ПАРАДОКС ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

Наряду с мифами в современной экономике наблюдаются процессы, которые сложно объяснить с позиции традиционной экономики.

Лауреат Нобелевской премии экономист Роберт Солоу, отметил, что мы видим компьютеры всюду, но не можем оценить их производительность. Традиционные измерители не отражают какого-либо воздействия со стороны новых компьютерных и информационных технологий. Это явление называют «парадокс производительности». Рост производительности замедлялся каждое десятилетие, начиная с 1960-х годов. При этом инвестиции в информационные технологии росли огромными темпами. Для некоторых это стало доказательством того, что информационные технологии не затрагивают производительность.

Реальная же причина парадокса вероятнее всего объясняется тем, что американская экономика еще не полностью перешла от старой индустриальной экономики к цифровой. Оживление традиционной экономики возникло с желанием механизировать производство товаров и их обработку на автоматизированной сборочной линии и ферме. Эта попытка была оплачена 3–4% ростом ежегодной производительности в промышленном производстве и сельском хозяйстве в течение последних 100 лет. Но теперь, когда более 80% рабочих мест локализованы в сфере обслуживания, где производительность увеличивается менее чем на 1% в год, механизация является фактором, определяющим рост производительности. Еще недавно было трудно представить, что для увеличения производительности технологий в сфере обслуживания применяют те же способы, что используются и в промышленном производстве. Но следующий мощный фактор усовершенствования производительности – цифровые технологии – не достиг того уровня развития, при котором показатели оценки производительности отразились бы в макроэкономической статистике.

Заявление о том, что информационные технологии улучшают производительность, не является ошибкой. Начиная с 1970-х гг., производительность увеличивалась приблизительно на 1,1% в год в тех секторах экономики, которые сделали крупные вложения в компьютерные системы, и приблизительно на 0,35% – в секторах, вложивших меньше средств[2].

Исследование, проведенное экономистами Министерства информационных технологий, показало, что в
1990-х гг. компьютеры внесли значительный вклад в повышение устойчивости выпуска продукции и производительности[3]. Но этот эффект был отмечен лишь в некоторых фирмах и не во всех отраслях промышленности.

Поскольку мы находимся в состоянии перехода к более высокому уровню цифровой экономики, то эффекты, вероятно, будут восприняты всей экономикой. До начала 1990-х гг. микропроцессоры не были быстрыми и достаточно дешевыми, чтобы их действительно применяли в почти во всех областях деятельности. Чипы Пентиум не были представлены потребителю до 1993 г. Интернет не стал массовой средой взаимодействия до 1994 г. Новые технологии типа смарт-карты, голосового управления компьютером, видеотелефонии, экспертных систем и «Интернет следующего поколения» начали появляться с середины 1990-х гг. Когда эти и другие информационные технологии широко распространятся и большинство секторов экономики и общества будут связаны через цифровые сети, появится возможность говорить о почти полностью цифровой экономике. Когда это произойдет, большая доля экономических функций будет реализовываться через информационную технологию. В это время бумага (наличные деньги, формы и файлы) и рутина обслуживания «лицом к лицу» (клерки и заказы) потеряют свое значение. В свою очередь, электронный сервис приведет к значительному увеличению полезного действия. Стоимость обслуживания кассиром одного клиента в банке составляет 1,07 доллара, а стоимость подобной банковской сделки в диалоговом режиме через сеть – 1 цент.

В результате повышение производительности и рост зарплаты в сетевой экономике будет происходить с распространением цифровых технологий. Особенно это будет ощутимо для увеличения эффективности и производительности низкотехнологичной сферы обслуживания. Цифровая экономика в 21-м столетии обещает принести новые виды экономических выгод американцам, которых механизация ввела 20-й век. «Эффект сети» будет стимулировать все большее количество американцев использовать эти технологии (например смарт-карты, широкополосную связь) в новых видах деятельности, обеспечивая им большую выгоду. Как только это произойдет, парадокс производительности уступит место буму заработной платы и производительности. Правительство может играть важную роль в облегчении нации перехода к цифровой экономике. Для этого необходимо законодательной и исполнительной власти поддерживать и продвигать электронную торговлю и электронный сервис.

Вопросы для самопроверки знаний

1. Что такое «парадокс производительности»? В чем кроется реальная причина его проявления?

2. Перечислите доказательства того, что информационные технологии в действительности повышают производительность.


ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Важнейшим аспектом сетевой экономики является значительное увеличение роли знаний. Среди них выделяют два типа: первый – это знания, воплощенные в изделия, второй – знания управления.

Знания первой группы используются в производстве программного обеспечения и аппаратных средств, биотехнологиях и работе инженеров, ученых, программистов и проектировщиков. Эти отрасли промышленности приводят в действие не машины и не квалифицированные рабочие, и даже не капитал, хотя все перечисленное играет важную роль. Главными факторами прогресса этих отраслей являются индивидуумы, занятые в исследованиях, проектах и внедрении новшеств. Выпуск продукции этих отраслей промышленности составляет меньше 7%, но они различными способами воздействуют на сетевую экономику. Фирмы, производящие знания, являются ключевыми факторами роста сетевой экономики, подобно тому, как отрасли тяжелой промышленности (автомобилестроение, производство химикалий и металлургия) обеспечили рост традиционной экономики в 1950–1960-е гг.

Значительную долю современной экономики составляют отрасли, базирующиеся на процессах управления, обработки и распределения информации – телесвязь и банковское дело, страхование и реклама, законотворчество и медицина, производство лекарств, образование и многие из функций правительства. В их рамках осуществляют свою деятельность менеджеры и адвокаты, банкиры и коммерческие представители, бухгалтеры и преподаватели. В этих сферах деятельности эффективная обработка и управление информацией, а не крупные достижения в погоне за знаниями, являются ключом к успеху.

Увеличение роли знаний означает, что чистый запас неосязаемого капитала (образование и результаты научных исследований) вырос быстрее, чем материализованный капитал (здания и оборудование, транспорт и дороги). Финансируемый государством неосязаемый капитал вырос с 60% от капитала в материальной форме в 1970 г. до 93% в 1998 г.[4] Эта тенденция справедлива и в частном бизнесе. В 1960-х и 1970-х гг. приблизительно 25% различий в средней оценке дохода на акцию зависели от сообщения о доходе. К началу 1990-х гг. эта доля уменьшилась менее чем до 10%[5]. Такое изменение связано с тем фактом, что стоимость компаний все больше обусловлена неосязаемыми активами – результатами исследований и их внедрения, торговой маркой и талантом служащего, т.е. знанием. Такие активы традиционный бухгалтерский учет не в состоянии зафиксировать и оценить их размеры.

В сетевой экономике неосязаемый капитал стал, по крайней мере, столь же важным, как и материальный. При этом значительная доля в оценке материального капитала определяется неосязаемыми факторами. Поскольку мы стали более богатыми, мы все больше используем услуги и товары с более высокой добавленной стоимостью. Эту тенденцию подтверждает тот факт, что измеренная в тоннах, условно та же самая, как и сто лет назад, экономическая продукция американской экономики имеет реальную экономическую ценность в 20 раз выше[6]. Другими словами, мы добавили неосязаемые признаки к товарам и услугам, из которых наиболее важными являются знания. Например, тормоза с антиблокиратором являются детищем научных исследований. Они загружены электроникой и весят не больше чем обычные, но представляют для водителей более высокую ценность.

Вопросы для самопроверки знаний

1. Какие существенные для сетевой экономики виды знаний выделяют специалисты? Где они применяются?

2. Что означает увеличение роли знаний?

3. Какую роль в сетевой экономике играет нематериальный капитал?









Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1375;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.