Наказ лицам, непосредственно заведующим
Детскими приютами
1. Детские приюты предназначаются не столько для обучения, сколько для того, чтобы служить пристанищами для детей, остающихся во время занятий их домашних без призора. Посему приют в некотором смысле должен заменять для дитяти его семейство по крайней мере в те часы, в продолжение которых дитя находится в сем заведении.
1 Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М., 1987. -С. 361.
1152. Дитя, поступающее в приют, должно найти в нем не роскошь, не привычку к тем предметам, которые могут быть ему чужды в продолжение его жизни, но теплую заботливость, обыкновенную во всяком, хотя бедном, но хорошем семействе. Эта заботливость должна простираться не только на нравственное его образование, но и на все, относящееся до его здоровья, пищи, занятий, движения, — словом, на все те предметы, которых ни исчислить, ни предвидеть невозможно, но которые может угадывать сердце попечительной матери.
3. Вышесказанные соображения подсказали необходимость подчинить заведение, назначаемое для возраста, столь близкого к младенчеству, ближайшему надзору особы женского пола.
Выбор смотрительницы
4. Попечительница, принявшая на себя высший надзор за приютом, должна обратить особое внимание на избранную смотрительницу, на это непосредственное орудие, необходимое к достижению благотворительной цели приютов и без которого все усилия правительства и благотворительных людей будут тщетны.
5. При выборе смотрительницы должно обращать внимание не столько на ее звание, сколько на ее душевное образование; чистая нравственность, нрав тихий и миролюбивый, здравый смысл и врожденное чувство любви к ближнему — вот необходимые качества в женщине, долженствующей быть в некотором смысле матерью многочисленного семейства, составленного из детей, ей чуждых... За сим уменье читать, писать и считать на счетах, как равно известнейшие женские рукоделия, — вот все познания, кои требуются от смотрительницы приюта в том предположении, что любовь к своей обязанности заставит ее читать со вниманием те книги, в которых можно найти полезные для сих заведений сведения, и что попечительница постарается познакомить ее с сими книгами, как уже существующими, так и с теми, кои могут быть впоследствии изданы для сей цели от Комитета детских приютов.
6. Лучшее приготовление для намеревающейся поступить в должность смотрительницы есть следующее: пробыть несколько времени в каком-либо уже существующем заведении сего рода, оставаясь там от самого входа детей до минуты их выхода...
Помещение приюта
7. Попечительница вместе с директором и почетным старшиною печется, чтобы помещение приюта по возможности соответствовало цели сих заведений.
8. Небольшой сад или чистый двор при заведении, где бы дети могли бегать свободно на чистом воздухе (не на проезжем месте), есть весьма важная принадлежность детского приюта; но как cue не всегда, то надлежит смотреть, чтобы по крайней мере самые комнаты были 116
'Освежаемы наружным воздухом во время отсутствия или перехода детей из одной в другую.
9. Желательно также, чтоб приют помещался в нижних этажах, преимущественно перед верхними, или, по крайней мере так, чтобы дети не были принуждены проходить через темные и опасные лестницы...
Наставление смотрительнице приюта
10. Занятия детей в приюте должны быть вообще легки, разнообразны, непродолжительны и при физической деятельности способствовать умственному развитию детей.
11. Сколь ни малы возрастом дети, поступающие в приют, но не должно упускать из виду, что в сем именно возрасте, от 3 до 9 лет, все впечатления живы в высшей степени, любопытство во всей свежести, внимание дитяти постоянно обращается на все его окружающее и, что всего важнее, человек (как всякий на себе легко испытать может), позабывающий часто происшедшее с ним в другие годы, твердо помнит все, им слышанное и содеянное в детском возрасте. Из сего можно заключить, сколь важно запечатлеть в душе дитяти понятия чистые и ясные о предметах и его обязанностях.
12. Первым долгом образования дитяти должно быть образование в вере, преподание ему начальных истин ее в том виде, как они для него могут быть понятны...
13,14,15 (В этих параграфах дано дальнейшее развитие сказанного выше о религиозном воспитании).
16. Нравственное образование тесно соединено с религиозным; но •/первом еще более важен пример смотрительницы; нравственность не может преподаваться в виде уроков; она есть дело каждого часа, каждой минуты и образуется наиболее утверждаемыми привычками и постоянным надзором, нежели наставлениями. Первое действие нравственного образования должно быть обращено на истребление дурных наклонностей, которые заметите в детях. Здесь не может быть постановлено общего правила; каждое дитя из родительского дома может принести с собой особого рода дурную наклонность; старайтесь отгадать ее и мало-помалу уничтожить; это дело довольно трудное; берегитесь выразиться неприпично о поступках родителей, особливо в присутствии детей; запретив, вы должны всеми силами поддерживать их уважение к родителям: но это не препятствует вам стараться по возможности действовать на самих родителей, дабы впечатления, получаемые детьми в приюте, не истреблялись вне оного... Часто дурные наклонности людей возбуждаются их бедностью и другими несчастьями. Приют обыкновенно посещается благотворительными людьми: смотрительница, расположенная к добру, может иногда обращать их внимание и на судьбу их родителей; ее слова, подкрепленные таким участием, будут иметь на простолюдинов неисчислимое влияние.
11717. Для собственно так называемого учения, т.е. чтению, письму, счету, смотрительница руководствуется книгами, изданными'для ланкастерских училищ, и другими пособиями, которые будут указаны Комитетом. Между уроками сего рода полезно обращать внимание детей на самые простые предметы, их окружающие, равно на изображения известнейших предметов из трех царств природы. Для руководства в сем случае будут изданы от Комитета особые книги.
18. Хоровое пение, употребляемое в детских приютах, есть одно из полезнейших пособий; оно может иметь многие различные применения; вообще, оно действует на умягчение сердца, но имеет и другие выгоды. Заметит ли смотрительница, что детское внимание ослабело, она прерывает урок общим пением, которое всегда так нравится детям, — и их внимание освежается; сверх того, пение доставляет удивительное пособие для изощрение памяти, как изведано долговременными опытами; молитва или гимн, наконец самое цифровое исчисление, обыкновенно столь трудное для детей, будучи положено на музыку' врезываются навсегда в детской памяти.
Примечание. С пением исчислений соединяются гимнастические упражнения, о которых смотрительница легко может получить понятие в одном из существующих заведений сего рода.
19. При сем наказе прилагается образец распределения занятий в приюте. Смотрительница должна сообразовываться с ним, смотря по местным обстоятельствам, по средствам приюта и по приобретаемой опытности. Вообще смотрительница должна стараться прежде всего приучить к занятиям, употребляемым в приюте, несколько детей, более смышленных (от 2 до 10), занимая между тем остальных каким-либо рукоделием. Мало-помалу чувство подражания, столь сильное в детях, присоединит в избранном кругу других детей, а первые ученики сделаются помощниками смотрительнице в занятиях, каковы мониторы в методе взаимного обучения.
20. Объясняя какой-либо предмет, отнюдь не изъявляйте досады, замечая, что дети вас не понимают; уверенность в дитяти, что его будут бранить за непонятливость, не только сделает его в самом деле непонятливым, но, что еще хуже, принудит его к притворству. Когда видите, что дитя вас не понимает, знайте, что большей частью не они виноваты, а вы; может быть, вы не совсем так объясняетесь, как должно; посмотрите на предмет с другой стороны, войдите в разговор с детьми, начните его от других, известных предметов, чтобы дойти до того, который вы хотите объяснить; возбуждайте детей к вопросам, зти вопросы лучше всякой книги объяснят вам, каким образом вы должны истолковать им предмет.
21. В детских приютах, как и в других заведениях, необходимы наказания и награды; но в приютах они должны иметь особый характер. Не 118
Должно вообще приучать детей к тому, чтобы за каждым их хорошим |, поступком следовала награда; надобно приучать их в самом хорошем Поступке находить наслаждение. Для мальчиков наградой может служить повышение местом, их имя, написанное на доске в комнате приюта и пр. и т. п., но для девочек награды должны более соответствовать их будущему, смиренному назначению в жизни; в награду за их доброе поведение дозвольте им какое-нибудь рукоделье в пользу их родителей, доставьте им наслаждение вырученные за это деньги отдать родителям в присутствии вашем; иногда украсьте девочку каким-нибудь знаком отличия (ленточкой, снурком), по которому родители могли бы узнать, что дочь их хорошо учится.
22. Самое строгое наказание в приюте должно быть следующее: оставить ребенка в совершенной праздности в продолжение нескольких часов, не позволяя ему участвовать ни в уроках, ни в играх.
23. Физическое воспитание должно обращать особенное внимание смотрительницы; она должна понять как заботливая мать, что от ее надзора может зависеть не только здоровье, но и самое существование детей, которые в сем возрасте беспрестанно подвергаются опасностям разного рода; она должна обращать внимание на небольшие болезни, иногда случающиеся у детей, иметь в приюте для самых меньших две небольшие кроватки вроде нар с сенными матрацами; ибо часто дети, особенно слабого сложения, имеют нужду успокоиться и даже заснуть на некоторое время в продолжение дня; в сем отношении заботливость смотрительницы должна простираться за предел приюта; она должна извещать родителей о замеченных ею в продолжение дня каких-либо признаках нездоровья дитяти, и в таких случаях, если не придут родители за ребенком, оставлять его в приюте до следующего утра. В случае важной болезни ребенка смотрительница немедленно должна отделять его от прочих и немедленно извещать о том родителей, оставляя им на выбор — лечить ли ребенка у себя в доме или в детской или иной лечебнице, где дитя может быть принято. Во всяком случае смотрительница печется о том, при пособии директора или почетного старшины, чтобы дитя было перепроважено на место назначения с надлежащей предосторожностью.
24. Вообще не можно исчислить тех мелочных, но важных обязанностей, которые должна исполнять смотрительница; лучших наставлений в сем случае она должна искать в собственном сердце; если душа ее исполнена теплой веры, дышит преданностью государю и любовью к ближнему, тогда ее внутреннее чувство и мысли отразятся во всех поступках и перейдут к детям. Строгий порядок в жизни, умеренность во всем, воздержание от страстей, вежливость ко всем без различия посетителям заведений, наконец чистота и опрятность во всем, ее окружающем, — ей необходимы; она должна избегать излишних зна-
119комете, особенно с людьми праздными, а тем более с людьми, преданными страстям; равным образом избегать особенного пристрастия к тому или другому лицу, даже из находящихся с ней в сношении по приюту: все эти связи могут быть источником тысячи неудовольствий и беспорядков, которые отвлекут ее от исполнения прямых ее обязанностей. Вступая в приют, она должна помнить, что принимает на себя дело важное, святое и потому вполне должна себя посвятить ему. Предполагается, что ей и в мысль не войдут какие-либо сношения с родителями детей, которые бы могли произвести пристрастие или потворство к какому-либо ребенку преимущественно перед прочими.
Распределение занятий в течение дня
Каждый день поутру, прежде прихода детей, смотрительница обходит заведение и осматривает — чисты ли полы и скамьи, были ли отворены форточки для освежения воздуха, не угарно ли и т.п. Замеченные недостатки исправляются прислугой.
Коль скоро дитя приведено, смотрительница осматривает его руки, ноги, лицо и одежду и, уверившись в его опрятности, обращается к родителям с похвалой за исправность, или коротко поставляет им на вид за нерадение.
Зимой, т.е. с 1-го ноября по 1-е апреля, раздается детям при входе сбитень, отвар шалфея, смородинных листьев, калиновых побегов, или другое какое питье по назначению доктора.
Детям, замочившим ноги, переменяется обувь, для чего должны быть готовы чулки и башмаки; надевают на них платье и передник, а собственное платье дитяти кладется в особо определенное для того место.
Вообще в сем случае должно обращать внимание не на ветхость платья, но на отсутствие чистоты, ибо оно означает привычку к неопрятности и неряшеству, которую должно всеми средствами искоренять. Дитя, замеченное в постоянной неопрятности, наказывают тем, что на него надевают черный передник, который снимается только в определенные дни. После осмотра дети занимают свои места на лавках и, пока осматривают других, им раздаются вязанья или какие-либо рукоделья для того только, чтобы дитя не оставалось праздным...
Когда все соберутся на месте, после нескольких минут молчания начинается утренняя молитва...
...Самые уроки начинаются зимой с 10 часов утра. После молитвы следует урок катехизиса. Никакой урок не продолжается более Уг часа, дабы не утомить слабых еще органов детей. После Закона Божьего, начинается Уг часа ровной ходьбы, во время коей в такт дети учатся счислению. За сим урок чтения. После чтения так называемый урок послушания, состоящий из разных эволюции, о которых можно получить понятия, видевши их хоть один раз. В 12 часов дети садятся за 120гол после предварительной молитвы, и после обеда также читается
)литва.
Время для свободной игры назначается от 12 Уг до 2 часов. В это
!мя детям будет предоставлена совершенная свобода играть или
(виться, но смотрительница или ее помощница должны при сем при-
гствовать и быть судьей их забав, споров и шалостей...
После игры дети займутся вязанием или другими рукоделиями.
это время хорошо читать или рассказывать детям сказки, повести, (разные с их возрастом и понятиями, позволяя детям вслух свои Замечания и вопросы, на которые должно, выслушав снисходительно, отвечать ясно. К сему занятию может быть присоединено изучение церковных напевов, гимнов, песен, нарочито для детей сочиненных на голос народных песен, сообразных с детским возрастом.
Классы кончаются уроками писания и счисления, которые также делаются нараспев по образцам, которые будут находиться в приюте.
При посещении приюта посторонними людьми занятия не прерыва-(,4отся. Смотрительница строго наблюдает, чтобы в зимнее время дети, ^возвращаясь домой, были тепло одеты. Она уведомляет попечительни-
о родителях, которые по бедности не в состоянии одевать своих де-
.TOW...
Каждый вечер по уходе детей смотрительница записывает в дневной отчет все случившееся, сводит дневные счеты и составляет в случае нужды записку попечительнице о мерах, которые, по ее мнению, надлежит принять для благоустройства в приюте. За сим смотрительница заботится о том, чтобы прислуга вычистила покои и привела в порядок все нужное для приема на следующий день детей и посетителей.
*
Печатается по изд.: Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. - М, 1955. — С. 61—68.
Благотворительность в России XIX в. осуществлялась не толь-о за счет пожертвований различных обществ и частных лиц, но Кп гл лтп. и за счет средств царской казны. За первые пол-благотворитель-века, к 1855 г. в России было 365 учебных заве-ные учреждениядени^ 40 лечебных, воспитательных домов и
благотворительных приютов. Благотворительной деятельностью занимались Дамское попечительское общество, Попечительство о народной трезвости, Общество попечения об испорченных детях.
Многое для детей-сирот, детей из бедных семей во второй половине XIX в. было сделано приходскими благотворительными организациями. Приходская благотворительность была направле-
121на не только на поддержание богаделен для престарелых, но и на содержание приютов для детей.
В приходских приютах дети получали питание, уход и обучение в школе. Приходские приюты были постоянные и дневные. В дневных дети были в основном из беднейших семей. Так, в Петербурге при 33 благотворительных организациях было 12 дневных с 640 детьми и 26 постоянных приютов, где воспитывались 846 детей. Во всех приютах учили какому-нибудь ремеслу, что было подготовкой к будущей профессии. Установилась практика содержать в приюте детей до 14 лет, но она приводила к тому, что, попав в мастерские, выпускники особенно девочки, оказывались в тяжб-лых условиях постоянного ученичества и снова бежали в приют. Тогда благотворительные общества стали создавать при приютах мастерские, где воспитанники учились и работали еще 3—4 года1.
Одно благотворительное общество создавало мастерскую по пошиву, другое — кулинарную школу, третье организовывало школу для нянек, куда приводили малюток и где учились уходу за детьми. Так, при Христорождественской церкви на Песках благотворительным братством был устроен ночной приют для сирот до 13 лет. Братство пристраивало этих ребят «в ремесла», а на ночь они возвращались в приют2.
Распространившиеся во второй половине XIX в. ясли-приюты были городскими и сельскими. Некоторые городские ясли-приюты (например, Петербурга) были платными. Платили от 3 до 10 копеек за дневной приют и пропитание. В некоторых приютах было не только питание и гигиенический уход, но и обучение грамоте, знакомство с окружающим миром, явлениями природы; там же обучали рукоделию. Так, по этому принципу в Томской губернии был создан приют для детей арестантов.
Ясли-приюты для крестьянских детей пользовались особенным успехом в летнюю, страдную пору. Нередко община выделяла по 10 копеек на питание ребенка, и крестьяне сами доставляли в приют продукты. Кстати, в крестьянских богатых семьях было традиционным не только подавать милостыни, но и содержать какое-то время в семьях нищих.
В период развития земств, распространения деятельности благотворительных обществ в губерниях увеличивается число не только больниц, инвалидных домов и богаделен, но и сиротских и воспитательных домов. В тех губерниях, где земства активизировали
1 Рункевин С Приходская благотворительность в Петербурге/Антология соци альной работы. — М., 1994. — Т. I. - С. 102—105.
2 Там же. — С. 105.
свою благотворительную деятельность, число сиротских и воспитательных домов с 1861 по 1891 г. увеличивается почти в 2 раза1.
В начале XX в. в развитии образования происходят существенные перемены, сказывается влияние демократического и революционного движения в стране. В воспитании и обучении первосте-денными становятся гуманистическое, духовное и нравственное направления. Воспитание на примерах добра и творчества, обращение к вопросам самосовершенствования личности, воспитания и обучения в семье, реформирования системы образования.
В совершенствовании системы образования усиливается роль благотворительного движения среди дворян, разночинной интеллигенции. Увеличивается число земских школ, создаются клубы, летние колонии отдыха детей, воспитательные дома свободного творчества для детей из малоимущих семей, где ставится задача нравственного и физического воспитания. Социальным воспитанием занимаются дворянские, христианские и женские попечительства. Социальная работа ведется по частной педагогической инициативе. Так, Московский и Петербургский комитеты грамот-Эости и Всенародный союз учителей и деятелей народного образования становятся инициаторами открытия народных рабочих домов на окраинах; центров досуга, общего и нравственного образования народа; народных университетов для взрослых; бесплатных народных библиотек; городских и сельских народных театров.
«Это было стремление лучших просвещенных граждан мирно нести в общество свое посильное добро» (В.Я.Стоюнин).
Это был процесс социального воспитания, просвещения, образования широких масс народа.
В начале XX в. число благотворительных обществ и организаций в России, которые занимались благотворительной деятельностью по призрению детей бедноты, постоянно росло. Созданные в ШЙ г. Московское и Петербургское общества попечения больных и бедных детей были не единичны. В 1892 г. Н.З.Стасовой было создано общество «Детская помощь».
В 1902 г. была попытка все созданные в крупных городах благотворительные общества объединить в единый «Союз детской помощи», но это объединение просуществовало недолго2.
Одним из бедствий в России была детская смертность. В 1904 г. в стране был создан Союз для борьбы с детской смертностью. В него входило свыше 600 человек, и в первый год существования
1 Максимов Е. Очерк земской деятельности в области общественного призрения//Антология социальной работы. — М., 1994. — Т. I. — С. 31.
2 Доватор Р.Л. Указ. соч. — С. 165.
123пожертвования составили свыше 7 тыс. рублей. Союзом при городских амбулаториях выдавалось молоко, в ряде городов были открыты детские ясли, где воспитывали внебрачных детей. Среди населения Союзом было распространено «Обращение», призывавшее обратить внимание на надвигающуюся катастрофу, к которой могла привести детская смертность1.
Одной из форм благотворительности было создание для детей бедноты народных детских садов на частные пожертвования и на средства из бюджета местных самоуправлений. В таких садах дети находились днем, по 6-8 часов; с группой из 40—50 человек работала одна воспитательница. Здесь следили за здоровьем детей, при необходимости лечили; играли и занимались с ними.
Для детей городской бедноты создавались летние детские площадки. Многие из таких были открыты Обществом физического образования П.Ф.Лесгафта. В Петербурге в 1894 г. такую площадку сделало Фребелевское общество, а летом 1895 г. оно же открыло летнюю детскую колонию, где ребят закаляли, знакомили с природой2.
Частную помощь детям-сиротам, больным, детям из беднейших семей оказывали служители православной церкви. Так, митрополит Гавриил перед кончиной (1800) завещал все свое состояние передать на содержание бедных учеников Александ-ро-Невской академии и Новгородской семинарии. В 1884 г. старец отец Амвросий в обители в Шамардине открыл школу для приходящих крестьянских детей. Протоиерей отец Иоанн Сергиев Кронштадтский (1829—1908), поняв, что раздача милостыни мало что дает для нищих и обездоленных, на благотворительные средства открывает «Дом трудолюбия» и при нем ночлежный дом, где были устроены и трудились бездомные дети.
Жена военного министра Милютина основала в 1892 г. женский монастырь, а при нем школу и приют.
Активная благотворительная деятельность земств в конце XIX в. была сосредоточена на создании воспитательных домов для подкидышей. В начале XX в. работа земств была направлена на создание смешанных яслей-приютов, где содержались дошкольники и школьники. Такие ясли-приюты были созданы земствами в Пермской, Воронежской, Нижегородской, Полтавской, Курской, Екатеринославской, Московской губерниях3.
Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского Красногокреста//Антология социальной работы. — М, 1994. — Т. I. — С. 171-172
2 Доватор Р.Л. Указ. соч. — С. 165—166.
3 Там же. - С. 167.
В середине XIX в. проявлением социальной помощи в распро->анении просвещения среди народа явилось движение откры-воскресных школ для юношей и девушек из малоимущих семей.
Это был период «хождения в народ», период милосердной помощи со стороны интеллигенции, создания народных школ, хо-ffcouio оснащенных наглядными пособиями, программы которых были близки запросам крестьянской жизни. Такие школы ставили целью выпускать из своих стен хозяина, человека, способного вести культурное крестьянское хозяйство.
Создание земств усилило внимание общественности к народному образованию. Правительство увеличивает ассигнования на начальную школу, открываются учительские семинарии. После реформ, к 1894 г., в России было создано 13146 народных школ.
Открытие воскресных школ для молодежи из рабочей среды было социальным движением в России. Так, профессором Киевского университета П.В. Павловым была открыта воскресная школа в Киеве, Х.Д.Алчевской — в Харькове. Воскресные школы открывались по всей России. Обучение в них было бесплатным, без вознаграждения в них работали преподаватели университетов и гимназий, а также студенты.
Вопросы и задания
1. Государственная политика защиты детей в XIX в. Ведомство импе-атрицы Марии.
2. В.Ф.Одоевский о воспитании.в приютах, его «Наказ лицам, непосредственно работающим в приютах».
3. Статья В.Я.Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома».
4. Благотворительность в истории России XIX — начала XX в.
Литература к лекции
1. Антология пед. мысли России первой половины XIX в. — М., 1987.
2. Беляков В,В. Сиротские детские учреждения России. — М., 1990.
3. Благотворительная Россия. — СПб., 1902.
4. БадяЛ.В. Благотворительность и меценатство в России. — М., 1993.
5. Максимов £. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. — СПб., 1904.
6. Нещеретный Я.Я. Исторические корни и традиции благотворительности в России. — М., 1993.
1257. Об общественном призрении в России. — СПб., 1818.
8. Одоевский В. Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами//Избр.пед.соч. — М., 1955.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР-Конец XIX - начало XX в. - М., 1991.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 1998;