Консенсуальные контракты
По порядку заключения они обладали еще большей простотой, чем контракты реальные. Здесь дело исчерпывалось одним только достигнутым сторонами соглашением, а передача вещи если и производилась, то не в целях заключения, а во исполнение уже заключенного договора. Тем самым консенсуальные контракты, как и реальные, не могли быть абстрактными и в своей действительности зависели от определенных оснований. Все они обладали также качеством синналагмы — совершенной или иногда несовершенной, а потому при их изучении нужно выявить реальные или возможные обязанности каждой из сторон, которым соответствуют возникшие или могущие возникнуть права другой стороны.
Римское право различало четыре вида консенсуальных контрактов: куплю-продажу ,наем.поручительство.товарищество.
Договор купли-продажи (emptio-venditio) - консенсуальный контракт, посредством которого одна сторона - продавец (venditor) – обязуется предоставить другой стороне - покупателю (emptor) - в собственность вещь, товар, а другая сторона - покупатель - обязуется уплатить продавцу за проданную вещь определенную денежную цену (pretium). Т.е. купля-продажа - система деньги-товар:
- необходимо согласие сторон;
- купля-продажа - консенсуальный контракт, т.е. возникающий из простого соглашения сторон;
- непременный результат купли-продажи - переход права собственности на вещь и на деньги (в момент передачи самой вещи).
Основные элементы купли-продажи:
1.Товар (тегх) - предмет купли-продажи:
- товаром в основном были телесные вещи, не изъятые из оборота, однако продать можно было и нетелесные вещи, например, право требования;
- товаром были вещи индивидуально-определенные;
- вещи genus можно было продать только отделив их от того количества, к которому они принадлежали, путем заключения в определенную тару, объем, посредством указаний на территориальное нахождение, т.е. - конкретизируя эти вещи;
- продажа вещей,не подлежащих ближайшей конкретизации (напр. упаковке), производилась через стипуляцию.
Предмет купли-продажи должен быть:
- физически годным (соответствовать обещанным стандартам);
- юридически годным (быть оборотным, некраденым и т.д.).
Первоначально считалось, что вещь (предмет) должнапринадлежать продавцу. Но затем продажа чужих вещей при условии, что продавец обязывается приобрести вещь от ее собственника и передать покупателю, была разрешена.
Допускалась продажа вещи будущей или ожидаемой на отлагательных условиях (правовые последствия возникают только по появлении вещи).
2. Цена (pretium). Цену характеризуют: -денежная сумма (в отличие от мены); -определенность денежной суммы;
- соответствие между ценой и действительной стоимостью вещи ( до времени Юстиниана).
Обязательства продавца. Продавец обязан:
- предоставить покупателю свободное и прочно обеспеченное право собственности на вещь (собственность передается в момент передачи вещи);
- предоставить покупателю гарантию от эвикции - притязания на вещь другого лица (evictio);
- отвечать за скрытые недостатки вещи (гарантировать надлежащее качество). Продавец нес ответственность:
- за прямые обещания о существовании или отсутствии конкретных признаков вещи;
- за намеренное сокрытие пороков вещи, которые нельзя обнаружить даже при внимательном осмотре товара.
3. Такую ответственность продавца закрепляли два иска:
- actio redhibitoria - иск о расторжении договора (6 -ти месячный
исковый сррк);
- actio quanti minoris - иск об уменьшении покупной цены (годичный).
Применение этих исков регилировалось курульными эдилами,
разрешавшими споры на почве рыночных сделок.
4. Обязательства покупателя. Покупатель обязан: -уплатить покупную цену;
- риск случайной гибели вещи фактически всегда ложился покупателя независимо от того, стал ли покупатель уже собственником купленной вещи или еще нет (исключительное правило). Исключительность такого правила объясняется некоторыми романистами стипуляционной основой купли- продажи. В древности купля- продажа производилась двумя стипуляционными обязательствами. Таким образом покупатель и продавец были взаимно связаны и взаимно ответственны. В этом смысле куплю- продажу называют синаллагматическим договором
Безымянные контракты. Они появились уже после того, как процесс формирования ранее рассмотренных договоров был завершен. Долгое время эти контракты вовсе не находили юридического признания, а потому сторона, их исполнившая (например, передавшая вещь), если она не получала встречного удовлетворения, могла требовать лишь возврата исполненного посредством condictio ad rem dati (требование по поводу переданной вещи), или, как иначе именовали ту же кондикцию, causa data causa non secuta (смысловой перевод: вещь передана, но встречное удовлетворение не получено). Впоследствии, однако, контракты такого рода начинают защищаться претором, а римские юристы классифицируют возможные их варианты при помощи следующих словестых формул: do ut des (даю, чтобы ты дал, например, передаю вещь в обмен на другую вещь); do ut facias (даю, чтобы ты сделал, например, даю вещь за исполнение определенной работы твоим рабом); facio ut des (делаю, чтобы ты дал, например, отпускаю раба на велю, чтобы получить за это от тебя определенную денежную сумму); facio ut facias (делаю, чтобы ты сделал, например, отпускаю на волю раба, чтобы ты освободил своего раба). Эти формулы использовались для выработки направленного на защиту безымянных контрактов иска, получившего наименование actiopraescriptis verbis (дословно: иск из предписанных слов).
Образовав по изложенным причинам самостоятельную группу договоров, безымянные контракты применялись в разнообразных конкретных ситуациях. Наиболее существенны три их типа: мена, прекарий и так называемый оценочный договор.
1. Мена (perrnutatio) — договор, опосредовавший обмен вещи не на деньги, а на другую вещь. Он подпадал, следовательно, под формулу do ut, des (даю, чтобы ты дал). Римские юристы предпринимали попытки объединить его с договором купли—продажи. Но этому препятствовал реальный характер мены, которая признавалась заключенной лишь с момента передачи хотя бы одного из обмениваемых предметов. К тому же ряд конкретных правил, рассчитанных на куплю—продажу, не мог быть применен к договору мены. Исключалось, например, возбуждение спора о том, что, ввиду неэквивалентности обмена, он причинил одному из контрагентов значительный ущерб (laesio enormis). В свою очередь многие правила, введенные для мены, не относились к купле-продаже. Так обстояло, в частности, с правом одного из участников мены потребовать возврата исполненного, а не причитающегося ему встречного удовлетворения. Мена осталась поэтому в составе безымянных контрактов, занимая в силу своего хозяйственного значения ведущее место среди них.
2. Прекарий (precarium) юридически закреплял передачу вещи одним лицом в бесплатное пользование другого, обязанного возвратить ее по первому требованию передавшего. Римляне подводили этот договор под формулу facio ut facias (делаю, чтобы ты сделал), считая, что один контрагент для того и передавал вещь в пользование, чтобы по первому его требованию она была возвращена вторым контрагентом. На этом достаточно искусственном основании делался вывод о синналагматическом характере прекария. А так как его заключение приурочивалось к моменту передачи вещи прекаристу, у римлян были все основания с точки зрения выработанных ими критериев классификации отнести прекарий к числу безымянных контрактов.
3. Оценочный договор (aestimatum) применялся в отношениях крупного торговца с мелким. Первый передавал второму вещь с обозначением ее цены. Если второму продать вещь по указанной цене не удавалось, она подлежала возврату; если продажа состоялась по точно обусловленной цене, собственнику передавались все вырученные от продажи деньги; если реализация вещи производилась по более высокой цене, продавец оставлял себе разницу, передавая собственнику проданной вещи денежную сумму, равную определенной им цене.
В выборе одной из словесных формул, под которую следовало подвести оценочный договор, испытывали затруднения сами римляне. Но поскольку этот договор вступал в силу со времени передачи вещи и порождал синналагматическое обязательство, его без каких бы то ни было колебаний включали в состав безымянных контрактов.
Защищенные пакты (pacta vestita). По общему правилу, так полностью и не упраздненному в Древнем Риме, голое соглашение обязательства не создавало. Учитывая, однако, настоятельные потребности экономического оборота, римляне со временем предоставили исковую защиту отдельным соглашениям, хотя они не охватывались признанным перечнем консенсуальных контрактов. Такие соглашения, получив наименование защищенных ("одетых" - vestita) пактов, приобрели юридическую силу одного из оснований возникновения обязательств договорного характера.
Принято различать три вида защищенных пактов — дополнительные, преторские и законные.
1. Дополнительные пакты (pacta adjecta) представляли собой соглашения, при помощи которых к уже заключенному между сторонами договору присоединялось какое—то новое условие. .
2. Преторские пакты (pacta praetoria) получили подобное наименование вследствие того, что первоначальная защита была им предоставлена претором. К числу этих пактов относились:
клятвенное соглашение (pactum de jurejurando), по которому, например, в ответ на требование кредитора о производстве платежа лицо, ответственное по этому требованию, но не считающее себя должником, заявляло: "Поклянись, что я тебе должен, и я поверю". Если кредитор приносил клятву, обязательство признавалось неоспоримым и могло быть осуществлено в принудительном порядке уже на основании одного только клятвенного соглашения;
Законные пакты (pacta legitima) — это такие соглашения, защита которых была закреплена в правовых нормах, исходивших от императора. В частности, конституция Феодосия обеспечивала юридическую защиту пакта о предоставлении приданого.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 625;