Принцип свободы договора
Договорные отношения субъектов гражданского права основаны на их взаимном юридическом равенстве, исключающем властное подчинение одной стороны другой. Следовательно, заключение договора и формирование его условий по общему правилу должно носить добровольный характер, базирующийся исключительно на соглашении сторон и определяемый их частными интересами. На этой основе формируется принцип свободы договора (ч. 1 ст. 627 ГК Украины), который является одним из основополагающих начал гражданского законодательства (ст. 3 ГК Украины).
Смысл свободы договоров в современном гражданском обороте, как предусмотрено ст. 627 ГК Украины, находит троякое проявление.
Во-первых, это – свободы в заключении договора и отсутствие понуждения к вступлению в договорные отношения, т.е. в признании физических и юридических лиц свободными в заключении договора. При этом понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством (например, по предварительному договору в соответствии со ст. 635 ГК Украины).
Это означает, что стороны сами, притом независимо друг от друга и от государства, выступающего в его качестве суверена, вправе решать вопрос о вступлении между собой в договорные отношения.
Таким образом, отпала широко распространенная в прежнем правопорядке обязанность заключения договора на основе различных плановых и других административно-правовых актов.
Во-вторых, свобода договора состоит в свободе определения характера заключаемого договора, то есть в предоставлении сторонам возможности заключать любой договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, если только такой договор не противоречит прямым законодательным запретам и соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства. Таким образом, стороны могут в необходимых случаях самостоятельно создавать любые модели договоров, не противоречащие действующему законодательству.
Более того, стороны свободы в заключении смешанных договоров, содержащих элементы различных известных разновидностей договора (ч. 2 ст. 628 ГК Украины). Например, в договор о поставке товара могут быть включены условия о его страховании, хранении, перевозке, погрузке и выгрузке и т.д., выходящие за рамки традиционной купли-продажи и вместе с тем вовсе не требующие заключения нескольких различных договоров. К такому единому, комплексному договору будут в соответствующих частях применятся правила о тех договорах, элементы которых содержатся в нем.
Наконец, в-третьих, свобода договора проявляется в свободе определения его условий (содержания). Стороны договора по своей воле определяют его содержание и формируют его конкретные условия, если только содержание какого-либо условия императивно не определено законом ли иными правовыми актами. Так, условие о цене приобретаемого товара согласуется самими контрагентами и лишь в отдельных случаях определяется по установленным государством тарифами, ставками и т.п. (например, когда дело касается «естественны монополий»).
Все три проявления свободы договора в совокупности необходимы участникам оборота для того, чтобы реализовать свою имущественную самостоятельность и экономическую независимость, конкурировать на равных с другими участниками рынка товаров, работ и услуг[447].
При всем значении свободы договоров, она, как и любая иная свобода, имеет свои пределы. Свобода договора не может иметь абсолютного характера и неизбежно подвергается тем или иным ограничениям. Эти ограничения конкретизируются во многих статьях ГК, например, в нормах договорного права – ст. 627 ГК («Свобода договора»), ст. 633(«Публичный договор»), ст. 634 («Договор присоединения»).
Прежде всего, такие ограничения относятся к уже основному вопросу – о свободе заключения договора. В строго определенных случаях допускается понуждение к заключению договора. Сюда включаются не только случаи, когда такая обязанность добровольно принята (имеются в виду, в частности, заключение предварительных договоров, публичное обещание награды или публичный конкурс), но и все другие предусмотренные Кодексом и иными законами ситуации.
Содержание договора должно соответствовать закону. Это связано, в частности, с тем, что действие, которое предстоит совершить обязанному лицу, не может противоречить закону. Так, недействительными, притом ничтожными, должны считаться, например, договоры участников полного общества, предусматривающие отказ от права или ограничение права кого-либо из них знакомится со всей документацией по ведению дела общества (ч. 3 ст. 121 ГК Украины), участвовать в распределении прибыли (ч. 2 ст. 123 ГК Украины), отказ от права выхода из общества (ч. 2 ст. 126 ГК Украины).
Ключевое значение для ограничения свободы договора имеют изложенное в самой общей форме правило о недействительности сделок, не соответствующих закону или иному правовому акту, и установление специальных случаев недействительности сделок, которые совершены с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, а также мнимых и притворных.
В самом ГК выделено и запрещение использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ч. 3, 5 ст. 13 ГК Украины).
Свобода договора могла бы стать абсолютной только при условии, если бы Кодекс и все изданные в соответствии с ним правовые акты состояли исключительно из диспозитивных и факультативных норм. Но нетрудно предвидеть, что такой путь повлек бы за собой немедленную гибель экономики страны, ее социальных и иных программ, а с ними вместе поверг в хаос само общество. Неслучайно законодательство ни одной из существовавших в истории стран не пошло по этому пути.
Ограничение свободы договора преследует одну из трех целей[448]. Как было показано на примере императивных норм, это, во-первых, защита слабейшей (слабой) стороны, которая начинается на стадии заключения договора и завершается его исполнением и ответственностью за нарушение.
Во-вторых, это защита интересов кредиторов, угроза которым может оказать разрушительное влияние на гражданских оборот. Имеется в виду, в частности, судьба многих банков, предоставлявших кредиты «дутым фирмам», а равно многочисленных граждан, предоставлявших таким же кредитным учреждениям свои денежные средства.
Наконец, в-третьих, защита интересов государства, в концентрированном виде выражающего интересы общества.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1353;