Условия, благоприятные для встречи души человека с Богом
ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОСТИ
Понятие этики(от греч. ethos — нрав, характер, привычка, обычай)
используют в основном для обозначения учения о морали и нравственности. Это слово введено древними греками, и уже в IV веке до н.э. Аристотель написал «Никомахову этику».
Этика включает в себя знания и рефлексию1 о морали и нравственности, но поскольку обе они являются составной частью культуры жизни, то этику иногда называют и учением о жизни.
Понятие мораль(от лат. moralis — нравственный)
очень близко к понятию этики и часто используется как его синоним.
Мораль — это идеальная программа, которая ориентирована на разумное и доброе.
Если под моралью понимать только сознание, то обособление от деятельности принизило бы смысл морали. Сознание формируется, чтобы объективироваться, то есть стать человеческими деяниями и отношениями.
Поэтому термин моральчасто является синонимом слова нравственность. Однако некоторые авторы подчеркивают, что понятие мораликасается объективной, общественной стороны явления, а нравственность— это субъективная, индивидуальная сторона того же явления.
С моралью тесно связаны право (закон) и религия.
Закон направлен
на регулирование внутригосударственных и международных отношений во всех сферах общественной жизни. Т.е. является социальным внешним механизмом воздействия, то время как мораль является внешним регулирующим фактором межличностного общения.
Религия – это
путь духовной жизни и поиска истины, основанный на духовной (мистической) связи человека с Высшей Запредельной (Трансцендентной) Силой, т.е. Богом. Включает в себя не только вероучительную (догматическую) составляющую, но и нравственное учение, выраженное в главных заповедях, содержащих основные моральные и нравственные обязательства человека перед Богом, другими людьми, самим собой. Тем самым связь религии с моралью и нравственностью прямая и непосредственная. Религия, как правило, призвана способствовать моральному укреплению и оздоровлению как личности, так и общества.
КАТЕГОРИИ МОРАЛИ
· ДОБРО И ЗЛО
· ЛЮБОВЬ
· СОВЕСТЬ
· СТЫД
Слайд 6
Добро – исполнение человеком Божественной воли, ведущей его к духовному совершенству, а также Сам Бог как Источник духовного совершенства.
извращенное действие воли тварных существ, нарушающее Божественную волю и ведущее к отпадению от Бога.
Зло есть уклонение воли тварных существ от того состояния, в которое поставил их Бог, в состояние неестественное и противоположное. Зло вошло в мир по причине грехопадения, которое произошло вначале в мире бесплотных духов, а затем в человеческом роде. Синоним зла – грех.
Для христиан добро - свободное следование воле Божией, а зло - свободное ей противление. Бог не создавал зло, онтологически его вообще не существует, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни человеческого сердца, которое не слышит Бога.
Любовь – основополагающая христианская добродетель. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств» (Кол.3:14). Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:2-3). Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7). Т.е. христианская любовь деятельная и жертвенная. Христианская любовь (как добродетель) по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности - обо́жение человека, по форме - жертвенное служение. Четыре глагола существует в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос), φιλία (фили́я), αγάπη (агапи). (См. подробнее «Столп и утверждение истины» Флоренский П.А.).
Слайд 7
Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей). В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально, до грехопадения, действовала не одна, но совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся веру в Богочеловека Иисуса Христа.
Стыд - является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство.
Условия, благоприятные для встречи души человека с Богом
Творение Добра
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 647;