О религиозном воспитании

Внушение страха Божьего должно делать без раздражения и гнева, но обязательно с любовью,

Приучение к молитве осуществляется в семье. Утренняя и вечер­няя молитва совершается всей семьей, читает молитву отец. В праз­дник все вместе идут к обедне, берут и ребенка. Так воспитывает­ся любовь к церкви.

Развитие у ребенка чувства совести начинается с внушения, чтобы он всегда слушал голос совести. Приучайте ребенка вече­ром всегда делать анализ своих поступков за день, выяснять, не оскорбил ли он Бога1.

Автор подробно анализирует воспитание девочки-христианки. Он говорит, что примером здесь может быть жизнь преподобной Мокрины (вторая половина IV в.), дочери мучеников Василия и Эмилии Каппадокийских. Посвятив свою жизнь Господу, она уст­роила женскую обитель, лечила больных, изгоняла бесов, прови­дела тайное и предсказывала будущее, подавала милостыню,

^ истории социального воспитания следует об-Ратиться к трудам замечательного русского пе­дагога Константина Дмитриевича Ушинского (1823—1871). В педагогике нет проблемы, кото­рую бы не освещал ученый. Это — цели и задачи воспитания, народная школа, закономерности развития детей, теории личности и обучения, организация работы школы, подго­товка учителя.

Ученый сформулировал принципы содержания образования, обратил внимание на методы развивающего обучения. Его учеб­ные книги — это своеобразные энциклопедии элементарных зна­ний, доступных для ребенка. Все многообразие проблем педагоги­ки он изложил в книге «Человек как предмет воспитания», в учебных пособиях «Детский мир» и «Родное слово».

К.Д.Ушинскому мы обязаны определением места педагогики в системе других наук, ее специфики и взаимодействия со смежны­ми науками.

Его идея о народности школы, отвечающей потребностям простых людей, была подхвачена прогрессивными педагогами-практиками и давала прекрасные результаты (Татевская школа С.А.Рачинского и земские школы Н.А.Корфа). Выступая против слепого копирования опыта европейских школ он доказывал, что эта практика только вредила отечественному образованию.

В истории советской педагогики взгляды Ушинского на рели­гиозное воспитание не рассматривались. Глубокая религиозность

, ' См.: Христианское воспитание детей. — М., 1905. — С. 37—50.

и

к

165ученого трактовалась как одна из «реакционных ошибок его ми­ровоззрения».

Следует остановиться на его философских взглядах. В учебниках советского периода по истории педагогики было написано, что Ушинский «шел от идеализма к материализму», что «у него мно­го материалистических элементов», но его «путь оказался неза­вершенным», что он «поднялся до констатации общественных противоречий». При этом упускалось главное: Ушинский не был ни на позиции материализма, ни на позиции идеализма. Спор между ними он оценивал как спор о том, «что для обеих сторон одинаково неизвестно», так как «если трудно определить, что та­кое дух, то труднее сказать, что такое материя в существе своем. Зачем же с обеих сторон не сознаться в недоступности первых начал?»

Вопросы религиозного воспитания в его сочинениях имеют клю­чевое значение1.

«Для нас, — писал Ушинский, — нехристианская педагогика — вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади, без ре­зультатов впереди. Все, чем человек, как человек может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитание остается только прежде всего и в основу всего положены все ис­тины христианства. Оно служит источником всякого света и вся­кой истины и указывает высокую цель всякому воспитанию».

К вопросам христианского воспитания К.Д.Ушинский обра­щается во многих работах: «О народности в общественном воспи­тании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Педагогические сочинения Н.И.Пирогова», «Общий взгляд на возникновение на­ших общих школ», «Педагогическая антропология».

Подчеркивая значение православия для русского народа, в ста­тье «О нравственном элементе в русском воспитании» он писал: «Русское воспитание нуждается не во внешних формах, не в заме­не прежнего, вышедшего уже из моды и истасканного нами кос­тюма новым столь же иностранным и столь же чуждым, что хотя, конечно, очень многое можем и должны занять из опытов иност­ранной педагогики, но не должны забывать, что для младенца тогда только не вредна чужая пища, когда он, вскормленный молоком матери, уже приобрел .достаточно сил, чтобы перева­рить и употреблять эту чужую пищу и силою своей собственной, самостоятельной жизни превращать в кровь и тело. Такой роди-

1 См.: Меньшиков В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д.Ушин-ского//кд.ушинский и русская школа. — М., 1994. — С, 49—70.

мой грудью для нас является народность и наша народная рели­гия, соединяющая каждого из нас с каждым русским, хотя бы он скрывался далеко от глаз наших, в самой темной массе народа или в самом отдаленном уголке нашей неизмеримой отчизны, — соединяющие нас с давно отжившими поколениями, — словом, со всем тем, что дает нам прочное, историческое, а не эфемерное существование».

Воспитание ребенка достигает успеха, когда на него в равной степени влияют церковь, семья и школа1.

Родители прежде всего должны заботиться о религиозном вос­питании ребенка, и первостепенная роль в этом отводится матери. При этом Ушинский подчеркивал, что в процессе обучения нельзя отделять преподавание Закона Божьего от других предметов и вос­питания.

Он писал, что религиозное воспитание человека происходит на протяжении всей жизни. Оно начинается с раннего детства, продолжается в юности, проникает во все школьные предметы, в окружающую жизнь человека2.

В статье «О нравственном элементе» Ушинский подчеркивал важность соответствия религиозного воспитания возрасту ребен­ка. Он учитывал это и при подготовке своих учебников, как в светских разделах, так и в религиозной части3.

В дискуссии — кто должен учить в народной школе: священник или учитель — Ушинский отдает предпочтение учителю, объяс­няя это занятостью священника в приходе и его слабой педагоги­ческой подготовкой. Но это не значит, что он был против свя­щенника в школе: он был убежден в необходимости союза церкви и школы в воспитании детей4.

Вопросы христианского воспитания у КД.Ушинского тесно переплетаются с народностью в воспитании. Это была одна из острых проблем; проблем социальных, которые поднимались пе­дагогикой XIX в.

Статья К.Д.Ушинского «О народности в общественном воспи­тании» вызвала широкую дискуссию в педагогической среде. Он писал: «Если воспитание хочет одержать победу над дурными при­вычками человека, оно должно опираться на народность, если воспитание не хочет быть бессильным, (оно) должно быть народ­ным».

1 См.: Меньшиков В.М. Указ. соч.

2 Там же. - С. 75-76.

3 Там же. - С. 80,

4 Там же. -С. 80-81.

- С. 73,

167Личность связана с обществом. Общественное воспитание осу­ществляет связь поколений посредством народности, «вносит свет сознания в тайники народного характера, оказывает сильное вли­яние на развитие общества, развитие его языка, литературы, законов».

Отвечая на вопрос, что такое народность, Ушинский указы­вал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на на­родных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Народность проявляется в каждой системе воспитания как ее основа. «Народ без народности — тело без души, которому остает­ся только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в дру­гих телах, сохранивших свою самобытность».

Народность отражается в воспитании национального характе­ра, исторической самостоятельности, творческой силы, психоло­гического склада народа, его любви к Родине.

Главным направлением Ушинский считал воспитание любви к Родине, веры в творческие силы своего народа, чувства нацио­нальной гордости в сочетании с уважением к другим народам. Это будет возможно, если воспитанием будет заниматься сам народ. Нужно, чтобы дети знали свою Родину, для этого необходимо улучшить преподавание географии, отечественной истории, род­ного языка и литературы.

В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» он говорит, что «даже выпускники университетов не знают Рос­сию, родной язык и литературу, презирают Державина, Карам­зина и Пушкина, не знают ничего о Новгороде и Киеве, разницы между Иваном III и Иваном IV».

Народность воспитания Ушинский представлял как часть об­щественного воспитания.

Чтобы более полно представить христианское воспитание, надо рассмотреть воспитывающую роль проповеди, с которой обра­щался священник к родителям по поводу воспитания детей. В ка­честве примера могут служить проповеди, прочитанные в начале XX в. митрополитом Киевским и Галицким Владимиром.

Митрополит Владимир (Василий Никифо-Митрополит Киев-рович Богоявленский) родился в семье свя­щенника Тамбовской губернии, окончил Киевскую Духовную семинарию, получил звание кандидата богословия, преподавал в Тамбовской семинарии. Затем архимандрит монастыря в Козлове, настоятель Антониева монастыря в Новго-

роде Великом, епископ Самарский, экзарх Грузии, митрополит Московский, ас 1915 г. митрополит Киевский и Галицкий. В Кие­ве его застала революция, в феврале 1918 г. был расстрелян у стен Киевской лавры. Это был выдающийся проповедник своего вре­мени. Архиепископским собором Русской Православной Церкви в 1992 г. он был причислен к лику святых.

Из «Бесед священномученика Владимира,








Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 925;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.