашивается в строгом соответствии и установленными нормами. В окраске этих объектов закодировано то или иное сообщение: о режиме работы, об опасности, о содержимом емкости, о фазе тока и т.д. Такая условная окраска называется функциональной. Для нее выбраны определенные цвета. Например, сигнальные цвета имеют следующее значение:
1) красный – «стоп», запрещение, явная опасность, противопожарные средства;
2) желтый – внимание, предупреждение о возможной опасности;
3) зеленый – безопасность, путь свободен.
При проектировании цветовой схемы общеобразовательных школ прообразом должен служить жилой дом.
В оформлении выставок цвет может выполнять следующие функции: выделение экспонатов, организация пространства, зонирование, а также внесение оживляющих акцентов для снятия утомления.
Можно выделить наиболее общие закономерности при подборе колористического решения в интерьерах[26, 9, 28]. При необходимости активизировать либо нейтрализовать тектоническую выразительность архитектурного элемента цвета выбираются с учетом их пространственной активности: активным воздействием обладают чистые спектральные цвета, с предельной насыщенностью и яркостью цветового тона, темные оттенки, полученные добавлением черного цвета, черный цвет. Нейтрально влияние сложных, ломаных оттенков составных цветов большой светлоты и малой насыщенности, в то время как светлые оттенки ахроматического цвета несут в себе пассивность.
Как уже отмечалось выше, цветом можно организовать пространство: глубину комнаты можно оптически изменить путем цветового выделения торцевой стены, красный и оранжевый укорачивают помещение, голубой удлиняет. В целом, холодные цвета увеличивают пространство, а теплые создают ощущение защищенности и тепла. Так, белый цвет добавляет в интерьер свежести, голубой и синий зрительно удаляют предметы, в свою очередь коричнево-бежевая гамма несет в себе уют и покой, а зеленый цвет, кроме своего успокоительного эффекта, вызывает устойчивый подъем работоспособности.
Также цвет способен усилить пластическую выразительность предметов, теплые и темные цвета оптически сообщают мебели дополнительную массивность.
К особенно хорошим результатам приводит целенаправленное использование цвета в рекламе[24, 6]. Цветная реклама повышает очевидность достоинств представленных товаров и услуг, заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно.
Рассмотрим это положение на примерах. В рекламах кофе преобладают коричневые тона. Рекламные ролики молочных продуктов изобилуют оттенками белого цвета. Представления детской одежды и средств гигиены выдержаны в нежных пастельных тонах. Для серьезной музыки используется праздничное созвучие трех цветов: красного, золотого и черного. В рекламе популярной музыки применяют шокирующие цвета, такие как розовый, оранжевый, лиловый, красный. Достоинства отопительных средств можно подчеркнуть с помощью теплой красно-коричневой гаммы. Золотой цвет может встречаться только там, где предлагается что-то особенно ценное и дорогое. Качества свежести, натуральности, искристости минеральной воды передаются светлым, прозрачным бирюзовым цветом. Благородство, аристократичность, эксклюзивность передается в рекламе сигарет, страховых компаний и виски при помощи насыщенного ярко-синего цвета. Мечта, тайна, романтика, тоска, свойственны рекламе фильмов, книг и осветительных приборов - все это отражается в темно-синем цвете ночного неба. .
Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: розовый цвет нам кажется сладким, а «свежая зелень» вызывает обонятельные ощущения.
Повышенное внимание может быть достигнуто и при помощи постоянного повторения определенного цвета в рекламном изображении или ролике. В этом случае, при повторении цвета должны быть идентичными, так как большинство людей запоминает цвет с большой точностью. Не исключено возникновение различных финансовых неудач, если связанный уже с одним предметом цвет изменяется хотя бы в незначительной степени. Это может вызвать совершенно другие ассоциации, чем ожидалось.
Создатели рекламы и психологи, используя свои знания способов воздействия различных цветов, оказывают сильное влияние на потребителя: они помогают производителям при помощи цвета убедить потребителя купить их товар.
Использование цвета в живописи.Образ в искусстве создается по тому принципу, что общая цветовая гамма подчеркивает центральное цветовое пятно и отражает цветовое взаимоотношение в природе [11, 4].
Цветовое решение в композиции играет роль при выделении смыслового центра и подчеркивании контрастов, при построении ближних и дальних планов, при объединении всех составляющих композиции единым колоритом. Выделение композиционного центра должно сочетаться со смысловым его содержанием. Например, для показа «неординарного» явления или человека можно использовать многоцветное пятно на однотонном фоне и наоборот, однотонное пятно на пестром фоне. Для подчеркивания контрастов, «единства и борьбы противоположностей», можно использовать противоположные тона цветового спектра, ориентируясь на эмоциональное звучание каждого цвета.
Построение цветовых планов лучше всего делать вокруг линии горизонта, используя разные цветовые гаммы земли и неба. Также через чередование цветовых пятен и контрастов можно «иллюстрировать» содержание сказки – начало, борьбу добра и зла, кульминацию событий, развязку.
Цветотерапия. Сенсорная комната – это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. К ним относятся проекторы спецэффектов, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В условиях сенсорной комнаты специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации [17]. Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.
Основа сенсорной комнаты – свет, так как более 90% информации человек получает через глаза. Именно состав и местоположениесветовых приборовв помещении задаст расположение и остальных элементов сенсорной комнаты.
Оптические эффекты сенсорной комнаты позволяют переключать внимание обучающихся; свето-звуко-тактильная стимуляция в сенсорной комнате легко может быть ассоциирована с природными релаксирующими объектами, что усиливает глубину релаксации.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме: :
- осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; ;
- улучшают состояние иммунной системы; ;
- регулируют функции многих гормонов; ;
- задают и поддерживают ритм суточных колебаний.
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека.
Все сказанное позволяет сделать вывод о первостепенных функциях цвета. Например, цвет как средство информации используется на производстве. В живописи роль цвета – символическая, можно сказать, номинативная. При оформлении общеобразовательных учреждений цвет в первую очередь должен быть средством гармонизации визуальной среды. Побудительная функция цвета широко применяется в рекламе. Правильная цветовая организация выставки – это фактор зрительного комфорта. И наконец, цвет – это метод терапии, и наверное самая важная его функция.
Выводы
1. Исторический обзор развития представлений о цвете показал, что поворотным моментом здесь выступает разработка проблемы цвета И.Ньютоном, так как он впервые указал на психофизиологическую природу цвета.
2. Собственно цвет не является свойством света как такового, а скорее представляет собой результат его взаимодействия со специфическими пигментами, располагающимися в сетчатке глаза, и последующих психических процессов, т.е. интерпретации этих исходных сигналов, а это уже задача мозга. Таким образом, мы можем выделить физиологический и психологический аспекты восприятия цвета. Во-первых, наше ощущение от примененной цветовой группы или отдельного цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воздействия его на наблюдателя, от условий наблюдения. А во-вторых, цвет вызывает ассоциации, эмоционально окрашивает реакцию человека, также его восприятие связано с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциативным характером мышления.
3. Что касается развития восприятия цвета в онтогенезе, нужно сказать, что ключевым здесь является этап усвоения сенсорных эталонов, которое происходит в четыре-пять лет. До этого ребенок обладал очень субъективным восприятием цвета, а с наступлением данного этапа происходит приобщение ребенка к некоторым стандартам, принятым в обществе.
4. Влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС различно и, в целом, противоположно: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться.
5. Вероятно, наиболее важным будет вывод, касающийся связи цвета с различными психическими явлениями. Так, связь эмоций и цвета является многоуровневой, так как с одной стороны, цвет непосредственно вызывает определенные эмоции, а с другой, эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, существуют определенная зависимость цветовых предпочтений от характера и влияние цвета на мышление. Особенно интересно то, что цвет является полноценным и во многом универсальным средством психодиагностики и терапии.
6. Использование цвета в различных сферах деятельности основано на его функциях, таких как коммуникативная, номинативная, выразительная и побудительная.
Заключение
В процессе анализа литературы нами были выполнены поставленные задачи.
Было выявлено, что анализ цветовых стимулов проходит ряд этапов: сначала на рецепторном уровне, затем на таламическом и кортикальном. Одновременно с этим активизируются сложные психологические процессы, такие как возникновение ассоциаций, восприятие семантики цвета, появление эмоционального состояния. Таким образом, механизмы восприятия цвета являются психофизиологическими.
Возрастную динамику восприятия цвета можно охарактеризовать следующим образом: до четырех - пяти лет цвет не соотносится с предметом, после этого возраста ребенок устанавливает эту связь и усваивает сенсорные эталоны цвета, а после 11-летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребенок освобождается о некоторых стереотипов в области цвета.
Также были раскрыты многоуровневые связи цвета с психосоциальными характеристиками личности. Так, цвет вызывает строго определенные эмоции и в то же время эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, экстраверты предпочитают цвета красно-желтой части спектра, в то время как интроверты выбирают сине-зеленые цвета и оттенки. Продуктивной мыслительной деятельности способствуют теплые и яркие цвета. Цветовые предпочтения меняются в соответствии с возрастом: от ярких и теплых к холодным и сложным оттенкам. Существует определенная зависимость цветовых предпочтений от вида патологии.
Были приведены примеры применения цвета в психодиагностике, которая основана на способности цвета выявлять неосознаваемое. В психотерапии цвет используется как средство снятия напряжения, создания благоприятного эмоционального состояния. В сфере искусства и рекламы применяются символическая, эстетическая и побудительная функции цвета.
Итак, в результате данной работы поставленные задачи были реализованы, а также были систематизированы данные о цвете. Очень интересным представляется дальнейшее углубление знаний о цвете. Возможно, например, сравнить значимость влияний восприятия цвета и пространства. В этом направлении актуальным будет выявление возрастных особенностей, поскольку существует недостаток современных экспериментальных данных в этой области.
Цветовая символика в живописи.
В разных эпохах, разных странах, культурах и религиях была разработана цветовая символика.
Древний Восток:
Белый - Божественный цвет. Цари и мифологические боги ездили на белых (или золотых) лошадях, носили белые головные уборы с золотой солярной символикой и одежда из белых тонких тканей или шерсти (Египет, Ассирия, Вавилон и т.д.). Чистота белого цвета была показателем социального статуса. Белой цвет был идеальным, надземным, воплощением божественного света, огня и энергии. Золото - отраженный свет.
Золотой - символ солярных богов, фараонов, жрецов, исключительно добрые дела и качества.
Красный - священный цвет, цвет огня, солнца, символ царской власти, а также символ Человека и символ крови Осириса. Цвет военных и жрецов. Он также считался цветом любви, оплодотворения.
Черный - цвет дьявола, "князя тьмы", плохих поступков людей. У египтян - оплодотворенная земля и первобытный хаос. Черный с золотом - одежда фараонов - союз Солнца и Земли.
Голубой, синий - цвет неба, Небесных вод. Синий - сакральные изображения и изображения фараонов, роспись саркофагов.
Зеленый (насыщенный сине-зеленый) - цвет Осириса. Священные "Тексты Пирамид" писались краской синего или зеленого цвета. Зеленый - символ природы, ее жизненной основы.
Византия:
Золотой - лучи, нимбы, фоны золотого цвета - носители энергии света.
Пурпурный - символ мученичества Христа и его возрождения. Цвет императоров, как наместников Бога на земле. Цвет крови и казней.
Красный - символ крови Христа.
Белый - символ чистоты и видреченности, как цвет Предвечного Молчание, свитлоносий, одежда Христа, ангелов, апостолов.
Черный - символ конца, смерти; аскезы, отреченных от мира, мирских благ, Перерождение человека на пути становления "златоцвитом", унижения на пути к крайней славы Последний тления ради вечного бессмертия.
Темно-синий - символ трансцендентального мира, тайн, не поддаются осознанию.
Зеленый - символ природы, юности, Квитучести.
Синий и зеленый - цвета высших чиновников, которые носили одежду, обувь и ставили визу чернилами такого цвета.
Серый - чернота бесславия ("серые паруса").
Пестрая-символ зла.
Ислам.
Зеленый - трансцендентный цвет, символ Природы, символ оманский Рая, расположенный на седьмом небе.
Белый - священный цвет, знак чистоты и духовности, сияние ангелов, праведников. Но белый и знак траура.
Золотой - солнце и его свет, эликсир жизни.
Желтый - заменяет золото, но это цвет болезней, зла.
Красный (пурпурный) - символизирует свойства солнца и огня, цвет крови, любви, красоты, вина.
Синий, голубой, фиолетовый - цвет воды, неба, тени.
Синий (голубой) - цвет ночи, ночной прохлады, божественный цвет. Цвет, что дает дыхание уставшим глазам от яркого солнца (стены покрашены голубой краской влияют на психику человека, давая ощущение легкости. В мусульманской Индии в XII-XIII вв. цвет траура, идеи загробной жизни. Сакральный смысл несли белые стены и голубые купола мечети, их сине-золотой декор.
Фиолетовый - мистический, символ обмана.
Черный - цвет ночи, драгоценных благовоний (мускуса и амбры), чернил, "которыми пишут слова Аллаха", цвет священного камня в Каабе. В мистических учениях мусульман он является символом идеального человека и истины. Поэтому священные письмена в мечетях выполнялись черным цветом. Но это и цвет зла, грязи, греха, поэтому одежда грешников в аду сделан из смолы.
Буддизм.
Красный - образ жары, огня, солнца, смерти. Атрибут потустороннего мира. Но и цвет красоты: женщины в Индии должны красить в красный цвет ладони, мочки ушей, подошвы ног, губы и "следы своих ног". Цвет активности Божественного творения, материнства.
Белый - цвет просветления, бессмертие богов, элемент воды, добра, очищения, Пространства.
Оранжевый - цвет одежды буддийских лам и низменных аскетов, отречение от земных благ.
Золотой символизирует добро, свет, Юг, тепло; мистический центр в теле человека (ниже пупка), в котором аккумулируется эфир Изин, обеспечивающего гармонизацию всех жизненно важных процессов (органических, ментальных, дыхательных и т.п.).
Зеленый - цвет земли, Севера, судьбы, божественной сущности, тусклый зеленый - злоба, вражда, ненависть.
Синий (голубой) - символ воздуха, востока, центра Неба, пространства.
Темно-синий - уравновешенность, мудрость буддийского учения.
Славянская культура.
Красный - символ жизни, радости, мученичества, огня, благодарности за дарование вечной жизни.
Белый - свет, прозрачность, безгрешность, идея оплодотворения, но и предвечном молчания.
Желтый - радость, солнце, весна, свадьбы, но и болезнь.
Черный - траур, печаль, конец, смерть.
Голубой - небесный, божественный, трансцендентный. Цвет романтической поэзии.
Серый - рутина, не творчество.
Розовый - звезда.
Зеленый - юность, цветение. Зеленый овал, разделенный ромбом и квадратом - символ трансцендентности божества.
Англия.
Белый - духовный свет, святость, вера, истина и скупки. Символ траура (королева, овдовевшей, носила белые одежды).
Темно-коричневый - символ отчаяния, Вечности.
Серый - печаль, смирение, ошибка, обман.
Синий - амбивалентный, символизирует Небесную истину, честь, правду, Мадонну, цвет преданности.
Голубой - Воздух, Мир, Небо, доблесть, знатность.
Алый - королевский цвет.
Персиковый - мечтательность, простодушное любовь, потеря.
Пурпурный - страсть, царствование, Рождество (Возрождение).
Желтый - амбивалентный. Символизирует Согласие, Божественный свет, славу, богатство, благодать, символ святости, мудрости, Божественной милости. Цвет льва, мужской силы, безумия.
Зеленый - символ любви, юности, радости жизни, счастье.
Светло-зеленый - цвет молодых людей, Весны, Надежды, Роста.
Цвет ивового листья - символ несчастья, сумму, отчаяния.
Черный - преданность, спокойствие, траур, злость.
Фрезки Джоттто.
Джотто родился в Веспиньяно в 1266г. Он был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно.
Первое упоминание о Джотто относится к 1298; оно содержится в документе о полученной им оплате за мозаику Навичелла в старом соборе св. Петра в Риме; при перенесении из собора она, к сожалению, утратила свой первоначальный облик. Самые ранние из сохранившихся работ художника - сцены из жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными произведениями мастера. Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). Капелла перекрыта коробовым сводом; на торцовой стене помещено изображение Страшного суда, а на боковых - сцены из жизни Христа и Богоматери, расположенные в три регистра. Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировака объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.
Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы св. Магдалины в нижней церкви св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, открытых в 20 в. под слоем штукатурки, представлены сцены из жития св. Франциска, композиции которых с небольшими изменениями заимствованы из фресок в Ассизи, а также эпизоды из житий Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился только один - Мадонна во славе (ок. 1310, Уффици).
Джотто был человеком светским и практичным. У него было шестеро детей. В последние годы жизни Джотто достиг вершины славы; в 1330 король неаполитанский Роберт пожаловал ему титул придворного, а в 1334 он был назначен главным архитектором Флорентийского собора. В этом же году был заложен фундамент кампанилы, которую обычно называют кампанилой Джотто, хотя, насколько нам известно, рисунки мастера сыграли крайне незначительную роль в сооружении этой постройки. Умер Джотто во Флоренции 8 января 1337.
ДЕКОРАТИВНОСТЬ КАК ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Развитие художественно - образного мышления, изучение методов совершенствования изобразительной деятельности детей имеет социальное, педагогическое, психологическое значение. Однако, недостаточный учет и адаптированность к изменяющимся современным условиям, снижают эффективность применяемых на практике методических систем. Для решения поставленных перед предметом изобразительное искусство задач, требуются методические разработки, способствующей эффективному развитию художественно-образного мышления учащихся.
Одна из главных целей преподавания – развитие у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. Занятие изобразительным искусством дает нам такую возможность: говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к людям, животным, об отношении к искусству (морально-этические нормы, эмоциональная культура), т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства.
Декоративное искусство многогранно и многолико, имеет в своём арсенале множество средств воздействия на человека, влияния и воспитания. Декоративность является одним из характерных приёмов декоративно-прикладного искусства. Многие художники-теоретики рассматривают декоративность как синтетический тип художественного мышления и как одну из основных категорий предметно-пространственных искусств: «Декоративность есть форма выражения красоты синтезированного мира, приобретающая через отношение части и целого, иначе связь с окружающей предметно-пространственной средой, не натуральный, а условный (часто орнаментальный) характер, несущий метафорический смысл и требующий истолкования»[1].
Декоративность трактуется также как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели.
Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах. Если проследить в эволюционно-историческом плане развитие изобразительного языка и выразительных средств живописи с точки зрения использования принципов декоративности, то можно сказать, что декоративность, как особый прием художественно-образного мышления, присуща практически всем произведениям живописи. Однако в разные периоды развития изобразительного искусства в живописи применялись различные грани и свойства, присущие декоративности, обогащающие форму живописного произведения.
Чтобы создать декоративный натюрморт, художник сначала определяет сюжет композиции, выявляет наиболее интересную композицию, затем подбирает и комбинирует те средства выразительности, с помощью которых устанавливает взаимное равновесие рисунка и цвета, создавая тем самым гармонию в изображении.
В работе с детьми эту формулу нужно сохранять, но направлять весь процесс не на создание художественной вещи, а на развитие воображения, т.к. оно является главным компонентом образного мышления ребёнка.
Для этого в работе над декоративным натюрмортом необходимо помогать ребенку только на начальных этапах работы, давая возможность самостоятельно закончить ее, предлагать различные ходы решения изучаемой темы, как в различных материалах, так и в различных изобразительных техниках. Задания по созданию декоративного натюрморта способствуют развитию воображения и творческих способностей детей. В процессе работы над заданием необходимо предоставлять детям возможность самостоятельной работы (возможность размышлять над природой предметов, самостоятельно разрабатывать сюжеты).
Таким образом, декоративность в искусстве и декоративный натюрморт могут быть использованы нами как приемы для развития художественно-образного мышления детей школьного возраста.
ДЕКОРАТИВНОСТЬ КАК ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ Дагдырова А., «Изо и черчение», студентка группы 10201б. Научный руководитель: преподаватель Тулегенова С.У. Термин «декоративность» широко используется в изобразительном и декоративно- прикладном искусстве, в архитектуре и дизайне. Однако термин подразумевает различные понятия. Одни исследователи отождествляют декоративность лишь с функцией украшения, признают декоративность лишь в качестве дополнительного свойства произведения искусства. Другие понятие декоративности вообще отвергают на том оснований, что декоративная условность якобы затмевает и усложняет понимание содержания произведения искусства. В XIX в. станковые формы были, безусловно, преобладающими в живописи и потому живопись монументальная и декоративная также несла на себе отпечаток станковизма. Теперь на широкую дорогу выходят монументальные произведения. В области композиции, рисунка и цвета им соответствует, как преобладающая тенденция, лаконические, экспрессивные и в лучшем смысле слова декоративные решения. Понятие «декоративность» происходит от латинского слова dekor – красота, прелесть, изящество, его иногда переводят и как украшение. Латинское слово decorare означает украшать, убирать, наряжать. Декоративность – это форма выражения красоты синтезированного мира, через отношение части и целого, это связь с окружающей предметно- пространственной средой, не натуральное, а условное ее отображение, наполненное метафорическим смыслом. Декоративность как необходимое качество изделий декоративно- прикладного искусства, как эстетическая ценность закреплена в их значимой форме. Внутренняя органическая декоративность отличается от внешней декоративности, «декора» как украшения и дополнительного свойства, не имеющий самостоятельной эстетической значимости в силу необязательности присутствия в данной вещи. Декоративность может выступать в качестве конструктивной основы произведения искусства. Попытки осмыслить декоративность как украшение, дополнительное свойство и форму проявления красоты неоднократно предпринимались в истории эстетической мысли. Эту проблему затрагивали в своих рассуждениях о двух видах красоты Сократ, Платон, Цицерон, Августин Блаженный, Кант, Гегель и др. Так, Кант считал возможным говорить о декоративности как качестве предметной формы либо увеличивающей, либо уменьшающей подлинную красоту в зависимости от степени связи украшения с «цельным представлением о предмете». Декоративность может выступать в качестве конструктивной основы продуктов декоративно- прикладного искусства. Гегель подчеркивал роль орнамента как преображенной декоративной формы. Декоративность трактуется также как прием художественно- образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только декоративно – прикладном искусстве, но и во всех пространственно – временных искусствах. Творчество каждого художника направлено на поиск системы изображения, художественного материала, стилистики, которые в наибольшей степени могли бы выразить его внутреннее представление об объекте изображения. Автор может создать в своей работе сложный образ, имеющий определенное значение, как, например петроградские натюрморты К. Петрова- Водкина, обостренные по постановке и композиции, влючающие в себя философское осмысление современности. Мастера фовизма (А.Матисс, А. Дерен) шли по пути выявления декоративно – экспрессионистических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетание основных цветов и сочные фактурные мазки. Для натюрмортов А.Лентулова, Р.Фалька, Н.Гочаровой характерен культ единства формы и цвета, процесс интерпретации, стилизации натуры в их натюрмортах идет в этом направлении. Представители кубизма П.Пикассо, Ж.Брак стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический разложением их на простейшие геометрические объемы, «вскрывая » их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объем, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные панно. 2 Фовисты, создавали колористические контрасты интенсивных пятен и острые композиционные ритмы, часто обращаясь к «примитивному», а также средневековому и восточному искусству. Натюрморты Матисса – одного из лидеров фовизма - отличаются изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов и полной композиционной и декоративной соподчиненностью всех компонентов. Анализируя произведения искусства, можно отметить что каждый художник в своем творческом процессе ищет средства выразительности, которые в наибольшей степени отвечают его замыслу. Графика характеризуется высокой степенью обобщения и стилизации. В графике художественного образа преимущественную роль играют линия, контур, силуэт, тональное пятно, штрих. Как правило, в графике очень ограниченно используется цвет. Зачастую происходит отказ от объемно- пространственных характеристик, работа ведется в плоскости. Все это в значительной степени обусловливает необходимость поиска условного языка графика. Художественный образ обычно определяют как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Такое определение с другим формами мыслительной деятельности. Для более глубокого понимания декоративности как приема изображения необходимо уточнить специфической чертой любого произведения искусства, так как искусство лишь отображает жизнь в образных формах, а не представляет ее в виде реального явления. Мера условности определяется творческой задачей, художественной целью, необходимостью сохранения внутренней целостности образа. При этом не отвергается возможность деформации, пересоздания природных форм, если такими средствами можно добиться максимальной выразительности. Цель художественной условности - передать в соответствующих формах существенное, с тем, чтобы выяснить смысл, придав ему наиболее экспрессивное художественное звучание. Условность как способ образного решения задач декоративных работ в графике заключается в выявлении орнаментально – ритмической основы натуральной постановки в плоскостно – декоративной трактовке цвета средствами «ограниченной палитры», в частичном отходе от натурального цвета в целях поиска гармоничного колористического строя графического произведения, применении метода творческой интерпретации натуры для реализации творческого замысла. Таким образом, декоративность является не только специфической особенностью изобразительного искусства, неразрывно связанной с «выразительностью », но и служит примером художественно- образного мышления, в том числе и в графике.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 1044;