Социология в структуре социально-гуманитарных наук 1 страница

С термином "социология" каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех "на слуху". Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету "Преподаватель глазами студента". Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться. Начнем с этимологии.

Термин "социология" - производное от двух слов: латинского слова socio - общество и греческого 1оgos- слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Н. Смелзер в своем учебнике "Социология". Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию "отцов-основателей" О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией. Что же такое социальная философия? Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут служить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет себя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широкими теоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы. Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению "отцов-основателей" социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека. Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, например демографии и социологии брака и семьи, экономической теории и экономической социологии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, она стоит

при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального "Я ", сфера социологии - это проблемы межличностного взаимодействия- "Мы". В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связан с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоятельная наука? Социология как наука. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой атрибутов социального института. В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых последовательно углубляет институционализацию: 1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2) создание специализированных периодических изданий; 3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.; 4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций. Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.

1) Социология - социальная философия

Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых - смыслообразующие. Если у философии основной метод познания - это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии - это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.

2) Социология и психология

Сфера психологии - изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии - проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

3) Социология и история

Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов - общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества. Специфика заключается в следующем: науки разделяют на две группы:

а) номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует
повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод
социологии - обобщающий, отыскивающий главные тенденции.

б) Идиографические - это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых
индивидуальных характеристик.

4) Экономика и социология

Общее в этих науках - понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

5) Социология и политология

Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

1. 2. Объект и предмет социологии.

Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

• глобальное мировое сообщество;

• традиционное национальное общество;

• микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

• индивид.

Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, актор - т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что

социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах (Рис. 1). Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.

Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы.

Таким образом, используя социологический подход, мы извлекаем из этого два важнейших урока: во-первых, мы узнаем, что социальный мир направляет наши действия и жизненный выбор, как времена года влияют на выбор одежды и занятости; во-вторых, усвоив основы социального устройства, мы сами нередко оказываем влияние на жизненный выбор других людей, повергаем «корректировке» ход целого ряда социальных процессов.

Рис. 1. Механическая модель структуры

Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

1. 3 Функции социологии

Социология непосредственно включается в жизнь общества через выполнение ею определенных социальных функций. К ним в первую очередь относятся:

- Теоретико - познавательная (социология на всех своих уровнях и во всех своих составляющих компонентах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает перспективы социального развития, обнаруживает в обществе то, что требует радикальных преобразований и изменений.

- Описательно - информационная (социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах , учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов);

- Социального планирования (социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов).

- Прогностическая функция (социологи способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и сообществ в будущем; особенно важно иметь такие прогнозы в переходные, как сейчас, эпохи развития общества В этом аспекте социология может определять диапазоны возможностей и вероятностей; подать несколько сценариев возможных процессов связанных с каждым из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия).

- Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.

На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных ею процессов. Таким образом, организационно - технологическая функция социологии продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого результата.

- Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

- Инструментальная функция. Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное выше в его конкретном виде, разработать пути его усовершенствования. При этом большое значение приобретают методы и инструменты поиска, регистрации, измерения, обработки, анализа, обобщения первичной социологической информации. Наиболее общим инструментом этой деятельности может рассматриваться именно социологическое исследование с его методами. Важное значение имеют и методы коллективного поиска решения проблем, а именно: деловые игры, мозговая атака и другие средства определения путей преобразования социальных отношений.

Таким образом, функции социологии определяют широкий спектр задач, в которых отражается богатая по содержанию сама наука социологии, ее специфика, особенности ее объекта и предмета.

Рекомендуемая литература:

1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1995.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, М., 1998.

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М, 1994.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 1998.

5. Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перер. М., 1998.

6. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 тт./ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.

7. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс / Пер. с англ. М., 1998.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. Воронеж, 1994.

9. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова. М, 1998.

 

 

Tема 2. Основные направления в истории социологии

 

Цель лекции: раскрыть основные этапы в становлении социологии как науки, обозначить вклад О. Конта в становление и развитие социологии как науки, рассмотреть основные концепции теории социологического знания.

Ключевые термины: О. Конт, закон трех стадий, теория эволюционизма, Г. Спенсер, классическая и неклассическая эпистема развития социологии, Э. Дюркгейм, разделение общественного труда, органическая и механическая солидарность, самоубийство, аномия, М. Вебер, идеальный тип, понимающая социология, социальное действие.

Вопросы:

1.Институционализация мировой социологии.

2. Концепция позитивизма О. Конта.

3. Натуралистическая концепция развития общества и социологизм Э.Дюркгейма

4. Социология М.Вебера.

 

2.1 Институционализация мировой социологии

Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

• возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;

• появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил, а также принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;

• создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института;

• создание формальных и неформальных организаций, регулирующих и упорядочивающих функционирование социального института.

Институционализация науки - это одно из ключевых понятий современной социологии науки, которое позволяет раскрыть основные особенности и закономерности формирования развития системы научного знания, превращения ее в социальный институт.

Институционализация науки предполагает рассмотрение процесса ее развития с трех сторон:

1) создание различных организационных форм науки, ее внутренней дифференциации и специализации, благодаря
чему она выполняет свои функции в обществе;

2) формирование системы ценностей и норм, регулирующих деятельность ученых, обеспечивающих их
интеграцию и кооперацию;

3) интеграция науки в культурную и социальную системы индустриального общества, которая при этом оставляет
возможность относительной автономизации науки по отношению к обществу и государству.

Этапы институционализации социологии

Можно выделить следующие основные этапы институционализации социологии:

1. одним из первых этапов можно считать 1830-е гг., когда О. Конт ввел название «социология» и определил ее
первоначальный предмет.

2. Дальнейшее развитие новой науки невозможно без выработки более или менее точно определенных понятий и терминов, свойственных именно ей, т. е. выработки общего словаря. Также невозможно развитие без устойчивых коммуникаций между потенциальными и реальными исследователями данной области научного знания. На первыхпорах это взаимодействие ведется на неформальной основе - в виде переписки, научных семинаров и др. Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.

3. Важным шагом в институционализации явилось позиционирование учеными себя в качестве «социологов» и предъявление обществу в этом качестве.Новая дисциплина, зачастую под разными названиями, включается в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной академической науки.

4. Решающий вклад в институционализацию социологии принадлежит Э. Дюркгейму - основателю первой в мире кафедры социологии в Сорбонне и первого периодического издания - «Социологический ежегодник». Аналогичные шаги были предприняты в США: в 1892 г. в Колумбийском университете была основана первая кафедра социологии, а в 1895 - «Американский журнал социологии», издающийся до сих пор.

5. Заключительным этапом институционализации можно считать включение социологических специальностей в государственные реестры и стандарты экономически высокоразвитых стран, официально закрепившие профессиональные требования к подготовке и квалификации специалистов-социологов. Таким образом, было законченооформление их социальных позиций в структуре общества.

2. 2 Концепция позитивизма О. Конта

Позитивизм (фр. pozitivizm* от лат.— положительный)— философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX

века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

закон трёх стадий. Умственное развитие человечества (как и отдельного нормального человека) в его различных возрастах последовательно проходит через три общие состояния:

• В первом — теологическом — человек, в силу преобладающего здесь воображения, представляет весь мир явлений по аналогии со своей собственной деятельностью (антропоморфно). Он олицетворяет предметы и явления природы, видит в них произвольные действия индивидуальных существ или богов (населяет мир богами, духами и т.д).

• Во втором состоянии — метафизическом, где преобладает отвлеченное, формальное мышление — воображаемые боги вытесняются понятием общих сущностей, первопричин и целей, к которым сводятся отдельные явления (объяснение окружающего мира - за счёт вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями1-.

• Третье, позитивное состояние ума выражается в научном мышлении. Здесь вымыслы теологии и метафизические отвлеченности заменяются познанием действительных законов природы, то есть постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности (отказ от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей, переход к научному познанию на основе опыта, наблюдению, описанию явлений1).

Позитивная философия, по Конту, есть только обобщенный и приведенный в систему здравый смысл. Её характерные черты, в отличие от теологии и метафизики, суть:

1.объективность, так как она подчиняет мышление его предмету, а не наоборот

2.реальность, так как сам предмет её есть всегда наблюдаемый факт, а не вымысел воображения или логическая абстракция

3.достоверность, так как все утверждения поз. философии, относясь к фактам, всегда могут быть проверены фактически

4.точность, так как математика, будучи основой всей системы, всегда остается нормой истинного познания

5.органичность, так как эта философия не противопоставляет своих идей действительной жизни — как это делает метафизика в своих безусловных требованиях, критически разлагающих и разрушающих действительность, — а смотрит на себя как на органический продукт, естественное продолжение или восполнение действительного хода вещей

6.относительность, поскольку все явления познаются здесь не в своей абсолютной сущности, недоступной человеческому уму, а в своём действительном отношении к нашему организму и взаимоотношении между собой

7.полезность. В социальном анализе О. Конт выделил два направления:

1) изучение социального порядка - социальную статику;

2) изучение социальных процессов и изменений - социальную динамику. В плоскости первого исследуются предпосылки существования и законы функционирования общественной системы, а другого - законы развития и изменений социальных систем. Французский социолог поставил перед собой задачу: раскрыть законы социального существования в его организованных формах и процессах развития.

«Всеобщее благополучие», которое ученый положил в центр своего понимания общества - это последствие присущих человеку врожденных психологических черт, которые подталкивают его к общественной жизни. Эти черты сводятся к двум склонностям людей: быть в обществе себе подобных и делать вместе с другими добро другим. При этом необходимо преодолевать эгоистические стремления, которые подталкивают индивидов отрекаться от гражданского положения. В борьбе двух инстинктов: социального (альтруистического) и индивидуалистичного (эгоистического) в историческом развитии победил первый, и это реализовалось в наиболее распространенных формах социальной общности, таких как семья и трудовая кооперация. Предложенные Контом законы социальной статики -дифференциация, централизация власти и развитие общей морали - стали фундаментом его видения социального порядка. Изучение законов развития общества в системе французского теоретика предполагается в плоскости социальной динамики. Под таким углом зрения рассматриваются «законы наследования», или модели изменений социальных систем во времени. Такие изменения обусловлены философскими доминантами социума. То есть, решающим фактором считается прогресс человеческого духа.

 

2. 3 Натуралистическая концепция развития общества и социологизм Э.Дюркгейма

В 17-18 вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Эта концепция требует объяснений социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической.








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1040;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.038 сек.