Особенности применения витражей как декоративного элемента храмов России
Весь XIX и начало XX века известны как эпоха широкого распространения витражей, как в русской, так и в европейской архитектуре. Окна интерьеров самых различных исторических стилей: «русском», «средиземноморском», «готическом», «восточном», а позже и в стиле модерн, были украшены различными узорами и фигурами. При постройке бытовых зданий не было никаких ограничений и жёстких правил для использования витражей. Всё зависело только от пожеланий заказчика, и в любом помещении могло появиться причудливое и оригинальное произведение искусства из разноцветного стекла.
Панно из цветных стёкол устанавливались и в храмах. Причём неожиданностью стало то, что витражи устанавливали не только в католических, но и в православных храмах, и таких храмов было достаточно большое количество. Как, когда, и главное, по какой причине витражи, являющиеся неизменным атрибутом католических церквей, «проникли» в православные, учёные не могут выяснить до сих пор.
Известным фактом является то, что в древнерусском зодчестве витражи практически не использовались. История витража в России берёт своё начало только в XIX столетии. Основным направлением при строительстве зданий в то время была эклектика, также называемая историзмом. При отделке здания или создании интерьера использовались традиции определённой исторической эпохи, как пример, барокко, Ренессанс или средневековая готика. Конечно, выбор стиля и предметов, создававших его, зависели от разных причин, и на первом месте были пожелание заказчика и степень развития историко-архитектурной науки. Именно она определяла выбор предметов, по мнению архитекторов и художников, свойственных данной исторической эпохе.
Выбор архитектурного стиля для церкви, храма или иного церковного сооружения в XIX веке основывался, прежде всего, на принадлежности здания конкретному религиозному течению. Храмы иных, неправославных конфессий с 1830 года и вплоть до начала XX века строились в России чаще всего в стиле романского или, что бывало чаще, зодчества в стиле готики. Витражи в храме европейской средневековой архитектуры были обязательной принадлежностью интерьера. И в XIX веке они также нашли своё место в неправославных храмах. Во многих лютеранских и католических церквях были окна с живописью. Ассоциации между готикой и витражом в первой половине XIX века были неразрывны, и в православных храмах, построенных в готическом стиле, неизбежно появлялись витражи с цветными стёклами.
Однако витражи появлялись и в храмах других архитектурных стилей, например, «византийских». Такое появление было основано на представлениях архитекторов того времени о византийской культуре. Древние рукописи, сохранившиеся до того времени, позволили еще в XIX веке узнать о витражах в храме Святой Софии в Константинополе, считавшемся главным храмом восточно-христианского мира. Прокопий Кессарийский ещё в VI веке описал необычную красоту солнечных бликов, проходивших через цветные стёкла окон этого храма. Скорее всего, в то время уже знали и о сохранившемся до наших дней полихромном декоративном способе остекления части византийских церквей. В XIX веке на основе имевшихся фактов и сохранившихся свидетельств сформировалось мнение, что в Византии было доведено до совершенства искусство рисования красками по стеклу, и чаще всего оно применялось к церковным работам. В частности, в Константинопольском храме Св. Софии большинство икон были писаны по стеклу. Именно поэтому многие храмы в России, построенные в «византийском» стиле, предполагалось украшать витражными иконами. Например, неосуществлённый проект собора св. Александра Невского архитекторов В. А. Шретера и А. Л. Гуна в Тифлисе с разноцветными окнами стёклами окон, датированный 1866 годом. А в 1880-х годах архитектором А. А. Парландом в Троице-Сергиевой пустыни Петербурга была возведена церковь Воскресения в «византийском» стиле с витражными фигурными окнами. Имеются и другие примеры. Таким образом, витражи «византийских храмов» XIX века появились благодаря историко-научному подходу к формированию стиля архитектурных сооружений. Наука XX века опротестовала это утверждение, установив, что так называемые византийские витражи в действительности не украшали храмы Византии, а их характерным элементом были едва мерцавшие в полутёмных помещениях мозаики.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 970;