См.: Антология педагогической мысли Украинской ССР. — С. 59.
Поучение Владимира Мономаха
(в сокращении)
Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом юэлюбленный и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и ло отцовской (|юлитве от всех бед! Сидя на санях (в значении «перед смертью»), (Юмыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее сердце свое и не станет лениться, и будет трудиться. Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте божий в серд-своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого 1ра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, на-1сь, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, смирению, тела подчинению, гнева подавлении, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела. Господа ради; лишаемый — не , ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умер-грех». Избавляйтесь обижаемого, давайте суд сироте, оправды-е вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут
вами так обагрянные, как снег, обелю их и прочее... Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не 'тяжки ведь они: ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, Которые иные добродетельные претерпевают, но малым детям можно Получить милость божию,
...Дети мои, похвалите Бога, подавшего нам милость свою: а то дальнейшее — это мое собственного слабого ума наставление. Послушайте меня: если хоть не все примите, то хоть половину.
Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте, и ложась. Не пропускайте ни Одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занемо-тся, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным оном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у •ас ни никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи, помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, нежели думать безлепицу зря ездя.
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам иормите и подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте
сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой ну>кды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Эпископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и ло силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем: смерти мы, сегодня живы, а завтра в фобу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на много дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте. Не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод: ни литью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по ленности, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Ку^а бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни поселкам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего. Более всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол. Если не можете почтить его подарком — то пищей и питьем, ибо они, проходя, прославят человека, по всем землям или добрым или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропускайте человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего.
Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран.
1 Младшие дружинники князей и бояр (X—XI вв.), принимали участие в военных походах, собирании дани, прислуживали князю, вели его хозяйство. По Пространной «Русской Правде» — это низшая княжеская администрация.
Ленность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не уме-, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все мужи совершенные. На заутрене, воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца, и увидев солнце, надо р радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год £ году, чтоб впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил йсизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружи-"ною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.
Печатается по изд.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. - М., 1985. -С. 164-167.
В более поздних литературных памятниках Руси (X—XIV вв.) мы находим огромный пласт социальных проблем, влияющих на воспитание детей, проявление заботы о них. В «Житии Феодосия Печерского», «Поучении Владимира Мономаха» (XI в.), в житиях Александра Невского и Сергия Радонежского (XIII—XV вв.), в «Домострое» и «Повести о Горе-Злочастии» (XVI в.) рассматриваются социальные проблемы семьи, отцов и детей, проблемы Подготовки детей к жизни, решений семейных, общественных и социальных конфликтов. Предстают примеры праведной жизни, зоблюдения долга, порядка в семье и доме, лада и уюта, соблюдения «божеской жизни», призыв к милосердию, добросердию. Авторы призывают читателя спешить делать добро, так как это на пользу и человеку и окружающим. В каждом из этих памятников Проходит лейтмотивом забота о сиротах и вдовах, помощь нищим и больным.
В недавно вышедшей работе В.В.Белякова «Сиротские детские учреждения в России» (М., 1993) утверждается, что первый сиротский государственный дом был построен в 1706 г. новгород-Ьким митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре, который перенял опыт миланского архиепископа, открывшего в 787 г. дом для подкидышей. Проанализировать огромную эпоху нашей истории не входило в планы этого исследования. Но известно, что в дохристианской Руси существовали скудельницы и божедомки, что при Иване Грозном государство занималось при-
91I
зрением детей-сирот. Патриарший приказ ведал сиротскими домами1. Значит, сиротские дома существовали еще до 1706 г., при Иване Грозном Стоглавым Собором (1551) было определено каждой церкви открывать училище «для наставления детей грамоте», а для сирых и немощных создавать при церквах богадельни. Такое объединение сил церкви и государства означало практическое единение в духовном, нравственном и светском образовании детей, а также в проявления милосердия к нищим.
Так, царь Федор Алексеевич издал Указ об устройстве на казенный счет церковно-государственных благотворительных заведений для хронических больных, нищих и сирот. Эта политика благотворительности была государственной.
В середине XVII в. существовал Приказ общественного призрения, ведавший делами «сирых и убогих», а также детей-сирот, а патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.
До XVIII в. социальное воспитание в России осуществляли семья, церковь, территориальная и этническая община. Социальная педагогика этого периода включает семейное, религиозное, сословное и одновременно народное воспитание.
Своеобразной энциклопедией семейного воспи-«Домострой» тания XVI—XVII вв. является дошедший до нас
памятник литературы той эпохи «Домострой». Автор обращается к читателю, учит, как зажиточному крестьянину жить и вести свое хозяйство: нужно почитать Бога, церковь и царя, быть терпеливым, не мстить за зло и так же воспитывать детей. Все в его доме, вслед за хозяином, должны соблюдать устои христианской морали: «Царя бойся и служи ему верою... яко самому Богу и во всем повинуйся ему».
«Домострой» призывает к строгости быта и бережливости, дает советы, как получить прибыль, жить по средствам, избегать долгов; как наживать богатство «праведной прибылью». В главах 15, 16, 17 «Како детей своих воспитати во всяком наказании2, и в страсе Божий, «Како чад воспитати, с неделком замуж выдати», «Како дети учити и страхом спасати» сосредоточены советы, как воспитывать детей.
Детей, по Домострою, нужно воспитывать «в страхе божьем» и в «благоразумном учении всякому разуму и вежеству и промыслу и рукоделию». Причем обучение «вежеству и всякому благочинию
1 См.: Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза, И.А.Эфрона. — СПб., 1892. Т, 13.-С 276.
2 Наказание — в XVI в. слово означало «учить», «поучать», «наставлять» и
и по времени и детям смотря и по возрастут», то есть с учетом возрастных особенностей детей, а также их задатков и способностей. Говорится также, что детей нужно приучать трудиться, причем мать должна «учити рукоделию» дочь, а отец сына — вести
хозяйство.
В XVI в. подобных руководств, как вести себя в обществе и семье, было несколько. Созданный в XVI в. «Домострой» имел две редакции: раннюю (новгородскую), более полную, и позднюю, сокращенную (московскую). До нас дошел наиболее известный вариант «Домостроя», который был отредактирован протопопом ильвестром, советником Ивана Грозного.
Священник Кремлевского Благовещенского собора, образованный публицист, государственный и культурный деятель, протопоп Сильвестр на протяжении ряда лет (конца 40—50-х гг. XVI в.) был советником и духовником Ивана Грозного. Предполагается, что именно он в середине XVI в. переработал первоначальную редакцию «Домостроя» и в качестве 64-й главы добавил свое «По-«учение сыну Анфиму», в котором изложил собственные взгляды
на воспитание.
В «Поучении» рассказывается о том, что его сын Анфим расписывал иконы и переписывал книги для продажи. В этой мас-рской вместе с домочадцами сын учился грамоте, «писать и пети, инех иконного письма, инех книжного рукоделия, сверх серебряного мастерства и иных всяких многих рукоделий». Это была своеобразная домашняя школа, после которой часть домашних впоследствии стали священниками, «и в дьяконском чину и в дьяцех и в подьячих и во всяких чинах». Сильвестр советует сыну соблюдать мораль христианина, особенно исполнять необходимые обряды, быть верным на «службе государевой» и служить «верою и правдою безо всякия хитрости». Он советует сыну трудиться и помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, с любовью.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 879;