Философия, её предмет и функции. Философия в культурно-историческом контексте.
Проблема соотношения философии и науки «по предмету». Философия как совокупность знаний о мире и человеке. Генезис науки. Дифференциация и интеграция наук. Позитивизм (О.Конт). Мировоззренческая и методологическая функции философии. Характер философских проблем (К.Ясперс) и «вечные» философские проблемы (Б.Рассел). Специфика философских проблем: исследование смысла, присущего целому.
Предмет философии как (1) мир вне человека, субъекта («научный подход»); (2) человек, его отношение к миру, субъективность («аксиологический», антропологический подход); (3) человек в его отношении к миру, взаимосвязь объективного и субъективного («рационалистический» подход). Отношение человека к миру: онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое.
Проблемасоотношения «единства и многообразия». Основной вопрос философии (Ф.Энгельс) и проблема классификации философского знания. Основные оппозиции: материя и сознание, матеральное и деальное, объект и субъект; взаимосвязь функциоальная и генетическая; монизм и плюрализм (дуализм, холизм).
Отология, гносеология, аксиология. Философия природы, философия общества. Философия человека (философская антропология), философия морали (этика), философия искусства (эстетика), философия культуры, философия науки и т.д. Философские проблемы архитектуры.
Понятие мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Мировоззрение и миропонимание. Религия, философия и наука как три основных способа миропонимания. Философия и наука, философия и религия (сравнительный анализ) Специфика философского познания. Логика и рациональность в философскомдискурсе.
Основные области философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия и философия истории. Основные темы и проблемы философии: проблема бытия, проблемы познания и истины, проблемы человека, смысла истории и смысла жизни.
Философия теоретическая и практическая, как учения о том, что есть и о том, что должно быть. Взаимосвязь теоретического и практического аспектов в философском знании. Обыденная и профессиональная философия. Язык философии и иллюзия понятности. Строгость и точность философского языка. Система принципов и категорий философского знания. Аргументация в философии.
В целях более глубоко усвоения этой темы целесообразно провести обсуждение следующих вопросов:
«Но если бы я с помощью антиципации не носил в себе весь мир, мои зрячие глаза были бы слепы, и всё исследование, и весь опыт были бы лишь мертвыми, тщетными потугами»
( В. Гете )
«Никакой язык не труден для человека, если он ему нужен. Я как-то ухитрился понять приказание смыться, произнесенное на классическом китайском языке и подтвержденное лишь дулом мушкета»
( О. Генри)
Отвечая на вопрос о том, что такое философия и зачем она нужна, важно понять, что для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания. Чтобы понять специфику и предназначение философского знания, необходимо ответить на ряд вопросов: что такое философия, каковы ее предмет и функции, что представляет собой мировоззрение, каковы конкретно-исторические типы философии, общие и отличительные черты мифа, религии искусства, философии, основные функции философии, философию как герменевтическую деятельность. Чтобы ответить на эти вопросы, рекомендуется обратиться к следующей литературе: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1996,Основы философии / Учебное пособие. Алматы, 2000, Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1999, Спиркин А.Г. Философия. М., 2000, Философский энциклопедический словарь М., 1997 (1989, 1983), Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000, Хрестоматия по философии / Сост. и ред. А.А. Радугин. М., 1998.
Для понимания темы необходимо раскрыть смысл философии в ее историческом измерении, выявить культурно-исторические предпосылки философии, рассмотреть историческое становление и проблемность«основного вопроса философии» (по Энгельсу и Канту), раскрыть природу и структуру философского знания и показать основные этапы развития и главные направления философии.
В процессе самостоятельной работы необходимо увидеть многообразие определений предмета философии и главных тем философских размышлений: краткий исторический обзор можно дать на основе книгиМ.В.Желнова «Предмет философии в истории философии» и рассмотреть как менялись первоначальное определения основных философских понятий: о чем стремилась и стремится знать философия? КнигаМ.К.Мамардашвили «Как я понимаю философию?» – М., 1990 и Кузнецова В.Г. Герменевтика и гуманитарные знания М 1991 помогут уяснить следующие вопросы: бытийствование философии посредством слова, начала философского знания: почему философия понимается как метафизика удивления? Работа Мотрошиловой Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991 поможет ответить на вопросы исторические типы философского знания, Насколько поучительна история философии? Кто такие «философы»? «Личностное измерение» философии.
Ф. Энгельс считал основным вопросом философии вопрос об отношении материи и сознания, бытия и мышления. Основной вопрос философии, с его точки зрения, имеет две стороны. Первой стороной является вопрос о том, что первично - материя или дух, бытие или мышление. Философы, считающие материю, природу, бытие первичным, а дух, сознание мышление вторичным, относятся к лагерю материалистов.
И.Кант сформулировал основные вопросы, на которые должна отвечать эта философия в ее всемирно - историческом значении:
· что я могу знать?
· что я должен делать?
· на что я могу надеяться?
В совокупности эти вопросы позволяют сформулировать вопрос «что такое человек?»
Ответы на эти вопросы, пишет Кант, позволяют философии определить:
· источники человеческого знания;
· объем возможного и полезного применения всякого знания и,
· границы разума.
Если первый вопрос - гносеологическая сторона философии, второй – праксеологическая, третий -аксиологическая, четвертый - это проблемы философской антропологии.
Трактовка философии как науки приводит к отказу в праве называться философией всем без исключения немарксистским (в том числе и домарксистским) концепциям, поскольку они и формально и по существу исходят из иного понимания предмета философии.
Истоками философии являются миф, магия, астрология, религия, наука.
Опираясь на «знания о знании», философ «как никто другой должен постоянно отдавать себе отчет, что всегда стоит лицом к лицу со знанием о незнании. Поэтому знаменитое утверждение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю»,- это не просто философская бравада, а совершенно четкая гносеологическая установка, отражающая сущность философии в целом. В этом заключается сила и одновременно слабость философии, даже определенный ее трагизм. Философ должен отвечать на вопросы, осознавая принципиальную недостаточность знаний для полного ответа.
Объектом философии как гуманитарного познания является, прежде всего, текст - в его наиболее широком понимании - как некой смысловой реальности. Задача философского исследования заключается в расшифровке символов данного текста, посредством интерпретации, исходящей из сегодняшней социокультурной и пространственно-временной заданности. Таким образом, «философия представляет собой вторичный интерпретационный уровень осуществления: «интерпретацию интерпретаций» (Поль Рикер), которая осуществляется как особая герменевтическая деятельность. Философия при этом всегда окрашивается в герменевтические тона» (В.Г.Кузнецов).
Герменевтика - один из методов, при помощи которого возможно понимание, - соединятся с природными свойствами философского знания. Герменевтика - искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений –«сплетается с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус».
Мистицизм является одним из крупнейших направлений средневековой философии. Августин Аврелийутверждал, что весь мир пронизан разумом, логосом, содержащим в себе световую природу, поскольку имеет общую причину своего возникновения – бога. Все видимо, все реально только через бога. Бог – это солнце, которое само не видимо, но делающее все остальное видимым. Всякое познание осуществляется через лучи божественного света. Свет сотворенный дает возможность познать телесные вещи, свет разума – интеллигибельные предметы, свет благодати – истины откровения.
Наиболее яркое выражение мистицизм нашел в православной традиции Иоана Богослова, Василия Великого; Григория Нисского: в католической – Бернара Клервосского, Джовании Фиданца (Бонавентуры).
Мистицизм учит, что до грехопадения человек представлял собой существо духовной, световой субстанции. Грехопадение привело к тому, что он лишился своей первоначальной сущности, был низвергнут в мир чувственного бытия. Теперь же, в процессе «спасения», человек должен отказаться от всего телесного, «мира», и возвратить себее прежний световой духовный облик. Этот процесс включает в себя три стадии:
ü очищение души от чувственных страстей и привязанностей (катарсис),
ü просветление души мудростью – интеллигибельным светом божественных истин.
ü озарение- мистический экстаз, слияние человека с Богом. Все эти три ступени неразрывным образом связаны друг с другом.
Катарсис рассматривается в мистических учениях как предварительное условие просветления. Для того,чтобы человек был способен воспринимать божественный свет, он должен из падшего состояния вернуться в состояние первозданной чистоты. Роль катарсиса заключается в восстановлении в человеке затемненного грехопадением божественного образа. Процесс очищения требует больших аскетических усилий. В конечном итоге, по мысли христианских мистиков, должна произойти дематериализация человека, отрешение его от всего земного. Сбросив прежние телесные покровы, которые отяжелели и влекли вниз, душа получает возможность облачиться в новые одежды из света, которые в силу легкости повлекут ее вверх. Таким образом, человек вступает в новую стадию богоуподобления – стадию просветления.
На этой стадии совершается постепенное восхождение ума от низких проявлений «световой энергии» к более высоким.
В конце концов, этот процесс должен завершиться непосредственным общением человека с богом. Внешним выражением все возрастающего единения является мистический экстаз - божественное озарение. В системах мистицизма оно трактуется как явление сознания истины в своей самоочевидности. Душа в момент озарения созерцает не только умопостигаемую действительность, но и самый свет, то есть самого Бога – источник всякого света – в его бестелесной сущности. На высшем этапе восхождения души к Богу осуществляется возвращение душе своего первозданного вида, то есть «образа и подобия Бога». Только тогда, согласно концепции мистицизма, происходит полное слияние с Богом.
Религиозно-мистические, эзотерические взгляды. Карлоса Кастанеды, всемирно известного латиноамериканского писателя и философа: специфические учение о строении бытия. Философия Рериха пример гуманизма и человеколюбия.
Иррационализм в современном мире нередко принимает и облик как крайних иррационалистических, так и откровенно мистических идей и концепций. Волна мистики достигла сегодня и нашей страны, проникает на книжный рынок и, что особенно тревожно, завоевывает все новые позиции на радио и телевидении в форме пропаганды астрологии, магии и т.п. Опасно то, что пока практически не видны усилия, направленные на то, чтобы противостоять этой волне
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1555;