Глава II. О принимаемых в Воспитательный дом младенцах

1. Как родительницы сами или их поверенные в том, так и посторон­ние люди мужеского и женского рода, поднимая младенцев, могут их

1 См.: Российское законодательство X—XX вв. — Т. 5,

2 Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России

3 Там же. — С. 12.

С. 260, 261,316. М., 1993.-С. 10-11

[приносить в Воспитательный дом, где оных принимать немедленно должно, не спрашивая у приносящего, кто он таков и чьего младенца лринес. Но только спросить, не знает ли он, крещен ли тот младенец и как ему имя, разве приносящие сами похотят объявить что-нибудь об­стоятельное, и, оное у них выслушав, в записку внесет.

2. По способности каждого можно таких младенцев приносить ко всем приходским священникам, богадельням и монастырям, здешним мужским и женским, ночью или днем, а привратникам, принимая их по вышеописанному, ни о чем не спрашивать, кроме крещения младенцев и имени, а относить в Воспитательный дом того же часа, где за всякого принесенного младенца выдано будет за труд по два рубля. А когда таких младенцев днем или ночью понесут мужского и женского рода люди, оных полицейским и другим командам и рогаточным караулам не удерживать и, кто таковы и куда несут, не спрашивать, но всякое вспоможение и от наглостей других защищение чинить.

3. По принесении младенца надзиратель и эконом тут же должны записать: 1) день, время, пол; все что о нем от приносящего объявлено будет; 2) все, в чем младенцы, то есть одежду и пр.; 3) природные пятна и знаки, если какие усмотрены будут. Если младенцы не креще­ны, то священник один должен всегда крестить женский, а другой, все­гда мужский пол...

Имя внести в записку и притом из него крест с выраженным номе­ром, под коим он в книгу записан, и напоследок по осмотру лекарскому отослать его в залу новопринрсимых младенцев, где принесенную с ним одежду хоть ли оная не в самых гнусных лоскутьях состоять будет, снять и, заменив младенцевым номером, положить на сохранение в особенный магазин, а ему выдать новое белье, пеленки и прочее пла­тье из магазина главной надзирательницы, после чего отдается младе­нец на руки кормилице или няньке.

4. Кормилица, у которой своего собственного ребенка нет, может двух младенцев своею грудью довольствовать, но как таковое множе­ство хороших кормилиц трудно сыскать, то по недостатку оных способ­нее содержать нянек, которые младенцев должны выкармливать дру­гою приличною пищею, как им предписано будет.

5. Младенцев кормилицам или нянькам кормить до двух лет, а после переводить их в большие покои и воспитывать обще с прочи­ми. По прошествии же третьего и до окончания шестого или седьмо­го года могут оба пола жить вместе, и за всякую легкую работу при­ниматься.

6. От седьмого до одиннадцатого года как мальчики, так и девочки ходят по одному дому каждый день в школу и учатся читать и первым основаниям веры для вкоренения в них заблаговременно страха Бо-жия. В те же годы мальчики учатся вязать чулки, колпаки, сети и пр.,

101тако привыкают к садовой работе, а девочки упражняются в пряже, в вязании, в тканье лент и тесем, в плетенье кружев и пр.

7. От одиннадцати до четырнадцати лет мальчики, по силе своей и по состоянию, пеньку, лен, шерсть и пр., чистят, чешут и приготовляют, а взрослые девочки из того делают пряжу и далее вырабатывают: так ткут шелковые и другие ленты, полотна и пр.; мальчики от часу больше привыкают к огородной и дворовой работе. Девочки по очереди стря­пают, хлебы пекут, моют, гладят, крахмалят, шьют и в прочих домаш­них работах упражняются.

В сии годы мальчики, и девочки по час на день обучаются писать цыфры, а также катехизис; притом же за всем крайне наблюдать, что­бы юношество привыкало к трудолюбию и к чистоте.

8. По прошествии четырнадцати или пятнадцати лет должны как мужского, так и женского пола дети приготовятся к совершительному окончанию разных мастерств; и так мальчиков отдавать учиться мас-терствам, какие они по склонности выберут. На обучение всего вре­мени в простых мастерских четыре или пять лет полагается. Сих мас­теров иметь честного жития при Воспитательном доме. А в построенных особенно покоях, для того, чтоб отданные им в науку дети, будучи под присмотром начальников, тем лучше могли предох­ранены быть от повреждения до добрых своих нравов, с которыми воспитаны были.

9. И по изучению оного, хотя бы уже кто был двадцати лет или и более, однако из границ оного дома еще не выпускаются /буде же не все то большая часть/; но по добровольной женитьбе с тутошнею вос­питанницею имеют пользоваться года три или четыре в мастерских при том доме покоях, работая на себя за плату...

10. Что до пищи воспитываемых в сем Доме принадлежит, то дол­жно их кормить по три раза в день в построенных для того залах всех вместе, под присмотром надзирателей и надзирательниц для отвра­щения всякого непорядка. А как всем довольно известно, что по изыс­канию знающих людей найдено, сколь много красная и зеленая медь здоровью и жизни вредительна и приключает многие бесчисленные беды..., почему больше обыкновенного и предосторожности иметь должно. Того ради всякая поваренная и прочая медная посуда от сего Дому совсем без изъятия отрешается, какова б звания ни была, а содержат железную.

11. Если из множества воспитываемых детей найдутся некоторые такого понятия и остроты, что государству больше пользы принести могут изучением наук и художеств, нежели каким-нибудь грубым мас­терством, то дарования такового не должно пренебрегать, но и по до­вольном испытании особенной к тому способности отсылать их для наук (ежели низко невозможно будет) в Московский университет, а для

художеств в Академию художеств. Некоторым же того рода знаниям, а особенно садовому, должно при Воспитательном доме обучать, так как и некоторые мастерства собственно в оном доме заведены и в боль­шее совершенство приведены быть могут. Для лучшего успеха в худо­жествах особенно надлежит назначаемых ко оным молодых людей обу­чать рисовать, чтению художественных книг и писать по крайней мере столько, чтобы они приличные к сему их намерению книги в свою пользу разуметь могли, без чего они не иначе, как только посредственными художниками в век свой останутся, чему ежедневно видеть можно нео­споримые опыты.

Напротив же того, через чтения книги могут всеми новыми изобре­тениями пользоваться, которыми оные, как известно, всегда изобилу­ют. Из сего столь преполезного основания в изучении не исключается и женский пол.

12. Надеяться можно, что... многие... люди в других городах, по че­ловеколюбию, спасения ради своего, разным образом оставленных родителями младенцев принимать и воспитывать до несколько лет не оставят; по прошествии двух, трех лет и более, не свыше пяти, могут их, для совершенного воспитания и обучения, привозить в удобное лет­нее время и отдавать в Москве в Воспитательный дом в число принад­лежащим к оному на основании плана, с показанием, когда принят, крещен или по приеме при которой церкви крещен, и в других случаю­щихся при том обстоятельств, исключая из оного, по ясным доказа­тельствам, крепостных, отданных под видом обмана.

13. Буде же на содержание которого младенца обоего пола при при­несении его и после того единождыш1и погодно на особое содержание от кого, хотя и неизвестного человека, давать будут деньги, то по числу оных, по изволению его, лучше других пищею и одеждою содержан и обучаем быть имеет.

Печатается по изданию: Антология педаго­гической мысли России XVIII в. — М., 1985. — С. 151-155.

Вопросы и задания

1. Забота о детях в истории России (исторические документы).

2. Литературные памятники о воспитании детей в семье («Поучение Владимира Мономаха», «Домострой»).

3. Государственная политика защиты детей в XVIII в.

4. Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по «Ге­неральному плану Императорского Воспитательного дома».

103I]

 

Литература к лекции

1. Антология педагогической мысли России с древнейших времен до XVIII в, - М., 1985,

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. — М., 1985.

3. Бахрушин С Организация попечения о беспризорных детях в Мос­кве. — М., 1916.

4. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. — М., 1993.

5. Об общественном призрении в России. — СПб., 1813.

6. Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. — Ярославль, 1913.

7. Дымова И. Русские благотворительницы//Учительская газета. — 1992. - № 9,

8. Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России//Тру-довая помощь. — 1900. — № 1. •

9. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 1995*

10. Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. — СПб., 1901.

 








Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 1137;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.