Знаковый метод фиксирования информации
Документ содержит социальную информацию, выраженную в знаковой форме. Знаковость – один из основных его признаков. Документ – это оформленное в виде совокупности последовательных знаков информационное сообщение. Знаки могут быть в форме букв, отверстий, точек, линий, цифр и т.д. От формы знаков и способов их нанесения во многом зависят уровень представления и восприятия информации, степень использования документов, компактность их хранения.
Знаковые системы, как уже говорилось, могут быть
естественными (естественные, или натуральные языки) и
искусственными (машинные, нформационные языки, языки-посредники при машинном переводе).
В широком смысле знак– это любое физическое явление,
имеющее общепринятую или субъективную интерпретацию, которая обычно зависит от окружающей среды.
В документоведении знак– материальный, чувственно
воспринимаемый предмет (явление или действие), выступающий в качестве представителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для фиксирования, приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Знак является своеобразным “атомом” социальной информации. Сообщение может состоять из одного или совокупности знаков. Но сообщения менее одного знака быть не может, ибо оно не будет иметь содержания.
Знак обладает следующими основными свойствами:
•имеет материальное выражение;
•обладает значением;
•информирует о чем-то отличном от него;
•используется для передачи информации;
•функционирует в определенной знаковой ситуации.
•Знак имеет внешнюю и внутреннюю структурные стороны.
Внешняя сторона– это материальная оболочка знака. Предмет,
который выступает в роли знака, обязательно обладает определенной формой, чтобы быть воспринимаемым, способным фиксировать и передавать информацию в пространстве и времени. Жест, свет светофора, морской флажный код, звук речи не могут служить знаками для документа. Документоведение связано лишь с фиксированными знаками, полученными письменным или иным способом.
Внутренняя сторона знака– это его значение. Этим он
отличается от других материальных знаков.
Между знаком и обозначаемым предметом, как правило, нет сходства. Связь между знаком и предметом осуществляет человек. Люди в большинстве случаев условливаются в применении тех или
иных знаков и знаковых систем. Знак используется для передачи и хранения информации, служит средством коммуникации. Поэтому значения знаков должны быть понятны всем участникам коммуникационного процесса. Пока знаки не поняты (не расшифрованы) реципиентом, сообщение не может быть воспринято, а значит, документ не может выполнить свою сущностную функцию – быть источником информации и средством коммуникации. Знак существует в определенной знаковой системе. Будучи извлеченным из нее, он может потерять или поменять свое значение.
Для документоведения особый интерес представляет
классификация знаков.
Классификация знаков– это их группировка по определенным
признакам.
Существует множество классификаций знаков, разработанных в
семиотике, – науке, изучающей общие свойства знаков, их систем и ситуаций в человеческом обществе. Но наиболее приемлемой для документоведения является группировка знаков по характеру происхождения и форме существования, разработанная С.Г. Кулешовым и А.В. Соколовым. Она изображена на схеме №6.1.
Схема № 6.1. Классификация знаков
Различают знаки языковые и неязыковые.
Знак языковой– единица языка (морфема, слово,
словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности, а также отношений между элементами языка в тексте. Знак языковой двусторонен, он состоит из обозначающего и обозначаемого.
Неязыковые знакитакже способны служить средством обмена
документной информацией между людьми (символы, товарные знаки, музейные экспонаты, фотографии, исторические реликвии, включая орудия труда, архитектурные памятники).
Чаще всего среди неязыковых знаков используются знаки-
изображения существующих или условных объектов, содержащие их схематичное обозначение. Они делятся на знаки – ”пикчеры”,
эмблемные и вещественные.
Знаки - “пикчеры”(англ., picture – картина, рисунок,
кинофильм, кадр фильма) – это произведения живописи, в том числе графики, художественной вышивки, художественной резьбы по дереву, металлу, фотографии (включая кинофильмы). Их принято называть иконическими (т.е. знаками-изображениями).
Эмблемные знаки– разнообразная эмблематика (военная,
спортивная, торгово-фирменная, геральдическая, мифологическая, дорожная и т.д.).
Знаки вещественные (трехмерные)– это скульптура, макеты,
модели выставок, музеев и т.д. Среди них – разнообразная (в большинстве – обрядовая) вещественная символика, означающая разные понятия (хлеб и соль – знак приветствия и дружбы, кольцо на четвертом пальце – человек женат). Функция и значение знака придаются отдельным предметам в конкретной ситуации (хлеб
на столе вне обряда встречи дорогих гостей не фиксирует никакой социальной информации).
Форма знака-символа может быть различной. Одни из них
подобны изображаемому, другие носят целевой характер и не похожи
на отображенный предмет или явление. Первые создаются путем более или менее точного копирования реальных объектов или явлений. Они несут иконические неязыковые знаки, подобные по форме обозначаемым объектам (рисунки, фотографии, кинофильмы, диапозитивы, видеофильмы). В отличие от иконического, знак- символ не обязан иметь сходства с тем предметом или явлением, которое он обозначает. Для того чтобы понять (расшифровать) информацию, человек должен заранее заучить значение знака. К документам, использующим языковые знаки относятся вербальные (словесные) документы (книги, брошюры, журналы, газеты, бюллетени и т.д.) и идеографические документы (географические карты, ноты, чертежи).
Письмо– знаковая система фиксации речи, позволяющая с
помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Знаковая система обладает определенными свойствами:
•знаки связаны в ней между собой определенными правилами грамматики;
•новые знаки вводятся в систему не произвольно, а на основе правил;
•значение знака в системе зависит не только от него самого, а от его места в системе;
•система состоит из конечного (хотя и не всегда постоянного) числа элементов (знаков), из которых может быть составлен
словарь;
•осуществим перевод (замена) одной знаковой системы на другую;
•знаки фиксируются одним или несколькими способами.
Система письма характеризуется постоянным составом знаков, причем каждый знак передает либо целое слово, либо
последовательность звуков, либо отдельный звук речи. Система письма тесно связана с письменностью.
Письменность– совокупность письменных приемов фиксирования
и передачи информации, включающих понятие графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма или одним алфавитом. В этом смысле можно говорить о русской, английской, арабской письменности и т.д.
Первоначально для передачи информации использовали простые знаки письма: рисуночное, пиктографическое письмо, биржи, зарубки, вампумы, кипу и т.д.
Вампумы (индийское wampum, сокр. от wampumpead – нити с
нанизанными на них раковинами) – разновидность так называемого предметного письма у северо-американских индейцев (ирокезов, гуранов и др.). Представляет собой пояс, сплетенный из нитей, унизанных раковинами. Количество, цвет и взаиморасположение раковин имеют символическое значение. Иногда на вампумы наносились рисунки, уточняющие содержание, часто они выполняли функцию денег.
Кипу– комбинации узлов и сплетений шнуров.
Первоначальной формой письма было рисуночное письмо, которым пользовался доисторический человек.
Рисуночное письмопередавало более или менее схематичными
рисунками конкретные предметы. Из рисуночного кода примерно в середине IV в. до н.э. развилось пиктографическое письмо.
Пиктография(лат. pictus – рисованный, живописный, греч.
grapho – пишу) – древнейший вид письма, письмо руками. Условными рисунками изображали не только предметы, но и действия, события, т.е. целое сообщение. Для пиктографии не нужен алфавит, т.е. набор определенных знаков, необходимо только изображать предметы и ситуации (например, человека, лодку, охоту и т.д.). “Читающий” пиктограмму не связан какими-либо правилами чтения (как, например, в буквенном письме), он должен лишь правильно опознать изображения. Некоторые виды пиктографии используются и в наши дни. Например, на вывесках: изображены ботинки – значит, здесь чинят обувь. Иногда пиктограммы рассчитаны на людей, не знающих языка: например, в гостиницах для иностранцев у кнопок звонков в номере – изображение уборщицы, официанта и т.д. Пиктографическое письмо встречается у народов, не имеющих собственной письменности.
Поскольку посредством пиктографического письма нельзя выразить абстрактные понятия и мысли, на более высоком уровне
развития общества возникла потребность в новом типе письма – идеографическом. В идеографическом письме знак-рисунок постепенно превращается в “знак-идею” (идеограмму). В этом случае он означает уже не сам изображаемый конкретный предмет, а ассоциируемое с ним обобщенное понятие. Например, круг с расходящимися лучами означает уже не “солнце”, а “жару”, “тепло”, “горячий” или “теплый”. Старец, опирающийся на палку, означает старость и т.п.
Разновидностью идеографического является иероглифическое письмо, используемое с конца IV в. до н.э. Иероглиф– условный изобразительно-образный графический знак идеографического
письма, обозначающий слова (понятие), слоги и звуки. Термин “иероглифический” применяется и по отношению к знакам других систем письма. Так, иероглифами называют знаки древнейшего (II в. до н.э.) и современного китайского и японского письма, знаки не клинописной, а изобразительной разновидности хеттского письма (II-I в. до н.э.) и т.д. Знак в идеографическом письме превращается в образ-символ. Он становится более обобщенным, схематичным. Образ-символ – это переходная ступень от безусловного изображения к условному знаку. Однако знаки идеографического письма – идеограммы, иероглифы – не могли служить для графического изображения звуков речи.
Способ обозначения звуков речис помощью графических знаков
впервые был изобретен уже в III в. до н.э. шумерами, создавшими самую древнюю из земных цивилизаций. Хотя шумерское письмо, как и древнеегипетское, находилось на переходной стадии от словесного к слоговому, первый шаг к графическому изображению речи был уже сделан. Прошло несколько столетий, прежде чем античные греки, отталкиваясь от открытого шумерами и развитого семитами слогового письма, научились разлагать слова на фонемы,
записывать звучащую речь с помощью букв, объединенных в систему алфавита.
Следующим важным шагом явилось фонетическое письмо, в
котором язык нашел для себя адекватное графическое выражение.
Фонетическое письмо можно считать самым точным изображением речи. Развитие фонетического письма делится на два этапа.
Первый – это буквенно-слоговое письмо– клинописное,
возникшее на рубеже IV-III в. до н.э.
Второй – алфавитное письмо(II в. до н.э.), в котором каждой
графеме (букве) соответствует или первоначально соответствовала фонема (звук). Буква – графический знак или литера. Совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в определенном порядке, называют азбукой (по первым славянским буквам – аз и буки).
Возникшее на базе греческого, латинское письмо послужило основой для большинства современных систем письма. В XII-XIII вв. славяне также заимствовали греческое письмо. С конца IX в. существовало два письма – глаголица и кириллица, отличающиеся формой букв. Затем в X-XI вв. в Киевской Руси кириллица вытесняет глаголицу. В XVIII в. появляется скоропись, а в XIX – начале XX в. – гражданское письмо, или гражданский шрифт, т.е. современное письмо. Шрифт – гражданская форма знаков определенной системы письма. В зависимости от техники исполнения различают рукописный, рисованный, гравированный, наборный шрифт. Алфавитное письмо часто называют словесным или вербальным.
Письменное документирование является высшей формой развития коммуникационной системы “язык”. Именно письменный документ стал основой для формирования такого сложного и многогранного
документа как книга.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1731;