ЛЕКЦИЯ 16- СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

Семьякак социальная ячейка общества. Типы современ­ной семьи, демография семьи. Возрождение государства че­рез возрождение семьи. Что угрожает современной семье, кризис семьи.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы

общежития, нормы человеческих отношений, Семья как соци- впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем

характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм пове­дения.

Семья рассматривается как самая малая ячейка общества, как социальная ячейка. От состояния семьи зависит состояние госу­дарства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копил­ку» общества немало зависит экономическое состояние общества,

Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от ее культурного, социального и духовного уров­ня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увле­чения семьи — все зависит от социальной политики государства.

Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

На современное состояние семьи влияют все изменения, про­исходящие в обществе: накопление знаний, технологий и об­мена информацией и самых крупных изменений, таких, как ре­организация системы, кризис политической и экономической системы.

Классическая формула — семья как социальный институт — определяет семью как объединение людей в браке, связанное об­щностью быта и взаимной ответственностью.

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отно­шений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает поло­вую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

При заключении брака составляется брачный договор, кото­рый регламентирует имущественные отношения супругов в рам­ках законодательства. Для вступления в брак необходимо обоюд­ное согласие.

В чем особенность существующего брака в нашей стране1.

— Единобрачие, каждый гражданин может состоять в одном браке.

— Существующая свобода развода находится под контролем государства.

— Обязанность воспитания детей.

— Материальная и моральная поддержка членов семьи.

— Охрана государством материнства и детства.

Семья —это не только брачная группа, но и социальный ин­ститут. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственни­ков.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

— вступление в брак;

— рождение первого ребенка,

— окончание деторождения (последний ребенок);

— «пустое гнездо» — выделение из семьи последнего ребенка;

— прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.

Семья — это созданная человеком интимная среда существова­ния. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кров-

1 Иванова М.А. Брак, семья, дети. — М., 1983. — С. 4—6.

271I

ному), семья объединяет родственников как живых, так и умер­ших, близких и дальних, известных и неизвестных.

Семья — это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.

Одним из условий существования семьи являются взаимоотно­шения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимо­понимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаи­моотношения. Каково здоровье родственников, их характер и по­ступки.

Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, эко­номического и социального состояния общества, зависимости се­мьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в обще­ственном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.

Развитие семьи проходит несколько стадий.

Первая стадия — первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия — рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия — семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Ро­дители вступают в отношения с родственниками по браку их взрос­лых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фик­тивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия — когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период креп­нет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия — это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях раз­веденной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехав­шим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Забота о престарелых или больных родителях — главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.

Шестая стадия — заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует нераз­рывная связь поколений. Социальный работник чаще всего стал­кивается с конфликтом поколений в этой семье, когда родители

противопоставляются детям, дети — родителям, безработные — работающим, работающие — пенсионерам. Задача социального работника — обращать внимание на отношения в семье, помочь найти взаимопонимание, сотрудничество поколений.

Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрос­лым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится доб­росовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюд­жета Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи — труд всех взрослых.

Создание такой семьи — это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений.

На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на про­изводстве, их роль и статус в общественной жизни и т.д.

Русский философ Иван Ильин писал, что семья — это частич­ка Родины. Он писал, что существует такое понятие, как ДОМ. Это стены, это место, где собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди. Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем все чисто и аккуратно. Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все врассып­ную по своим делам. Есть дом — затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от близких.

Основной функцией семьи является репродук-Функции семьитивное, биологическое воспроизводство насе­ления. Это основная функция (А.Г.Харчев), но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

воспитательная — социализация молодого поколения;

хозяйственно-бытовая — поддержание физического состоя­ния семьи, уход за детьми и престарелыми;

экономическая — получение материальных средств одних чле­нов семьи для других, материальная поддержка несовершенно­летних и престарелых;

социальный контроль — ответственность членов семьи за по­ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старше­го поколения за младшее;

духовное общение — духовное обогащение каждого члена се­мьи;

социально-статусная — предоставление членам семьи опре­деленного социального положения в обществе;

273— досуговая — организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

эмоциональная — осуществление психологической зашиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социальная функция семьи

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Се­мья как основная социальная ячейка общества объединяет лю­дей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудо­вую деятельность личности.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В мла­денчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте его кормят, с ним занимаются, в дошкольном (3—7 лет) ему откры­вают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и спо­собности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки.

В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучает­ся продолжать традиции своей семьи.

Семья — это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% — средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% повлия­ла улица.

В семье, где родственные люди постоянно Отношения в семьенаходятся в процессе отношений, следует

помнить, что состояние отношений зави­сит от темперамента и натуры каждого члена семьи.

Семейные союзы тогда выигрывают, когда они скрепляются общностью интересов, вкусов и потребностей. «С хорошей женой горе — полгоря, а радость вдвойне» — говорит пословица. Союз семейный может быть прочным и счастливым, несмотря на то, 274 что один может быть гордым и самолюбивым, второй — добрым, третий — любящим власть.

Главное — это сложившиеся отношения между всеми членами семьи. И чтобы семья была нормальной, мало, чтобы в ней были отец и мать, нужно, чтобы их отношения были добрыми, чест­ными, полными любви и взаимопонимания. Нужно, чтобы дети чувствовали эти отношения. Детям одинаково дороги и отец, и мать, и, если между родителями разлад, для ребенка это трагедия. Они видят в родителях идеал и им трудно представить, что кто-то из них дурной человек.

Равнодушие родителей к детям вызывает у них чувство одино­чества, и дети начинают искать привязанности на стороне, неко­торые увлекаются чтением, шитьем, спортом, компанией.

Уклад отношений в семье в современных условиях за после­дние 60 лет разительно изменился. Если раньше неработающая мать могла заниматься воспитанием детей, то сегодня с измене­нием общественной жизни изменились и отношения внутри се­мьи.

Прокормить и поднять на ноги детей стало трудно, родители работают и отдают работе то время, которое наши предки отдава­ли детям, семье.

Стрессовое состояние в обществе, напряжение отношений меж­ду людьми отражается и на семье.

Современная семья редко может собраться за чайным ужином.

Ролевые отношения в семье

Для полного представления о современной семье следует рас­смотреть и ролевые отношения в семье. Семейная роль — одна из важных ролей человека в обществе.

Что такое семейные роли? Это муж, жена, супруги, родители (мать, отец), детские роли (сын, дочь, брат, сестра), роли поко­ления (дедушка, бабушка).

Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены семья. Может ли муж быть главой семьи, может ли он быть отцом. Ставится под сомнение, если он человек слабовольный, сможет ли он выполнять роль главы семьи.

Ролевые отношения в семье, выполнение или невыполнение членами семьи той или иной функции, той или иной роли при­водит к конфликтам. Чаще это происходит в семье, где много поколений, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями.

Конфликты возникают, когда одна роль включает в себя про­тиворечивые требования. Когда женщина в семье и мать, и жена, и хозяйка, и воспитательница детей, и ухаживает за престарелы-

275If

ми родителями и в то же время наравне с мужем материально обеспечивает семью.

Конфликт усугубляется, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь важно, чтобы супруги смогли гибко переменить роли. Конфликты возни­кают из-за того, когда молодая жена не умеет вести домашнее хозяйство или не хочет рожать детей.

В семейных отношениях существует такое понятие, Отцовство и как отцовство и материнство. материнство в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова отцовство

определяется как «кровное родство между отцом и ребенком».

Не только от матери, но и от отца зависит биологическое су­ществование будущего человека. Существует биологическое сход­ство ребенка с отцом или матерью: цвет волос, глаз, особенности телосложения, функционирование органов и систем детского орга­низма.

Задатки, основа способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, языкам) также закладываются генетически. По наследству передаются заболевания, привычки отца и матери к алкоголю, никотину, наркотикам. Поэтому будущий отец должен заботиться о своем здоровье, здоровом образе жизни.

Социальные функции отцовства четко определяет выражение: «На плечах отца держится мир». Отец — защитник отечества, он управляет государством, ведет научные исследования, выполняет тяжелую физическую работу. Отец обеспечивает семью матери­ально, несет ответственность за жену и детей, помогает родите­лям-старикам.

Если стать матерью девочка готовится с рождения, то отцом молодой человек становится только после рождения ребенка, отца нужно воспитывать, «отца нужно делать». От его ответственно­сти, чувства долга, физических и нравственных сил, смелости и мужества, гражданственности, надежности и великодушия зави­сит воспитание детей. Эти качества отца формируются на протя­жении всей жизни.

Хороший отец организует деятельность всей семьи, видит в же личность, избегает грубых воздействий на детей и родных.

Семья без отца ставит массу социальных проблем перед члена­ми семьи. Современное общество называют «безотцовское обще­ство». Это не фраза, а реальность. Женщина несет на своих плечах три обязанности: добытчица хлеба насущного, хозяйка дома и мать.

Мать, воспитывающая в одиночку детей, должна быть еще и оптимистом, так как все отрицательные проблемы общества, ее

отрицательные эмоции выплескиваются на детей. Самой тяжелой проблемой является воспитание мальчика без отца.

Главными причинами вступления человека В семье конфликт1 в брак являются стремления: «хочу быть от­цом», «вырастить детей», «удовлетворить свои сексуальные потребности», «хочу иметь рядом человека, спо­собного помогать мне и переживать вместе со мной».

Жена хочет видеть в муже доброго, уважительного, добросо­вестного, мужественного, честного, разумного человека.

Мужья хотят, чтобы их жены были добрыми, нежными, забот­ливыми, красивыми и стройными.

Большинство вступающих в брак уверены, что брак будет сча­стливым (67% юношей и 73% их жены). Каждый уверен, что в семейной жизни он должен сам себя воспитывать (68%).

Но, вступая в семью, мы сталкиваемся с неудовлетворением. Неудовлетворены бывают и муж, и жена. Все зависит от того, какую «модель» семьи создавал каждый, вступая в брак, и если после свадьбы эта «модель» разрушалась, — наступал развод.

Вторично вступают в брак лишь 27% разведенных и 56% из них бывают счастливы2.

Исследования показали, что 85% мужчин к семейной жизни не готовил никто, а 15% «немного готовили дома», женщин ник­то не готовил в 59% случаях, 34% — «немного готовили родите­ли» и 7% — готовила школа3.

Большинство мужчин (77%) и женщин (60%) считают, что конфликтов не избежать. Причин для конфликта несколько. Это:

— стремление одного из супругов удовлетворять только свои потребности;

— завышенные материальные потребности;

— завышенная самооценка одного из супругов;

— неумение общаться друг с другом, с родственниками, с дру­зьями;

— нежелание одного из супругов вести хозяйство;

— разница в темпераментах, нежелание супругов считаться с этим4.

Все эти причины конфликтов — результат невоспитанности супругов, неподготовленности к семейной жизни.

1 См.: Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устране­ния. — Брест, 1992.

2 Там же. — С. 7.

3 Там же. — С. 7—8.

4 Там же.

277В урегулировании семейных отношений может помочь соци­альный работник, проанализировав причины, он постарается пре­дотвратить разрыв.

Рассмотрим одну из самых сложных причин конфликта: разли­чие темпераментов.

Датский художник Бидструп на четырех рисунках изобразил типы темпераментов. Так, на скамейке сидит, задумавшись, муж­чина, рядом шляпа. Подошел прохожий и сел на нее, после чего она стала непригодной. Поведение хозяина выглядит так. На пер­вом рисунке он трясет прохожего, бурно реагирует, скандалит. Это холерик. На втором — хозяин смеется. Он сангвиник, опти­мист, не стоит расстраиваться, шляпу можно выправить. На тре­тьем рисунке хозяин плачет. Он меланхолик, обидчивый, все тя­жело переживает. На четвертом — хозяин посмотрел и остался в прежней позе. Это флегматик, тугодум, он даже не понял, что произошло1.

Характеристика каждого — это область психологии. Для нашей темы важно, чтобы супруги знали хоть часть психологических осо­бенностей мужа или жены, а не переделывали вторую половину «под себя».

В ликвидации конфликта важно выбрать средства, которые не усугубили бы конфликт, помнить о нравственных началах вы­бранных средств.

И как вывод. Психологическая и практическая неподготовлен­ность супругов к семейной жизни (42% разводов).

На втором месте — пьянство одного из супругов (31%, что разрушает семью).

На третьем месте — супружеская неверность (15%).

Большинство разведенных супругов (28%) считают, что брак нужно было сохранить. Новую семью создали 68% мужчин и 28% женщин. Большинство и мужчин (67%) и женщин (71%) создали новую семью в течение двух лет. Новый брак оказался счастливым для 73% мужчин и 56% женщин. Если только 56% женщин в новом браке счастливы, следовательно, развод женщинам невыгоден.

Инициаторами разводов чаще являются женщины. Учитывая, что в обществе женщина в семье всегда несет ббльшую нагрузку, чем мужчина, после развода ее материальное положение ухудша­ется, она обрекает себя на одиночество и на нее сваливаются все трудности в воспитании детей2.

В чем секрет счастливой семьи. Во-первых, если у супругов много общего, прежде всего общие принципы, на которых стро­ится семейная жизнь. Первое — дети, не менее двух детей и дру­зья детей — друзья семьи.

Исследователи вывели правила семейного общения1:

— уступать друг другу;

— не навязывать своих взглядов и суждений;

— уважать друг друга;

— не унижать один другого;

— управлять своим настроением;

— анализировать самокритично свои поступки.

Рассматривая тему «Типы семей», обратимся к са-Типы семейM0# распространенной современной семье — се­мье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохра­няя родственные отношения одной семьи, отношения ответствен­ности и солидарности поколений.

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Так­же взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданно­стью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреж­дения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась заня­тость женщин в производстве.

Молодая семья — это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21—24 года.

Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности. Это семьи студентов, и их проблемами занимается социальный педагог.

1 См.: Шуман С. Л. Шуман В.Л. Указ. соч. — С. 31-32,

2 Там же. — С. 47-48.

1 См.: Шуман С.Г., Шуман В.П. Указ. соч. — С. 73—74

279Неполная семья — это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследо­ватели выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей.

Такая семья — результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%.

Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты.

Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака.

Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ре­бенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отри­цательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязви­мы, чем девочки.

Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда рожда­ется желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой се­мье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.

Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены.

Подобные браки в XIX в. были редки, но в XX в. они стали распространены, особенно после Отечественной войны.

Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонима­ние.

В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок пер­вого брака, поэтому супруги более сплочены.

Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из ро­дителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом.

Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о сви­дании бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи социаль­ного педагога.

Для работы с такой семьей необходима психологическая, кли­ническая, образовательная и социальная программы. Важно по­мнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи.

Работая с супругами этой семьи, социальный работник обра­щает внимание на распределение времени, места и денег, затра­ты и отношения с приемными детьми.

Так как приемные дети требуют особого внимания, то с ними требуется и особая образовательная и воспитательная программа, в которой бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.

В результате гибели одного из родителей возникает осиротев­шая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспита­ние у него положительных качеств.

Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образ­цом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.

Жестокость в современной семье — явление не но-Семейнаявое это социальное явление, это эмоциональное, жестокость физическое или сексуальное насилие.

Часто жестокость направлена на пожилых членов семьи, их отвержение, отделение от семьи, плохое питание, от­сутствие ухода.

Жестокость между супругами проявляется в избиении мужем жены. Статистика показывает, что большинство убийств в семье — это убийство одного супруга другим, причем чаще жертвой ста­новится женщина.

Супружеская жестокость преобладает в возрасте от 20 до 30 лет, в семьях с низким образовательным уровнем и доходом, чаще среди рабочих, бывает и среди супругов с высшим образованием.

Исследования показали, что жертвами жестокости чаще явля­ются незамужние женщины, которые испытывают насилие со сто­роны сожителя. Многие жертвы имеют умственные или физичес­кие недостатки, отчего они зависимы от семьи. Они не могут обеспечить себя питанием, лекарствами, личной гигиеной, амбу-

281латорной помощью. Чаще это престарелые люди старше 75 лет, прикованные к постели.

Насилие совершают женщины 40—50 лет, но другие исследо­вания говорят, что мужчины 40—60 лет.

Семейная жестокость вызвана социальными факторами, стрес­сами в семье, употреблением алкоголя или наркотиков. Прибега­ют к физической силе в том случае, когда нет возможности мир­но повлиять на принятие семьей тех или иных решений, когда муж алкоголик или наркоман и с его мнением не считаются.

Существует много разных мнений о причинах жестокости в семье. Это могут быть психические нарушения, невысокий культур­ный уровень у супругов. Исходя из сложности человеческой нату­ры, трудно определить единственную причину. Мнение феминисток заключается в том, что жестокость относительно женщин будет про­должаться до тех пор, пока женщины будут зависеть от мужчин.

С принятием христианства на Руси воспита-Церковь и семьяние христианина в семье становится одной из ведущих социальных проблем общества, В различных «Словах» и «Поучениях», в проповедях святых отцов Церкви устои семьи за­нимают одно из первостепенных мест.

В «Слове» Иоанна Златоуста читаем: «Вы, украшающиеся зо­лотом жены, поклонившись Христу, оставьте недуг пристрастия к драгоценным украшениям и облекитесь милосердием. Нет ни­чего хуже, как драгоценности делать предметом своих занятий, радости и пристрастия. Тут рабство, само по себе тяжелое, стано­вится тем прискорбнее, что порабощенный радуется».

Одна из заповедей христианства: «Чтите родителей своих». В воспитании христианина только семья, мать и отец заложат в ребенке фундамент добра, предостерегут от зла.

Некоторые родители довольны воспитанием своих детей, ос­лепленные любовью к ребенку, они не видят в нем ничего дурно­го и не прислушиваются к советам, которые им дают. Одни заду­мываются, когда уже становится поздно. Другие родители оправдывают неблаговидные поступки детей, надеясь, что ребе­нок вырастет и поумнеет.

От матери зависит, какое у ребенка будет представление о Боге, о Христе, о его детстве, земной жизни, о страданиях и смерти Христа. Важно помнить, что воспитательная среда к 7 годам ре­бенка претерпевает изменение. До 7 лет на него влияют только близкие и семья, после 7 лет семья может утратить свой приори­тет и даже влияние на ребенка.

В православии воспитывающую роль играют церковное бого­служение, приобщение ребенка к церковной жизни, к таинству

общения с Богом, проповедь о вероучении, молитва помогает выбрать нужный духовный настрой, исповедь приучает человека к самоанализу и к мысли, что за грехи следует Божье наказание. Пост помогает обуздать плоть, епитимья — наказание, способ­ствующее укреплению в вере и соблюдению норм поведения.

На Руси канонизировано (причислено к лику святых) более 170 православных, о них написаны «Жития святых». К лику свя­тых причислены не только служители церкви, священники и мо­нахи, но и светские люди. Это, например, Александр Невский и Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и Аввакум. Но среди та­ких лиц причислены к лику святых и жены за супружескую вер­ность, за сохранение святости супружества.

Так, княгиня Вяземская Иулиания причислена к лику святых за верность мужу. Летопись рассказывает о ее трагической кончи­не. Ее муж, князь Симеон Вяземский, после захвата Смоленска Литвой бежал с князем Юрием Смоленским и поселился в Торж­ке. Князь Юрий прельстился княгиней, пытался ее соблазнить, но напрасно. В ярости он убил ее мужа, а затем, изрубив ее на части, бросил в реку. Когда он осознал содеянное, он ушел в Веневский монастырь и в молении окончил жизнь.

За великую любовь и супружескую верность муромских супру­гов князя Петра и Февронии православная церковь причислила к лику святых. Их праху преклонялся царь Иоан IV. Их жизнь вошла в «Повесть о Петре и Февронии».

Супруга Дмитрия Донского Ефросиния — примерная жена и мать, овдовев после 26 лет брака, предалась подвигу поста, мило­сердия и молитвам «за державу Русскую». Ее молитвам и припи­сывают спасение Москвы от Тамерлана. По ее настоянию привез­ли из Владимира икону Божьей матери. Враг встал у Ельца, но

вдруг повернулся и ушел в Крым.

Разрушительные последствия проводимых реформ Кризис семьиочень болезненно сказались на семье. Экономичес­кий кризис как результат этой политики усугубил ее положение. Увеличилась смертность, сократилось количество браков и рождаемость.

В России согласно статистическим данным с 1992 г. наблюда­ется сокращение населения. Если в 1995 г. прирост населения со­ставлял 749,9 тыс. человек, то в 1996 г. смертность превысила рождаемость на 880 тыс.1. Данные демографов: сегодня в России

1 См.: Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе «Раменки». — М., 1996. — С. 7-9.

283147 млн человек, из них жителей 40—50 лет всего 50 млн, детей 6 лет — 5 млн. В результате в 2040 г. в России будет населения всего 50 млн человек!

Безработица, повышение цен на продукты питания и комму­нальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обез-доленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, нар­команию, психологические конфликты.

Современная семья урезает себя во всем, в том числе и в пита­нии. Ножницы прожиточного минимума богатых и бедных рази­тельно расходятся. Часть населения на грани нищеты. Чаще это многодетные семьи.

Каждый третий ребенок воспитывается в неполноценной се­мье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоня­ются от воспитания детей. Усилилась криминальная обстановка.

За годы перестройки был уничтожен опыт работы с семьей и детьми в Дворцах культуры, Домах пионеров.

Государство устранилось от настоящей помощи семье. Снизи­лось государственное финансирование женских консультаций, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, домов ребенка.

В самом тяжелом положении семьи, где несовершеннолетние дети, неполные семьи.

Падение нравов, рост алкоголизма и наркомании, невозмож­ность обеспечить семью привели к увеличению разводов. Причи­ны и социальная, и экономическая. Семья изменилась. Невозмож­ность прожить на одну зарплату заставляет работать всех членов семьи.

Сегодня кризис семьи наблюдается во всех странах мира. Осо­бенно в тяжелом положении оказались дети. Их в России 25,9% населения. _ д г В 1922 г. в журнале «Под знаменем марксизма»

/1 мо 'i о!мл в статье значении воинствующего материализ-(1889—1968) ма» критиковался Питирим Сорокин за статью

«Влияние войны на состав населения, его свой­ства и общественную организацию», в которой он говорил о распаде семьи, о ее кризисе, что ведет к гибели цивилизации. За эту статью он оказался первым в списке из пятидесяти одного ленинградского ученого подлежащего высылке из России в 1922 г.

Питирим Александрович Сорокин возглавлял социологическое отделение факультета общественных наук в Петроградском уни­верситете. Читал лекции в вузах Петрограда по психологии, пра­ву, социологии, эстетике, был секретарем А.Ф.Керенского. Пос-

ле высылки из России жил в Праге, затем в США (1923 г.), с 1930 г. профессор Гарвардского университета.

Для социальной педагогики представляет интерес его работа «Очерки социальной политики и педагогики», вышедшая в Ужго­роде в 1924 г. Предлагаем рассмотреть фрагменты главы из книги «Популярные очерки социальной педагогики и политики» — «Со­циальная роль семьи и школы», где сделан достаточно глубокий исторический анализ кризиса семьи. Статья написана в начале 20-х гг., но и сегодня она не потеряла свою актуальность.

П.Сорокин отводит семье важное место не только в жизни че­ловека, но и судеб народа, считая ее роль не меньше роли шко­лы, церкви и государства. Он писал: «Потому что институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попа­дает родившийся индивид. Семья — это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки» Она наносит первые и неизглади­мые черты будущего человека. Изгладить «письмена» почти не­возможно. Они будут давать о себе знать в течение всей жизни человека, хотя он сам и не сознает этого».

Почему? Потому что родным становится язык семьи, семьей определяется религия, материальные и правовые понятия опре­деляются семьей. Убеждения, манеры, одежда, вплоть до профес­сии и социального положения, определяются семьей.

От этой «мастерской» зависит, каким человек войдет в обще­ство, И если первые жизненные впечатления будут состоять из «ссор, брани, злобы, невежества, взаимной грызни, лени, пре­ступности и т.п.... то такая мастерская будет выпускать в общество человеческий материал довольно плохого качества».

От семьи зависит, разовьются ли положительные задатки и способности личности, будут ли заторможены отрицательные на­следственные склонности, получит ли ребенок достаточно опы­та, полезных навыков и привычек для «жизненного бега». Семья определяет будущую деятельность человека.

От семьи «зависит не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер обще­ственной жизни и историческая судьба целого общества».

История народа создается руками и поступками людей. Обще­ственная жизнь — результат их деятельности. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.

У разных народов различные типы семей. П.Сорокин рассмат­ривает три типа семей:

I. Семья патриархально-общинная, где ребенок подготавливает­ся к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи. С пер-

285вых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. «Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, рабы традиций, лишен­ные самостоятельности... Народы, имеющие такой тип семьи, являются вялыми, ленивыми и отсталыми кочевыми народами Азии и Востока Европы».

В общественной жизни консерватизм, личность пронизана стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности нет, власть носит деспотический характер. В столкновении с обще­ством, имеющим индивидуалистический тип семьи, они обыч­но побеждены.

II. Семья неустойчивая приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель — готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что ему потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Для всех одна программа, которую они забывают после экзамена. Из семьи выходят бюрократы для государства с огромным чиновничьим ап­паратом.

«Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям». В таком обществе нередки перевороты.

III. Семья индивидуалистического типаприучает молодого че­ловека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано при­учают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необ­ходимые в жизни.

Кроме государственных программ образования существуют частные школы, частные воспитательные, просветительные и научные учреждения. Народ, дающий такое образование, непобедим. В обществе, где такая семья, у личности широкие права.

Формулируя функции семьи, П.Сорокин выделил три:

— воспитательно-педагогическую;

— социально-физиологическую, производства детей;

— экономическую.

В современной семье эти функции разрушаются.

Во-первых, ребенок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу.

Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости.

В-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из эко­номической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного экономического эгоизма.

Все эти симптомы говорят об упадке семьи.

П.Сорокин анализирует кризис семьи в период упадка Древ­ней Греции и Рима и сопоставляет его с кризисом семьи в России в 20-х гг. Он рассматривал период упадка Древней Греции и Рима по источникам того периода, анализируя его кризисное состоя­ние. Он пишет, что повседневными стали разводы, которые рань­ше были «неслыханным явлением».

Он проводит высказывания историка Моммзена, который пи­сал о свободе римских женщин и не только от экономической опеки отцов и мужей. Постоянные семейные скандалы были ха­рактерны для римского общества. Тот же упадок рождаемости и рост бездетных браков. Та же эмансипация детей освободила их от власти родителей.

Современник событий Варрон писал: «Бывало домохозяйка вращала веретено, а в то же время не теряла из виду горшка на очаге, заботясь, как бы не подгорела каша, теперь же дочь выпра­шивает у отца фунт драгоценных камней, а жена у мужа четверик жемчуга. Бывало в брачную ночь мужчина был безмолвен и сму­щен, теперь женщина отдается первому красивому кучеру. Преж­де обильное рождение детей составляло гордость женщины, те­перь же, когда мы желаем себе детей, она отвечает: разве ты не знаешь, что сказал Зиний: «Лучше трижды подвергнуться опас­ности в битве, чем однажды родить».

В чем видит кризис современной семьи П.Сорокин:

Кризис союза супругов, разрыв супругов, рост разводов как итог индустриализации. Жена равноправна с мужем, она чаще инициатор разрыва. Упали религиозные основы брака. Рушится союз детей и родителей.

Появляются законы о детях, их правах, об обязанностях роди­телей относительно детей. Это значит — государство вмешивается в воспитание детей в семье.

Рост разводов ведет к росту случайных половых связей, росту бездетных семей, к постепенному вымиранию европейских наро­дов, гибели европейской цивилизации. Падение авторитета главы семьи ведет к падению авторитета вообще.

Об этом кризисе семьи П.Сорокин пишет: «Если он пойдет дальше, он грозит усилению развала семьи. Развал семьи в совре­менных условиях неизбежно повлечет развал всей общественной жизни и означает огромное бедствие... ни один институт не мо­жет заменить семью».

Это писал П.Сорокин в начале XX в.








Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 3089;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.091 сек.