ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
Самое раннее упоминание о правах человека мы нашли в рассуждениях стоика-философа Сенеки, воспитателя императора Нерона. В лучшей своей работе «О благодеяниях» он пишет: «Многие мыслители различают благодеяния, долг и обязанность; под благодеянием они подразумевают то, что дает посторонний, то есть такой человек, которого нельзя было бы упрекнуть, если бы он его не оказал; под долгом то, что исполняют близкие родные: жена, дети, которые в таких случаях повинуются призыву нравственного долга; под обязанностью то, что дают рабы, которые всецело принадлежат своему господину». Прежде всего, - замечает Сенека, - те, кто не допускают, что раб может оказать благодеяние, не признают прав человека. Ибо дело не в том, каково чье-либо общественное положение, а какова нравственная ценность его поступка. Раб может быть верен, может быть храбр, может быть великодушен; следовательно, он может оказывать и благодеяние, и это относится к области добродетели». И далее: «Почему бы личность человека могла умалять значение его поступка, а не поступок облагораживал того, кто его совершил?»
Знаменитый философ исходил из противопоставления внешнего бытия человека его сущностному содержанию. Так было раньше. Увы, в некоторых обществах, такой подход не изжит и поныне. В них оценка человека до сих пор зачастую производится в зависимости от того, какое положение он занимает в иерархической таблице. Ум, интеллект, нравственная позиция личности мало что значат в странах, отдающих приоритет общественным интересам в ущерб индивидуализму.
И совершенно правильно отмечает Сенека, что права человека покоятся не столько на его статусе, сколько на осознании своей значимости, своей самоценности. Поэтому и раб может сохранить свободным свой дух. И человек, формально свободный от рабства, может пресмыкаться, унижаться, раболепствовать. Это и есть весьма распространенная форма добровольного рабства, самого постыдного в современном мире.
Известный русский ученый Лев Мечников более ста лет назад в работе «Цивилизация и великие исторические реки» подверг критике высказывание Э. Ренана о том, что «человек вышел из рук природы свободным, и только история и общество поработили его».
«Все…племена с берегов озера Виктория…, - писал Л. Мечников, - головы которых подвергаются беспрестанной рубке для развлечения короля, все дагомейские негры, которые гибнут в ужасных мучениях, чтобы доставить славу своему царю и удовольствие своему доброму богу-змее, все несчастные, доводящие свою рабскую привязанность до того, что лишают себя жизни на могиле своего умершего владыки, чтобы скорее встретиться с ним в загробном мире и там стать снова его рабами, - ведь все они, несомненно, не развращены культурным воспитанием, привившим им рабские привычки».[9]
Конечно, порой люди унижаются, пресмыкаются, гибнут, рабствуют для удовольствия тирана или деспота и, таким образом, пребывают в добровольном рабстве. Но рабство не всегда бывает добровольным. Оно может быть обусловлено множеством факторов: страхом, привычкой, слабостью характера и т.д.
Современная политология знает множество источников власти одного человека над другим. Проблема выглядит в следующем виде. Человек вышел свободным из рук природы, но ему трудно оставаться и пребывать таковым, ибо многие имеют интерес поработить его. И установить свое влияние над ним. И если он не сможет противостоять этим покушениям (или искушениям), скорее всего, окажется в рабстве.
Об этом великий Пушкин писал так:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из роды в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Антитезой такому мировоззрению является человеческое достоинство и честь. О чем Александр Сергеевич не преминул также гениально написать:
Часы уединений…
Они дают мне знать сердечну глубь
В могуществе и немощах его,
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 530;